uzluga.ru
добавить свой файл
1


ПОСЛАНИЕ


ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МАТВИЕНКО В.И.


Уважаемый Вадим Альбертович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые судьи Уставного суда!

Уважаемые Почетные граждане, представители органов власти,

науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления!

Дорогие петербуржцы!


Это четвертое по счету ежегодное Послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию. И вместе с тем это первое послание в ходе моего нового губернаторского срока. И первое, с которым я обращаюсь к депутатам Законодательного Собрания 4-го созыва.

Оглядываясь на итоги прошедших лет, я могла бы сказать так. Все, что относится сегодня к безусловным достижениям города, удалось реализовать благодаря двум решающим факторам.

Во-первых, мы никогда не отступали от заявленной стратегии развития Петербурга как современного, динамичного, конкурентоспособного мегаполиса. Петербург должен стать городом с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и развития гражданского общества. Потому что в этой формуле - суть наших обязательств перед петербуржцами.

Во-вторых, в сотрудничестве с Законодательным Собранием создан надежный правовой фундамент социально-экономического развития Петербурга и преодоления тех вызовов, перед которыми стоит город.

Цивилизованный диалог властей всегда поддерживает полномочное представительство Президента России в Северо-Западном федеральном округе, полномочный представитель Президента Илья Иосифович Клебанов, помогая нам в решении всех самых острых проблем города. Важную роль в формировании здорового политического климата играет сегодня и Уставный суд Санкт-Петербурга.

Усилиями всех ветвей власти в последние годы создана политическая и правовая база для динамичного развития города. И я уверена, вместе с новым составом Законодательного Собрания мы не допустим возврата к старым временам.


^ ИТОГИ 2006 ГОДА


Минувший год был, без сомнения, продуктивным. Петербург укрепил свой авторитет и в международной сфере, и в деловой жизни, и в российской политике. Летом прошлого года город принимал саммит глав государств "Группы восьми" и справился с этой ролью достойно. Мы впервые провели в новом формате Петербургский международный экономический форум. Мы готовимся к переезду в наш город Конституционного суда. В 2006 году Петербург стал главной площадкой торжеств по случаю 100-летия Государственной Думы, 250-летия российского театра и 100-летия со дня рождения выдающегося ученого и гуманиста XX века Дмитрия Сергеевича Лихачева. Наш город как центр науки и образования сыграл значимую роль в том, что Указом Президента России 2007 год объявлен Годом русского языка. Петербургский "5 канал" уже в этом году расширит зону вещания до 73 регионов страны, включая Москву. А наш праздник "Алые паруса" имеет все шансы стать не только общероссийским, но и международным культурным и туристическим брэндом.

Вторая столица России - это уже не метафора. Это даже не вопрос имиджа. Это констатация места Петербурга на карте России и Европы как одного из ведущих политических, деловых, финансовых, культурных центров. И это предъявляет адекватные требования к уровню управления городом.


^ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ


2006 год отмечен устойчивым развитием экономики Петербурга. Валовой региональный продукт (ВРП) достиг 902 миллиардов рублей и превысил показатели прошлого года на 7,7 процента.

Объем отгруженной промышленной продукции увеличился за год на 13,2 процента. Тем не менее темпы подъема петербургской промышленности нельзя признать достаточными.

Объем иностранных инвестиций составил 5,3 миллиарда долларов. На наш город приходится почти шестая часть всех иностранных инвестиций в российскую экономику за 2006 год. По итогам прошедшего года сразу три международных рейтинговых агентства повысили инвестиционный рейтинг Петербурга. Санкт-Петербург вошел в тройку лидеров среди всех российских регионов в рейтинге прозрачности городских закупок.

В 2006 году темпы роста доходной части бюджета составили почти 140 процентов в реальном исчислении.

Доходы бюджета пополнились в том числе за счет крупных налогоплательщиков, которые перевели в Петербург свои головные офисы. Их налоговые платежи (порядка 29 миллиардов рублей) соизмеримы с финансированием такой бюджетоемкой отрасли, как образование.

Объем государственного долга по отношению к доходам бюджета составил 3,2%, что в 2 раза ниже, чем в 2005 году.


^ ЗАРПЛАТЫ И ПЕНСИИ


Рост экономики позволил добиться повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности. Вот как выглядят итоги 2006 года на этом магистральном направлении социальной политики.

Средний размер пенсий по Санкт-Петербургу составил 3302 рубля, что на 690 рублей выше прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров. Нам удалось все-таки добиться второй пенсии для блокадников. Хотя надо признать, что уровень пенсионного обеспечения остается низким.

Средняя начисленная заработная плата достигла почти 14 тысяч рублей. Реальный рост за год с учетом индекса потребительских цен - 14,9 процента. Средняя зарплата в бюджетной сфере составила 11 тысяч 500 рублей.

Рост бюджета позволил в 2006 году добиться необходимой динамики в строительстве объектов социальной сферы. Введены в строй 13 учреждений культуры и образования, 12 объектов здравоохранения и спорта, соответствующие европейским параметрам качества и комфорта, что очень важно. Считаю это принципиальным. Мы должны настойчиво преодолевать не только чудовищный разрыв в доходах между богатыми и бедными, который уродует наше общество. Но и разрыв в качестве социальных услуг.

Практически удалось преодолеть отставание и в строительстве метро. Введена в эксплуатацию станция "Парнас". После ремонта открыта станция "Пролетарская". Завершена проходка всех тоннелей на Фрунзенском радиусе.

2006 год, без сомнения, можно назвать годом петербургской энергетики. Подписано соглашение между Санкт-Петербургом и РАО ЕЭС. Инвестиционная программа с беспрецедентным объемом финансирования - почти 300 миллиардов рублей - будет выполнена до 2010 года. Впервые за последние 15 лет началось системное обновление энергосистемы Петербурга.

В 2006 году в рамках совместного проекта Санкт-Петербурга и Газпрома построено 36 современных модульных котельных, реконструировано 79 километров тепловых сетей. Теперь эта программа, которую мы завершим в следующем году, включает уже не только Петроградский район, но и Курортный и Петродворцовый районы Санкт-Петербурга.

