uzluga.ru
добавить свой файл
1

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний. Предложение».


Цели урока: Проверить устные и письменные навыки учащихся по теме;

развивать умение находить и составлять предложения, распространять их;

самостоятельно работать с текстом. Воспитывать чувство прекрасного.


Оборудование: Карта-схема королевства Предложений; картина с изображением хвойного леса зимой ; рисунки со знаками препинания (.!?); штурвалы-карточки для составления предложения.


Ход урока:


  1. Оргмомент. (приветствие гостей)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок…

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девчонки!

Внимание, мальчишки!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем наш урок,

Он пойдет ребятам впрок.

- Давайте друг другу улыбнемся. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения с друг с другом. Успехов вам и удач!

Каким вы хотите видеть наш урок? (ответы детей)

2. Проверка Д/з. На дом дети получили задание, которое называется «Конкурс почерков». На листочках бумаги нужно было красиво написать по образцу учителя:

^ Зз Зима

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

-Дети были предупреждены, что работы будут оцениваться специальным жюри, в состав которого войдут мои коллеги.

- Итак, урок начался. Работы, выполненные для конкурса почерков, сданы авторитетному жюри. Все слова и предложения, подобранные к уроку, посвящены теме зимы.


^ Тема урока.

-Сегодня мы не просто проведем урок обобщения знаний по теме «Предложение», а будем путешествовать по сказочному королевству Предложений. Ребята, прежде чем начать наше путешествие, необходимо к нему приготовиться. Для путешествия нам нужны дневники наблюдений ( тетради) откроем их, запишем число, классная работа, а наше путешествие мы совершим на корабликах. У каждого из вас в тетради есть такой кораблик. Прочитайте его название сначала глазками, а сейчас – произнесем все вместе. Я предлагаю вам записать название нашего корабля в тетрадь. Но написать надо правильно и красиво.

-Путешественники всегда стараются запомнить все, что они увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хорошая ли ваша память. Для этого проведем игру- соревнование, которое называется «Кто больше запомнит?».

Диктант-цепочка Слайд

-Кто запомнил все 12 слов, 11 слов, 10 слов. Молодцы! Память у вас хорошая! А сейчас мы с вами поплывем по 3 морям: море Повествования-3 ряд, море Восклицания- 2 ряд, море Вопросов-1 ряд. Но отправляться в путь без капитанов вы не можем. Давайте выберем капитана на каждый корабль. Им может стать тот, кто умеет держать штурвал. Для этого вы должны прочитать зашифрованное на «штурвале» предложение, записать его, выразительно прочитать вслух и доказать, что это предложение. Кто первым справится с этим заданием, то и поведет корабль по морям.

3 ряд. Зимой лес покрылся снегом. Это предложение повествовательное, выражает законченную мысль. В конце предложения ставим точку. В предложении сообщается о лесе и о том, что он покрылся снегом.

2 ряд. Как красив лес зимой! Это предложение выражает чувство восхищения, оно восклицательное. В конце предложения поставили восклицательный знак.

1 ряд. Что делают дети зимой? Это предложение содержит вопрос. Оно вопросительное. В конце предложения поставили вопросительный знак.

Капитанов мы выбрали. Они получают отличительные знаки. Давайте прочитаем «КАПИТАН - ! ? .»

-Молодцы! Можем отправляться. А по дороге будем вести путевые заметки, т.е. все, что увидим и услышим, запишем в свой путевой дневник.( тетрадь).


Физминутка для глаз: 1- Горизонт. 2-Лодочка.3-Радуга.4-Солнышко.5-Яркое солнышко. Упражнения выполняются под музыку.


-А сейчас я прошу вас приготовиться к зрительному диктанту. Прочитайте предложения, запомните и запишите себе в тетрадь. Проверьте написанное.

( СЛАЙД - ЗАГОРЕЛАСЬ В НЕБЕ ЗОРЬКА. НА ДЕРЕВЬЯХ ЗАСВЕРКАЛ ИНЕЙ.)

-А сейчас мы определим, куда же именно отправляются наши корабли. Посмотрите на карту. Мы поплывем в главные города королевства Предложений. Они называются город Подлежащих и город Сказуемых. Чтобы не сбиться с курса, отметим свой путь графически, т. е. подчеркнем в предложениях подлежащее и сказуемое. Кто из вас готов помочь нам не сбиться с пути? (ответы детей). Спасибо! Мы с вами входим в главные ворота королевства Предложений. Вы видите широкую дорогу, соединяющую город Подлежащих с городом Сказуемых. Давайте погуляем по ней.

