uzluga.ru
добавить свой файл
1

СЦЕНАРИЙ ДНЯ ЗДОРОВЬЯ «ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЗДОРОВО!»


Подготовка:

1. выпечка, чай на всех

2. группа-помощников для проведения соревнований

3. группа поддержки (песня или спортивный танец)

4. рапорт, девиз от каждого класса

5. Ответственный и оборудование для озвучивания. Гимн школы, подбор спортивных мелодий.

6. ведущие (взрослый – первый ведущий, ребенок – второй ведущий)

7. подготовка флагштока, для поднятия флага

8. велосипеды, на каждую команду по 3 шт.

9. юные корреспонденты – по 2 чел. от класса.

10. флаг школы.

12. форма одежды – спортивная.


 

Вступление:

  1. Сбор на спортивной площадке в _______

МУЗЫКА

1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке. Работают юные фотокорреспонденты классов.


 

2 ведущий: Чтобы громче пелись песни,

Жить, чтоб было интересней,

Нужно сильным быть, здоровым!

Эти истины не новы.

1 ведущий: Со здоровьем дружен спорт.

Стадион, бассейн и корт,

Зал, каток – везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды.

Станут мышцы ваши тверды.

2 ведущий: Только помните, спортсмены

Каждый день свой непременно

Начинают с физзарядки.

Не играйте с дремой в прятки.

1 ведущий: Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкульт-привет!

2 ведущий: Школа, внимание! Начинаем наш спортивный праздник «Здоровье – это здорово!»

1 ведущий: Школа равняйсь, смирно, приготовиться к сдаче рапорта. Перекличка классов. Сдача рапорта. Девиз класса.

Рапорт: товарищ главный судья……..класс в количестве ….. человек на спортивный праздник построен. Наш девиз…. Рапорт сдал физорг …класса Петров Саша.


Андреенко Е.В.(после завершения приема рапортов ) – ТОВАРИЩ НАЧАЛЬНИК СПОРТ.КОМИТЕТА ШКОЛА , В КОЛИЧЕСТВЕ _____ЧЕЛОВЕК , ДЛЯ ПРОВЕДЕИЯ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА ПОСТРОЕНА. ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ СОРЕВНОВАНИЯ АНДРЕЕНКО ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА.

 

^ Слово предоставляется начальнику спортивного комитета – директору школы Т.В.Журило …


1 ведущий: Сборной команде школы, победителю III этапа областной Спартакиады учащихся по пулевой стрельбе предоставляется право поднять флаг школы. Звучит гимн школы.


^ Прошу произнести клятву.

Навеки спорту верным быть:

Клянемся!

Здоровье с юности хранить:

Клянемся!

Не плакать и не унывать:

Клянемся!

Соперников не обижать:

Клянемся!

Соревнования любить:

Клянемся!

Стараться в играх первым быть

Клянемся!

 

^ Основная часть:

С планом проведения спортивного праздника вас познакомит главный судья заместитель директора школы по внеклассной работе Андреенко Е.В.

^ Массовый забег. Старт и финиш – ближний угол спортивной площадки, далее по беговым дорожкам.

1-й забег – 1круг, классы начальной школы.

2-й забег – 2 круга, 5 – 7 классы.

3-й забег- 2 круга, 8-10 классы.

Проводит________________ Забег начали! МУЗЫКА

 

^ После забега:

 2 ведущий: Вот теперь вы размялись, восстановили дыхание, и мы можем переходить к нашим спортивным соревнованиям.

Ребята младших классов вместе со своими классными руководителями, занимают места на площадке. Проводить у них соревнование будет Радзявичюс Светлана Олеговна. Ваши помощники ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята 5 – 10 классов соревнуются в двух подгруппах, первая - 5 – 7классы; вторая – 8 - 10 классы. Соревнования проводятся по графику который имеется у классного руководителя. Ваши помощники ___________________


Этапы соревнований:

  1. Фигурное вождение велосипеда – 3 чел.

  2. Прыжки в длину – 5чел.

  3. Броски баскетбольного мяча – 5 чел.

  4. Эстафета 4х150 м

  5. Перетягивание каната.

2 ведущий: Итак, соревнования начинаются, болельщики, не забывайте болеть за понравившуюся команду!


