uzluga.ru
добавить свой файл
1

Тематическое планирование

психологических занятий

с будущими первоклассниками

на 2010 – 2011 учебный год


Цель: Помощь дошкольникам и их родителям в подготовке к школьному обучению.

Задачи:

  • предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации;

  • формировать позитивное отношение к школе и сверстникам;

  • расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;

  • учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;

  • Развитие внимания, творческих способностей и образного представления;

  • Развитие мелкой моторики;

  • Формирование позиции школьника;

  • Развитие произвольного поведения, внимания, воображения, образного восприятия;

  • Развитие речи, пополнение словарного запаса;

  • Развитие быстроты и гибкости мышления;

  • Развитие наблюдательности, внимания и усидчивости;

  • Развитие слухового внимания и  восприятия;

  • Знакомство со школой;






Тема занятия. Работа на уроке

Домашнее задание

1

Знакомство друг с другом.

Подвижные игры.

Знакомство со школой (экскурсия).

Рисунок «Моя семья».

Мелкая моторика рук.

1. Принести любую фотографию ребенка для коллажа.

2. Сделать бейджики.

3. Выучить домашний адрес, дату рождения, ФИО, как зовут родителей и где они работают.

4. Объяснить ребенку, к кому нужно обращаться на «Вы», а к кому на «Ты».

5. Нарисовать «Древо семьи» и объяснить кто, кому, кем приходиться.

2

Знакомство с семьями друг друга (показ рисунков и рассказ).

Кто где живет (мы все соседи).

Чем занимаются родители (обзор профессий).

Обсуждение «даты рождения».

Составление коллажа из фотографий.

1. Повторить домашнее задание №1

2. Составить рассказ о весне, лете, осени, зиме (что надевают, какая погода, в какие игры играют, какие правила поведения существуют).


3

«Времена года» с использованием наглядно-дидактического материала.

Обсуждение:

-что надевают,

-какая погода,

-какие игры,

-правила поведения.

Рисунок «Мое любимое время года»

1. Повторить домашнее задание № 1, № 2

2. Нарисовать рисунок «Моя семья на природе» (каждый что-то делает, то есть люди должны быть в движении). Помогать ребенку в процессе рисования не следует (ни словами, ни комментариями). Необходимо просто обозначить тему рисунка и объяснить специфику рисования движения. Потому что нам нужно увидеть внутренний мир ребенка, а не совместное творчество.

4

Показ домашних рисунков.

«Распорядок дня» с использованием наглядно-дидактического материала.

Рассказ своего распорядка дня.

Подвижные игры (автобус)

1. Поговорить с ребенком на тему «Распорядок дня».

2. Объяснить важность распорядка дня каждого из членов семьи.

3. Составить связный рассказ своего распорядка дня (ребенка).

5

«Правила поведения»

-за столом,

-на улице,

-дома,

-в школе.

Рисунок: «Я на улице».

1. Поговорить с ребенком о правилах поведения дома.

2. Введение домашних обязанностей (для ребенка и для взрослых).

Например: Мама : держит дом в чистоте,

Ходит по магазинам.

Папа : ходит на работу,

Чинит машину.

Ребенок : …..

(Правила обговариваются, т.е. в обсуждении: ребенок – равноправный участник беседы).

3. Составление красивых картинок или списка с правилами.

4. Согласование наказание или отсутствия поощрений за несоблюдение домашних правил (для ребенка и для взрослых)

6

«Страна эмоций» с использованием наглядно-дидактического материала.

Формирование групп по предпочтениям.

1. Нарисовать рисунок «Я веселый» и «Я грустный»

2. Придумать и записать 10 хороших и 10 плохих качеств ребенка (важно, чтобы он сам их придумал).

3. Обсудить то, что каждый человек испытывает разные чувства и обладает разными качествами. И это совсем не означает, что тот или иной человек плохой… Не хорошим является поведение или проявление этих качеств, когда следует сдержаться…

4. На следующий урок принести мягкую игрушку (среднего размера, которую не жалко уронить на пол)

7

«Плохие качества»

«Хорошие качества»

Подвижные игры с мягкими игрушками.

