uzluga.ru
добавить свой файл
1

На правах рукописи




БОЙКО АННА ПЕТРОВНА




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ РИСКА


Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами - сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ




диссертации на соискание ученой степени кандидата

экономических наук


Москва – 2008

Работа выполнена в рамках п. 15.103 паспорта специальностей ВАК Министерства образования Российской Федерации по экономическим наукам на кафедре управления Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»
^

Научный руководитель – Черных Владимир Александрович,

доктор политических наук, доцент


Официальные оппоненты: Анисимов Евгений Георгиевич, доктор технических наук, доктор военных наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации;

Алексеев Сергей Игоревич, кандидат экономических наук, доцент

Ведущая организация: Академия экономической безопасности

Министерства внутренних дел России


Защита диссертации состоится 11 июня 2008г. в 12.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: 140009, г. Люберцы Московской области, Комсомольский проспект, дом.4, ауд. 233.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской таможенной академии.

Автореферат разослан 7 июня 2008г.


Ученый секретарь совета по защите

докторских и кандидатских диссертаций,

кандидат экономических наук, доцент В.Н. Ревин

  1. ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Стремление России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) предписывает ей соблюдение основных принципов Киотской конвенции, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле. Соблюдение этих принципов ведет к снижению допустимых объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В этой связи возрастает риск пропуска через таможенную границу РФ не декларированных или недостоверно декларированных товаров. В конечном счете, это может привести к снижению уровня экономической безопасности государства. Следовательно, возникает важная практическая задача обеспечения требуемой достоверности таможенного контроля при существенном снижении его допустимых объемов. Необходимость решения этой задачи обусловила актуальность проведенных исследований и определила их объект и прагматическую цель. Объектом исследования является таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Прагматическая цель состоит в повышении эффективности таможенного контроля.

Проведенный анализ показал, что в интересах обеспечения требуемой достоверности таможенного контроля, прежде всего, необходимо усовершенствовать существующую систему управления им. В интересах такого совершенствования в таможенных органах РФ внедряется система управления рисками (СУР). Правовую основу ее внедрения заложили положения ныне действующего Таможенного кодекса, который ввел понятие принципа выборочности таможенного контроля товаров и транспортных средств. Однако от введения принципа до его рациональной практической реализации длинный путь. И он пока не пройден.

В настоящее время управление таможенным контролем основывается на профилях риска. Профили риска определяют частоту и глубину контроля за товарами, перемещаемыми участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Формирование и реализация профилей риска в практике таможенного контроля возлагается на С.

Анализ опыта построения СУР стран Евросоюза и США показывает, что данная система должна быть автоматизирована. Это позволяет принимать решения в оперативном режиме, анализировать внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД, обеспечивать единство исполнения Таможенного кодекса на всей территории РФ, исключать негативное влияние субъективного фактора при проведении отбора товаров для таможенного контроля. Любой проводимый контроль должен обеспечивать заданный уровень надежности.

В развитых странах выборочный контроль, основанный на СУР применяется достаточно давно и довольно успешно. Например, в США 72% внешнеторговых сделок обслуживается по «зеленому» коридору, 26% - по «желтому» коридору и только 2% по «красному». То есть только 2% перемещаемых товаров подпадают под достаточно детальный таможенный контроль. По мнению специалистов это с учетом СУР обеспечивает 95% уровень надежности таможенного контроля. В странах ЕС значение уровня надежности таможенного контроля составляет 97%.

В Российской Федерации в настоящее время под профили риска подпадает более 50% перемещаемых товаров. Анализ работы ФТС России показывает, что официальные данные об уровне надежности таможенного контроля и методика их оценки в России в настоящее время практически отсутствуют. Вместе с тем сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта управления таможенным контролем в условиях риска дает основания предполагать, что уровень надежности таможенного контроля в РФ существенно ниже, чем в США и странах ЕС. Следовательно, простое увеличение объема контрольных мероприятий не обеспечивает достаточный рост надежности таможенного контроля. Необходимо эффективно управлять объемом контроля в конкретных условиях обстановки. Эти обстоятельства определили предмет проведенного исследования - управление таможенным контролем с учетом факторов риска.

Проблема совершенствования управления таможенным контролем с учетом факторов риска являлась предметом исследований многих зарубежных и отечественных ученых.

Ученые США, Швеции, Германии активно занимаются разработкой теории управления таможенными рисками, которая предполагает дифференциацию участников ВЭД по степени соблюдения ими существующего законодательства, с целью уменьшения нагрузки на таможенные службы, профилактики нарушений таможенных правил, повышения надежности таможенного контроля. Однако, эти методики являются государственной тайной и автору неизвестны.

В последнее годы управление рисками активно практикуется таможенными службами за рубежом, особенно в ЕС и США.

В нашей стране управление рисками применяется в основном в коммерческом секторе, поэтому практически все научные исследования в области управления рисками посвящены риск-менеджменту предприятия.