В 2006 году строительный комплекс Петербурга ввел 2 миллиона 376 тысяч квадратных метров жилья, превысив показатели советского периода. Построено 6 путепроводов и крупных транспортных развязок. Завершено подключение городских магистралей к Кольцевой автодороге по периметру восточного полукольца, введено в строй восточное полукольцо. Капитально отремонтировано почти 2 миллиона квадратных метров дорог (годовой рост объемов ремонта - 30%). Комплексно отреставрирован Московский проспект.


^ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ


Подводя итоги 2006 года, мы должны сделать для себя следующие принципиальные выводы.

Курс на модернизацию всех ключевых отраслей экономики, инфраструктуры, городского хозяйства и социальной сферы принес конкретные, зримые результаты. Город живет не только сегодняшним, но и завтрашним днем.

Значит ли это, что темп модернизации нас устраивает? Значит ли это, что мы уже научились выжимать максимум из возможного?

Скажем самокритично: еще не научились. У модернизации, как у автомобиля, четыре колеса. И все четыре должны крутиться с одинаково быстрой скоростью. Первое - это, конечно же, мобилизация всех источников пополнения бюджета. Второе - создание условий для мощного притока инвестиций. Третье - стимулирование инновационной экономики. Четвертое - максимальное использование потенциала города, его конкурентных преимуществ. Очевидно, что колеса нашей модернизации крутятся пока с разной скоростью.

Растущий бюджет плюс инвестиционный бум - вот те дрожжи, на которых поднимается город. Но насколько их хватит, учитывая стратегический масштаб и капитальных вложений, и вложений в социальную сферу, без которых нам не обойтись в 2008-2011 годах?

В 2007 году и на весь период до конца 2011 года мы должны поставить во главу угла повышение конкурентоспособности Петербурга. Конкурентоспособности наших предприятий, нашей экономики, науки, образования, нашей инвестиционной привлекательности, нашей транспортной инфраструктуры и транзитной политики, нашего туристического потенциала, наконец, нашего кадрового ресурса, человеческого капитала.


^ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА


В прошлогоднем послании ставилась задача перейти от чрезвычайных мер поддержки беднейших слоев населения к системной социальной политике. Сегодня я вправе сказать определеннее: процесс пошел. Принята Концепция развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга по 2010 год. Уже в текущем квартале Правительство города утвердит конкретный перечень учреждений социального обслуживания, которые будут созданы в каждом из районов.

Санкт-Петербург - единственный субъект Федерации, который не стал ждать решения федерального центра и принял собственный закон о доплатах к пенсии труженикам тыла.

Наш город досрочно завершил программу телефонизации и стал первым из российских городов-миллионников, где полностью ликвидирована очередь на установку стационарных телефонов.

До конца 2007 года должна быть утверждена адресная программа строительства специальных жилых домов для одиноких престарелых граждан на период до 2011 года. Три таких дома - в Пушкинском, Василеостровском и Выборгском районах - будут сданы в 2007-2008 годах.

В 2007 году Правительство города внесет в парламент проект закона "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов". Мы намерены расширить за счет городского бюджета федеральный перечень технических средств и услуг, предоставляемых людям с ограниченными возможностями. Считаю необходимым также расширить категорию граждан, имеющих право пользоваться социальным такси. Инвалиды I-й группы, все дети-инвалиды до 7 лет и все пожилые люди старше 80 лет должны получить такое право.

Не сомневаюсь: у нас есть все шансы выстроить до 2011 года европейскую систему социальной защиты. Вы скажете: в Финляндии, Швеции, Германии к этому шли десятилетиями.

Что ж, мы готовы год от года наращивать финансирование. Но вот чего у нас никогда не было и нет поныне - это такой системы социальной защиты, в которой все продумано до мелочей, все приоритеты расставлены и ни один человек не забыт. Вот такую систему мы и должны выстроить в европейской столице России.


ДЕМОГРАФИЯ


Петербург может и должен найти адекватный ответ на демографический вызов. И отдельные позитивные тенденции не должны нас убаюкивать.

У нас растет, хотя и незначительно, уровень рождаемости. Наметилось снижение смертности. Но оптимизм по-настоящему внушают пока лишь показатели младенческой смертности, которые в разы ниже, чем по России. Здесь Петербург уже достиг среднеевропейского уровня. Количество браков в 2006 году выросло на 7,5%, количество разводов снизилось на 5,8%. И все же факт остается фактом: за последний год население Петербурга сократилось на 9 с половиной тысяч человек.

Предлагаю вашему вниманию следующие законодательные инициативы, которые Правительство оперативно внесет в парламент.

Первое. Выплачивать каждому ребенку из многодетной семьи, потерявшему одного из родителей, ежемесячные компенсации в размере полутора тысяч рублей. Подчеркиваю: дополнительно к пенсии по потере кормильца.

Второе. При рождении тройни предоставить семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, право на внеочередное получение квартиры в государственном жилищном фонде.

Третье. Предоставить ежемесячную социальную выплату в размере полутора тысяч рублей матерям, воспитавшим 5 и более детей, по достижении пенсионного возраста.

Рассчитываю на поддержку этих инициатив Законодательным Собранием.

Считаю необходимым повысить на 50% размер ежемесячного пособия на детей школьного возраста. А также расширить число получателей пособий вне зависимости от совокупного дохода, дав такое право семьям, где родители - инвалиды I или II группы.

Пора изменить и сам подход к определению семей, имеющих право на пособие. Он должен стать более лояльным, более гуманным. Сегодня пособие получают только малоимущие семьи - то есть те, где доход на человека ниже прожиточного минимума. Надо поднять эту планку до полуторакратного прожиточного минимума. Да, это чувствительное для бюджета решение. В год оно "тянет" на 2 миллиарда рублей. Но это позволит поддержать уже 200 тысяч семей с детьми.

Нужно и дальше наращивать выплаты на рождение ребенка. С 2007 года они уже выросли до 12 тысяч рублей на первого ребенка, 15 тысяч - на второго, 20 тысяч - на третьего. С 2008 года считаю возможным и главное - необходимым повысить их соответственно до 15, 20 и 25 тысяч.