^ МУЗЫКА фоном. Идут соревнования.


1 ведущий: Хотим представить вам членов жюри и одновременно счетную комиссию. - Андреенко Елена Васильевна

- Руденко Михаил Дмитриевич

- Калита Наталья Алексеевна

- Радзявичюс Светлана Олеговна

- Зотов Дима

- Смелянский Андрей


2 ведущий: Все очки вам подсчитает

Та шестерка мудрецов.

Всё считать – их миссия.

Счетная комиссия.

 

^ 1 ведущий: Пока счетная комиссия готовится, я предлагаю вам кричалки, хором отвечайте на мои вопросы:

 

Пусть спортивные рекорды

Не стареют никогда!

Пусть их бьют почаще в спорте,

Вы со мной согласны? Да

 

Мы за битвы и сраженья,

За спортивный дух побед.

Мы за горечь пораженья

только в спорте! В жизни: нет.

 

Все болельщики-любители

В играх знают толк всегда.

А сами вы играть хотите?

Отвечайте дружно: да!

 

 

1 ведущий: Всё-таки интересно наблюдать за соревнующимися командами. Как у них всё дружно и слаженно получается. Как ловко они обращаются с тем или иным предметом. Как они хорошо манипулируют зрителем.

 

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ. ТАНЕЦ (песня)

 

2 ведущий: Слово для выступления предоставляется членам судейской коллегии. ^ СУДЬИ ОГЛАШАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

 Финал:

1.                 Не бойтесь, дети, дождя и стужи.

Чаще ходите на стадион.

И каждый, кто с детства со спортом дружит,

Тот будет ловок, здоров и силен.

2.                 Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,

зеленое поле и солнечный свет!

Да здравствует отдых! Борьба и походы!

Да здравствует радость спортивных побед!

^ СПАСИБО ВСЕМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ! ПРЕДЛАГАЕМ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ВКУСНЫЕ ПИРОГИ С ГОРЯЧИМ ЧАЕМ. ПОДХОДИМ К СТОЛАМ ВМЕСТЕ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ.

МУЗЫКА.


Приложение 2.3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5


^ «КАНИКУЛЫ – 2009»


Образовательная программа

«Мы – патриоты»

Оздоровительный лагерь «Чайка»


Возраст детей 12 – 13 лет

Сроки реализации программы – 3 месяца

Составители – руководители профильного отряда:

^ Руденко М.Д.

РуденкоТ.С.


Пояснительная записка

Многомерны направления патриотического воспитания. В нашей области, где переплетается история и современность, эпохи разных стран и народов, чувство патриотизма формируется, наверное, наиболее трепетно, что накладывает на всех участников воспитательного процесса особую ответственность.

Чтобы вызвать «высоких чувств высокое начало» необходим самый тонкий педагогический подход, порой очень опосредованный, скрытый, но всегда искренний, заинтересованный, вызывающий отклик души, ведь любое событие патриотического воспитания может стать историей собственной жизни. Именно поэтому, выстраивая собственную воспитательную линию, руководители профильного отряда стремятся преодолеть декларативность общечеловеческих ценностей и помогают детям освоить их постепенно и поэтапно: от привития им любви к своей малой Родине – до формирования чувства ответственности за будущее страны, человечества, земли.

^ Актуальность и педагогическая целесообразность объясняется тем, что в настоящее время образовался кризис в духовной жизни нашей страны, который отразился на сознании молодежи – снизился статус высших человеческих ценностей.

Цель и задачи программы:

  • развитие работы по военно-спортивному воспитанию учащихся;

  • развитие у детей военно-прикладных знаний и навыков и применение их в практических ситуациях;

  • повышение уровня физической подготовленности, спортивных и спортивно-туристических знаний и навыков;

  • формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни;

  • совершенствование морально-психологического состояния и физического развития учащихся, оздоровление и активный отдых учащихся;

  • формирование качеств необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях, экстремальных условиях;

  • развитие инициативы учащихся на основе игровой деятельности.