Вопросы управления рисками в государственной службе разработаны недостаточно полно. Ведущая роль в разработке теоретических и методологических проблем управления рисками в таможенных органах принадлежит ученым Российской таможенной академии. Отдельные теоретические и практические аспекты формирования системы управления рисками в Российской Федерации рассматривались в работах - С.В. Барамзина, В.Е. Новикова, Л.А. Поповой, С.Н. Гамидуллаева, Э.П. Купринова. Однако круг вопросов, требующих научного исследования постоянно расширяется и углубляется. Так, например:

- в настоящее время частота и глубина контроля, определяемая профилями риска, не имеет глубокого научного обоснования. Это в частности подтверждается огромным различием объемов таможенного контроля товаров (2% в США и более 50% - в РФ);

- нет научно-методического аппарата для формирования обоснованных предложений по построению системы управления рисками и рациональной организации ее функционирования;

- не решены вопросы оценки эффективности функционирования СУР и т.д.

Таким образом, в целом вопросы совершенствования управления таможенным контролем с учетом факторов риска в настоящее время изучены не достаточно полно. Это не позволяет сформировать эффективную систему управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ и, в конечном счете, ведет к снижению уровня экономической безопасности государства.

Следовательно, в настоящее время имеет место острое противоречие между требуемым и существующим уровнями развития научно-методических основ совершенствования управления таможенным контролем. Необходимость разрешения этого противоречия порождает общую научную задачу диссертационной работы и обусловливает ее актуальность и важность для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Суть научной задачи состоит в развитии научно-методических основ совершенствования управления таможенным контролем в условиях риска и выработка практических рекомендаций по развитию существующей системы управления таможенным контролем.

Решение общей научной задачи в диссертации обеспечено решением ряда частных задач. К ним относятся:

адаптация понятийного аппарата риск-менеджмента к специфике управления таможенным делом России;

анализ передового отечественного и зарубежного опыта совершенствования управления таможенным делом на основе СУР;

анализ существующего научно-методического аппарата для формирования системы управления рисками в таможенном деле;

теоретическое обоснование модели горизонтально-интегрированной системы управления рисками в таможенных органах России;

разработка методики для сравнительной оценки эффективности различных систем управления рисками;

разработка методических рекомендаций по освоению и внедрению организационно-функционального механизма управления рисками в рамках предложенной автором горизонтально-интегрированной системы управления таможенными рисками;

выявление приоритетных направлений совершенствования системы управления таможенным контролем на основе реализации разработанной автором горизонтально-интегрированной системы управления рисками.

Указанные объект, предмет, цель, общая и частные задачи определили границы проведенных в диссертации исследований. Исследования осуществлены применительно к существующей системе управления таможенным контролем товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Предложения по ее совершенствованию сформулированы на ближайшую перспективу (до 2010 г.). Они направлены на детализацию плана реализации положений Концепции развития таможенных органов РФ.

Общая методическая схема исследования представлена на рис. 1.





Рис. 1. Общая методическая схема исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в сфере теории управления, риск-менеджмента, экономической теории, системного анализа, в том числе методы диалектического познания, структурно-функционального анализа, экспертного моделирования, а также программно-целевого планирования.

Информационной базой исследования послужили данные таможенной статистики, нормативно-правовые акты российского и международного законодательства в области таможенного дела, материалы Центрального аппарата ФТС России, таможен Центрального и Южного таможенных управлений. Значительный информационный и фактологический материал получен на основе изучения и последующего анализа документов, предоставленных отделом координации и применения системы управления рисками ГУОТО и ТК ФТС России, а также исходя из оригинальных расчетов автора. При раскрытии темы автор использовал материалы таможенных служб Италии, Швеции, Великобритании, Германии и США.

Новыми научными результатами, полученными лично автором, являются:

- адаптация понятийного аппарата традиционной теории риск-менеджмента под специфику управления рисками в таможенном деле России;

- разработка базовой модели горизонтально-интегрированной системы управления таможенными рисками;

- разработка методики сравнительной оценки эффективности различных вариантов построения СУР;

- формирование научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию организационно-функционального механизма управления таможенными рисками на основе горизонтально-интегрированной СУР.

Теоретическая значимость результатов исследований следует из ее научной новизны и актуальности. Она состоит в развитии научно-методического аппарата для формирования предложений по совершенствованию системы управления таможенным контролем с учетом факторов риска. Полученные результаты обеспечивают дальнейшее развитие теории риск-менеджмента.

Практическая ценность сформулированных в диссертационном исследовании предложений и рекомендаций заключается в создании эффективного механизма совершенствования системы управления рисками в таможенных органах России, позволяющего таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более высоком качественном уровне сообразно новым требованиям к ее развитию и в соответствии с прогрессивными технологиями управления, в том числе с учетом реализации международных стандартов и рекомендаций Всемирной таможенной организации. Внедрение предложенной автором модели горизонтально-интегрированной СУР позволяет:

  1. Повысить оперативность и результативность принятия управленческого решения при контроле рисковой ситуации благодаря проведенной частичной децентрализации полномочий таможенных органов.

  2. Сформировать и внедрить единую межведомственную информационную базу для оптимальной координации деятельности государственных контролирующих органов (МВД России, ФСБ России, налоговой инспекция, транспортной инспекции и др.).

  3. Значительно упростить процесс осуществления мониторинга ВЭД и повысить достоверность получаемых данных за счет перераспределения компетенции по разработке, утверждению, анализу и обновлению профилей рисков между всеми уровнями иерархической структуры таможенных органов России.

