uzluga.ru
добавить свой файл
1

Консультация для родителей

Тема: « Давай вместе!»

Отец одиннадцатилетнего мальчика рассказывает: «Подарили мы Мише на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: «Пап, не получается, помоги». А я ему в ответ: «Ты что, маленький? Сам разбирайся». Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит».

Почему родители часто отвечают так, как ответил Мишин отец? Скорее всего, из лучших побуждений они хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей. Бывает, конечно, и другое: некогда, неинтересно, или родитель сам не знает, как надо. Все эти «педагогические соображения» и «уважительные причины» - главные препятствия на пути выполнения просьбы.

^ Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Очень хорошо начать со слов « Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребёнку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребёнка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…» Давайте нарисуем простую схему - один круг внутри другого. Маленький круг будет означать все дела, с которыми ребёнок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга - дела, которые ребёнок делает только вместе с взрослым. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими. Вот теперь можно объяснить, что открыл Л.С.Выготский. Он показал, что по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослым, а не тех которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было с «мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее.




Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребёнка одного там, где ему трудно – глубокая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития.