uzluga.ru
добавить свой файл
1

Тема практического занятия: «Десмургия»

Тип занятия: практическое

Основная цель обучения - уметь накладывать различные виды повязок.

Задачи:

Дидактические:

  • Изучить основные виды перевязочного материала

  • Изучить основные виды повязок

  • Обучить технике наложения клеевым повязкам

  • Обучить технике наложения бинтовых повязок на различные части тела

Воспитывающие:

  • Способствовать воспитанию деликатности и тактичности

  • Научить студентов преодолевать чувство брезгливости и чувству сострадания

  • Способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к выбранной профессии

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимательности

  • Способствовать развитию навыков самоконтроля

  • Способствовать развитию клинического мышления

  • Способствовать развитию памяти и наблюдательности студентов



После изучения темы « Десмургия» студент должен:

Знать

Уметь

  • Определение десмургии и ее задачи

  • Определение повязки и перевязки

  • Основные виды мягких повязок

  • Строение бинта и правила бинтования

  • Общие правила наложения мягких повязок

  • Критерии правильности наложения повязок

  • Технику наложения повязок на различные части тела

  • Правила наложения эластичных бинтов и чулок

  • Правильно выбрать вид повязки

  • Накладывать мягкие повязки на любой участок тела

  • Оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения

  • Распознавать возможные осложнения

  • Приготовить все необходимое для наложения и снятия гипсовой повязки

  • Обеспечить безопасность пациента при наложении повязок

  • Обеспечить собственную безопасность при наложении повязок


Место проведения: кабинет доклинической практики

Продолжительность занятия: 240 мин.

Дидактическая база занятия:

  • минитаблицы

  • раздаточный материал

  • тесты

  • наглядные пособия

  • перевязочный материал, инструменты, антисептики, дезинфицирующие растворы, бикс

Межпредметные связи:

  • реанимация

  • травматология

  • анатомия

  • физиология

  • патология

  • терапия

  • инфекционные болезни

  • основы сестринского дела

  • педиатрия

  • гигиена

Внутрипредметные связи:

  • Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции

  • Хирургическая инфекция

  • Гемостаз

  • Механические травмы


Хронокарта практического занятия:


1. Организационный момент- 5 мин.

2. Вводный инструктаж- 10мин.

3. Демонстрационная часть- 40мин.

^ 4. Самостоятельная работа- 160мин.

5. Оформление дневников- 10 мин.

6. Подведение итогов- 5 мин.

7. Задание на дом- 5 мин.

8. Заключительная часть- 5 мин.


