uzluga.ru
добавить свой файл
1

СПРАВКА

по результатам "Исследования законодательно закрепленных возможностей диалога гражданского общества и органов власти"


Период: апрель 2008 г. – октябрь 2008 г.


В результате проведенного мониторинга законодательства о формах диалога гражданского общества и органов власти можно сделать следующие выводы, как в количественном, так и в качественном плане:

В количественном плане не отмечено, за исключением некоторых субъектов Российской Федерации (Брянская область, Костромская область, Иркутская область, республика Тыва) значительной динамики роста количества нормативных актов, закрепляющих формы диалога гражданского общества и органов власти. В среднем прирост нормативных актов в данной сфере колебался в пределах от двух до пяти.

Несмотря на такой небольшой количественный прирост, в плане качественных изменений, коснувшихся возникновения новых форм диалога, либо создания площадок для возникновения диалога обращают на себя внимание следующие группы субъектов:

1. За анализируемый период в 11 субъектах были созданы Общественные палаты уровня субъекта. Это Калужская область, Костромская область, Мурманска область. Амурская область, Приморский Край, Ханты-Мансийский АО, республика Марий Эл, Краснодарский край, Омская область, Вологодская область. В Москве был создан Общественный совет города Москвы. Прошел второе слушание законопроект «Об общественной палате» Ярославской области.

2. В 9 субъектах был образован и реорганизован молодежный парламент или молодежное правительство или молодежный совет:

  • Тверская область (Постановление администрации Тверской области №70-па «О молодежном парламенте Тверской области»).

  • Костромская область (Постановление Костромской областной думы №2607 «Об общественной молодежной палате при Костромской областной думе»).

  • Ивановская область (Постановление Ивановской областной Думы №169 «О Молодежной палате при Ивановской областной Думе»).

  • Саратовская область (Постановление Губернатора Саратовской области №265 "О создании Молодежного совета Саратовской области").

  • Республика Хакасия (Постановление Верховного Совета Республики Хакасия №353-11 "Об общественной молодежной палате (молодежном парламенте) при верховном совете республики Хакасия").

  • Алтайский край (Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания №435 "Об утверждении положения о молодежном парламенте Алтайского края").

  • Курганская область (Постановление администрации (правительства) Курганской области №189 «О создании общественного совета «Молодёжное правительство Курганской области»).

  • Ямало-ненецкий АО (Постановление Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа № 1274 «О общественной молодежной палате при Государственной думе Ямало-Ненецкого автономного округа»).

  • Постановление Собрание депутатов Ненецкого автономного округа №27-сд «О Положении «Об общественной молодежной палате при Собрании депутатов Ненецкого автономного округа»


3. Вопрос предоставления субсидий и поддержки представителям третьего сектора был положительно разрешен и облечен в форму нормативного акта в следующих субъектах:

  • Ярославской области (Постановление правительства ЯО № 192-п «Об утверждении порядка предоставления в 2008 году из областного бюджета субсидий отдельным творческим союзам, общественным организациям и некоммерческим организациям сферы культуры»)

  • Санкт –Петербурге (Постановление Правительства Санкт-Петербурга №772 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О государственной поддержке общественных объединений ветеранов войны и труда, инвалидов и жертв политических репрессий Санкт-Петербурга»)

  • Тверской области (Постановление администрации Тверской области №148-па «Об определении уполномоченных органов по проведению конкурсов по предоставлению субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственными некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (целевых социальных проектов) на 2008 год и на период до 2010 года»).

  • Тамбовская область (Закон Тамбовской области №369-З «О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тамбовской области»).

  • Костромская область (Распоряжение губернатора Костромской области №20-р «О проведении в 2008 году областного губернаторского конкурса социально значимых проектов "Общественные инициативы")

  • Ивановская область (Постановление правительства Ивановской области №87-п «Об утверждении правил предоставления в 2008 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку общественных организаций Ивановской области»).

  • Владимирская область (Постановление администрации Владимирской области №222 «О предоставлении субсидий из областного бюджета общественным писательским организациям Владимирской области на 2008 - 2010 годы»).

  • Брянская область (Постановление администрации Брянской области №262 «Об утверждении порядка предоставления в 2008 году и плановом периоде 2009 и 2010 годов субсидий на выполнение социально значимых услуг для государственных нужд областными общественными организациями и объединениями ветеранов и инвалидов, областными фондами по защите прав отдельных категорий граждан»).

  • Чукотский АО (Закон Чукотского автономного округа №52-ОЗ "О государственной поддержке деятельности молодежных общественных объединений на территории Чукотского автономного округа").

  • Республика Саха Указ Президента РС(Я) №1000 ("Об учреждении грантов Президента республики Саха (Якутия) детским общественным объединениям"

(вместе с "Положением о проведении конкурса проектов детских общественных объединений на гранты Президента республики Саха (Якутия)").

