uzluga.ru
добавить свой файл
1

На территории Архангельской области в соответствии с областным законом от 23.09.2004 №258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» образовано 229 муниципальных образований, из них:

7 – наделены статусом городских округов;

19 – статусом муниципальных районов;

24 – статусом городских поселений;

179 – статусом сельских поселений.

Деятельность, связанная с государственной регистрацией уставов муниципальных образований, начата с 01.09.2005, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон от 21.07.2005 №97-ФЗ).

В 2009 г. в Управление для государственной регистрации поступило 242 (197 – здесь и далее показатели за 2008 г.) пакета документов или на 22,8 % больше к 2008 г., в том числе:

^ 35 (3) уставов муниципальных образований Архангельской области или в 11,6 раз больше к 2008 г.;

207 (197) муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Архангельской области или на 5% больше
к 2008 г.





Количество уставов муниципальных образований
Архангельской области, муниципальных правовых актов о внесении изменений
в уставы муниципальных образований Архангельской области, поступивших
на государственную регистрацию в территориальный орган юстиции
по Архангельской области в 2005 – 2009 гг.



При этом в результате выборов 12.10.2008, 02.03.2009 и 11.10.2009 большая часть депутатского корпуса представительных органов муниципальных образований Архангельской области и глав муниципальных образований Архангельской области обновилась. Предпринятые Управлением меры позволили не уменьшить правотворческую активность представительных органов муниципальных образований Архангельской области и местных администраций муниципальных образований Архангельской области в результате прошедших выборов.



Количество уставов муниципальных образований Архангельской области,
поступивших на государственную регистрацию в территориальный орган
юстиции по Архангельской области в 2005 – 2009 гг.



Увеличение числа уставов муниципальных образований Архангельской области, поступивших для государственной регистрации в 2009 г., обусловлено оказываемой Управлением методической помощью органам местного самоуправления, в том числе по разработке Управлением проектов уставов муниципальных образований Архангельской области и проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Архангельской области. С учетом рекомендуемых Управлением комплексных изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Архангельской области, представительными органами муниципальных образований Архангельской области принимается решение о разработке новых редакций уставов муниципальных образований.




Количество муниципальных правовых актов о внесении изменений
в уставы муниципальных образований Архангельской области, поступивших
на государственную регистрацию в территориальный орган
юстиции по Архангельской области в 2005 – 2009 г.г.



В 2009 г. рассмотрено 228 (219) пакетов документов.

В рамках реализации полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Архангельской области:

– принято решений о государственной регистрации по 144 (166) пакетам документов или на 15% меньше к 2008 г.; 63,15% (75,8%) от числа рассмотренных пакетов документов в 2009 г.:

13 (1) уставам муниципальных образований Архангельской области;

131 (165) решений о государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Архангельской области или на 26% меньше к 2008 г.;

12 (21) заявлений о государственной регистрации оставлено без рассмотрения или на 42,85% меньше к 2008 г.; составляет 5,2% (9,6%) от числа рассмотренных пакетов документов в 2009 г., в том числе:

2 (1) заявления о государственной регистрации устава муниципального образования Архангельской области;

10 (20) заявлений о государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Архангельской области;

– по 72 (32) пакетам документов отказано в государственной регистрации или на 125% больше к 2008 г. и составляет 31,6% (14,6%) от числа рассмотренных пакетов документов, в том числе:

17 (2) заявлений о государственной регистрации уставов муниципальных образований Архангельской области;

55 (30) заявлений о государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Архангельской области.

В рамках проведения юридической экспертизы уставов муниципальных образований Архангельской области, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Архангельской области в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выявлены тенденции:

уменьшения случаев принятия решений о государственной регистрации с 166 до 144 пакетов документов (с 75,8% до 63,15% от числа рассмотренных пакетов документов);

уменьшения случаев оставления заявлений о государственной регистрации без рассмотрения с 21 до 12 пакетов документов (с 9,6% до 5,2% от числа рассмотренных пакетов документов в 2009 г.);

увеличения случаев отказа в государственной регистрации с 32 до 72 пакетов документов (с 14,6% до 31,5% от числа рассмотренных пакетов документов).




Количество уставов муниципальных образований Архангельской
области, муниципальных правовых актов о внесении изменений в
уставы муниципальных образований Архангельской области,
по которым территориальным органом юстиции по Архангельской
области отказано в государственной регистрации в 2005 – 2009 гг.



В большинстве случаев основной причиной отказа в государственной регистрации является противоречие норм уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований федеральному и региональному законодательству (17 уставов муниципальных образований и 36 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований).