В 2005 и 2006 году мы вместе с вами пошли на резкое повышение зарплаты приемных родителей - в три раза. Считаю необходимым поэтапно повышать не только зарплату приемных родителей, но и размер пособия на содержание ребенка в приемной или опекунской семье. С 2008 года пособие должно составить 5000 рублей.

Уже в этом году необходимо принять Концепцию семейной политики Санкт-Петербурга до 2011 года и план мероприятий по ее реализации и объявить 2008-й "Годом семьи" - для консолидации всех наших усилий.


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ


Мы резко наращиваем затраты бюджета на здравоохранение. Цифры, как известно, красноречивее слов: на капитальный ремонт медицинских учреждений в 2004 году выделено 155 миллионов рублей, в 2007 - более миллиарда.

Зарплата петербургских медиков в целом по отрасли превысила 12 тысяч 200 рублей, а по отдельным категориям она уже выше среднего показателя по городу. Так, средняя зарплата врачей общей практики и участковых врачей выросла за год на 90% (почти до 23 тысяч рублей), медсестер этого профиля - на 70% (почти до 15 тысяч рублей), врачей скорой помощи - на 46% (почти до 16 тысяч рублей). Это результат слияния наших собственных бюджетных возможностей и потенциала национального проекта. Общество вправе теперь ждать от здравоохранения адекватного ответа - отсутствия очередей, поборов и гарантированного доступа к качественной медицинской помощи. Мы будем настойчиво добиваться этого.

Не распыляя ресурсы, мы должны сосредоточиться на неотложных задачах. Считаю, что норматив одного койко-дня в стационарах, и в первую очередь в части ассигнований на лекарства, должен быть пересмотрен. Соответствующий законопроект был рассмотрен и принят на заседании городского правительства, он будет направлен в ЗС в ближайшие дни, и довести до двухсот тридцати рублей к 2010 году. Во-вторых, направить максимум средств на то, чтобы полностью закрыть потребность в дорогостоящих операциях. Да, это большие деньги. Высокотехнологичная медицинская помощь нигде и никогда не бывает дешевой. Но недопустимо, чтобы люди и дальше по три года ждали очереди на операцию, которая спасет им жизнь.

Мы будем и дальше жестко требовать от Министерства здравоохранения и социального развития исполнения обязательств по снабжению лекарствами федеральных льготников. Напомню: Петербург, как и другие регионы, выступал против деления льготников на федеральных и региональных. К нам не прислушались. А теперь Министерство с легкостью пытается переложить свой чемодан в наши руки, ответственность федерального центра - на городской бюджет. Но мы не можем безучастно смотреть на хождения по мукам наших граждан. Требуя от Министерства восстановить в полном объеме систему дополнительного лекарственного обеспечения, мы должны принять и профинансировать собственные программы по самым тяжелым заболеваниям - сердечно-сосудистым, онкологическим, диабету. И дополнительно снабжать лекарствами больных независимо от того, к каким льготным категориям они относятся.


ЖИЛЬЕ


Позволю себе повторить один из главных тезисов прошлогоднего Послания: настало время ставить перед собой крупные, стратегические цели не только в экономике, но и в социальной политике. Считаю, что уже сегодня должна быть заявлена самая масштабная, самая трудная и при этом самая неотложная из этих целей. Я имею в виду радикальный, подчеркиваю - радикальный, прорыв в решении жилищной проблемы петербуржцев.

Представляю вам ключевые направления жилищной политики Санкт-Петербурга до конца 2011 года:

- расселение ветхого и аварийного фонда;

- сокращение городской очереди на жилье;

- расселение коммунальных квартир;

- помощь обманутым дольщикам;

- обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях.

Аварийный и ветхий фонд Петербурга - это почти тысяча многоквартирных домов и почти две тысячи квартир общей площадью 1 миллион 35 тысяч квадратных метров. В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин назвал общероссийские масштабы этой проблемы бедствием и заявил, что расселение аварийного фонда должно стать долгосрочной программой как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для этого нам надо резко увеличить объемы строительства бюджетного жилья. В 2006 году Комитет по строительству ввел 162,2 тысячи квадратных метров бюджетного жилья. Рост по отношению к 2005 году - 56 процентов. Задание на 2007 год - 257 тысяч квадратных метров, рост 58 процентов. Но даже эти темпы нас устроить уже не могут. Считаю, что в 2008 году необходимо выходить на 500 тысяч квадратных метров, в 2009-м - на 700-800 тысяч и в 2011-м - брать планку в миллион квадратных метров. Это будет означать десятикратный рост ввода бюджетного жилья по сравнению с 2005 годом. Параллельно необходимо форсировать капитальный ремонт существующего жилищного фонда. В 2007 году на эти цели выделено 12 с половиной миллиардов рублей (рост за три года - в 5 раз). На 2008 год необходимо, как минимум, предусмотреть 15 миллиардов рублей. И к концу 2011 года в основном преодолеть последствия многолетнего и, я бы сказала, накопившегося в городе тотального недоремонта. Скажем прямо: сегодня главный тормоз в реформе ЖКХ - это боязнь людей взять на себя ответственность за старый дом с разрушенными подъездами и прогнившими коммуникациями. Мы должны снять этот тормоз, этот страх и передать отремонтированное жилье в самые надежные руки - в руки эффективных собственников.

Но на проблему ветхого и аварийного жилья нельзя смотреть лишь через бюджет. Важно искать и находить новые аргументы в условиях рыночной экономики для инвесторов, буквально затягивать их в этот процесс. Так, эффективным инструментом частно-государственного партнерства может стать взаимное участие бизнеса и города в реновации территорий, застроенных пятиэтажками первых массовых серий. Это 100 кварталов, почти 8 миллионов квадратных метров. Здесь проживает 12% населения.

Борьба двух идеологий будущего "хрущевок" - реновации и санации - завершилась полным поражением последней. Вот почему мы делаем ставку на комплексную реновацию территорий с веерным расселением пятиэтажек. После пилотного проекта по расселению "хрущевок" в нескольких кварталах, а мы планируем уже в августе объявить первые торги, будет изучена реакция рынка и отработаны механизмы принятия взаимных обязательств города и инвесторов. А за этим должна последовать комплексная программа реновации пятиэтажек с конкретными адресами, сроками и объемом затрат, рассчитанная на 10 лет. До конца года мы утвердим эту программу и представим ее в ЗС.

