uzluga.ru
добавить свой файл
1





по работе с учащимися школы


социальному педагогу

МОУ «УНООШ»


Шевченко Екатерине Петровне


на тему: «Раннее выявление вредных привычек у подростков».


п. Усть-Нера, 2006 г.

Подростковый возраст - это возраст, в котором все более отчетливо сказываются изъяны предшествующего воспитания.
Следовательно, в данном возрасте важнейшая задача родителей - это контроль за состоя- нием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то , в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вов- ремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.
Наиболее полезным в качестве рекомендаций по раннему выявлению вредных привычек будет описание симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего психоактивные вещества (ПАВ) - алкоголь, табак, наркотики.

^ Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.).
Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появ- ление других ценностей).
Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюс- тей, нарочитость движений, провалы в памяти.

Табак
Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.
Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное времяпрепровождение в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.

^ Вдыхание клея
Симптомы: агрессивность, внешний вид пьяного человека, мечтательное или бессмыслен- ное выражение лица.
Внешние признаки: наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.

^ Марихуана, травка, курево, зелье
Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует коор- динация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлю- цинации.
Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.

Кокаин
Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости.
Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гиперемия слизистой оболочки носа.

^ Героин, морфий, кодеин
Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, Пятна крови на рукавах рубашки, насморк.
Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгу та, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.

Крэк
Симптомы: короткий период эйфории, сменяющийся депрессией; гиперактивность в на- чальных стадиях, апатичность на последующих, после прекращения употребления; неп- рекращающийся насморк, шмыгание носом.
Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, лезвий бритвы.

Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной при- вычки на ранней стадии,

НЕОБХОДИМО:
1. Провести мероприятия по профилактике ПАВ - лекции, беседы, тренинги и т. д.
2. При профилактике больше использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с детьми исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт.
3. При профилактике больше уделять внимание формированию навыкам отказа от ПАВ - зависимости, нежели информационной части общения.
4. Надо не бороться с негативными явлениями вредной привычки , а вместо этого про- пагандировать позитивную окраску ее отсутствия.
5. Проводить профилактику ПАВ - зависимости с ребенком необходимо параллельно с ПАВ - зависимостью взрослых.
6. Профилактика ПАВ - зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых.
7. Также важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время.
8. Профилактическую работу целесообразнее проводить родителям совместно с психологом, социальным педагогом, наркологом.


^ Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка
Достаточно часто социальному педагогу приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между участниками учебно - воспитательного процесса, осуществлять помощь в налаживании взаимоотношений, то есть снимать состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности и др. Для этого можно использовать раз- личные методы, интуитивно выбирая наиболее подходящие для конкретной ситуации.

Подавление - жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв господствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может привести ребенка, подростка в еще более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включения его в деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных прояв- лениях личности и осуществляется выход на внешнее изменение поведения, без учета состояния ученика в данный момент.

В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, но ни в коем случае на личности подростка. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. Применение подавления целесообразно, когда негативные проявления ребенка, подростка грозят нанести вред его здоровью или возникает угроза для его жизни, или возможен ущерб здоровью и жизни другого, например острый предмет в руках человека.

Вытеснение - метод...