Ценность наших вещей.

1. Нарисовать рисунок «Мои любимые вещи и игрушки»

2. Придумать рассказ «Как я берегу свои вещи и игрушки»

3. Обсудить с ребенком, почему важно беречь свои вещи и игрушки.

8

Демонстрация рисунков на тему: «Мои любимые вещи».

Работа с картинками:

№1 «Опасное плавание»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.


1. Расспросить ребенка о том, что он узнал о водоёмах.

2. Нарисовать предметы, которые могут плавать по реке (плот, лодка, спасательный круг, яхта и пр.).

3. Нарисовать предметы, которые обязательно утонут в воде.

4. Составить предложения по опорным словам:

Мальчик – собака – прийти – берег Мальчик – бросать – палка – река

Собака – броситься – вода Собака – палка – заметить

^ Собака – палка – схватить Пловец – плавать – трубка

Пловец – собака – испугаться Трубка – вода – набраться

Мальчик – вынырнуть – вода Мальчики – разговаривать – происшествие

Собака – отряхивать – шерсть Собака – лаять – маска

^ Собака – разгрызть – трубка Хозяин – собака – ругать

5. Родитель рассказывает получившийся рассказ еще раз, ребенок пытается пересказать.

9

«Ориентация в пространстве»

Подвижные игры

«Ориентация на листе бумаги» в клетку и в линейку

Счет до 10

1. Ориентация в пространстве на практике (лево, право, над, под, в, между, из и др.)

2. Методика «Диктант» Эльконина


10

Работа с картинками:

№2 «Недобрая шутка»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.


1. Расспросить ребенка о том, что он узнал о самолетах.

2. Нарисовать то, что может летать в небе (птицы, насекомые, воздушный шар, мыльные пузыри, бумажный змей).

3. Нарисовать волшебный ковер-самолет, на котором ты мог бы отправиться в увлекательное путешествие. Сделай на нем яркий, красивый, разноцветный узор.

4. Составляем предложения по опорным словам:

^ Самолет – набирать – высота Летчик – связаться – рация – диспетчер

Пассажиры – попасть – воздушная яма Бортпроводница – принести – пассажиры – еда

^ Мужчина – читать – газета Женщина – позвать – стюардесса

Подросток – попросить – принести – вода Командир – объявить – посадка

Самолет – выпустить – шасси Трап – подъехать – самолет

5. Родитель рассказывает получившийся рассказ еще раз, ребенок пытается пересказать.

11

«Классификация предметов и обобщение» с использованием наглядно-дидактического материала.

1. Классификация, обобщение, выделение лишнего.

Примеры: (примеры нужно менять, если ребенок не знаком с такими словами)

Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите и подчеркните неподходящее слово и напишите, как можно назвать остальные.

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

12

Работа с картинками:

№3 «Музыкальное занятие»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1. Расспросить ребенка о том, что он узнал о музыке.

2. Нарисовать волшебный музыкальный инструмент (струнный, духовой, клавишный), на котором ты сыграл бы мелодию для любимой мамы.

3. Составляем предложения по опорным словам: Воспитатель – позвать – дети – музыкальный зал Наташа – подбежать – дверь Дети – собираться – музыкальное занятие Дети – шагать – лестница Вова – входить – зал Катя – танцевать – полька Сережа – петь – любимая песня Миша – слушать – колыбельная песня Петя – прийти – детский сад – плеер Воспитательница – танцевать – вместе – дети Музыкальный руководитель – включить – магнитофон Дети – готовиться - праздник

4. Родитель рассказывает получившийся рассказ еще раз, ребенок пытается пересказать.

13

«Память»

Тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной, на события, лица, даты и т.д.)

1. Тренировка памяти. Развивающие игры. Примеры:

- На столе разложить предметы. Ребенок некоторое время их разглядывает. Затем отворачивается и один предмет убирается. Ребенок должен определить, какого предмета нет.

- Разложите цветные бумажки по порядку, затем поменяйте местами. Ребенок должен разложить их так, как это было первоначально.

