uzluga.ru
добавить свой файл
1

Пояснительная записка.


В настоящее время фольклор представляет собой богатейший материал, содержащий целый комплекс выразительных средств, освоение которых помогает формированию всесторонне-развитых детей. Это обеспечивается многогранностью различных видов музыкальной деятельности, содержащихся в фольклоре: песенно-танцевальной, игровой, вокальной, актерской, которые интегрально включены в учебную программу фольклорного отделения- вокального ансамбля, хореографию, постановку голоса, сольфеджио.

Предмет «Постановка голоса» занимает ведущее место среди профилирующих дисциплин комплекса предметов специального цикла и является наиболее тонкой и специфической сферой воспитания народного певца. Именно в процессе пения у ученика обнаруживается уровень его вокально-образовательного мышления, слуховой ориентации, внутреннего восприятия музыки, развития интуиции, способности к народному интонированию. В учащихся необходимо воспитывать любовь к народной музыке, к искусству родной страны, приобщать их к общей музыкальной культуре, что явится важнейшим фактором, способствующим художественному росту и развитию общей музыкальной культуры учащегося, поможет ему понять связи творчества композиторов с музыкальным фольклором разных народов.

Основой репертуара будущего певца в области народного исполнения является народная песня, песни других народов нашей многонациональной страны, а также обработки народных песен и вокально-песенные произведения композиторов. Народная песня занимает большое место в жизни и культуре каждого народа, она отражает его жизнь, историю, труд, быт, надежды и отчаяния. Певец-исполнитель народных песен способствует пропаганде лучших образцов народного исполнительства, а также песенных и других вокальных произведений, написанных композиторами.

^ Цель, задачи, принципы программы.

Цели: овладение певческими навыками, необходимыми при исполнении народных и авторских песен.

Развивающиеся задачи:

  • Развитие интереса к вольно-народному искусству;

  • Развитие музыкального мышления;

  • Развитие образно-смыслового мышления;

  • Развитие вокального воображения;

  • Музыкального слуха, слухового внимания;

  • Формирование взглядов, убеждений и духовных потребностей;

Воспитывающие задачи:

  • Воспитание нравственно-эстетических чувств;

  • Воспитание специальной культуры (исполнения народных песен, культуры певческого звука, поведению на сцене);

  • Вдумчивое и бережное отношение к музыке, слову, голосовому инструменту;

  • Научить воспринимать красоту народной песни;

  • Воспитание ответственности ученика за результат обучения.

Обучающие задачи:

  • Выразительное исполнение народных песен;

  • Навык вокального пения;

  • Дикционные навыки.

В соответствие с учебным планом детской школы искусств, предмет «Постановка голоса» начинает изучаться со второго по восьмой класс. Так как дети разных возрастов, физических вокальных возможностей, то программа по «Постановке голоса» разработана на три ступени обучения. Первая ступень рассчитана для детей от 7-9 лет начальной школы (со второго по третий класс по 0,5 учебного часа); вторая ступень- с 10-13 лет подросткового возраста (с четвертого-шестой класс по 1 учебному часу в неделю);третья ступень- с 14-16 лет подростки-старшеклассники (седьмой-восьмой класс по 1 учебному часу в неделю). В конце каждого учебного года проводятся зачетные концерты.

В начале каждого полугодия составляется индивидуальный план (для учащихся первого года обучения составляется через месяц после начала занятий), в котором педагог дает характеристику учащегося, намечает задачи по овладению вокально-техническими и исполнительскими навыкам, указывает, какие произведения должны быть разучены. План составляется учетом индивидуальности ученика, его исполнительских возможностей в соответствии с требованиями данной ступени.


^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯИ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Воспитание полноценного исполнителя достигается в том случае, когда развитие голоса и музыкально-исполнительские задачи идут параллельно и взаимосвязано, то есть работа над голосом не отрывается от художественных задач. При этом всегда необходимо следовать принципу постепенности усложнения вокально-технических и исполнительских задач, и последовательного развития навыков. В процессе первоначальных занятий педагог должен определить индивидуальные особенности вокального и музыкально-исполнительского дарования учащегося и учитывать их при составлении плана работы. Принцип индивидуального подхода к ученику и его правильное использование во многом определяет успех педагогического процесса.


^ Структура урока: Основная форма учебной и воспитательной работы с учениками на всех трёх ступенях обучения - это урок. Он строится по обычной схеме: вначале урока пение упражнений, специфичных для развития народной манеры пения, затем работа над репертуаром, в том числе проверка самостоятельных работы. Работа строится под аккомпанемент баяниста (концертмейстера).

Эффективность вокального обучения зависит от владения педагогом методами и приёмами обучения, сознательного практического претворения в учебный процесс принципов обучения, которые должны быть направлены на усвоение основных певческих навыков и на основе этого формировать вокальное мышления учащегося.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в вокальном обучении приобретает особое значение. Личность каждого ученика, особенности его психики, склад характера, волевые качества, музыкальные способности, всегда индивидуальны и неповторимы. Поэтому важно учитывать особенности звучания голоса и специфического голосообразования каждого ученика, обусловлены особенностям строения и работы голосового аппарата.

Каждый урок должен нести определённые задачи, которые активизируют внимание учащегося, заостряя его на конкретных задачах в достижении нужного голосообразования. Это, несомненно, усилит восприимчивость ученика, позволит ему более конкретно и детализировано проследить и осознать причинно-следственную связь определённого качества звучания с соответствующей этому звучанию особенности работы голосового аппарата. Последнее способствует качественному развитию вокального слуха, которое протекает эффективнее, если задачи наблюдения охватывают весь процесс: качество звука, вокально-технические стороны голосообразования ( дыхание, атака звука, дикцию, артикуляцию и т.д.).

