uzluga.ru
добавить свой файл

Федеральное агентство по образованию

Филиал Уральского государственного педагогического

университета в г. Новоуральске





ОБРАЗОВАНИЕ

и

наука


Материалы II -ой региональной

научно-практической

конференции


27 мая 2008 г.


Новоуральск 2008

ББК 74+75

О – 23

УДК 410 (047)

ББК Ш 100

Л 59


Редакционная коллегия:

Кандидат педагогических наук, доцент Н. В. ТРЕТЬЯКОВА (отв. ред.)

Кандидат филологических наук, доцент Н. А. КРАСИЛЬНИКОВА


О – 2359 Образование и наука: Материалы II-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 27 мая 2008 г./ Филиал Урал. гос. пед. ун-та в г. Новоуральске; Отв. ред. Третьякова Н. В. – Новоуральск, 2008. 55 С.

ISBN 5-7186-0131-3

В сборнике представлены материалы научно-практической конференции, в которых отражены научные и практические аспекты качества образования; использования современных инновационных технологий в образовательном процессе; социально-психологическое сопровождение деятельности педагога. В материалах нашли отражения идеи духовности национальной культуры, базовые ценности современной российской молодежи. Представлены современные направления исследований по языкознанию и методике преподавания иностранных языков. Также в сборник вошли публикации, рассматривающие широкий круг современных проблем физического воспитания в образовании, организационные и образовательно-просветительские аспекты здоровьеформирования.


© Уральский государственный педагогический университет, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Безуглов Ю.И. 4

II СЕКЦИЯ. Педагогика и психология 12
^


I СЕКЦИЯ. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безуглов Ю.И.


Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург


^ Информация и её влияние на деятельность организации.

Приступая к любой деятельности, необходимо получить нужную для этой деятельности информацию.

Информация – это сведения, сообщения или любые другие данные, имеющие элемент новизны для их получателя. На основе или с учётом этой информации может приниматься решение о содержании или технологии предстоящей деятельности. Именно связь информации с организацией и качеством этой деятельности является предметом нашего рассмотрения.

Базовой категорией предлагаемой статьи является категория «качество», она занимает важное место при решении как научных, так и практических задач, охватывая как явления внешнего мира, так и сознание человека.

В самом общем смысле категории трактуются как обобщенные и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности, обладающие высоким уровнем абстракции.

^ Факторы, влияющие на качество результата деятельности

Фактор (лат.) – причина, движущая сила к.-л. процесса, явления, определяющая его характеристики или отдельные его черты.

В нашем случае факторы – это те конкретные параметры или действия, которые надо заложить в условия или в проектируемый процесс, чтобы получить запланированный результат.

Рассмотрение качества результата деятельности (продукции) и поиск факторов, определяющих его, следует начинать с анализа возможных результатов, соотнесенных – по определению качества – с требованиями потребителей.

Есть три группы таких потребителей: гражданин (личность), общество (организации, фирмы), государство.

Каждый человек, приобретая ту или иную продукцию, получая те или иные услуги, стремится удовлетворить свои потребности, решить стоящие перед ним социальные и личные жизненные задачи. Именно качество продукции или услуг обеспечивает ему способность и возможность наилучшим образом удовлетворять свои потребности.

Во-вторых, потребителями являются все те организации, которые приобретают продукцию или услуги фирмы, если они отвечают их запросам (требованиям). Эти потребители и есть общество.

И, наконец, в-третьих, потребителем является государство. Его особенность определяется рядом значимых факторов.

Государство выполняет функцию сохранения (обеспечения) единого по ряду свойств и требований уровня качества продукции, обеспечивая тем самым одну из сторон социальной защищенности гражданам страны.

Следующий уровень рассмотрения причин, влияющих на качество продукции - научно-производственный. На этом уровне в соответствии с менеджментом организации (ресурсы организации: финансы, кадры, материалы, технология, информация) представлены следующие факторы:

1. Финансовое обеспечение организуемой деятельности.

2. Кадры, способные создавать качественную продукцию (результаты деятельности).

3. Материалы (если необходимы), отвечающие требованиям по качеству результата деятельности.

4. Технологическая проработка изготовления продукции или предоставления услуг, обеспечивающая возможность выполнения требований по качеству результата деятельности.

5. Управление системой (планирование, организация, мотивация, контроль), обеспечивающее выполнение п.п.1…4.

