uzluga.ru
добавить свой файл
1


Уральский государственный педагогический университет

Математический факультет


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан математического факультета


«01.09.2011» _______________


ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

обязательной общекультурной компетенции:

«ОК-14 – Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям»


при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО


Направление подготовки «050100.62 – Педагогическое образование»


^ Профиль подготовки «Математика»


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Нормативный срок обучения 4 года


Екатеринбург 2011


ОК-14 – Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

– способность к позитивному восприятию чужого образа жизни, поведения, чувств, мнений, терпимое отношение к идеям, верованиям и обычаям и реализация данной способности в практике профессионально-педагогической и культурно-просветительской деятельности.

^ Бакалавр должен:

Знать: историю культурного развития человека и человечества;

Уметь: проявлять и транслировать уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

Владеть: навыками бережного отношения к культурному наследию и человеку.


^ Компетенция ОК-14 формируется в процессе изучения следующих дисциплин учебного плана:

история, философия, социология, правоведение, педагогика, история математики, методика обучения и воспитания в математическом образовании, производственная практика.

Основные пути, методы и технологии формирования компетенции ОК-14

  • Лекции, семинарские и практические занятия

  • Дискуссии, деловые игры, беседы, тренинги

  • Выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе)

  • Решение профессиональных задач

  • Метод проектов (исследовательские, информационные, межпредметные, личностные, групповые и др.), представление результатов

  • Учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы

  • Система заданий, выполняемых на учебно-исследовательских и педагогических практиках

  • Участие в реализации различных проектов во внеаудиторной деятельности

  • Выполнение курсовых и дипломных работ.

^ Календарный график и возможные траектории формирования компетенции ОК-14

В формировании компетенции «ОК-14 – Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» можно выделить 2 этапа.

^ Первым этапом (1-5 семестр) формирования компетенции ОК-14 является изучение дисциплин история, философия, социология, педагогика.

При изучении дисциплины История (1 семестр) формируются

  • знание законов исторического и общественного развития, фактического материала по основным периодам Отечественной истории, различные исторические концепции, хронологию и персоналии основных исторических событий;

  • умение раскрывать и объяснять причинно-следственные связи исторических событий, пользоваться справочниками, энциклопедиями, историческими картами, схемами и т.д.

  • владение историческим методом анализа социокультурных явлений.

В ходе изучения дисциплины Философия (2 семестр) формируются

  • знание условий формирования личности, ее ценностных ориентаций, многообразия форм человеческого знания, особенностей науки и ее роли в развитии цивилизации, сущности научной рациональности, ее исторических типов, форм и методов научного познания, сущности и структуры общества, закономерностей его исторического развития;

  • умение ориентироваться в системе ценностей, осуществлять обоснованный выбор ценностных ориентаций;

  • владение культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности.

При изучении дисциплины Социология (5 семестр) формируются

  • знание социальной структуры общества, формы социального взаимодействия, факторов социального развития;

  • умение использовать современные социологические методы в изучении социальной реальности, анализировать социальную структуру в отношении ее качественных и количественных характеристик, составлять программы небольших социологических исследований;

  • владение организационно-управленческими навыками, приемами ведения дискуссии, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

При изучении дисциплины Правоведение (4 семестр) формируются

  • знание Декларации ООН о правах человека, Декларации ООН по принципам толерантности.

При изучении дисциплины Педагогика (1-4 семестр) формируются

  • знание понятия толерантности, актуальности толерантного поведения и последствий интолерантности, особенностей реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • умение учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации, бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

  • владение способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

^ Вторым этапом (5-8 семестр) в формировании компетенции ОК-14 является изучение дисциплин методика обучения и воспитания в математическом образовании, история математики, прохождение производственной практики.

При изучении дисциплины Методика обучения и воспитания в математическом образовании (4-7 семестр) формируются

  • умение осуществлять и организовывать взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура на основе диалога и сотрудничества.

При изучении дисциплины История математики (8 семестр) формируются

  • знание о роли математики в развитии человеческой культуры.

В результате прохождения практик студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

  • умение строить педагогическую деятельность на основе принципа толерантности; осуществлять и организовывать взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура на основе диалога и сотрудничества;

  • владение культурой толерантного поведения.

Выделенные этапы формирования компетенции «ОК-14 – Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» проиллюстрированы ниже на схеме.





Таким образом, по завершении указанных этапов у студента должна быть сформирована компетенция «ОК-14 – Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям».

^ Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций и необходимые оценочные средства проверки сформированности компетенции ОК-14

История – зачет, 1 сем.

Философия – зачет, 3 сем.

Социология – зачет, 5 сем.

Педагогика – зачет 1, 3 сем., экзамен, 2, 4 сем.

Методика обучения и воспитания в математическом образовании – зачет, 4, 5, 6 сем., экзамен, 7 сем.

История математики – зачет, 8 сем.

Наблюдение и анализ деятельности студента на практике.

Защита проектов, защита результатов лабораторных и практических работ, защита курсовых работ.

Портфолио студента.


Документ одобрен на заседании УМК математического факультета, Ученым советом математического факультета УрГПУ

от 19 мая 2011 года, протокол № 5.