- Пиктограммы. Ребенку говориться слово. Он должен его схематично зарисовать на бумаге. Через некоторое время (30-60 мин) ребенок должен назвать это слово, увидев только свой рисунок. Обычно сразу дается 10 слов и ребенок сразу делает 10 рисунков. А потом вспоминает свой шифр.

14

Работа с картинками:

№4 «Вот так покатались»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1. Расспросить ребенка о том, что он узнал о птицах и зиме.

2. Нарисовать то, на чем можно съезжать с ледяной горы (лыжи, санки, сиденье от старого стула, доска, картонная коробка и пр.)

3. Составить предложения по опорным словам: ^ Наступить – холодный – зима

Ребята – гулять – двор Дети – решить – построить – горка

Ребята – собрать – снег Дворник – заливать – горка – шланг

Вода – замерзнуть – превратиться – лед Поверхность – горка – стать – скользкий

^ Вова – посыпать – горка – песок Дети – падать - санки

4. Родитель рассказывает получившийся рассказ еще раз, ребенок пытается пересказать.

15

«Логические связи»

мышление

1. Работа с логическими задачами. Задачи решаются совместно с ребенком, используя наглядные рисунки. Это тренировка, а не обязательные задания. Примеры нужно изменять, используя те определения, с которыми ребенок сталкивается часто.

Пример задач..

1. Коля и Вася – два брата. Один из них ходит в детский сад, другой – в школу. Кто из них моложе, если Вася учится во втором классе?

2. Даша и Маша получили в школе пятерки: одна – по математике, другая – по чтению. По какому предмету получила пятерку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?

3. Сове, Ослику и Вини-Пуху подарили три воздушных шарика – большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Вини-Пух любят зеленые шарики?

16

Работа с картинками:

№5 «Изобретатели»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1. Расспросить ребенка о том, что он узнал о транспорте.

2. Придумать и нарисовать такую машину, которая не загрязняла бы городской воздух

3. Составление предложений по опорным словам Сережина мама- поехать – машина – рынок

Женщина – оставить – машина – стоянка Мама- купить – много – продукты

^ Мама – поставить – машина – тяжелые сумки Мама – заводить – машина

Машина – стоять – место Мама – звонить – Сережин папа

Папа – приехать – такси Папа – найти – тряпка – выхлопная труба Папа – заметить сын Сын – рассказать – правда Родители – отругать - Сережа

4. Родитель рассказывает получившийся рассказ еще раз, ребенок пытается пересказать.

17

«Произвольность»

Игра «ДА, НЕТ не говори»

Тренировка произвольности – сознательная преднамеренная опосредствованная регуляция действия, в соответствии с изменяющимися условиями ситуации (запоминать и удерживать правильную инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения).

Игра «Запрещенные слова»:

Ребенок должен ответить на вопрос закрытого типа (ответ на вопрос подразумевает не открытый, развернутый ответ, а ответ «да» или «нет»). Но говорить «да» и «нет» запрещается. Ребенок должен сам придумать ответ на вопрос. Для усложнения задания можно запретить называть цвета..

18

Работа с картинками:

№6 «На лугу»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.



1. Расспросить ребенка о том, что он узнал о луге

2. Нарисовать животных, которые обитают в луговой траве (кроты, мыши, жуки, кузнечики, муравьи, стрекозы, осы и пр.).



19

«Умозаключения»

Мышление

«Добавить четвертое слово»

1. Развитие мышления

Ребенок должен назвать четвертое слово. Первые два подходят друг другу. Нужно подобрать пару к третьему слову. Очень важно, чтобы ребенок понимал причинно-следственную связь, а не повторял пустые слова за родителями.

Примеры:

мальчик-девочка, мужчина-

птица-летать, рыба-

мяч-игрушка, роза-

хлеб-есть, книга-

слон-большой, мышка-

овца-ягненок, медведь-

пища-еда, вода-

камень-твердый, вата-

20

Работа с картинками:

№7 «Папин помощник»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.