Пора отказаться от шаблонов и стереотипов не только в отношении "хрущевок". Еще острее выглядит ситуация с городской очередью на улучшение жилищных условий. По сей день на жилищном учете состоят 272 тысячи 400 семей или 645 тысяч человек. Срок ожидания в очереди превышает 20-25 лет. В семьях успевают смениться поколения, но они упорно ждут у моря погоды. Давайте, наконец, честно скажем: бесплатных квартир не бывает! Каждый метр бюджетного жилья оплачивают налогоплательщики Санкт-Петербурга.

Разумеется, мы будем строго выполнять свои обязательства перед льготниками. Так, уже в текущем году квартиры получат все инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий. В целом до конца 2011 года очередь льготных категорий граждан (а это почти 93 тысячи семей) будет сокращена на 80 процентов. Это обязательство мы должны взять на себя уже сегодня.

Но, замечу, на долю льготных категорий приходится только треть от общего числа очередников. Остальные должны получить возможность решить свою жилищную проблему на условиях софинансирования. И не ждать этого 25 лет. Бюджетные субсидии плюс личные средства граждан - это единственно возможный путь к сокращению очереди. Еще раз повторю: в рыночной экономике бесплатного жилья не бывает.

Жилищная политика должна стать гибкой и многовариантной. При этом прозрачной и справедливой. Потому что семьи, стоящие на очереди, имеют разный доход и подчас несопоставимые возможности. Одна способна внести лишь 10-15 процентов стоимости жилья, а другая 50-60 процентов. Большинство очередников, пусть и в разных масштабах, но готовы инвестировать в собственное жилье. До конца 2007 года должен быть отработан механизм, позволяющий гражданам принимать посильное участие в улучшении своих жилищных условий. При осмысленной и обязательно адресной помощи города.

В наших руках есть и готовые инструменты решительного сокращения очереди на жилье. Это целевые программы, адресованные молодежи и работникам бюджетной сферы. Требуется одно - придать им мощное ускорение и новый масштаб.

Разве нормально, что полные сил, молодые, здоровые люди стоят на жилищной очереди наравне с инвалидами? Программу "Молодежи - доступное жилье" необходимо разбюрократизировать, максимально упростить получение стартовой субсидии для покупки жилья на рынке.

Необходимо смелее вводить и новые финансовые механизмы, построенные на принципах софинансирования. Почему, скажем, не объединить субвенции бюджета и личные средства молодых очередников для целевого строительства с покупкой жилья по себестоимости, а не по ценам рынка, и, предположим, с 10-летней рассрочкой? Уверена, это позволит обеспечить жильем всех без исключения молодых очередников до конца 2010 года.

Нас не могут устроить и темпы реализации программы "Жилье - работникам бюджетной сферы". Первый же год показал, что мы нашли эффективный финансовый механизм, предельно лояльный для бюджетников: субсидия, беспроцентная рассрочка на длительный срок, цена по себестоимости и дополнительные льготы за стаж. Но объемы финансирования программы следует признать недостаточными. Необходимо предусмотреть в бюджетах ближайших лет необходимые средства, чтобы все очередники-бюджетники были обеспечены жильем до конца 2011 года.

В целом за 4 года мы должны сократить городскую очередь как минимум на 50 процентов. И все же настоящим символом прорыва в жилищной политике Петербурга может стать только одно - прощание с коммуналками. Это почти 11% всего жилого фонда Санкт-Петербурга. Это 10,3 миллиона квадратных метров, это 329 тысяч семей.

В результате риэлтерского бума 90-х годов коммуналки с лепниной и каминами уже перешли в частные руки. Сливки были сняты, и процесс практически встал. Легких и быстрых решений коммунальной проблемы больше не будет. И главное - не будет стандартных решений "под копирку". Потребуется кропотливая, точечная работа с каждым домом, каждой квартирой, чтобы понять, какой механизм расселения избрать в конкретном случае.

Это, скажем, организация под эгидой города многоступенчатого обмена с включением в обменный фонд освобождающихся комнат. Граждане в этом случае должны получить возможность выкупить дополнительные квадратные метры по себестоимости.

Другой эффективный путь - это выкуп жильцами свободных комнат, после чего коммунальная квартира автоматически превращается в отдельную. Необходимо решительно прекратить практику подселения новых жильцов на освобождающуюся площадь в коммуналках, даже если обитатели квартиры не являются очередниками. Наконец, необходимо запустить в рыночный оборот коммунальные квартиры, расположенные на первых этажах. Их можно быстро расселить силами бизнеса, который нуждается в офисах, площадях под торговлю и сервис.

Еще до парламентских каникул Правительство внесет в Законодательное Собрание проект закона "О целевой программе "Расселение коммунальных квартир Санкт-Петербурга". Излишне говорить, что подобный закон, проработанный и просчитанный, вносится впервые.

В июне Правительство города рассмотрит Концепцию жилищной политики до конца 2011 года и внесет соответствующие нормативные акты в Законодательное Собрание. Я бы очень просила вас, уважаемые депутаты, уже на этом этапе подключиться к доработке концепции, чтобы мы незамедлительно приступили к ее реализации. За четыре года на реализацию Концепции потребуется 157 миллиардов рублей, в том числе 88 миллиардов - на строительство нового бюджетного жилья. Согласитесь, это очень большие средства и нам их никто не подарит. Мы должны их заработать. Жилищная политика должна стать главным приоритетом при формировании трехлетнего бюджета.

До конца текущего года будет преодолен многолетний кризис в обеспечении жильем военнослужащих. В соответствии с поручением Президента в Пушкине быстрыми темпами возводится целый микрорайон с жильем, школой, двумя детскими садами и комплексным благоустройством территории. Строители Петербурга показали, что они способны за полтора года построить почти 3 тысячи квартир и объекты социальной инфраструктуры "под ключ". Можно уверенно сказать, что уже в сентябре военнослужащие начнут получать долгожданные ордера.