^ Ожидаемые результаты:

Дети получают азы воинской дисциплины, умения и навыки строевой подготовки, умения выживать в экстремальных ситуациях, знакомятся с историей родного города, усиливаются шефские связи с воинами, развивается инициатива и самостоятельность на основе игровой деятельности. Формируются практические навыки владения стрелковым оружием, пользования компасом, ориентирования на местности.


^ Мероприятия по организации программы досуга и отдыха детей «КАНИКУЛЫ – 2009»



Дни

Темы

Теория

Практика

Задания

Материальное обеспечение

Общая сумма затрат

1.

Введение в программу

Ознакомление детей с планом программы.

Изготовление эмблемы отряда.

Выбор командного состава отряда. Выбор девиза, речевки и песни.

Бумага, фломастеры, клей, бейджики.

200 руб.

2.

1. Беседа у школьного стенда «Есть такая профессия – защищать Родину».

2. 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.


Знакомство детей с ветеранами ВОВ – жителями г.Гусева.


Информация о детях – жертвах агрессии.

Конкурс рисунков «Дети - против войны и агрессии»

Подготовить информацию по теме из средств массовой информации.

Бумага, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти.

300 руб.

3.

Проведение экскурсии в в/ч для знакомства с жизнью и бытом военнослужащих и их боевой техникой и вооружением.


Знакомство детей сбытом и вооружением подшефной в/ч.

Выпуск боевого листка «Боевая техника на страже Родины».

Подготовка вопросов для участи в беседе с военнослужащими.







4.

Тренировка в разборке и сборке автомата Калашникова.

Знакомство учащихся с биографиями выдающихся военачальников.

Знакомство детей с основными частями и механизмами автомата.

Познакомить детей с биографиями военачальников.

Практическая тренировка и участие в беседе.










5.

Вводное занятие. История и задачи развития пулевой стрельбы в России. Пневматическое оружие, его отличительные особенности. Пулевая стрельба как один из видов спорта. Овладение искусством точной стрельбы.

Рассказать о пневматическом оружии. Изучить условия изготовки к стрельбе из винтовки сидя за столом с опорой локтями о стол.

Тренировка детей в выполнении стрельбы по мишени для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.




Пули «ДЦ» - 3 пачки.

Мишени.

270 руб.


30 руб.

6.

Изучение ПДД.

Дорожные знаки.

Правила дорожного движения в России. Обязанности пешеходов, пассажиров, велосипедистов.

Нарисовать дорожные знаки. Изготовление макета светофора.

Сочинение – миниатюра «В гостях у короля Триглазки». Написание стихов.

Альбом, картон, цветная бумага, клей.

60 руб.

7.

Определение направления движения по заранее определенному азимуту с помощью компаса Адрианова.

Научить детей двигаться по заранее определенному азимуту, и определению расстояния с помощью пар шагов.

Практическая работа по выполнению заданий.




Компас – 5 шт.

500 руб.

8.

Соревнования по пионерболу среди отделений отряда.

Ознакомление с правилами игры в пионербол.

Практическое участие в соревнованиях.




Волейбольный мяч – 1шт.

800 руб.

9.

Соревнования по минифутболу.

Ознакомление с правилами игры в минифуктбол.

Практическое участие в игре.




Футбольный мяч – 1 шт.

800 руб.

10.

Посещение городского музея. Викторина «История города в котором я живу»


Осмотр экспозиций представленных в музее.













11.

Стрельба из пневматической винтовки «ИЖ – 38» лежа. Соревнования на первенство отряда по стрельбе.

День независимости России.


Доведение условий соревнований.

Выполнение упражнений согласно условиям соревнования.




Пули «ДЦ» - 3 пачки.

Мишени.

270 руб.


30 руб.

12.

Экскурсия в ПЧ – 13

г. Гусева.

Знакомство детей с героической профессией пожарного.

Просмотр видеофильма «Огнеборцы»










13.

Посещение музея боевой славы воинских частей Гусевского гарнизона.

Ознакомление с историей боевого пути в годы ВОВ воинских частей гарнизона.

Возложение цветов к памятнику Ю.Смирнову.










14.

Поход.


Способы выживания в полевых условиях

Разведение костра, установка палатки, добыча и приготовление пищи.

Подготовка экипировки для похода.

Палатка лагерная – 1шт.

2500 руб.

15.

