uzluga.ru
добавить свой файл
1

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК


Атауллина Лилия Рафаиловна

Магистрант МГУУ Правительсьва Москвы

lilraf@bk.ru

Система государственных закупок не раз подвергалась суровой критике со стороны правоведов. Но год от года положение не меняется, принимается огромное количество поправок, которые какие-то дыры прикрывают, а некоторые раскрывают еще большее поле для нечистых на руку людей. В этой сфере совершается большое количество как правонарушений, так и преступлений.

Сегодня совершенно очевидно, что конкурсная система государственных закупок является одним из важных элементов рыночной экономики, позволяющий, благодаря повышению прозрачности расходования бюджетных средств, не только в значительной степени сократить государственные расходы, но и снизить в органах государственной власти уровень коррупции. В связи с указанным, необходимым условием построения цивилизованной системы государственных закупок служит четкая и упорядоченная законодательная база. При этом одних гражданско-правовых и административно-правовых средств воздействия явно не достаточно. Необходим широкий арсенал уголовно-правовых средств воздействия.

Сферы строительства и здравоохранения доминируют в общей структуре преступлений на рынке государственных закупок, говорится в докладе Генпрокуратуры РФ, посвященном состоянию законности и правопорядка в РФ в 2011 году.

В соответствии со статьей 301 Бюджетного кодекса осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом1, влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации.

Признаками преступлений, совершаемых в сфере размещения государственного заказа, следует назвать следующие: высокая латентность, т.е. уровень раскрываемости; составность, т.е. как правило, имеем дело с совокупностью преступлений; конструкция состава имеет формальный вид, т.е. большинство совершаемых преступлений признаются оконченными с момента совершения деяния, вне зависимости от последствий; уголовная зараженность всех участников торгов.

Сложность борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере состоит в том, что финансовые потоки, образуемые в сфере размещения государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в значительной мере обособлены от общих финансовых потоков.

В Уголовном кодексе Российской Федерации2 присутствуют составы, которые напрямую охраняют сферу экономических отношений, другие составы сконструированы таким образом, что сами по себе они являются преступлением, но также являются условием совершения первых.

Наиболее распространенное и в тоже время наименее наказуемое преступление – подделка конкурсной (аукционной, котировочной) документации. В соответствии со статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит подделка официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, в целях их использовании, сбыт и использование заведомо подложных документов.

Как правило, торги проходят в достаточно короткие сроки, которые исчисляются днями. Если у соответствующей комиссии возникают подозрения относительно подлинности документа для запроса в те или иные организации необходимо около месяца, что не позволяет осуществлять такие запросы. Отказать по формальным основаниям государственный заказчик не имеет права. Практика показала, что государственный заказчик не возбуждает уголовные дела по данной статье уголовного кодекса.

Следующий вид преступлений, который наиболее часто совершают участники размещения заказа для государственных нужд на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг – мошенничество.

Мошенничество в соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Наиболее распространенная схема – это использование поддельных документов для того, чтобы стать участником торгов без намерения исполнять заключенный впоследствии государственный контракт. Как правило, товары, работы и услуги предоставляются в ненадлежащем виде или вовсе исполнитель исчезает с «заработанными» деньгами. Подобные поставщики автоматически попадают в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"3. Но как замечают государственные заказчики, это не мешает им появиться снова на торговой арене под новым наименованием и с новыми документами, которые не так легко распознать.

Отсутствие нормы в законе, обязывающей контролировать качество закупаемого товара также является проблемой как для заказчиков, так и для исполнителей. Огромное количество уголовных схем осуществляется именно на данном этапе. Например, поставляются некачественные товары на большую сумму; заказчик предъявляет особые требования к качеству товара (работы, услуги), которыми обладает только один поставщик (подрядчик, исполнитель) и другие.

Для совершения предыдущего вида преступлений зачастую совершают преступление, предусмотренное статьёй 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица». Объективная сторона, которого состоит в предоставлении документа, удостоверяющего личность, или выдаче доверенности, если эти действия совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, или приобретении документа, удостоверяющего личность, или использовании персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.

Наиболее известное преступление, которое совершается в данной сфере – получение взятки. На практике чаще всего происходит следующая схема: заказчик формирует техническое задание в документации о торгах таким образом, которое исключает возможность участия в торгах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производящих конкурентоспособную продукцию. Такое происходит в силу договоренности между государственным заказчиком и участником, который впоследствии сможет участвовать в торгах, а остальные участники выбывают. Другие компании, даже понимая коррупционную составляющую деяний, не всегда обращаются в соответствующие контролирующие органы.

В числе основных причин распространенности коррупции в сфере государственных закупок можно назвать: несовершенство соответствующего законодательства; непонимание должностными лицами, занятыми в сфере государственных закупок, смысла выполняемых процедур; незнание поставщиками своих прав и обязанностей, неумение (а зачастую и нежелание) отстаивать свои права; неверие поставщиков в систему конкурсных закупок, возможности честной открытой конкуренции; недостаточная активность роли Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы России и иных уполномоченных органов государственной власти в контроле за системой государственных закупок.

Существенные проблемы противодействия коррупции в сфере государственных закупок связаны с переходом к процедуре электронных аукционов. Это, в первую очередь, касается случаев закупок сложной продукции, по которым законодательство предусматривает возможность выбора процедуры размещения заказа самим заказчиком. При этом у заказчиков отсутствует необходимая мотивация для экономии бюджетных средств.

С 1 января 2011 года все торги по государственным и муниципальным закупкам были переведены в электронную форму. Были введены 5 площадок для проведения всех государственных закупок в форме электронных аукционов, которые выбираются на конкурсной основе. Данные нововведения были введены для обеспечения открытости процедур государственного заказа, защиты от сговоров между участниками. Электронная форма проведения процедур закупок повлекла за собой развитие такого института как электронно-цифровая подпись. Но таким образом государственные органы натолкнулись на проблемы иного толка: компьютерные преступления.

Компьютерные преступления - это преступления, совершенные с использованием компьютерной информации. При этом, компьютерная информация является предметом и (или) средством совершения преступления. Компьютерная информация в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.07.06 г. № 149-ФЗ4 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"– это информация, находящаяся в памяти ЭВМ, зафиксированная на машинных или иных носителях в электронно-цифровой форме, или передающаяся по каналам связи посредством электромагнитных сигналов с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, таковыми и являются электронно-цифровые подписи. Взломав программы зачастую, злоумышленники подделывают документы в корыстных целях.

В заключении необходимо выделить следующее: эффективность размещения государственных закупок будет высокой только в том случае, если преступность в этой сфере будет искоренена. Совершают преступления в этой сфере все участники государственных закупок: государственный заказчик, исполнители, контролирующие органы. Поэтому и меры противодействия должны быть комплексными.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

3 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями) // Российская газета. – 2005. - № 163


4 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Российская газета, N 165, 29.07.2006