До конца 2007 года Правительство города примет конкретные решения по всем проблемным адресам долевого строительства. Иначе говоря, в Петербурге не должно остаться ни одного обманутого дольщика. Не надо лукавить: у этой проблемы нет простых решений. Ни голодовками, ни митингами, ни популистскими заявлениями политических партий делу здесь не поможешь. Мы ищем выход из тупика, в который люди попали, как в ловушку, из-за несовершенства законодательства, доверчивости и неопытности в рыночных отношениях.

Разбираться в правоотношениях застройщика и дольщика - это кропотливая и, я бы сказала, штучная работа. Главное - обеспечить сейчас достройку домов, и мы создаем для этого самые льготные условия, освобождая застройщика от штрафных санкций, обеспечивая за счет бюджета инженерное подключение домов, привлекаем новых инвесторов. Ну а там, где есть прямое мошенничество, факты двойных продаж, решение может принять суд и только суд. Но в судебных спорах не должно быть проигравшей стороны. Если по решению суда квартиру получить невозможно, человек должен вернуть свои деньги. Будет создан - и уже создается - внебюджетный фонд помощи обманутым дольщикам. Строительный бизнес должен продемонстрировать свою корпоративную ответственность. Если угодно, смыть это пятно с репутации всей отрасли. По моему распоряжению для решения проблемы в городе создана рабочая группа под руководством вице-губернатора Вахмистрова, она собирается еженедельно. Мы не можем оставить людей в беде, но для полного решения проблемы потребуется время.

До конца 2007 года необходимо внести изменения в Закон "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга". Это позволит включить общежития в состав жилищного фонда социального использования и наделить жильцов всеми правами, включая право на приватизацию жилого помещения. За последние годы 606 общежитий уже переведены в жилой фонд, осталось 350. Всю работу по изменению правого статуса общежитий, находящихся в городской собственности, можно и нужно завершить до 2009 года. Это непростой вопрос, проблема досталась нам в наследие, многие общежития были незаконно приватизированы еще в 90-е годы.

В заключение еще раз возвращаюсь к ключевой цифре: миллион квадратных метров бюджетного жилья. Столько мы должны строить в год, чтобы не зависеть от конъюнктуры рынка. Только достигнув этой контрольной цифры, мы сможем, перефразируя классика, уверенно сказать, что квартирный вопрос нас больше не испортит.

Вступая во второй губернаторский срок, я признала, что экономические достижения трех последних лет явно недостаточно отражаются на частной жизни петербуржцев. Из окон коммунальной квартиры не видны стратегические проекты, не виден рост бюджета и инвестиций. Даже просвета не видно. Жизнь сотен тысяч людей в ветхом жилье, трущобных коммуналках неизбежно приводит к воспроизводству бедности. К отчаянию и депрессии. Скажем прямо: это один из самых сильных факторов торможения в развитии Петербурга. Один из самых серьезных вызовов, перед которыми стоит город. Вот почему прорыв в решении жилищной проблемы я считаю политической задачей N 1.


СТРОИТЕЛЬСТВО


Понятно, что эту задачу нельзя вырвать из общего контекста проблем строительного рынка и хода реализации в Петербурге приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В Петербурге сформированы открытые, прозрачные процедуры предоставления земельных участков на аукционах. В 2007 году будет затрачено 1,7 миллиарда рублей (в 3,7 раза больше, чем в 2006) на инженерную подготовку новых, в том числе депрессивных территорий. До 2011 года за счет бюджета будет подготовлено для развертывания жилищного строительства более 400 гектаров. Уже в текущем году будут подготовлены и выставлены на торги участки под строительство 4,5 миллиона квадратных метров жилья.

Петербургу нужен строительный бум. Пока его сдерживают дефицит инженерно-энергетической инфраструктуры и недостаточные темпы работ по подготовке планировки территорий. Уже в этом году сроки разработки и согласования планировочной документации должны быть сокращены до шести месяцев.

И это вопрос не только объемов строительства. Это вопрос социального климата в городе, на который активно влияет внутриквартальное строительство. Ведь дефицит новых подготовленных территорий буквально толкает строителей в районы сложившейся исторической застройки. Будем откровенны: внутриквартальная застройка отнюдь не всегда означает пресловутую "уплотниловку". Далеко не всегда. Но строители так спешат получить желанный кусок земли, что сплошь и рядом пренебрегают элементарным правилом: с жителями надо работать, все им разъяснять. Отсюда - формальные, а то и "липовые" общественные слушания, отсюда - нежелание раскрывать детали проекта, представить генеральный план, обсудить с людьми размещение сквера и детской площадки. Это недопустимо.

Я говорила и повторю: мы не пойдем на поводу у режиссеров маргинальных протестных акций, зарабатывающих политические, и не только политические бонусы. Но мы будем жестко требовать проведения неформальных, честных общественных слушаний для жителей того конкретного микрорайона, где предполагается строительство. Люди вправе знать, как изменится их среда обитания. Они вправе высказаться на этот счет и повлиять на принятие решения. Обеспечить такие слушания - прямая обязанность глав районов, депутатов муниципальных образований.

Мы должны активнее стимулировать бизнес к осуществлению масштабных проектов комплексного развития территорий. Уже в ближайшее время будут выставлены на торги пять территорий общей площадью около семисот восьмидесяти гектар.

К 2011 году общий объем жилищного строительства должен достичь планки в 3 миллиона квадратных метров в год.

До конца 2011 года мы можем и должны окончательно преодолеть многолетнее отставание в строительстве социально-культурной инфраструктуры. Петербургу необходимы еще 20 новых школ и 40 детских садов. Город должен получить "под ключ" онкологическую больницу в Песочном, врачебно-физкультурный диспансер на Фонтанке, детскую больницу имени Раухфуса, две инфекционные клиники и новый корпус Мариинской больницы.

Культурный Петербург получит после реконструкции Молодежный театр на Фонтанке и Дом культуры имени Ногина, новое здание театра "Буфф", Дом культуры в Парголово, детскую школу искусств в Зеленогорске, детскую художественную школу в Кронштадте, четыре районные музыкальные школы. В 2008 году мы приступим к созданию Музея современного искусства, которого давно ждет Петербург.