  • Еврейская АО (Постановление губернатора ЕАО № 76 "Об областном конкурсе общественных объединений в 2008 году", Приказ управления по вопросам демографии и молодежной политики правительства ЕАО №32, "Об областном конкурсе молодежных лидеров общественных объединений и органов самоуправления "Лидер XXI века").

  • Новосибирская область (Закон Новосибирской области № 230-ОЗ "О государственной поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Новосибирской области").

  • Тюменская область (Постановление правительства Тюменской области №190-П "О порядке предоставления государственной поддержки молодежным и детским объединениям в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов губернатора области в сфере молодежной политики").

  • Республика Дагестан (Постановление Правительства Республики Дагестан №293 "Об утверждении Положения о порядке присуждения грантов Президента Республики Дагестан").

  • Кабардино-Балкарская республика (Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики №85-УП "О Молодежном правительстве").

  • Калининградская область Постановление Правительства Калининградской области№203 «О Положении об открытом конкурсе на получение государственных грантов на реализацию целевых социальных программ общественных объединений, о порядке его проведения»).


4. Лишь 1 из субъектов обратил пристальное внимание на такую форму взаимодействия органов государственной власти и представителей общественности, как публичные слушания. Это Орловская область (Закон Орловской области №783-ОЗ «О публичных слушаниях в Орловской области»).


5. Отдельные субъекты приняли нормативные акты, регламентирующие взаимодействие органов власти и общественных объединений:

  • Воронежская область (Постановление администрации Воронежской области №29 «Об утверждении административного регламента администрации Воронежской области по исполнению государственной функции по обеспечению взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области и администрации области с общественными объединениями, политическими партиями, профсоюзами, религиозными объединениями»).

  • Новгородская область Постановление Администрации Новгородской области №124 «О целевой программе «Развитие институтов гражданского общества на территории области на 2008-2010 годы»


6. Ряд субъектов подвергли нормативному регулированию вопрос осуществления благотворительной деятельности в пределах субъекта:

  • Брянская область (Закон №43-З Брянской области «О поддержке благотворительной деятельности в Брянской области»).

  • Томская область (Закон Томской области №70-ОЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях в Томской области", Распоряжение главы администрации (губернатора) Томской области №539-ра "О межведомственной комиссии по вопросам поощрения благотворительной деятельности").


7. В двух субъектах (Амурская область, Иркутская область) был учрежден пост уполномоченного по правам человека.

8 . В Калининградской области был принят специфичный нормативно-правовой акт: Постановление Правительства Калининградской области №299 «О формировании на территории Калининградской области благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья»

8. Не так активно, как в предыдущем периоде, на уровне субъектов создавались советы при органах власти, в которые включались представители общественности. В качестве примера приведем Совет при губернаторе Тульской области по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; консультативный совет по делам национально-культурных автономий Тульской области; Совет при губернаторе Смоленской области по развитию местного самоуправления на территории Смоленской области, координационный совете при губернаторе Смоленской области по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; общественный координационный совет по развитию массовой физической культуры и спорта при мэре Москвы; совет по делам национальностей, религий и казачества при администрации Костромской области; экологический совет Сахалинской области; экологический совет при администрации Магаданской области; координационный экологический совет при администрации Томской области; комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве Республики Тыва; межконфессиональный совет при администрации Иркутской области; совет по делам национально-культурных автономий при администрации Иркутской области, Общественный градостроительный совет при главе администрации Ненецкого автономного округа и др.

В отношении динамики принятия и изменения содержания нормативных актов в исследуемой сфере на федеральном уровне, можно отметить, что за изучаемый период новые нормативные акты довольно немногочисленны, но при этом некоторые из них довольно значительно влияют на развитие гражданского общества и формирования диалоговых площадок на уровне России, а также дают законодательную основу для развития институтов гражданского общества на уровне субъектов РФ. В частности, федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» N 76-ФЗ вызвал на уровне регионов активную деятельность Общественных палат, ответственных за формирование наблюдательных советов, а также серьезно всколыхнул среду правозащитных организаций, получивших возможность подать заявки на вступление в наблюдательные советы. В связи с принятием данного закона были внесены изменения в ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», в ФЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Ряд нормативных актов были прямо направлены на регулирование процедуры работы с обращениями граждан:

ПРИКАЗ ФСФР РФ N 08-102/пз "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ"


^ ПРИКАЗ ГУСП N 16

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


ПРИКАЗ Минсельхоза РФ

^ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В МИНСЕЛЬХОЗЕ РОССИИ"

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В МИНСЕЛЬХОЗЕ РОССИИ")


ПРИКАЗ ФСБ РФ от N 21 (ред. от 04.04.2008)

^ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ"


ПРИКАЗ ФСО РФ N 450

^ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ"




На федеральном уровне были утверждены правила предоставления в 2008 году из федерального бюджета субсидий некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества.

Правительство РФ в постановлении №485 определило перечень международных организаций, гранты, получаемые от которых не подлежат налогообложению, серьезно сократив данный перечень.