Соревнования по пулевой стрельбе на первенство отряда среди мальчиков и девочек.

Доведение условий соревнования.

Выполнение упражнений согласно условиям соревнования.




Пули «ДЦ» - 3 пачки.

Мишени.

270 руб.


30 руб.

16.

Выполнение упражнений по топографическому ориентированию на местности (поход).

Нахождение направления на местности по заданному магнитному азимуту.

Практическая работа с использованием компаса и выполнения условия задания.










17.

Просмотр видеофильма «Граница».

Стрельба из пневматической винтовки ИЖ-38, сидя.

Просмотр видеофильма «Граница».

Изучение правил выполнения условия стрелбы.

Практическое участие в просмотре видеофильма и выполнении упражнений по стрельбе.




Пули «ДЦ» - 3 пачки.

Мишени.

270 руб.


30 руб.

18.

Кросс – поход.

Соревнования по преодолению «Туристской полосы препятствий на местности».

Доведение условий соревнования, правил и способов преодоления препятствий на туристской полосе.

Практическое участие в соревнованиях по преодолению «Туристской полосы препятствий».

Участие в оборудовании «Туристской полосы препятствий».

Веревка для оборудования навесной переправы – 200 метров..

Страховочная система участника – 6 комплектов.

20000 руб.

19.

Викторина «Ордена и медали России – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»

Ознакомление с историей государственных наград за военные отличия в России.













20.

Военно – спортивная игра «Мужество и отвага» с преодолением «Туристской полосы препятствий»

Изучение условий проведения военно – спортивной игры «Мужество и отвага»

Участие в выполнении условий игры «Мужество и отвага»










21.

Поездка в музеи боевой славы в городе Калининграде.

Закрытие лагерной смены.


Доведение приказа директора об организации поездки изучение мер безопасности во время поездки.







Заказ автобуса

7000 руб.

И т о г о:

33360 руб.


Преподаватель – организатор ОБЖ Руденко М.Д.


Урок в 8 классе.

Тема урока: Защита населения от АХОВ.


Цели урока: 1. Показать основные способы защиты населения от АХОВ.

2. Использование СИЗ.

3. Эвакуация населения.

4. Отработка навыков правильного использования ИСЗ органов

дыхания и кожи.

Наглядность: видеофильм, противогазы ДП-5, ВМП, таблицы, мультимедио.

^

Ход урока.





  1. Проверка и повторение домашнего задания.

    • назовите виды аварий на ХОО;

    • дайте определение АХОВ и раскройте их классификацию по характеру воздействия на организм человека;

    • назовите причины аварий на ХОО;

    • какие вы знаете последствия аварий на ХОО;

    • раскрыть понятия очаг химического поражения и зона химического заражения, виды и особенности зон химического заражения;

    • формы зон химического заражения и причина их образования.

Дать оценки за ответы:


11. Работа над новым материалом.


(Тему и перечень вопросов урока зачитать с доски)

В конце урока вы должны знать: (мультимедиа)

    • способы оповещения об авариях на ХОО;

    • основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на ХОО;

    • владеть навыками выполнения мероприятий по защите от поражающих факторов аварий на ХОО и правильного использования ИСЗ.


Объяснение учителем.


1). Основные способы защиты населения от АХОВ.(мультимедиа)

    • использования ИСЗ органов дыхания;

    • использование защитных сооружений (убежищ);

    • временное укрытие населения в жилых и производственных зданиях;

    • эвакуация населения из зон возможного заражения.

Для защиты населения от аварий на ХОО заблаговременно принимают меры: (мультимедиа)

    • создается система оповещения;

    • накапливаются ИСЗ;

    • подготавливают укрытия, жилые и производственные здания к защите от аварий на ХОО;

    • определяют районы эвакуации;

    • намечают наиболее целесообразные способы защиты населения;

    • осуществляют подготовку органов упавления, подготовку населения к защите от АХОВ.

Этими вопросами занимаются органы управления ГоиЧС и КЧС (республики, края, города).


2). Оповещение населения (рассказ учителя).

(^ Показ видеофильма – 3 мин.)


3). Использование ИСЗ (мультимедиа, таблица –9).