  4. Повысить уровень заинтересованности, ответственности, трудовой дисциплины и самоотдачи сотрудников таможенных органов, занятых в реализации СУР, установив размер их заработной платы в определенном процентном отношении к общей сумме взысканных таможенных платежей.

Обоснованность результатов обеспечивается полнотой учета факторов, влияющих на эффективность управления таможенным контролем и корректностью принятых ограничений и допущений.

Достоверность результатов исследований подтверждается согласованностью получаемых на их основе выводов с практикой развития системы управления таможенным контролем, а также положительными результатами внедрения основных научных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Существующий уровень развития научно-методических основ управления таможенным контролем не соответствует практическим потребностям и является одной из основных причин недостаточной эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ.

  2. Разработанные в диссертации научно-методические положения обеспечивают дальнейшее совершенствование управления таможенным контролем. При этом:

- адаптация понятийного аппарата традиционной теории риск-менеджмента под специфику управления рисками в таможенном деле России позволяет расширить область применения традиционных подходов риск-менеджмента на управление таможенным контролем;

- базовая модель горизонтально-интегрированной СУР позволяет сформировать перспективную систему управления таможенным контролем с учетом факторов риска;

- методика сравнительной оценки эффективности обеспечивает количественную оценку различных вариантов построения СУР;

- реализация практических рекомендаций по совершенствованию организационно-функционального механизма совершенствования управления таможенными рисками на основе горизонтально-интегрированной СУР обеспечивает существенное повышение эффективности управления таможенным контролем.

Основные положения диссертации нашли отражение в 8 публикациях общим объемом 2,8 п.л.

Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию в докладах на методических семинарах, на региональных научно-практических конференциях «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, апрель 2005, 2006, 2007, 2008 гг.); на научно-практической конференции «Таможня – инструмент развития экономики» (Российская таможенная академия, апрель 2006 г.), на научно-практической конференции «Таможенное дело: настоящее и перспективы» (Российская таможенная академия, апрель 2007г.).

Результаты исследований реализованы:

- в научно-педагогической деятельности при подготовке учебно-методических комплексов по дисциплинам: «Практические аспекты таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств», «Управление рисками», при проведении семинарских и практических занятий по дисциплинам: «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств», «Практические аспекты таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств».

- в программе дополнительного профессионального образования Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Академии для категории слушателей – «Начальники таможенных постов, вновь назначенные на должность»;

- в научно-исследовательской работе на тему «Статистические методы оценки таможенного риска на основе величин риска количественных граф ГТД/ТД», выполненной по плану НИР Ростовского филиала Российской таможенной академии в 2007г.;

- в практической деятельности Федеральной таможенной службы при разработке предложений по совершенствованию практикуемой СУР;

- в деятельности службы организации таможенного контроля Южного таможенного управлении и Ростовской таможни.

В дальнейшем основные выводы и практические рекомендации, разработанные автором диссертационного исследования, могут быть использованы:

- в ФТС России при реализации задач, определенных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, Федеральной целевой программой развития таможенной службы РФ на период до 2010 года;

- при реформировании государственной службы РФ, проведении реформы по изменению организационно-функционального механизма минимизации таможенных рисков;

- для разработки прикладных рекомендаций по оценке деятельности таможенных органов в рамах организации и проведения таможенного контроля товаров на основе СУР;

- в научно-педагогической деятельности при подготовке учебных пособий, преподавании курсов «Система управления рисками в таможенном деле», «Управление рисками» в рамках организации учебного процесса Российской таможенной академии и других высших учебных заведений, а также в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации руководителей и иных должностных лиц таможенных органов.

^ Объем работы. Диссертация выполнена на 145 листах машинописного текста, содержит 17 рисунков, 4 таблицы, список использованных источников из 87 наименований и приложения общим объемом 5 машинописных листов.

^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Поставленные цели, общая и частные научные задачи диссертации, границы и методы исследований определили ее структуру и содержание разделов. Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Во введении определены объект, прагматическая цель и предмет исследований. Сформулированы общая и частные научные задачи. Обоснована актуальность их решения. Приведены общая характеристика содержания, новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследований, сведения об их публикации, апробации и реализации.

В соответствии с целью и задачами исследований в первой главе проведен анализ современных методов управления рисками в таможенном деле. Рассмотрены отдельные варианты определения понятия «риск», предлагаемые специалистами в области теории риск-менеджмента применительно к определенной сфере хозяйственной деятельности.

На основе диаграммы Венна, проведен сравнительный анализ объемов содержания каждой из рассмотренных экономических категорий. В результате сформулировано общее определение понятия «риск», признанное автором диссертационного исследования перспективным для развития теории управления риском1. Принимая во внимание, что прямая трансформация понятий, предлагаемых теорией традиционного риск-менеджмента, не учитывает специфики функционирования современной таможенной системы, была рассмотрена сущность понятия «таможенный риск».

Наряду с этим, в первой главе также проведен анализ передового отечественного и зарубежного опыта в области разработки, внедрения и освоения систем управления таможенными рисками, выявлены предпосылки для совершенствования практикуемой российскими таможенными органами модели СУР, рассмотрены актуальные вопросы применения научно-методического аппарата СУР. Сформулирована научная задача диссертационного исследования - развитие научно-методических основ совершенствования управления таможенным контролем в условиях риска и выработка практических рекомендаций по развитию существующей системы управления таможенным контролем.