Основания для отказа в государственной регистрации устава
муниципального образования Архангельской области, муниципального правового акта о внесении изменений в уставы муниципальных
образований Архангельской области в 2005 – 2009 гг.



синий цвет диаграммы (первая колонка) – в уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в уставы муниципальных образований выявлены правовые нормы, не соответствующие федеральному и областному законодательству;

бардовый цвет диаграммы (вторая колонка) – устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в уставы муниципальных образований принят с нарушением установленного порядка


В уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований выявлены следующие противоречия федеральному и областному законодательству:

1) закрепление в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований правовых норм, не соответствующих требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, предъявляемым к системе муниципальных правовых актов (закрепление неполного перечня правовых актов для конкретного субъекта правотворчества);

2) закрепление в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований перечня вопросов местного значения соответствующего муниципального образования, отличного от перечней вопросов местного значения, предусмотренного Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ;

3) недостаточность правового регулирования оснований досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

4) закрепление в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований положений, отсылающим к нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования по вопросам, которые должны быть урегулированы непосредственно уставом муниципального образования;

5) закрепление в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований положений противоречащих избирательному, трудовому, административному, бюджетному и налоговому законодательству;

6) закрепление в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований положений, противоречащих Федеральному закону от 02.03.2007 №25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации», законам Архангельской области от 27.09.2006 №222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» и от 24.06.2009 №37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области»;

7) закрепление в уставах муниципальных образований положений, сформулированных с превышением полномочий органов местного самоуправления;

8) наделение органов местного самоуправления более широкими полномочиями, чем это предусмотрено федеральными законами и законами Архангельской области.

Основными причинами наличия несоответствующих норм в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований федеральному законодательству и законодательству Архангельской области являются:

- неверное толкование органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления норм Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, норм других федеральных законов и законов Архангельской области;

- значительный объем регулярно принимаемых изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ и иные федеральные законы по вопросам организации местного самоуправления;

- попытки закрепить в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований структуру органов местного самоуправления и разграничить полномочия между ними без учета требований федерального законодательства.

Кроме того, в 2009 г. имелись случаи отказа в государственной регистрации уставов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Архангельской области по причине несоблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (5 уставов муниципальных образований и 24 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований).

Типичными нарушениями явилось невыполнение требований части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, согласно которой проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Увеличение числа отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований обусловлено несоблюдением главами муниципальных образований требований федерального и регионального законодательства и свидетельствует о низкой правовой грамотности специалистов местных администраций муниципальных образований, об отсутствии системной работы муниципальных районов с органами местного самоуправления поселений.

В 2009 г. оставлено без рассмотрения 2 заявления о государственной регистрации устава муниципального образования Архангельской области в новой редакции и 10 заявлений о государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Архангельской области.



Количество уставов муниципальных образований Архангельской
области, муниципальных правовых актов о внесении изменений
в уставы муниципальных образований Архангельской области,
которые территориальным органом юстиции по Архангельской
области оставлены без рассмотрения в 2005 – 2009 гг.



Основными причинами оставления без рассмотрения пакетов документов послужили факты непредставления полного перечня документов согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ:

- отсутствие сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования;

- отсутствие сведений о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования;

- отсутствие протокола заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования;

- отсутствие магнитного носителя.


Кроме того, на государственную регистрацию представляются муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований Архангельской области, оформленные не надлежащим образом, а именно:

- решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений в устав муниципального образования не прошито;

- решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений в устав муниципального образования не подписано главой муниципального образования и не скреплено печатью муниципального образования;

- решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений в устав муниципального образования подписано ненадлежащим должностным лицом;

- в уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования нарушены нумерации статей;

- в уставе муниципального образования, принимаемого в новой редакции, содержатся положения, исключенные представительным органом муниципального образования.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ заключение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава муниципального образований, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для государственной регистрации.

Всего в 2009 г. после отказа в государственной регистрации, оставлении без рассмотрения уставов муниципальных образований Архангельской области, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Архангельской области поступило 47 пакетов документов, из них 11 уставов муниципальных образований Архангельской области и 36 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Архангельской области.


В течение 2009 г. главами муниципальных образований Архангельской области неоднократно нарушались требования статьи 5 Федерального закона
от 21.07.2005 №97-ФЗ, согласно которой глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

На конец 2009 г. не представлена информация об опубликовании 3 уставов муниципальных образований в новой редакции и 37 решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Архангельской области.

В 2009 г. отказы в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке не обжаловались.