Исходя из методологии системного подхода, можно утверждать, что если параметры связаны с разными потребителями по-разному, то и их влияние на систему или на конечный результат ее деятельности тоже будет разным.

Из пяти названных факторов этого уровня четвёртый – технологическая проработка – имеет связь сразу со всеми тремя группами потребителей.

Таким образом, качество продукции или услуг потенциально закладывается уровнем соответствия требованиям заказчиков к ним, а реально определяется степенью реализации этих требований.

Из сказанного также следует, что рассмотренный фактор является основным, достаточным, однозначно задающим качество продукции или услуг (результата деятельности) для соответствующих групп потребителей.

Факторы, в большей степени связанные с государством, - это кадры и материально-техническая (производственная) база.

Действительно, без создания материально-технических условий, в которых может и должен протекать рассматриваемый процесс, говорить о качественной продукции не приходится.

В таком случае параметр «материально-техническая база» следует признать обеспечивающим фактором, так как он, оказывая влияние, тем не менее, сам не устанавливает характеристик качества продукции или услуг, а выступает средством их достижения, то есть способствует возможности эффективной реализации основного параметра.

Кадры – это особый фактор влияния как на производственные процессы, так и на конечный результат деятельности – качество продукции или услуг. Кроме того, управленческая часть кадров обеспечивает мотивацию исполнителей на качество результата деятельности.

Что касается финансового обеспечения, то оно может быть обычным по деятельности системы или дополнительным финансированием на данный вид работы.

^ Управление качеством результата деятельности.

Управленческую функцию в деятельности системы можно представить такой схемой: целеполагание, выбор норм и средств их достижения, планирование действий, прогнозирование результата. Методы, технология здесь являются средством передачи производственной информации.

Под системой управления качеством результата деятельности понимается комплекс средств и способов организации деятельности управляющей и управляемой подсистем, который обеспечивает целенаправленное изменение технологического процесса с целью придания ему свойств, гарантирующих выпуск продукции или предоставления услуг с заданными показателями качества. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие ясно и чётко сформулированной цели управления и критериев её достижения, определённые до начала процесса управления.

2. Наличие достоверной информации о всех состояниях, целях, средствах и уровнях функционирования каждого элемента системы.

3. Возможность измерения показателей качества управляемого процесса на любом этапе управленческого цикла.

4. Наличие некоторого перечня альтернативных путей достижения целей – методов (технологий) управления или формализованного способа построения и перебора этих альтернатив.

5. Возможность достаточно полной оценки последствий осуществления каждой из альтернатив, в том числе и с точки зрения её соответствия существующим ограничениям.

Рассмотренные группы параметров влияния – потребители, факторы, влияющие на качество результата деятельности – задают потенциальный уровень качества. Реально качество результата деятельности будет зависеть от управленческих воздействий на эти факторы в практической деятельности и определяться характером и качеством таких воздействий.

Попутно следует заметить, что методически такой подход применим и к управлению качеством образования как к одному из видов деятельности. Этот вопрос рассмотрен нами в монографии «Управление качеством образования», УрГПУ, Екатеринбург, 2008.

По одному из определений управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему для обеспечения ее эффективной деятельности.

При этом управление качеством результата деятельности можно определить как проектирование и создание условий и ресурсов для результативного производственного процесса.

Процесс – это именно тот этап в деятельности организации, благодаря специфическим особенностям и свойствам которого получаем конечный результат, близкий (или не очень) к задаваемой в начале пути цели.

Однако без конкретизации содержания процесс означает только факт совершения каких – либо действий, но сам по себе он безразличен к содержанию этих действий. С другой стороны, только процесс заключает в себе принципиальную возможность перевода планируемых потенциальных свойств в реальные свойства (качества) получаемого при этом результата деятельности (продукции или услуг) за счёт совершаемых в нём (процессе) специальных действий. При этом технологию следует рассматривать как главную составляющую в способе реализации планируемых свойств результата деятельности.

Технология – это система действий (операций и процедур) по достижению заданного результата, выполняемых в определённом порядке с использованием специальных методов, правил, приёмов.

Достижение нужного результата в реальных условиях всегда предполагает использование той или иной технологии.

Таким образом, правильно подобранные и эффективно применённые на всех этапах управленческие действия позволят получить качественный результат выполненной работы.


Библиографический список

1. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. / А.И.Субетто.- М. : Исслед. центр качества подгот. спец – ов, 1994.-Ч.1.

2. Управление качеством продукции. Справочник.- М. : изд – во стандартов, 1985.- 464с.