Соотношение между распеванием и работой над произведением диктуются индивидуальными данными, уровнем певческих навыков ученика и теми задачами, которые ставятся перед каждым уроком. Однако следует помнить, что основной формой работы с учеником должна быть работа над произведением.

Репертуар должен отбираться в соответствии с вокальными возможностями голосов, с учётом ограниченного диапазона, а нагрузки на крайние звуки, требующие дальнейшего напряжения со стороны голосового аппарата ребят, должны полностью исключаться.


^ Содержание программы


Первая ступень- 2-3 класс


Эта ступень рассчитана, по учебному плану школы 0,5 часа в неделю, для детей 7-9 лет начальной школы. В этом возрасте мальчики и девочки не отличаются психофизическими данными друг от друга. Подвижны, активны, любознательны. Сила голоса небольшая. Диапазон голосов меньше октавы (примерно – от «до » до «ля», «си» первой октавы), поэтому целесообразнее брать песни календарного фольклора, в основе которых мелодия не превышает кварты, квинты по диапазону.


^ Учебно–тематический план 1 ступени обучения



Номер темы

Название тем

^ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

2-3 КЛАССОВ ПО 0,5 ч.в неделю

ЗА УРОК

ЗА ГОД

1

Вводное занятие

0,5 часа

0,5 часа

2

Дыхательная гимнастика

3 мин

1ч.50м

3

Артикуляционная гимнастика

3 мин 9 мин.


1ч.50м 5ч.40м.

4

Вокально-интонационная работа

9 мин.5 мин

5ч.40м.1 ч.30мин

5

Музыкально-теоретическая работа

5 мин 10 мин

1 ч.30мин 6ч

6

Работа над репертуаром

10 мин 0,5 часа



7

Подготовка к концертному выступлению

0,5 часа






^ ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

36 недель -18ч.



Вторая ступень обучения 4-6 класс


Эта ступень рассчитана для детей 4-6 классов по 1 часу в неделю (примерный возраст 10-13 лет). В этом возрасте наблюдается заметное отличие мальчиков от девочек: у мальчиков наблюдаются первые признаки мутации, в характере проявляется застенчивость, девочки - опережают мальчишек в развитии роста, что сказывается на развитии певческого голоса. Сила голосов еще так же небольшая, диапазон от «ля» малой октавы до «ля», «си» первой октавы.


Учебно - тематический план 2 ступени обучения



^ НОМЕР ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

4- 6 КЛАСС ПО 1 Ч. В НЕДЕЛЮ

ЗА УРОК

ЗА ГОД

1.

Вводное занятие

1ч.

1ч.

2.

Дыхательная гимнастика

5 мин.

3ч.

3.

Артикуляционная гимнастика

5 мин.

3ч.

4.

Вокально- интонационная работа

10 мин.

6ч.

5.

Музыкально- теоретическая работа

10 мин.

6ч.

6.

Работа над репертуаром

20 мин.

12ч.

7.

Подготовка к концертному выступлению

1ч.

2ч.




^ ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

36 недель – 36ч.



Третья ступень обучения 7-8 класс


Третья ступень – с 14-16 лет подростки-старшеклассники (7-8 класс по 1 пед. часу в неделю). В третьей ступени обучения педагогу важно учитывать возраст ученика и помнить о мутации голоса. Так как в этот период необходима гигиена голоса, предполагающая щадящий режим пения. Актуально учащегося периодически направлять на консультацию к врачу фониатру. Работа с детским и юношеским голосом в детской музыкальной школе и школе искусств накладывается на педагога «постановки голоса» особую ответственность ,так как он имеет дело с неокрепшим, растущим и хрупким голосовым аппаратом.

Как известно, в переходном возрасте у девочек и мальчиков с 12-16 лет, благодаря общему росту организма и, в частности половому созреванию, проявляются физиологические изменения в росте гортани и в особенности её важнейшей части – голосовых связок. Процесс роста голосового аппарата и сопутствующие ему болезненные явления протекают весьма различно, сто зависит от ряда обстоятельств. И, как правило, мутация у мальчиков проходит более болезненно и заметнее чем у девочек. При пении в этот период появляются сипота, хрипота, покашливание, а иногда настолько сильное, что мешает звукоизвлечению; появляется неустойчивость в интонации, которая до этого не наблюдалась. Учитывая субъективные ощущения учащегося, все зависимости от того поют ли они ещё детскими или взрослыми голосами. Им ни в коем случае нельзя разрешать форсировать звук, необходимо следить за тем, чтобы фонация отличалась умеренным, спокойным характером. Диапазон девочек от «соль», «ля» малой октавы до «ля», «си» первой. У мальчиков уже характерный мужской тембр, но переводить сразу в низкую мужскую партию ещё не рекомендуется, т.к. послемутационный период может продолжаться до 20 лет.


^ Учебно-тематический план 3 ступени обучения




Номер

темы


Название тем

Количество часов

^ 7-8 класс по 1 ч в неделю

За урок

За год



Вводное занятие

1 ч.

1 ч.



Дыхательная гимнастика

5 мин.

3 ч.



Артикуляционная гимнастика

5 мин.

3 ч.



Вокально-интонационная работа

10 мин.

6 ч.



Музыкально-теоретическая работа

10 мин.

6 ч.



Работа над репертуаром

20 мин.

12 ч.



Подготовка к концертному выступлению

1 ч.

2 ч.




ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

36 недель – 36 ч.