В последние десять лет в нашей стране и в мире происходит изменение модели управления таможенным делом в целом и таможенным контролем в частности (см. рис.2).

Одной из тенденций трансформации современного менеджмента в таможенной службе РФ является необходимость более широкого применения экономических методов управления, а также использование технологий и приемов, доказавших свою эффективность в коммерческих структурах или в иностранных таможенных администрациях.

Внедрение международных норм и правил позволит перейти к практике применения единых стандартов в области таможенного дела и решить вопросы, связанные с присоединением России к ряду международных Конвенций.


Рис. 2. Причины пересмотра подходов к осуществлению

таможенного контроля

Анализ направлений совершенствования управления в таможенных службах ЕС и США показал, что заслуживает пристального внимания прогрессивный опыт построения системы управления таможенными рисками.

Проведенный автором диссертационного исследования анализ позволяет говорить о том, что аналогом, внедряемой в деятельность российских таможенных органов, модели управления таможенных рисков правомерно признать европейскую модель.

ФТС России начала внедрение системы управления рисками (СУР) в середине 2004г., руководствуясь тремя фундаментальными принципами: централизация, комплексный подход и планирование.

С развитием СУР было выявлено, что действующая модель системы, наряду с явными преимуществами перед концепцией «тотального» таможенного контроля, имеет ряд существенных недостатков, являющихся сдерживающим фактором ее эффективного развития. Такими недостатками являются:

  1. Низкая оперативность рассмотрения проектов профилей риска и реагирования на обратную связь из таможенных органов.

  2. «Длинные» управленческие связи. Координирующее подразделение отдельных региональных таможенных управлений не имеет прямой возможности повлиять на скорость рассмотрения исполнителем предложений таможенных органов, если он работает в другом функциональном подразделении управления.

  3. Разобщенность, отсутствие целостности аналитической работы при выявлении рисков и подготовке проектов профилей риска, отсутствие эффективного программного средства ФТС России.

  4. Сложность обобщения результатов применения профилей риска с целью выработки дальнейшей стратегии таможенного контроля и тактики применения СУР.

Устранение этих недостатков усложняется вследствие следующих обстоятельств:

  1. Резкое увеличение товарооборота, расширение товарной номенклатуры.

  2. Значительный масштаб контрабанды товаров. Причем, по мнению многих экспертов и участников ВЭД, официально озвученные показатели ввоза контрабандных товаров существенно недооценены в связи с использованием в качестве источника информации исключительно платежного баланса страны.

  3. Отсутствие необходимых информационных технологий и систем для осуществления СУР (программного и информационно-технического обеспечения, единого информационного пространства).

^ Во второй главе «Развитие научно-методических положений по формированию современной системы управления рисками в таможенных органах России»:

- рассмотрены общие научно-методические основы управления таможенным контролем товаров и транспортных средств в условиях риска;

- на их основе осуществлено теоретическое обоснование модели горизонтально-интегрированной системы управления рисками в таможенной службе России;

- разработаны методические основы сравнения вариантов построения систем управления рисками.

При этом показано, что риски, с которыми сталкивается таможня, включают возможность нарушения таможенного законодательства (например, требований лицензирования, квотирования, сертификации, занижения таможенной стоимости и т.д.), а также потенциальную неспособность облегчить условия для международной торговли. В интересах снижения негативных последствий таможенная система должна уметь управлять этими рисками. Это требует систематического применения процедур, направленных на их снижение, что позволило бы таможенному органу выполнять свои задачи максимально эффективно и производительно. К таким процедурам относятся идентификация, анализ, оценка, режим, мониторинг и обзор рисков, которые могут повлиять на реализацию этих задач.

В рамках общих научно-методических основ управления таможенным контролем товаров и транспортных средств в условиях риска используется выражение «облегчение и контроль», а не «облегчение торговли через контроль». Широко распространено убеждение, что эти понятия противоположны друг другу, и неудивительно, что некоторые зачастую видят явный парадокс в одновременном достижении того и другого. Многие полагают, что чем легче условия для торговли, тем слабее контроль над ней. И, наоборот, при ужесточении контроля, по их мнению, страдает рациональность. Но это чрезвычайно упрощенный взгляд, поскольку он предполагает, что единственным путем облегчения процесса может быть только «ослабление поводьев» контроля. Подобное утверждение порочно в своей основе, поскольку концепции облегчения торговли и контроля представляют собой две отдельные переменные величины (см. рис. 3).

Верхний левый квадрант матрицы (высокая степень контроля, низкая степень облегчения) воплощает в себе режим жесткого контроля, при котором таможенные требования строги в ущерб интересам простоты. Его можно назвать «бюрократическим подходом», который часто присущ стилю управления, имеющему целью избежать всяческих рисков. Подобный подход вызывает массу критики, ввиду растущих ожиданий торгового сообщества, о снижении таможенного вмешательства в торговлю.

Нижний левый квадрант (низкая степень контроля, низкая степень облегчения) характеризует стиль администрации, которая практикует слабый контроль, но мало что делает для содействия торговле. Такой подход в духе кризисного управления не приносит выгод ни правительству, ни торговым кругам.