Наиболее эффективными ИСЗ населения в условиях г.Гусева от аварий на ХОО являются гражданские противогазы ГП – 5, ГП 5М, ГП –7, с дополнительными патронами ДПГ –1, ДПГ –3 и без них, которые в настоящее время хранятся на период военного времени на складах.

Можно использовать ВМП. Практическая работа :

А) виды готовности противогаза;

Б) «Газы», «Химическая тревога» - порядок выполнения;
^

В) одевание противогаза на пораженного


4 человека одевают ВМП.


4). Укрытие людей.


Защитные сооружения ГО (убежища), ПРУ позволяют обеспечить высокий уровень защиты населения от вредных веществ и СДЯВ ( рассказ по плакатам).

Для людей, находящихся в зданиях и сооружениях необходимо использовать подручные средства для дополнительной герметизации помещений.

Герметизацию помещений надо проводить в такой последовательности:

    • закрыть входные двери, окна (в первую очередь с наветренной стороны);

    • заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;

    • уплотнить двери влажными материалами (мокрой простыней, одеялом)

    • не плотности оконных проемов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем), бумагой или уплотнить подручными материалами (ватой, поролоном, мягким шнуром).



5). Эвакуация населения.


Эвакуацию организуют комиссии по ЧС на основании прогнозирования возможной химической обстановки. Ее можно проводить на транспорте и в пешем порядке. Маршрут выхода выбирают с учетом метеоусловий. Наибольшая эффективность достигается до подхода облака зараженного воздуха.


111. Закрепление знаний (вернуть мультимедиа на первую страницу и закрепить материал опросом учащихся, если будет время дать команду «Газы»).


1У. Домашнее задание: страница 77 – 80, записать на доске


^ Тема урока: "История создания Вооруженных Сил"


Цели :


1. Познакомить обучающихся с историей создания вооруженных сил России. Сформировать представление о содержании военных реформ как условии создания армии.

2. Развивать и совершенствовать общеучебные умения и навыки.

3. Способствовать воспитанию патриотических чувств.


Оборудование: компьютерный слайд-фильм, таблицы, раздаточный материал, портреты.(запись на диске).

^ ХОД УРОКА.

Орг. момент.


Вступительное слово учителя.


Приближается славная дата, 65-летие великой победы над фашистской Германией. Наша армия показала пример стойкости и мужества для всего человечества. Чтобы стать такой, она прошла долгий путь становления.


Вам предстоит узнать какие реформы обеспечили победу русского оружия, как они изменяли вооруженные силы и кто стоял во главе этих реформ.


В этом нам поможет таблица "Реформы русской армии", которую вы будете заполнять по ходу лекции.


Любая реформа предполагает результат. Что может стать результатом реформ армии? Конечно, победы, если реформа была правильной.


Перед вами несколько карточек. Ваша задача – подобрать те карточки, которые подтверждали бы результативность проведения тех или иных преобразований. Чтобы правильно выполнить задания, обращайте внимание на даты проведения реформ.


^ Группа аналитиков А вы, заполняя таблицу, постарайтесь выделить основные направления реформ. Что чаще всего меняется?.


Обратимся к некоторым словам, которые встретятся в лекции:


служивый

ополчение

рекрут

стрельцы

драгуны

полки нового строя

регулярные войска

артикул

Устав

единоначалие

централизация


Значение каких слов вам непонятно?


II. Работа по теме урока. Лекция. Заполнение таблиц. Работа в группах.


История знает много примеров побед, но ни одна победа не обходилась без проведённых реформ. И сегодня мы вместе разберём самые яркие и эффективные реформы, заполним таблицу.

^ Реформы русской армии.


Год проведения реформы


Руководитель проводимых реформ


Основная цель реформы


Виды вооружения



















































Потом сделаем вывод и прогноз, какие приоритеты может иметь реформа армии в настоящее время, и какой, на ваш взгляд, должна быть современная армия.


Разговор наш пойдет по плану:


1. Организация вооруженных сил Московского государства времён Ивана IV Грозного.

2. Военная реформа Петра I.

3. Военные реформы 1860—1870 под руководством военного министра Д. А. Милютина.

4. Военные реформы Николая II в 1912 году.

5. Создание Советских Вооруженных Сил.