ЭНЕРГЕТИКА


Давайте признаем: ни о каком рывке в жилищном строительстве, в строительстве социальных, культурных объектов и речи бы не шло, если бы не удалось вывести из полного упадка инженерную инфраструктуру и энергетику.

Мы успешно реализуем долгосрочную Программу газоснабжения Санкт-Петербурга в рамках договора с Газпромом, которую так давно ждали жители пригородов. Каждый год газифицируются несколько поселков. Общий объем инвестиций в строительство объектов газификации только в ближайшие два года составят 9,5 миллиарда рублей. Начата реализация крупнейшего в России инвестиционного проекта в сфере энергетики - строительства Юго-Западной ТЭЦ стоимостью 18 миллиардов рублей, причем полностью за счет частных средств. До 2010 года в рамках договора с РАО ЕЭС будут построены две новые ТЭЦ, которые полностью покроют потребности в электричестве и тепле Василеостровского района и промзоны "Парнас". Уже в этом году будет объявлен конкурс среди инвесторов на комплексную реконструкцию систем теплоснабжения в Центральном и Адмиралтейском районах на условиях концессии.


^ ГОРОДСКАЯ СРЕДА


Темп развития города требует от нас и радикального ускорения модернизации всей городской среды. До конца 2011 года необходимо завершить подключение улично-дорожной сети города к Кольцевой автодороге и полностью отвести движение грузового транспорта из исторического центра. Для этого будут построены транспортные подходы к Большому морскому порту с выходом на КАД, а затем на Западный скоростной диаметр. Уже в этом году откроется движение по 13 магистралям и по полностью реконструированному мосту Лейтенанта Шмидта. За 2 последних года объем затрат на ремонт и содержание дорог удвоен. Как итог - к концу 2007 года улично-дорожная сеть будет уже на 75% соответствовать нормативам.

Пора незамедлительно переходить к формированию новой единой сети автомобильных дорог. Сегодняшняя сеть выглядит хаотично и уже не соответствует ни потребностям растущей экономики, ни потребностям населения. На всех основных направлениях автотранспортных потоков должна быть сформирована сеть скоростных магистралей. Путем реконструкции нужно выжать максимум из существующих дорог для увеличения их пропускной способности. "Пробки" на дорогах стали реальным тормозом повышения качества жизни. И тормозом экономического развития, ибо формулу "время - деньги" никто еще не отменял.

Граждане Петербурга ждут, и не просто ждут, а требуют от власти решительных шагов по обновлению облика города.

Современные остановочные павильоны, малые архитектурные формы и фонтаны, стильные скамейки и опрятные урны, цветочные вазы и подсветка зданий - здесь нет мелочей. Но самую острую реакцию петербуржцев вызывает дефицит зелени. Вот почему мы из года в год наращиваем объемы финансирования на эти цели. Поставлена задача уже в 2007 году сдать 13 объектов комплексного озеленения и провести работы по содержанию и восстановлению зеленых насаждений на площади в 10,5 тысячи гектаров.

К концу 2008 года мы должны отчитаться перед гражданами о завершении программы благоустройства петербургских дворов. До 2011 года поэтапно предстоит отремонтировать все кровли, все подвалы, все лестничные клетки. И тем самым окончательно преодолеть тяжелое наследство нашего многострадального жилкомхоза.

Облик каждого дома складывается в облик города. В 2007 году расходы бюджета на программу "Фасады Санкт-Петербурга" почти втрое превышают параметры предыдущего года.

Но деньги, даже большие деньги, не решают всех проблем сохранения наследия. Мы навсегда останемся городом-музеем. Но только музеем ни один мегаполис быть не может. Просто потому, что в музее нельзя жить.


^ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК


Сохранение наследия - это солидарная ответственность власти, профессионального сообщества и петербуржцев. Равно как и то новое слово в архитектуре Петербурга, которое наше время оставит будущему. Будет ли оно действительно новым, талантливым, профессиональным, или о начале XXI века в архитектурной истории не останется и следа?

Невозможно вернуть Петербургу блеск, законсервировав город. Это утопия. Мы просто обречены искать и находить баланс между задачами охраны наследия, его целостности и подлинности - и задачами развития города. Если не думать о развитии, то содержать и восстанавливать памятники будет не на что. Но, увы, профессиональные проблемы охраны наследия все чаще становятся объектом конъюнктурных политических спекуляций. И экономических, кстати, тоже.

Петербург не может быть обычным среднеевропейским городом. Он по рождению своему - международный мегаполис, мост между Россией и Европой. Дать ему будущее могут только крупные, локомотивные проекты развития.


^ ИНВЕСТИЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ


Мы реализуем сразу 16 стратегических инвестиционных проектов. 4 проекта - Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель, надземный экспресс и реконструкция Пулково - реализуются в формате частно-государственного партнерства. Мы стали пионерами в этом и не ошиблись. Петербург - единственный регион, который создал Закон о частно-государственном партнерстве. Общий объем инвестиций - почти 423 миллиарда рублей. Осенью прошлого года стратегические проекты были представлены Президенту России Владимиру Владимировичу Путину и одобрены им. Пользуясь случаем, я хочу от вашего имени, от всех жителей города выразить искреннюю признательность Владимиру Владимировичу за его постоянную поддержку и постоянное внимание к Петербургу.

Уже можно утверждать: город признан европейским и мировым бизнес-сообществом как привлекательная площадка для долгосрочных инвестиций. Мы намерены привлечь к 2010 году 8,6 миллиарда долларов инвестиций из-за рубежа. При благоприятном прогнозе эту высоту мы возьмем уже в 2008 году.

Стратегическим проектам мы отводим роль локомотива. А за локомотивом должна следовать эффективная экономика.


^ МАЛЫЙ БИЗНЕС


На малый бизнес мы делаем большую ставку. Действует программа господдержки кредитования субъектов малого предпринимательства. Однако ее результатами я пока не удовлетворена. Программу нужно расширять. В этом году выдано кредитов на сумму свыше трехсот десяти миллионов рублей. Это значит, малый бизнес пусть медленно, но выходит из "тени". Принято решение о пятилетней рассрочке повышения арендной платы для арендаторов помещений во внутридворовых территориях. Принято решение не выставлять на торги помещения, арендуемые малым бизнесом, без согласия арендатора. Стартует программа магазинов шаговой доступности.