Ход занятия


Действия преподавателя

Действия студентов

Обоснование методических приемов

^ 1.Организационный момент

  • приветствует студентов

  • обращает внимание на внешний вид

  • отмечает отсутствующих

  • сообщает тему, план, цели занятия. Предлагает их записать

  • проверяет домашнее задание

  • определяет исходный уровень знаний




  • приветствуют преподавателя

  • занимают рабочие места

  • слушают преподавателя

  • записывают в дневник дату, тему, план занятия

  • демонстрируют степень подготовки домашнего задания

  • организует и дисциплинирует студентов

  • воспитывает аккуратность, требовательность к себе

  • создает рабочую обстановку

  • активизирует внимание

  • настраивает на целенаправленную деятельность

  • формирует познавательный интерес к занятию

  • воспитание ответственного отношения к работе

^ 2. Вводный инструктаж

  • знакомит с порядком предстоящей работы

  • ставит цели и задачи предстоящей работы

  • дает рекомендации по оформлению дневников

  • отвечает на вопросы студентов

  • слушают преподавателя

  • осмысливают сказанное, запоминают

  • воспринимают последовательность выполнения предстоящей работы

  • знакомятся с методическими пособиями

  • активизирует внимание

  • настраивает на целенаправленную деятельность




^ 3.Демонстрационная часть

  • знакомит студентов с основными видами перевязочного материала

  • обучает технике наложения клеевых повязок

  • обучает технике наложения косыночных повязок

  • обучает технике наложения пращевидных повязок

  • обучает технике наложения бинтовых повязок на различные части тела

  • осмысливают и запоминают основные понятия

  • внимательно слушают преподавателя

  • задают вопросы, если они возникают

  • внимательно слушают, смотрят и запоминают выполнение манипуляций

  • принимают участие в демонстрации манипуляций с преподавателем

  • задают вопросы по данному материалу

  • развитие оперативной памяти

  • формирование и развитие клинического мышления

  • воспитание чувства ответственности за свои действия

  • формирование познавательной интереса к выполнению практического действия

  • формирование навыков последовательного выполнения этапов манипуляции

  • побуждение студентов к осмысленному восприятию материала и запоминанию

^ 4.Самостоятельная работа

  • раздает методические пособия

  • привлекает студентов к самостоятельному выполнению практических манипуляций

  • контролирует работу студентов

  • обходит рабочие места, оказывает необходимую помощь

  • изучают пособия, записываю понятия, алгоритм выполнения задания

  • выполняют предложенные манипуляции

  • при необходимости обращаются за помощью




  • развитие умения самостоятельно работать с литературой

  • формирование умений применять знания на практике

  • своевременное устранение ошибок

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, сознательности

^ 5.Оформление дневников практической работы

  • дает указания по оформлению результатов работы

  • следит за правильностью оформления дневников




  • слушают преподавателя

  • оформляют дневники

  • привитие навыков умения работать с документацией

  • развитие умения излагать мысли и общаться с пациентом

  • воспитание ответственности, аккуратности в работе с документацией

^ 6.Подведение итогов занятия

  • отмечает, все ли справились с заданием

  • выясняет. Что было трудным, непонятным в работе

  • отмечает все ошибки и пути их устранения

  • делает выводы об усвоении материала, техники выполнения манипуляций

  • слушают преподавателя

  • слушают преподавателя, осмысливают сказанное

  • намечают пути устранения ошибок

  • анализируют степень усвоения материала

  • сдают дневники на проверку




  • развитие умения анализировать свои ошибки

  • развитие умения устранять ошибки

  • развитие навыков самоконтроля

  • развитие аналитических способностей

  • воспитание умения выслушать критику

^ 7. Задание на дом

  • предлагает записать домашнее задание

  • называет тему, литературу, необходимую для подготовки

  • обращает внимание на основные вопросы темы

  • сообщает контрольные вопросы

  • записывают тему домашнего задания, литературу, контрольные вопросы

  • внимательно слушают преподавателя

  • осмысливают сказанное, запоминают

  • способствовать лучшей подготовке домашнего задания

  • обратить внимание на основные вопросы темы

  • формирование интереса к домашней работе



^ 8. Заключительная часть

  • объявляет, что занятие окончено

  • напоминает о необходимости убрать рабочее место

  • напоминает дежурным убрать мусор, проветрить помещение

  • убирают рабочие места

  • покидают кабинет

  • воспитание аккуратности, любви к чистоте и порядку


Уважаемый студент!

Изучив теоретический материал по теме «Десмургия», приступите к практическому занятию. Для чего Вам необходимо приготовить:

  1. Перевязочный материал:

  • бинты: марлевые (широкие, средние, узкие), эластичные, гипсовые, трубчатые эластические;

  • салфетки, турунды, марлевые шарики, вату;

  • медицинские косынки;

  • ИПП(индивидуальные перевязочные пакеты);

  • Антисептики;

  1. Почкообразные лотки.

  2. Перчатки

  3. Ножницы хирургические.


Каждому студенту выдаётся методическое пособие с алгоритмами наложения повязок. (Составитель пособия Симонова А.П. – преподаватель специальных дисциплин ШМК)


Вопросы для самоподготовки:

  • Какие вы знаете виды повязок?

  • Какие вы знаете виды перевязочного материала?

  • Какие функции могут выполнять повязки?

  • Какие правила следует соблюдать при наложении повязок?

  • Какие могут развиться осложнения при неправильно наложенной повязке?

  • Какие общепринятые правила приготовления салфеток, турунд, тампонов, марлевых шариков, помазков вы знаете?

  • Как проводится дезинфекция использованного перевязочного материала?


^ Обучающий глоссарий

Десмургия – учение о повязках и способах их наложения.

Повязка – удержание перевязочного материала на поверхности тела.

Перевязка – смена повязки при прекращении ее функции или по мере загрязнения.

^ Тур бинта – оборот бинта.

Иммобилизация – создание с помощью разнообразных средств неподвижности поврежденной части тела.

Транспортная иммобилизация – обеспечение неподвижности поврежденной части тела, для создания благоприятных условий на время транспортировки пострадавшего с места происшествия в лечебное учреждение.