Включается слайд-фильм (см. файл “Приложение”)


^ Слайд.


18 апреля 1242г. Александр Невский. (Чудское озеро).

21 сентября 1380 г Дмитрий Донской.


--- Развитие и становление Вооруженных Сил России, их предназначение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты государства от внешней агрессии.


Истоки зарождения в нашем Отечестве новой военной организации приходятся на период правления Ивана III Великого.


^ Слайд


Иван Грозный.


1550 – 1571гг. проведения реформ.


Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации продолжил Иван IV, создавший крупную по численности армию в Европе, 250-300 тыс. человек (около 3% от населения России того времени). Иван Грозный положил начало реформам Указом от 3 октября 1550 года - эта дата предполагается в качестве Дня создания Российской армии.


^ Основное содержание реформы:

- упорядочение комплектования поместного войска;

- организация централизованного управления и снабжения армии;

- создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе;


^ Поместное войско, дворянская конница, составлявшая основной род русского войска 15-17 веков, имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни.


^ Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.


Стрелецкое войско - это первое постоянное войско в Русском государстве. Организационно вначале состояло из приборов (отрядов), приказов (по 500-1000 человек). В период 1632 – 1634 гг. века было реорганизовано в полки “нового строя”. Постепенно полки нового строя вытесняли старое войско. К 1680 г. полки нового строя составляли 67% всего войска, в них числилось 90 тыс. человек.


Эти полки носили уже черты регулярного войска, они разделялись на роты, был определен порядок назначения офицерских чинов, с личным составом проводились строевые и тактические занятия.


^ Итак, каково содержание реформ Ивана Грозного?


Основное содержание реформы:

- упорядочение комплектования поместного войска;

- организация централизованного управления и снабжения армии;

- создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе.


^ Каков результат этой реформы?


Слайд 7 ноября 1612г. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.


Расформированы по указу Петра I в начале 18-го века.


Слайд. Пётр I.


Реформы Петра I.


1701 – 1711г.


Основное содержание реформы:

- введение рекрутского набора;

- создание регулярной армии;

- военное обучение;

- создание русского флота.


Реформы Петра I начались после поражения русских войск под Нарвой от шведской армии. Тогда русская армия потеряла более 6 тыс. человек, а стрелецкие полки и дворянская конница показали свою беспомощность. Петр ввел новую систему комплектования войск. Это были в полном смысле регулярные войска.


Кто из вас вспомнит, по какой причине Петр I расформировал стрелецкое войско? Основная причина - в бунте стрельцов из-за уменьшение им денежного довольствия, и длительностью войн в тот период , а также из-за недовольства по поводу проводимых реформ, которые ущемляли права стрельцов..


Слайд.


Утро стрелецкой казни”.


Рекрутский набор.


--10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Этим самым Петр I увеличил численность армии. Кроме рекрутов, были еще и “охочие люди” из числа лично свободных подданных различных званий.


--Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия во главе с Федором Головиным и Вейде (вместе с ними работал Иван Суворов – дед будущего полководца). В итоге было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка. 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий.


--Этот день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России (официально подтверждено при Николае I в “ Хронике Российской Императорской армии 1852 года ”). Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчинённая ему Военная коллегия ( прообраз министерства обороны ).


--В сравнении с западными армиями, где комплектование проходило по наемно-вербовочному типу, в русской армии был однородный национальный состав.


^ Военное обучение.


--Военное обучение при Петре проводилось не по ратному обучению, а “артикулу”, по единому строевому уставу. Были составлены два уставных документа: “Ротные пехотные чины” и “Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться”.


--Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. “Всякий начальный человек и солдат должен и обязан товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и знамя свое, елико возможно, боронять так коль ему люб живот и честь его”,-говорится в “Воинских статьях”.


--Для поощрения отличившихся в бою Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты. Первый российский орден – святого Андрея Первозванного- был учрежден в 1698 году. Награду №1 получил генерал-адмирал Федор Андреевич Головин 10 марта 1699 году. Сам Петр I получил награду под №7 в 1703 году за взятие шведских кораблей “Астрильд” и “Гедан”.


--Главной заслугой Петра I стало создание русского флота на Балтике. Это позволило России заявить о себе еще как о морской державе.


