uzluga.ru
добавить свой файл


Этические принципы деятельности российского психолога

(Проект)


Исходя из глубокого убеждения, что знания должны служить гуманным целям, а интеллектуальное развитие личности сочетаться с ее нравственным ростом, сле­дуя традициям человеческого благородства и самоотверженного служения науке, осознавая свою культурную миссию, ответственность за поддержание здоровой пси­хологической и моральной атмосферы в обществе, понимая, что принадлежность к ведущему психологическому сообществу страны требует соответствия высоким стан­дартам профессионализма и нравственно достойного поведения, V Съезд Российс­кого психологического общества принимает следующие этические принципы:

Общие обязанности

Деятельность российского психолога направлена на решение следующих основ­ных задач:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нрав­ственном развитии;

  • удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, сочетающих глубокие профессио­нальные знания с высокой культурой и гражданской активностью;

  • проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области психологических наук в тесной связи с образовательным процессом, участие в инновационной деятельности, распространение и пропаганда научных знаний;

  • формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду, со­хранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей, рас­пространение знаний среди населения, повышение его образовательного и куль­турного уровня.

Обязанности психолога

  • Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собствен­ной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. Психо­лог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

  • Психолог должен личным примером демонстрировать учащимся и студентам соблюдение этических принципов деятельности российского психолога.

В практической и экспертной деятельности

  • Психолог должен исходить из уважения личного достоинства, прав и свобод че­ловека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Фе­дерации.

  • Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со сво­ими Клиентами.

  • Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию, и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

  • Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, при­нятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением пер­вичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предва­рительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

  • Психолог должен обладать знаниями в области этики и должен руководство­ваться этическими принципами в своей работе.

  • Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение.

В преподавательской деятельности

  • Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию, и избегать ее искажения в педагогической работе.

  • Психологи должны постоянно повышать уровень своей профессиональной ком­петентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

В исследовательской деятельности

  • Психолог может применять только сертифицированные методики, которые адек­ватны целям проводимого исследования, условиям эксперимента.

  • Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являют­ся опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют его в результа­тах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его пси­хологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конк­ретным, согласованным задачам психологического исследования.

  • Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, полу­чившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, обще­ственных увлечений и др.

  • Информация, полученная Психологом в процессе работы, не подлежит созна­тельному или случайному разглашению вне согласованных с Клиентом условий. В отношениях с коллегами

  • Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. Психолог не должен своими действиями способство­вать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

  • Психолог должен осознавать ограниченность своих возможностей и возмож­ностей профессии Психолога, что является условием установления диалога между профессионалами различных специальностей.

По отношению к Российскому психологическому обществу

  • В своей профессиональной деятельности психолог должен руководствоваться Уставом Российского психологического общества и положениями Этического кодекса психолога Российского психологического общества.

Обязанности студентов и учащихся, получающих психологическое образование

  • Студенты и учащиеся, получающие психологическое образование, должны вни­мательно изучить Этический кодекс психолога Российского психологического общества и этические принципы, и придерживаться в своей деятельности эти­ческих принципов деятельности российского психолога.

  • В учебной деятельности студенты должны постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

В личном поведении

  • Психологи должны избегать деятельности, которая может привести к дискри­минации по любым основаниям.

  • В своих профессиональных контактах с представителями других профессий пси­хологи и обучающиеся психологии должны проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

Сфера действия этических принципов

  • Действия этических принципов распространяются как на профессиональную деятельность психолога, так и на его личную жизнь.

Механизмы внедрения этических принципов в жизнь

  • Основными механизмами внедрения этических принципов в жизнь являются: учебные курсы, учебные пособия для студентов и учащихся; конференции и се­минары.