uzluga.ru
добавить свой файл

Такие разные дети с «задержкой психического развития».

Чтобы помочь, надо понять…

 

Это противоречивая и неисчерпаемая тема.

Наряду с общими чертами, позволяющими выделить эту группу среди всех детей, каждый ребёнок обладает своим потенциалом физического, умственного, нравственного развития. Задержки психического развития представляют собой неоднородную группу аномалий, в основе происхождения которых лежат различные факторы – биологические, социальные, педагогические.

В специальных группах для детей с ЗПР решаются задачи коррекции специфических отклонений в развитии познавательной деятельности детей, их мышления, речи, элементарных языковых и математических знаний, представлений об окружающем мире.

В детском саду обеспечены условия для самореализации ребёнка, его социализации. Но, несмотря на разнообразие организационных форм педагогического воздействия, каждый дошкольник усваивает программный материал в своём объёме.

Характер «задержки психического развития, её сочетание с другими психологическими особенностями каждого ребёнка обусловливает сложность построения коррекционно – развивающей программы обучения.

На занятиях один ребёнок часто отвлекается и не успевает выполнить задание. Второй – в это же самое время конфликтует с другими детьми, так как слабо ориентируется на систему правил в самостоятельной работе, отнимает у своего соседа карандаш, картинку. Третий - произвольно слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу не может необходимое для его возраста время. Он встаёт из-за стола, чтобы посмотреть в окно, за которым раздался непонятный звук. Четвёртый вспомнил про диск, который ему вчера купили родители, и хочет обсудить это событие со сверстниками.

Попытки объяснить родителям на родительских собраниях причины поведенческих нарушений и проявления этих нарушений не всегда приводят к взаимопониманию. Ведь дети самые любимые и просто не могут себя вести так, как об этом говорит воспитатель.

Самым важным в своей работе считаем установить контакт с родителями по вопросам сотрудничества, убедить родителей, что не только мы, но и они должны внимательно следить за тем, как развивается их ребёнок. Поведение ребёнка меняется, как только уделишь ему внимание, терпеливо ждёшь ответа на поставленный вопрос, в трудных местах помогаешь, не принуждаешь дошкольника к правильному ответу с первой попытки.

Всегда идём навстречу ребёнку. Ведь показатели познавательного развития не сводятся только к знаниям, а включают в себя аспекты умственной деятельности: активность, восприимчивость к помощи, инициативу обучающихся в ходе приобретения и практического применения знаний.

В своей работе стараемся с учётом индивидуальных особенностей и возможностей отдельно взятого ребёнка воздействовать на группу детей в количестве 6-8 человек через внесение игровых элементов в каждое занятие.

Если это утренняя зарядка, то обязательно с элементами логоритмики. На программных занятиях одновременно используем наборы игрушек и пособий для игры и для занятий. В течение всего дня беседуем с детьми, стараемся не прибегать к прямым запретам, не тянуть ребят на канате собственного авторитета, а воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи, строго соблюдая последовательность во взаимодействии с детьми.

В продуктивной деятельности начинаем работать совместно, то есть на глазах у ребёнка рисуем, учим строить конструкции по показу, потом по подражанию. И только после того, как дети справляются с заданиями по показу, можно инструктировать при помощи жестов с речевым сопровождением. В дальнейшем можно приступать к самостоятельным действиям с предметами.

Очень важным в работе является решение воспитательных задач: умение подчиняться правилам подвижной игры; воспитывать желание выполнять совместные задания и получать результат; воспитывать чувство коллективизма, доброе отношение друг к другу, обращать внимание ребёнка на просьбы других детей; формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы: «как твои дела?

На праздники мы всегда приглашаем родителей. У них должна быть возможность увидеть своего ребёнка в коллективе сверстников и взглянуть на проблемы, связанные с его развитием, оценить возможности своего ребёнка на уровне других, увидеть успехи и порадоваться вместе с ним. В результате такого взаимодействия детям легче воспринимать учебный материал. Это помогает детям овладевать знаниями и в дальнейшем продолжать обучение в общеобразовательных школах.

Дети с ЗПР нуждаются в нашей с Вами любви. Пусть этой любви будет много - разной и светлой.


Стишонкова Е.Н., учитель-логопед,

Калашникова Г.Н. , воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 177»