^ Итак, реформы Петра I это :


Основное содержание реформы:

- введение рекрутского набора;

- создание регулярной армии;

- военное обучение;

- создание русского флота.


А теперь назовите победы русской армии этого времени.


Слайд. 10 июня 1709 г. Полтавское сражение


Слайд. 9 августа 1714г. мыс Гантун.


24 декабря 1780г. крепость Измаил,


11 сентября 1790г. победа русской эскадры Ф.Ф Ушакова.,


8 сентября 1812г. День Бородинского сражения М.И. Кутузова.,


1 декабря 1853г мыс Синоп эскадра П.С. Нахимова.


При Екатерине II продолжилось совершенствование вооруженных сил.


^ Основное в реформе:

- создание военного министерства;

- новая тактика ведения боевых действий.


Это позволяло быстро перестраивать войска, но реформы Петра I, организация вооруженных сил и управление ими принесли русским войскам немало побед в отдельных сражениях и целых компаниях.


Военная коллегия перестала зависеть от сената и стала превращаться в военное министерство.


Слайд. Милютин.


1864 – 1874 г.


Военная реформа Д.А.Милютина.


Основное содержание реформы:

- создание мобилизационного запаса на время войны;

- повышение профессиональной подготовке;

- обучение грамоте солдат;

- перевооружение армии.


В 1861 году на должность военного министра был назначен граф Дмитрий Алексеевич Милютин. По его инициативе была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время - максимальной за счет обученного состава. За три года численность войск уменьшилась почти в 2 раза. Проводилась первая демобилизация в армии.


В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21-40 лет. В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из них 7 на действительной службе и 3 года в запасе.


Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава Расширена сеть специальных военных учебных заведений, а также стала обязательным обучение грамоте солдат.


Важной составной частью преобразований в армии является ее перевооружение. На вооружение была принята нарезная винтовка Мосина калибра 7.62 мм. На вооружение артиллерии поступили орудия с нарезным стволом, что позволило увеличить дальность стрельбы.


Особое место в перевооружении занял флот, на смену парусному флоту пришел паровой. К концу столетия Россия имела 107 боевых паровых судов различного водоизмещения.


Итак, в чем состояли реформы Милютина ?


^ Основное содержание реформы:

- создание мобилизационного запаса на время войны;

- повышение профессиональной подготовке;

- обучение грамоте солдат;

- перевооружение армии.


Граф Д.А.Милютин вспоминал: “Самые записные враги мои должны были признать, что никогда русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной”. Это высказывание относится к русско-турецкой войне 1877-1878гг., где проявились положительные стороны проводимых реформ. Главный итог – это возвращение к государственной жизни болгарского народа, несколько веков находившегося под турецким игом. В городе Плевен есть панорама, которая рассказывает о взятии перевала Шипка. Я, посетив панораму, ощутил запах боя, услышал звуки выстрелов, крики ура. Это потрясающее зрелище.


Слайд. Николай II.


Основное содержание реформы:

- усилена централизация военного управления;

- сокращены сроки службы; омоложен офицерский состав;

- приняты новые программы для военных училищ, новые уставы;

- новые образцы артиллерийских орудий;

- улучшена материальное снабжение.


В истории развития вооруженных сил России были и поражения. Самое горькое – это поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. Япония к войне подготовлена была лучше и, несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Каждая неудача влечет за собой кризис, который без дополнительных реформ невозможно преодолеть.


Николай II принял меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. Необходимость и своевременность преобразований диктовалась надвигающейся первой мировой войной.


Но первая мировая война стала для России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.


Слайд. В.И. Ленин.


Военная реформа 1917-1918 гг.


Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии в декабре 1917 г.


Совет Народных Комиссаров принял декреты;

- отменены воинские чины, звания, отличия;

- отменено единоначалие;

- выбор командиров на общих собраниях;

- командиры выше полкового уровня – на съездах соединений или на совещании комитетов соединений;

- формирование армии на добровольных началах.


В январе 1918 г. СНК издал декрет “О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии”. Армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным руководящим органом становится СНК. Но такой принцип не оправдал себя так, как в частях не было должного порядка. В апреле 1918 перешли от принципа добровольности – к принципу воинской повинности, от выборов командиров – к их назначению. В мае же проводится воинская повинность.