В 2007 году валовой региональный продукт составит, по прогнозной оценке, 108,8% к уровню прошлого года. Однако этот показатель опирается прежде всего на рост объемов в торговле и строительстве. На этом фоне очевидно снижение темпов развития промышленного комплекса. Низкая инновационная активность, слабый менеджмент, слабая логистика, износ основных фондов, высокий процент брака, дефицит квалифицированных кадров, низкая трудовая культура - и это далеко не полный набор нарастающих угроз. Вывод один: мы должны переосмыслить нашу промышленную политику.


^ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ИДЕИ


Очевидно, что структурная перестройка городской экономики не сдвинется без поддержки государства и города. Мы боролись за создание современного судостроительного холдинга, и решение принято. "Объединенная судостроительная корпорация" будет зарегистрирована в Петербурге. Судостроительная отрасль города должна занять инновационную нишу - у нас в основном будут строиться высокотехнологичные суда.

Утверждена Программа развития инновационно-технологической сферы в промышленности. Завершается разработка комплексной инновационной системы всей экономики Санкт-Петербурга. В ближайшее время она будет вынесена на рассмотрение Правительства города. Само это понятие вводится впервые. Инновационная система - это система стимулов, конкретных инструментов поддержки от момента появления инновационной идеи до выхода предприятия на уровень конкуренции.

У нас уже есть инновационные ниши. Важно быстрее их заполнить. Это IT-парки, это особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Создан венчурный фонд с объемом в 400 миллионов рублей. Создан бизнес-инкубатор для малых инвесткомпаний, работающих в сфере программирования, приборостроения, биотехнологий. Это инновационные центры в вузах. С нового учебного года начинается целевая подготовка четырехсот студентов различных вузов для предприятий высоких технологий.

На рынках глобальной конкуренции преимущества создаются за счет новых технологий и новых идей. И никак иначе. Нельзя рассчитывать на конкурентоспособность без сокращения потерь энергоресурсов, технического перевооружения действующих производств. Не получится. Устаревшую продукцию рано или поздно перестанут покупать. Низкая зарплата уже не сможет обеспечить низкой себестоимости. И придется, хочешь не хочешь, конкурировать за счет новых идей и наукоемких, ресурсосберегающих технологий. Чем быстрее это поймет петербургская промышленность, тем больше шансов у города. И сегодня, и особенно завтра. И мы готовы принимать в этом самое активное участие.


ОБРАЗОВАНИЕ


Мы уже столкнулись с самой острой проблемой нашей экономики. И эта проблема - кадры. Необходимо создать мотивацию для постоянного повышения квалификации, профессионализма, конкурентоспособности наших кадров. За нас никто этого не сделает. Только сами мы можем и должны растить человеческий и профессиональный капитал "высоких кондиций".

Без школы, без вузов этого сделать невозможно. Нам удалось преодолеть многолетний дефицит педагогических кадров в образовательных учреждениях города. В школу пошли молодые учителя. Их уже более 16%. Теперь важно ускорить подготовку педагогов к использованию современных образовательных компьютерных технологий. Мы подключили все школы к сети Интернет и уже в этом году завершим поставку электронных учебников по различным предметам.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" 58 школ, гимназий и лицеев Петербурга стали обладателями "миллионных" грантов. Почти половина из них - школы-лаборатории, ресурсные центры и экспериментальные площадки. Но они не должны продолжать жить в коконе. Нужно форсированно распространять их новаторский опыт на всю петербургскую школу.

В 2008-2011 годах предстоит создать целую систему школ - центров для одаренных детей. Система начального профобразования должна быть переосмыслена. ПТУ, колледжи - это не собес для трудных подростков, это неотъемлемая часть всей структуры нашей экономики, и она должна соответствовать требованиям образования. Совместно с Ассоциацией работодателей необходимо создать и внедрить программы подготовки рабочих и специалистов для всех отраслей промышленности с акцентом на специфику конкретных предприятий.


^ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА


Если мы всерьез озабочены ростом человеческого потенциала, то должны признать: Петербург нуждается в усилении культурной политики. Собственно, этому и посвящена принятая Правительством Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга.

Нам уже удалось многое сделать для укрепления материальной базы учреждений культуры, поддержке городских музеев, реформирования киносети. Мы продолжаем наращивать темпы технической модернизации наших театров. Теперь очередь за новыми подходами к управлению отраслью и отдельными учреждениями.

Уже в этом году мы запустим специальные среднесрочные программы в сфере культуры для детской аудитории и для инвалидов. Особый акцент будет сделан на развитии сети общедоступных библиотек, поддержке русского языка и пропаганде чтения. Мы введем в строй новую, современную библиотеку для слепых, укомплектуем школьные библиотеки лучшими изданиями отечественной классики, современной литературы, трудами историков и мыслителей. В ближайшие дни городские библиотеки получат в дар изданное в Петербурге трехтомное собрание работ Дмитрия Сергеевича Лихачева. Тревожно, что каждое новое поколение все меньше читает, находя для себя иные источники познания. Поверьте, статистика удручающая. И сегодня мы должны сказать: "главным из искусств" для нас является книга.

Петербургская культура во все времена была основана на толерантности. На уважении к человеческой личности. Принятую Правительством программу "Толерантность" мы рассматриваем как ответ на один из самых опасных вызовов, перед которым стоит общество. Мы будем строго контролировать ее безусловное и, главное, неформальное исполнение. Ведь программа "Толерантность" - это не только противодействие экстремизму и ксенофобии. Я бы сказала, это площадка для сплочения гражданского общества, это импульс для общественной солидарности.


^ ПРАВОПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ


Можно ли, к примеру, без участия самих граждан остановить рост дорожно-транспортных происшествий или оздоровить наркоситуацию в городе? Вряд ли. Точно так же, как без добровольных народных дружин не пресечь рост уличной преступности. Сегодня в ДНД включились уже свыше четырех тысяч петербуржцев, но эту цифру надо как минимум удвоить. И мы здесь очень рассчитываем на помощь муниципальных образований.

Город укрепляет материальную базу милиции. Только в прошлом году ГУВД было передано 352 автомобиля и почти тысяча единиц оргтехники. Отремонтированы 77 участковых пунктов милиции. Доплаты из городского бюджета получают участковые милиционеры, сотрудники охранно-конвойной службы, патрульно-постовой службы, инспекторы по делам несовершеннолетних. Считаю необходимым предусмотреть в бюджете 2008 года доплаты сотрудникам ОМОНа и УВД на метрополитене.

Необходимо уже в 2007-2008 годах создать специализированное подразделение ГУВД по охране мест, наиболее популярных у гостей города и иностранных туристов, завершить установку на улицах камер видеонаблюдения и устройств связи "гражданин - милиция", увеличить число милицейских опорных пунктов. Наша совместная конструктивная работа - МВД, прокуратуры, ФСБ, других правоохранительных структур дает конкретные результаты. Мы наблюдаем снижение уровня криминализации - он ниже, чем по России. Но это не должно нас успокаивать. Мы должны продолжить эту работу.


СПОРТ


Наивно думать, что безопасность - это проблема лишь правоохранительных органов. Ну скажите, разве спорт - не лучшая профилактика безнадзорности и молодежной преступности?

К концу 2009 года в каждом районе должен заработать новый, современный физкультурно-оздоровительный комплекс. Нужно вернуть школьникам, молодежи, всем возможность заниматься спортом в своем дворе, в своем микрорайоне, причем абсолютно бесплатно. До конца 2008 года будет оборудовано 650 бесхозных внутридворовых площадок, которые давно бурьяном поросли. Уже сдано в эксплуатацию 40 пришкольных стадионов с всепогодными покрытиями. Еще 280 будут капитально перестроены до конца 2011 года. С 2008 года необходимо развернуть программу ускоренного строительства оздоровительных бассейнов для населения в каждом районе.

К концу года мы введем первые 13 площадок для скейтбордистов и роллеров и утроим их за три года, чтобы ребята не занимались этим видом спорта под мостами, это опасно. Надо слышать запрос молодежи и оперативно на него реагировать. Это касается и секций по различным видам единоборств, и популярного сегодня стритбола (уличного баскетбола). До конца года мы построим в Невском районе первый большой центр стритбола, а в 2008 году еще не менее шести.

Спорт должен стать доступным и по-настоящему массовым. И это должно стать для нас приоритетной задачей. Спорт должен стать молодежной Меккой, и я бы не побоялась сказать - модой. Недавно я услышала: "Спорт - это жесть!" и удивилась незнакомому слову. А на молодежном сленге "жесть" - это, оказывается, все, что бурлит, кипит жизнью, дает эмоции, дает движение, перспективу. Причем эта перспектива зависит только от тебя. И я сразу согласилась: да, спорт - это "жесть".

Говоря серьезно, мы отнюдь не смещаем акценты с поддержки большого спорта. Но без спорта массового, по-настоящему массового, город рискует потерять лидерские позиции и в спорте высших достижений.


^ НАСТРОИТЬСЯ НА ПРОГРАММУ-МАКСИМУМ


"Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть", - утверждал Лев Толстой. И точнее не скажешь. Мы должны мобилизоваться и выполнить за 4 года все, что я перечислила в послании. И много больше. Мы должны настроиться на программу-максимум. На результат. Потому что нет ничего опаснее, чем попытка преодолеть пропасть в два прыжка. Нам дано четыре года - и право на один, но обязательно успешный прыжок.

Я говорю "мы", имея в виду не только власть, но и всех вас, все городское сообщество. Вот почему так важно постоянно сверять свои действия с общественным настроением, выстраивать диалог с гражданскими институтами, стимулировать создание активного, дееспособного гражданского общества. И, поверьте, это не слова. Мы наращиваем и будем наращивать финансовую поддержку общественных объединений, особенно молодежных. Отрадно, что крепнет на глазах волонтерское движение, растут неправительственные организации, выполняющие важную социальную работу, защищающие от деформаций культурное пространство Петербурга, выступающие за здоровый образ жизни и здоровые, гуманные отношения в обществе. Мы будем всемерно поддерживать гражданскую инициативу.

Мы были открыты и будем открыты. В том числе и для критики. Мы запустили "горячие линии" по ЖКХ, здравоохранению, образованию, трудоустройству. И жестко реагируем на любые факты нарушения прав граждан, на критические выступления средств массовой информации. Для всех открыта телевизионная приемная Губернатора. Я еженедельно объезжаю районы и практически ежедневно встречаюсь с представителями самых разных профессиональных и социальных групп, с жителями города. Мы ведем честный диалог с гражданским обществом. И по-другому не будет.

Завершая свое послание, я хочу по традиции обратиться к петербуржцам.


^ ОБРАЩЕНИЕ К ПЕТЕРБУРЖЦАМ


Еще Платон говорил: самая великая победа - победить себя. Мы можем констатировать, что город победил стагнацию, собственную депрессию, провинциальные комплексы и неуверенность в завтрашнем дне. И это, по-моему, главное. Но этого, конечно же, недостаточно.

Ошибались ли мы? Да, ошибались. Но я имею моральное право утверждать, что мы никогда вам не лгали, не обманывали. Я считала и считаю: даже если какое-то решение не добавляет власти популярности, о нем надо сказать прямо.

Тем более что все наши решения подчинены одной цели - сделать жизнь в городе благополучнее, богаче во всех смыслах. Чтобы победить, наконец, бедность. Чтобы почувствовали нашу заботу и уважение ветераны, блокадники, пожилые люди. Чтобы учителям и врачам не хотелось больше уходить из профессии. Чтобы молодежь не уезжала из города искать место под солнцем. Чтобы активным людям было где работать и хорошо зарабатывать.

Я не сомневаюсь: мы едины в стремлении видеть Петербург по-европейски ухоженным, комфортным, безопасным, открытым миру, открытым новым идеям, инициативам, прогрессу. И, конечно, городом, доброжелательным ко всем своим жителям.

Нам всем предстоит напряженный труд, чтобы приблизиться к этой цели. Напряженный, но благодарный.

Спасибо за внимание.