^ Лечебная иммобилизация – обеспечение неподвижности поврежденной части тела, для создания благоприятных условий во время лечения.

Окклюзионная повязка – герметизирующая повязка, накладываемая при открытом пневмотораксе.

^ Классификация повязок

Все повязки можно разделить на:

  • асептические - защищающие раны от проникновения инфекции;

  • лекарственные - удерживающие на ране необходимые лекарственные препараты для антисептики;

  • иммобилизирующие - ограничивающие движения той или иной части тела




^ Виды повязок

Мягкие, твердые, жидкие пленкообразующие

Виды мягких

повязок

Бинтовые, косыночные, клеевые, сетчато-трубчатые

Виды бинтовых повязок

Циркулярная, спиральная, крестообразная (восьмиобразная), колосовидная, пращевидная, возвращающаяся, черепашья, специальные(на различные участки тела)

Виды клеевых повязок

Лейкопластырная, клеоловая, коллодийная

Виды жидких пленкообразующих повязок

Лифузоль, клей БФ-6, фуропласт

Виды твердых повязок

Шины транспортные, шины лечебные, гипсовая повязка


^ Техника безопасности при наложении мягких повязок:

  • в перевязочном кабинете работать в специальной хирургической одежде, которая проходит гигиеническую обработку в специальном отделении стационара;

  • при наличии раны повязку выполнять в стерильных перчатках, маске, защитных очках;

  • при работе с загрязненными, гнойными ранами использовать защитный фартук;

  • соблюдать технику безопасности при работе с режущими предметами;

  • при проведении перевязок пациентам с анаэробной инфекцией соблюдать правила безопасности.


Осложнения при наложении мягких повязок:

  • нарушение кровообращения;

  • вторичное инфицирование раны при несоблюдении асептики.


Правила наложения бинтовых повязок:

  1. При наложении повязки медсестра должна находиться лицом к пациенту, чтобы видеть проявление его эмоций ( реакция на неприятное ощущение, боль, внезапное ухудшение состояния).

  2. Часть тела, на которую накладывают повязку, должна быть неподвижна.

  3. Конечности, на которую накладывают повязку, следует придать функционально выгодное положение. Это подразумевает положение, в котором уравновешанно действие мышц антогонистов (сгибателей и разгибателей), а также возможно максимальное использование функции конечности (для верхней конечности, прежде всего хватательной, а для нижней- опорной).

4. Необходимо выбрать соответствующий размер бинта ( при повязке на палец – 3-5см. шириной, на голову, плечо, предплечье – 8-10см., на бедро, туловище- 14-16см.).

5. Повязку накладывают от периферии к центру, от неповрежденного участка к ране.

6. Повязку накладывают по отношению к бинтующему слева направо, при этом полотно бинта находится в левой руке, а головка бинта – в правой. Бинт должен раскатываться по поверхности. Свободная длина полотна не должна превышать 15-20см.

7. Первый и последний туры являются закрепляющими (тур-оборот бинта).

8. Каждый последующий тур должен перекрывать предыдущий на ½ или 2/3.

9. Повязка должна быть наложена без складок и сдавления конечности.


Готовая повязка должна отвечать следующим требованиям:

  • надежно выполнять свою функцию (герметизация раны, фиксация лекарственных повязок на ране, иммобилизация, остановка кровотечения);

  • повязка должна быть удобной для пациента;

  • повязка должна быть эстетичной.


Литература для преподавателя:

  1. Ерикова, Е.А. Сестринское дело в хирургии. Практикум /М, АНМИ, 2005 г.- 166 стр.

  2. Морозова, А.Д.,Конова, Т.А. Хирургия /Ростов н/Д, Феникс, 2002 г.- 416 стр.

  3. Стецюк, В.Г. Сестринское дело в хирургии /М, АНМИ, 1997 г.- 45 стр.


Литература для студента:

2. Ерикова, Е.А. Сестринское дело в хирургии. Практикум /М., АНМИ, 2005 г.- 166 стр.

3. Морозова, А.Д.,Конова Т.А. Хирургия / Ростов н/Д, Феникс,2002 г.- 416 стр.

5. Стецюк, В.Г. Сестринское дело в хирургии/ М, АНМИ, 1997 г.- 45 стр.