1. Расспросить ребенка о том, что он узнал об автомобилях

2. Вспомни и нарисуй транспорт, которому не страшен прокол шин (трамвай, поезд, сани, телега)

3. Составляем предложения по опорным словам Водитель – ехать – шоссе

Машина – проезжать – деревня Машина – наклониться – бок

^ Водитель – вылезти – салон Мужчина – подойти – колесо

Водитель – отвинтить – гайки Водитель – снять - колесо - положить – земля Водитель – достать – багажник – насос Мужчина – накачать – покрышка

^ Водитель – поставить – колесо – место Машина – продолжать - путь

4. Родитель рассказывает получившийся рассказ еще раз, ребенок пытается пересказать.

21

«Словарный запас»

Игра «Иностранец»

Игра «Иностранец»

Правила: Ребенку предлагается объяснить какое-то слово другими словами.

Инструкция: «Представь, что я иностранец и не знаю некоторых русских слов. Я попрошу тебя, объяснить мне значение слов так, чтобы я поняла, что это слово означает»

Примеры слов: крокодил, дом, человек, игра, нитки, собака, вода и др.

22

Работа с картинками:

№8 «Случай в цирке»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.


1. Расспросить ребенка о том, что он узнал о цирке

2. Нарисовать дрессированных кошек, которые выступают в цирке с необычным номером (прыгают через горящий обруч, поднимаются под купол на воздушных шарах и пр.

3. Нарисовать веселого клоуна, который развлекает детей в цирке

4. Составление предложений по опорным словам ^ Парк – построить – цирк – шапито

Наташа – родители – собираться – парк Вечер – начаться – представление

Канатоходцы – танцевать – канат Эквилибристы – ездить – велосипед

Жонглер – выступать – горящие – факелы Клоун – выезжать – смешной – автомобиль

^ Дрессировщик – показать – номер – обезьянка Лев – прыгать – высокий – тумба

Слон – танцевать – арена Собачки – возить – маленький - тележка

5. Родитель рассказывает получившийся рассказ еще раз, ребенок пытается пересказать.



23

Работа с картинками:

№ 1 «У моря»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал о пляже.

2.Нарисовать то, что в летний день можно приносить на пляж (зонт, мартац, минеральную воду, яблоки пр.).

3.Нарисовать то, что приносить на пляж нельзя (стеклянные стаканы, сливочное масло, колбасу и пр.)

4.Обсудить, в чем таится опасность каждого такого предмета, когда он попадает на пляж (можно отравиться, порезаться и пр.).

5.Составление предложений по опорным словам:

- Отпуск-путевка за границу-самолет-гостиница-берег моря;

- Выходной-свой город-берег реки-брат и сестра;

- Город у моря-незнакомые друг с другом девушка и мальчик-интересная книга.

24

Работа с картинками:

№ 2 «Зимние забавы»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал о зиме.

2.Нарисовать постройки, которые ты с друзьями можешь сделать из снега в своем дворе (снеговик, крепость, башня, гараж, горка и пр.).

3.Объяснить, чем снежные постройки отличаются от деревянных.

4.Составление предложений по опорным словам:

Дети-школа-уроки-двор;

Синички-ветка-мерзнуть-сало;

Друзья-комки-снеговик-морковка;

Собачка-дрожать-скулить-мерзнуть;

Лепить-строить-ровнять-поселить;

Мама-звать-мальчик-обед;

Дети-строить-снег-горка;

Дворник-заливать-горка-шланг.

25

Работа с картинками:

№ 3 «Пожар»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал о пожаре.

2.Нарисовать те предметы, игра с которыми может быть опасной для двоих братьев (нож, фарфоровая ваза, пузырек с лекарствами, молоток и пр.).

3.Объяснить, почему надо быть осторожным с каждой такой вещью (свеча, зажигалка, спички).

4.Составление предложений по опорным словам:

Деревня-дом-река;

Утро-семья-уехать;

Кошка-забраться-чердак;

Мальчики-река-гулять;

Костя-видеть-дым-чердак;

Кирюша-таскать-ведро-река;

Костя-ставить-ведро-качели;

Мальчик-прыгать-перевернуться-разлиться;

Кирюша-залезать-труба-чердак;

Пожарные-приехать-потушить-спасти.