Рис.3. Матрица облегчения условий торговли

Нижний правый квадрант (низкий контроль, значительное облегчение торговли) представляет подход, при котором повседневные операции не взвывают затруднений, но контроль недостаточен. Подобный стиль laisser-faire («пусть все идет, как идет») был бы уместен в идеальном мире, где торговое сообщество добровольно соблюдает все требования, так как здесь нет рисков несоответствия.

Наконец, верхний правый квадрант (строгий контроль, значительное облегчение) представляет собой сбалансированный подход и к регулятивному контролю, и к созданию более удобных условий для торговли, поскольку оба эти элемента имеют высокую величину. Такой подход к управлению соответствием максимизирует выгоды и для государства, и для международных деловых кругов, и именно к нему должны стремиться таможенные администрации.

Рассмотренная матрица управления соответствием обеспечивает удобную концептуализацию взаимосвязей между содействием торговле, регулятивным контролем и риск-менеджментом. Эффективное приложение принципов риск-менеджмента – ключ к созданию нужного баланса между задачами содействия торговле и контроля. По мере того как применение этого метода становится более эффективным, достижение баланса приближается. Для реализации принципов риск-менеджмента создается соответствующая СУР. Схема применяемой в настоящее время СУР с изменениями, предложенными автором приведена на рис. 4.

Практика применения таможенными органами РФ современной СУР свидетельствует о ее низкой эффективности, обусловленной длительным циклом формирования и доведения до исполнителей профилей риска (ПР).

Практика применения таможенными органами РФ современной СУР свидетельствует о ее низкой эффективности, обусловленной длительным циклом формирования и доведения до исполнителей профилей риска (ПР).






Транспортная инспекция

Рис.4. Рекомендуемая схема СУР

(на рис. предложения автора выделены цветом).

Огромная территория Российской Федерации обуславливает кардинальные различия в особенностях деятельности региональных таможенных управлений и конкретных таможен. Среди основных отличий можно выделить:

- специфику товарной номенклатуры при импортных и экспортных операциях участниками ВЭД;

- многообразие участников ВЭД и особенностей их деятельности;

- разные уровни экономического развития регионов, в частности, доля российских производителей на конкретном рынке и зависимость от импорта;

- присутствие иностранных компаний с опытом работы на российском рынке и соответствующей репутацией, позволяющей им претендовать на упрощенный порядок таможенного оформления;

- объем посреднических услуг в осуществлении ВЭД: доля прямых контрактов между производителями и дистрибьюторами товаров.

Все эти региональные отличия накладывают определенный отпечаток на деятельность таможенных органов, что затрудняет централизованное управление и анализ ВЭД.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость разработки новой модели системы управления рисками, получившей название горизонтально-интегрированной СУР. Горизонтальная интеграция СУР при этом заключается в делегировании полномочий из управляющего центра отдела координации и применения СУР (ОКиПСУР) ФТС России сетевым подразделениям данной организации (таможням и таможенным постам). Для обеспечения горизонтальной интеграции автором диссертационного исследования предлагается внести 4 основных изменения в существующую модель СУР:

1. Создание межведомственных аналитико-координационных центров на базе отделов применения СУР региональных таможенных управлений, которые будут представлять собой межведомственную площадку для проведения анализа деятельности участников ВЭД в конкретном регионе на основе системы управления рисками.

2. Актуализация, приостановление и отмена действия профилей рисков осуществляется по территориальному признаку:

- ОКиПСУР ФТС России занимается управлением профилями рисков федерального значения, т.е. рамочными.

  • Межведомственные аналитико-координационные центры (МАКЦ) (см. рис. 4) осуществляют управление профилями рисков регионального значения.

  • Управление профилями рисков зонального значения осуществляет ОПСУР конкретной таможни.

  • Локальные профили рисков разрабатываются и апробируются непосредственно на таможенных постах.

  1. Комплексный подход к выявлению рисков. Формулирование понятий внутренних и внешних рискообразующих факторов.

  2. Основной источник информации для создания профиля риска - профессиональный опыт и анализ текущей ситуации инспектором таможенных органов.

Стоит отметить, что наличие в МАКЦ сотрудников из налоговой службы, а также других правоохранительных органов, оставляет им возможность непосредственного доступа к ведомственным базам данных. Это является весьма значимым моментом, т.к. единовременно практически невозможно интегрировать базы данных смежных ведомств в единую БД МАКЦ. Процесс интеграции может занять весьма большой временной период, т.к. информатизация управленческих процессов в органах государственного управления РФ находится практически на начальной стадии формирования. Не являются исключением и таможенные органы.

Развивая идею о формировании комплексной информации об участнике ВЭД на основе межведомственного сотрудничества, стоит отметить, что в рамки данной координационной площадки как нельзя лучше вписывается такая форма таможенного контроля, как таможенная ревизия, называемая в Киотском протоколе пост-аудитом.

Таким образом, в распоряжении МАКЦ будет вся цепочка движения товара с момента пересечения государственной границы, до момента его реализации на внутреннем рынке, что существенно сократит возможности участника ВЭД для ее искажения с целью уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также их занижения.