(слова в беспорядке: снежинки блестит белый

снег смеется сияет

солнышко сверкает кружатся

лес искрится на солнце) Слайд.

-Что вы видите? (слова) По-моему, слова заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем попасть им в королевство Предложений. Я буду помогать словам из города Подлежащих, а вы станете находить жителей города Сказуемых и отводить их по этой дороге на свое место жительства, так что бы у нас получалась основа предложения.

-Я беру слово «снег», найдите к нему подходящее слово . Слайд. -Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, т.к. 1 слово написано с маленькой буквы и нет знака препинания в конце. Это основа предложения. А если мы поставим впереди заглавную букву и в конце предложения поставим точку, это будет предложение). Слайд.

-Что вы можете сказать об этом предложении? ( Это предложение повествовательное, состоит из подлежащего и сказуемого. Такое предложение называется нераспространенным).

-С помощью слов, расположенных на доске, распространите предложение, запишите себе в тетрадь. Слайд.

-Я предлагаю вам, работая в парах, помочь остальным словам найти свое место в городе. Попробуйте составить предложение, используя слово «снежинки». Слайд.

-Прочитайте свои предложения и найдите похожие.

-Молодцы, ребята! В сказочном королевстве мы не заблудились и даже немного помогли его жителям. Но ведь в каждой стране существует свое особое правило. Есть такое правило и в королевстве Предложений. Это правило выразительного чтения. Давайте попробуем его выполнить. Мы знаем, что предложение можно прочитать с различной интонацией и от этого будет меняться смысловая окраска предложения.

-У меня на доске предложение. Я буду подставлять знаки препинания к концу предложения, а вы постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Слайд.

(Надвигается сильная буря.!?)

-А теперь поменяемся с вами ролями. Я буду читать предложения с разной интонацией, а вы мне показывать карточки со знаком препинания, который считаете нужным поставить в том или ином случае. (Когда выпал пушистый снег? Пришла зима. Как красивы деревья в снежном уборе!)

-Хорошо, а сейчас давайте отдохнем. Физминутка.

- По дороге домой мы продолжаем вести путевые заметки. (Открывается картина хвойного леса зимой). Слайд.

- Что вы видите на картине? (Мы видим на картине зимний лес. На картине изображены деревья, покрытые снегом).

- А какие деревья вы видите в этом лесу? (Мы видим сосны, ели)

- Кто знает как по- другому можно назвать хвойный лес? (Еловый лес, сосновый лес, сосняк, тайга)

- Ребята, вы все сказали правильно. Что еще интересного увидели вы зимой? (Снег лежит на деревьях как белое покрывало. Головы сосен и елей покрыты склонились под тяжестью снега. Зимний бор покрыт пушистыми шапками снега).

- А какой мех, используемый для пошива шапок , похож на снежные шапки? ( Мех песца, песцовые шапки похожи на снежные).

- Я хочу вас познакомить со старинным названием крестьянского головного убора, который мне напоминает изображение снега на этой картине. Он называется «малахаем». В словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова слово «малахай» определяется как большая шапка на меху с наушниками. Слайд.

- Попробуйте составить предложения по картинке, употребив слово «малахай». (На деревья надеты пушистые белые малахаи. Головы деревьев покрыты малахаями. Зимний бор спит под снежными малахаями.)

- А теперь запишите, пожалуйста, предложение, которое я вам продиктую. И которое так точно подходит под описание увиденного нами на картине. Запись под диктовку.

Под песцовым малахаем спрятал кудри темный бор.

-Подчеркните главные члены предложения, ... Проверьте друг друга. Взаимопроверка тетрадей.

-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием и благополучно возвращаемся из плавания. А здесь, на родном берегу, нас поджидает с нетерпением наши авторитетное жюри, которое спешит нам сообщить результаты конкурса почерков.

^ Итоги и награждения.

-Нам еще предстоит самое сложное, самое ответственное задание. Ведь пока мы плыли на кораблях домой, и любовались картиной зимнего леса, по телеграфу было получено задание от короля Предложения. Его величество король Предложение сообщает, что тот, кто справится с его заданием, получит титул почетного гостя королевства Предложения, который даст право свободно гулять по просторам вверенного ему государства. Итак, постараемся выполнить это дополнительно задание! На партах – карточки с текстом:

Весело летят пушистые снежинки. Пушистым букетом вспорхнула стайка снегирей.

-Спишите красиво и правильно предложение, подчеркните основу предложения.


Итог урока.


-Ребята, поздравляю вас с благополучным прибытием на родную землю, желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.

Рефлексия.

- Сегодня я на урока понял, что…

мне удалось…

было интересно…

было трудно…


Оценки учителя.