26

Работа с картинками:

№ 4 «Маленькие помощники»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал на уроке.

2.Нарисовать несколько забавных скворечников, которые ты хотел бы повесить на деревьях около своего дома.

Пусть твои домики для скворцов будут необычной формы, яркой расцветки и радуют не только птиц, но и людей вокруг.

3.Составление предложений по опорным словам:

Мальчик-поезд-бабушка;

Мальчик-вешать-скворечник-дерево;

Скворцы-таскать-сено-скворечник;

Птицы-высиживать-яйца-гнездо;

Скворечник-выводиться-птенцы;

Пчелы-вылетать-улей;

Пчелы-собирать-цветы-нектар;

Пчелы-соты-откладывать-мед.

27

Работа с картинками:

№ 5 «Проказницы»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал на уроке.

2.Нарисовать то, что ты бы попросил у волшебной золотой рыбки, которая исполнит любое желание.

Только не забудь, что сладости и игрушки – не самое главное в жизни!

Подумай, как нарисовать здоровье для мамы, бабушки.

3.Составление предложений по опорным словам:

Рыбка-плавать-аквариум;

Девочка-кормить-рыбка;

Сестрички-играть-сказки;

Мама-отправиться-соседка;

Девочка-внести-аквариум-ванная комната;

Вода-литься-ванна;

Играть-смеяться-испугаться;

Поднять-нести-опустить;

Мама-ругать-девочка.

28

Работа с картинками:

№ 6 «На даче»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал о даче.

2.Нарисовать то, чему вода необходима для роста (цветок, котенок, малыш и пр.).

3.Нарисовать то, чему для роста вода не нужна (деревянная избушка, башня из кубиков, снежная вышка и пр.).

4.Составление предложений по опорным словам:

Мама-сажать-цветы-клумба;

Дедушка-поливать-шланг-огород;

Катя-срывать-яблоки-дерево;

Ваня-выдергивать-морковка-земля;

Мама-снимать-помидоры-кустики;

Бабушка-полоть-сорняки-теплица.

29

Работа с картинками:

№ 7 «Случай в зоопарке»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал о зоопарке.

2.Придумать и нарисовать знаки, которые объяснили бы детям, не умеющим читать, как надо себя вести в зоопарке (не дразнить животных, не кормить их сладостями и мороженым, не бросать палки в клетку, не совать руки и пр.).

3.Расскажи как правильно вести себя в зоопарке, особенно рядом с хищниками.

4.Подбираем слова:

^ Кто из животных:

Длинношеий? Толстобрюхий? Длинноногий? Короткохвостый? Вислоухий? Длиннорогий? Коротконогий? Длинномордый? Толстолапый? Мелкоголовый? Короткошерстный? Длинноухий? Длинношерстный? Острозубый? Куцехвостый? Быстроногий? Тонконогий?

30

Работа с картинками:

№ 8 «Короткий поход»

Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, фантазируем, сочиняем, составляем предложения по опорным словам, слушаем, пересказываем.

1.Расспросить ребенка о том, что он узнал о походе.

2.Нарисовать как меняется один и тот же куст дикой малины в разные времена года. Не забудьте изобразить то, что может оказаться в лесу рядом с кустом (животные, птицы, цветы, ягоды, грибы, шишки и пр.).

3.Выучить стих

^ Я с утра в лесу гуляю,

От росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про березу и про мох.

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которых за ежат

Все иголочки дрожат.

31

«Внимание»

Корректурная проба

Игра «Муха»

Методика «Шифровка»

(вариант «фигуры», «цифры»).

Игры на внимание.

Корректурная проба

Игра «Муха»

Методика «Шифровка»

(вариант «фигуры», «цифры»)

32

Воображение

«Дорисуй фигуру»,

«Собери картинку».

Придумать рассказ «Кем я хочу быть».

33

Методика «Дом, Дерево, Человек».

-

34

Методика «Человек под дождем».

-

35

«Я в школе»

«Я ученик».

-