Если в 1999 году аудит участников ВЭД признавался в качестве эффективной формы контроля, не влияющем на скорость оформления товаров, то в настоящее время предоставление аудиторского заключения, как в таможенные, так и в налоговые органы, является нормой и общепризнанной мировой практикой. Развитие и востребованность аудита привело к появлению новых информационных инструментов, таких как IT-аудит.

Эта технология дает право участнику ВЭД рассчитывать на упрощенные процедуры таможенного оформления.

Однако в практике таможенных органов России действуют совсем иные механизмы. Среди необходимых элементов для упрощенного оформления такие как: срок работы в сфере ВЭД, наличие правонарушений, размер товарооборота и т.д. И нет ни одного слова, ни в одном документе об аудиторском заключении.

В ходе исследования установлено, что только обязательный аудит должен давать право на получение каких-либо уступок со стороны таможенных органов. Кроме того, наличие аудиторского заключения как нельзя эффективнее страхует риски потерь государства в случае неуплаты или занижения подлежащих уплате таможенных платежей.

В ходе исследования исходя из определения риска, принятого в риск-менеджменте, установлено, что все рискообразующие факторы, применительно к таможенным органам, можно разделить на 2 группы:

  • внутренние факторы, возникающие в процессе деятельности таможенных органов;

  • внешние факторы, существующие вне таможенных органов.

В группу внутренних рискообразующих факторов обычно включают планомерность, целенаправленность и научный подход в деятельности руководства по разработке эффективной стратегии деятельности таможенных органов, оценочные характеристики надежности функционирования технической системы, лояльность и уровень образования таможенных инспекторов на местах.

К категории внешних факторов риска относят вероятность нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД.

Результаты анализа практики осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств обусловливают необходимость внедрения комплексного подхода к исследованию рисков, в основе которого должна лежать идея интегрированного рассмотрения рисков, а не по отдельности, как было ранее.

К числу интегральных рискообразующих факторов, воздействующих на деятельность таможенных органов, предлагается относить:

  • недобросовестность или профессиональные ошибки участников ВЭД;

  • недобросовестность или профессиональные ошибки сотрудников таможенных органов;

  • ошибки работы программного обеспечения;

  • противоправные действия сотрудников таможенных органов и третьих лиц (хищения, подлоги и т. д.);

  • ошибки технологического процесса;

  • уровень квалификации должностных лиц таможенных органов.

Анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов показал, что в них практически не рассматривается возможность диалектического перехода самого риска в категорию рискообразующего фактора. Подобная вероятность учтена автором при разработке и обосновании модели горизонтально-интегрированной СУР.

В результате внесения рассмотренных изменений:

  1. Упрощается и сокращается процесс взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами региона, которые в свою очередь, также владеют информацией о деятельности конкретных участников ВЭД.

  2. Сокращается число позиций ТН ВЭД, особо контролируемых таможенными органами, с учетом степени их влияния на сбор таможенных платежей (электроника, товары легкой промышленности и товары народного потребления).

  3. Повышается степень информированности сотрудников МАКЦ в отношении товаров, преобладающих в экспортно-импортных операциях в данном регионе.

Для количественной оценки преимуществ предложенной горизонтально-интегрированной СУР в сравнении с действующей, в диссертационном исследовании разработана методика сравнения вариантов построения систем управления рисками. Суть методики состоит в следующем.

Любая система управления, в том числе система управления таможенными рисками, характеризуется рядом показателей. В связи с этим сопоставление различных СУР связано с рядом методологических и методических трудностей. Однозначно говорить о превосходстве той или иной СУР над другими можно только в том случае, когда она превосходит их по всем характеристикам. Поскольку это бывает крайне редко, то возникает проблема выбора лучшей СУР на основе векторного показателя. Указанная проблема не имеет общего решения и может быть решена только при учете специфики конкретного класса задач сравнения. Эта специфика, в частности, заключается в особенностях постановки задачи выбора. Например, на самой ранней стадии формирования моделей СУР возникает задача выбора лучшей из них на основе совокупности качественных показателей.

На завершающей стадии, как правило, известны количественные характеристики. Следовательно, возникает задача сравнения различных систем управления рисками по совокупности количественных показателей.

В промежуточных случаях одновременно известны некоторые качественные и количественные показатели, т.е., возникает возможность сравнения различных систем управления рисками по совокупности качественных и количественных показателей. Эта задача является наиболее общей, поскольку включает первую и вторую из рассматриваемых задач сравнения как предельные случаи.

Все это обусловливает необходимость разработки методов сравнения СУР по совокупности качественных и количественных показателей.

В случаях, когда каждый вариант системы управления рисками характеризуется набором количественных и качественных показателей, их сравнение может быть осуществлено на основе сверток этих характеристик. Формально свертка характеристик альтернативных вариантов систем управления может быть представлена в виде следующей задачи.

Имеем множество J= {1,2,…,J} сравниваемых систем управления рисками. Каждая из них описывается определенным набором характеристик. В общем случае устанавливается множество I {1,2,…,I} типов характеристик. Значение каждой характеристики обозначим через xij, i= 1,2,...,I, j=1,2,...,J, где j - индекс (порядковый номер варианта) СУР, i - индекс (порядковый номер) типа характеристики СУР.