Слайд. Троцкий.


Основным ядром новых вооруженных сил стала Красная Армия. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В 1925 г. был принят Закон “Об обязательной военной службе”, а в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии были введены воинские звания, боевые награды, была установлена строгая дисциплина.


Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935 г.-903 тыс., в 1938 г. – 1,5 млн. и к началу 1941 г. – 5,7 млн. человек. А скажите, за счет чего выросла численность армии.?


Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения, (танк Т-34, Катюша, штурмовики и др.).


^ Какие основные победы Великой Отечественной войны можете назвать?


Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны. В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников - Г.К. Жуков, К.К. Рокосовский, А.М. Василевский, И.С. Конев и др., искусно осуществляющие военные операции, приводящие к разгрому противника.


Слайд.

- 5 декабря 1941 года - День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

- 2 февраля 1943г.- День разгрома советскими войсками неметско-фашистских войск в Сталинградской битве.


Находясь в командировке, я был проездом в Волгограде и посетил Мамаев Курган. Мемориал производит неизгладимое впечатление своим масштабом и людским потоком, посещающим этот комплекс.

- 23 августа 1943г. - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

- 27 января 1944г. – День снятия блокады города Ленинград.

- 8 мая 1945г. – Подписание акта капитуляции.


8 мая 1945 г. был подписан Акт о капитуляции сил нацисткой Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неисчерпаемые возможности русского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.


В середине 50-х гг. началось коренное преобразование Советских Вооруженных Сил, оснащение новейшими видами оружия и военной техники.


Эти преобразования мы рассмотрим на следующих уроках.


В 1960 г. был создан новый вид Вооруженных Сил СССР – Ракетные войска стратегического назначения.


В состав ВС СССР входили виды: РВСН, Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно – Воздушные Силы (ВВС), Военно – Морской Флот (ВМФ).


После распада СССР правопреемником ВС Советского Союза стала Российская Федерация, Были созданы ВС РФ.


Необходимость военной реформы обусловлена коренными изменениями, которые происходят в экономическом и государственном строе Российской Федерации. Это требует пересмотра основ военной политики, то есть военной доктрины. О военной доктрине мы тоже поговорим на следующих уроках.


^ III. Самоконтроль – проверка знаний.


Теперь проведем самооценку своей работы во время урока, проверим заполненные таблицы.


Слайд правильного заполнения таблиц.


А теперь слово аналитикам:

- Какие вы выделили основные направления реформ?

- Что чаще всего меняется ?


^ А теперь попробуйте составить прогноз реформ современной армии.

- Какие основные моменты содержат современные военные реформы?

- Какие реформы на ваш взгляд должны проводиться?


Слайд: главные приоритеты современной реформы.


Приоритеты реформы современной армии:

1. оптимизация структуры, боевого состава и численности ВС;

2. качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса;

3. подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитание войск, укрепление правопорядка и воинской дисциплины;

4. повышение качественного уровня технической оснащенности войск;

5. создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и инфраструктуры;

6. обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, их семей.


^ IV. Дискуссия.


Какой на Ваш взгляд должна быть современная армия?


Какая армия по своей форме ближе вам:

- только контрактная;

- только на основе всеобщей воинской обязанности

- комбинированной - контрактной и на основе всеобщей воинской обязанности. Почему?


Презентация сборника "Как стать военным".


V. Итог.


На мой взгляд, работа нам удалась, все работали с пониманием поставленной задачи и результат или вывод сделали правильный. Повторите дома содержание этой таблицы


Реформы способствуют усилению армии, становятся основой побед, которые теперь составляют календарь Дней боевой славы России.


Музыка и слайды.


Ещё один вопрос. Кто из вас знает, какие регалии носит воинская часть, в которых служили ваши родители? Узнаете и на следующий урок расскажете.


Когда командир нашей части докладывал командиру дивизии: Товарищ генерал майор, Кенигсбергский, Краснознамённый, ордена Кутузова, ордена Богдана Хмельницкого, Гвардейский 308 ракетно-ядерный полк для строевого смотра построен.