Для количественных характеристик величины xij,принимаются равными их значениям, а для качественных –



Требуется определить коэффициенты Bj, j=1,2,...,I соизмеримости сравниваемых систем управления. Физически коэффициенты соизмеримости отражают степень превосходства одного варианта построения системы управления рисками над другим.

Для нахождения коэффициентов соизмеримости необходимо выбрать эталонную систему управления. В качестве эталона примем условную систему управления рисками, обладающую максимальными значениями характеристик сравниваемых проектов, то есть xiэт=max xij, где i=1,2,...,I, j=1,2,...,J,.

Тогда каждая система управления относительно принятой за эталон может быть охарактеризован величинами: Sij=xij/ xiэт, где i= 1,2,...,I, j=1,2,...,J.

Введем параметры dij, такие, что

Тогда в отношении эффективности каждая система управления может быть охарактеризована величинами:



С учетом этих характеристик коэффициенты соизмеримости Bj, где j=1,2,...,J сравниваемых систем управления рисками определяются соотношением: , где - "вес" i-й характеристики в перечне характеристик сравниваемых систем управления.

В основу определения i=1,2,...,I может быть положен принцип максимума энтропии (неопределенности). Суть принципа состоит в том, что при анализе вариантов систем управления имеющаяся информация не только не позволяет определить точное значение эффективности той или иной системы управления во всех возможных условиях его реализации, но и не позволяет точно определить ее распределение вероятностей. Поэтому из всех возможных распределений необходимо выбрать наиболее устойчивое. Таким является распределение, обеспечивающее максимум неопределенности (энтропии), а, следовательно, минимум домыслов в складывающейся информационной ситуации.

Практические возможности по анализу возможных значений рассматриваемых весовых коэффициентов , i=1,2,...,I ограничиваются парным сравнением и установлением некоторых линейных отношений порядка на множестве весовых параметров: .

В связи с этим задача определения величин i=1,2,...,I сводится к выбору метода преобразования предпочтений, заданных в виде системы отношений порядка в точечные оценки.

В интересах такого преобразования в методике применены оценки Фишборна. Информационно-теоретическое обоснование объективности этих оценок опирается на принцип максимума неопределённости. Действительно, мера неопределенности Э (энтропия) второго рода достигает максимума на оценках Фишборна: , где - вероятность наступления i-го (i=1,2,…,I) события из полной группы I событий).

Предположим, что различные характеристики каждой системы равноправны. Тогда наиболее устойчивым (обладающим максимумом энтропии Э(р)) является равномерное распределение и величины i=1,2,...,I определяются по формуле:



Если для элементов множества установлено простое линейное отношение порядка , то в качестве точеных оценок величин целесообразно принять Например, при I=5 получаем: .

Если для элементов множества установлено строгое отношение порядка то в качестве точеных оценок величин могут быть приняты

Если для элементов множества установлено усиленное линейное отношение порядка то в качестве точечных оценок этих величин могут быть приняты значения:



Таким образом, в предлагаемой методике "веса" характеристик и коэффициенты Bj, j=1,2,...,J соизмеримости систем управления назначаются не произвольно, а находятся при минимуме домыслов, на основе реальных характеристик сравниваемых систем. Это обеспечивает определенную объективность получаемым при ее применении результатам сравнения моделей управления.

^ В третьей главе «Разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления рисками в системе таможенных органов России» приведены:

- рекомендации по реализации принципов управления рисками при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств;

- рекомендации по совершенствованию организационно-функционального механизма управления таможенными рисками в современных условиях;

- результаты оценки ожидаемой эффективности применения горизонтально-интегрированной СУР.

При этом показано, что без новых принципов таможенного администрирования, таких, как электронное декларирование, предварительное информирование, невозможно эффективное функционирование СУР. В этой связи следует процедуру предварительного декларирования сделать обязательной к использованию всеми участниками ВЭД, что существующим законодательством в области таможенного дела не предусмотрено (за исключением предварительного уведомления таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации администрацией пункта пропуска через Государственную границу РФ в соответствии со ст. 71 Таможенного кодекса РФ).

Представленную в рамках Концепции системы предварительного информирования (СПрИнТ) информацию целесообразно классифицировать следующим образом:

Первый уровень – предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости в определяемом ФТС России порядке в рамках применения системы управления рисками, либо в отношении которых невозможно установить данный коэффициент.

Второй уровень – предварительная информация лиц, имеющих средний коэффициент таможенной устойчивости.

Третий уровень – предварительная информация лиц, имеющих высокий коэффициент устойчивости, а также информация от администраций пункта пропуска.

Четвертый уровень – предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства удостоверила репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России.

Пятый уровень – информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

При проведении таможенных процедур с использованием предварительной информации необходимо обеспечить дифференцированный подход, предусмотрев реализацию принципа разделения товаропотоков по трем каналам:

а) приоритетное оформление (зеленый канал) – при предоставлении предварительной информации четвертого и пятого уровня;

б) ускоренное оформление (желтый канал) – при предоставлении предварительной информации первого, второго и третьего уровня;

в) типовое оформление (красный канал) – при отсутствии предварительной информации.

В целях дальнейшего совершенствования СУР, планомерной реализации принципов управления таможенными рисками автором диссертационного решения предлагается:

1. Ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками РТУ, что позволит значительно сократить временной интервал между выявлением риска и усилением таможенного контроля до нескольких часов.

2. Прием, регистрация и передача документов в функциональные отделы отнимает у сотрудников ОПСУР время в ущерб проводимой аналитической работе, кроме того, увеличивает срок прохождения документов при рассмотрении и принятии решения. Аналитическая работа должна быть основной в деятельности ОПСУР РТУ (таможен). При этом достаточно контролировать только результаты взаимодействия между профильными отделами и таможенными постами. Контроль результатов можно реализовать в отчетах таможенных постов.

3. Создание и использование в практике работы таможенных органов информации из единого оперативно - аналитического центра системы управления рисками должно быть приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

4. Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в ходе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений. Вместе с тем, в обязательном порядке должна использоваться информация от таможенных служб иностранных государств (сегодня информационный обмен ведется с Украиной, Казахстаном, Финляндией, Швецией, готовится соглашение с Бельгией, подписан меморандум о начале работ по информационному обмену с Китаем).

5. Назрела необходимость разработки программных средств, для формирования на уровне ФТС России профилей рисков в электронном виде, их хранения, доведения до таможенных органов, проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе основного таможенного оформления и контроля. Для того чтобы максимально полно удовлетворять требованиям всех документов, связанных с управлением рисками и с выполнением всех рекомендаций международных организаций, необходимо начать разработку проекта концепции новой системы в рамках проекта модернизации информационной системы таможенных органов. Элементом концепции должна стать работа по выявлению рисков на границе. Основой работы на границе по принятию управленческого решения правомерно назвать информацию, содержащуюся в центральной базе данных и результатах единого документооборота всех государственных служб, осуществляющих на границе контроль за перемещением товаров и транспортных средств.

В части совершенствования организационно-функционального механизма управления таможенными рисками в современных условиях в диссертации предложено:

  1. Создать новую условно формализованную базу данных ПР. Наличие такой базы позволит в автоматизированном режиме обрабатывать данные, лишь частично соответствующие (например, на 50 – 90 %) данным определенного ПР, схожесть с которым определило программное средство.

  2. В целях устранения объективно существующих недостатков применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления (СУПТО), повышения результативности проводимого таможенного контроля товаров предлагается пересмотреть технологическую схему включения участников ВЭД, претендующих на право пользования СУПТО в утверждаемые ФТС России перечни, повысить степень прозрачности и управляемости этим процессом, ужесточить требования для включения организации в список «льготников».

  3. Разработать систему показателей эффективности СУР и на постоянной основе проводить оценку соотношения показателей эффективности.

  4. Разработать методику оценки эффективности мер оперативного реагирования, принятых во исполнение сработанных профилей рисков.

  5. Разработать и внедрить на постоянной основе технологию оперативного мониторинга степени результативности профилей рисков, утверждаемых функциональными управлениями ФТС России (Главное управление таможенного оформления и таможенного контроля, Главное управление информационных технологий, Главное управление федеральных таможенных доходов и т.д.).

При этом встает вопрос о разработке и внедрении полноценной, самостоятельной, комплексной автоматизированной системы идентификации и управления таможенными рисками.

В качестве одного из вариантов подобной системы автором диссертационного исследования предлагается программный продукт АСУР (автоматизированная система управления рисками), применяемый в настоящее время в коммерческом секторе.

Реализация этих предложений и внедрение горизонтально-интегрированной СУР, как показали проведенные расчеты, более чем в два раза повысит эффективность таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Следовательно, поставленная прагматическая цель диссертационного исследования достигнута.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным результатом проведенных в диссертации исследований является развитие научно-методических основ совершенствования управления таможенным контролем в условиях риска и выработка практических рекомендаций по развитию существующей системы управления таможенным контролем.

Проблема эффективного управления таможенными рисками является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития таможенной службы. Первостепенной задачей является освоение более эффективных подходов к управлению таможенными рисками, разработка более совершенных моделей систем управления рисками для принятия на этой основе обоснованных и своевременных управленческих решений. Именно таким подходом, как показали исследования, является предложенная в диссертации модель горизонтально-интегрированной СУР. Совершенствование управления таможенными рисками на основе предложенной модели происходит в русле всех основных тенденций трансформации менеджмента государственной службы на современном этапе. Внедрение полученных на ее основе рекомендаций существенно повышает эффективность таможенного контроля.

В целом сформулированная в работе научная задача решена.

Полученные результаты диссертационной работы могут быть положены в основу дальнейших исследований по совершенствованию системы управления рисками в таможенном деле.

^ Публикации в изданиях рекомендуемых ВАК России:

1. Бойко А.П. Порядок применения механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007г. - № 2(3) том 5. – С.48-53.- 0,2 п.л.

Публикации в других изданиях:

  1. Бойко А.П. Управление таможенными рисками при принятии решения о выпуске товаров // Таможенное дело: проблемы и перспективы (сборник материалов научно-практической конференции аспирантов и слушателей). М: РИО РТА. 2005г. Выпуск XII. – С.15-20. - 0,2 п.л.

  2. Бойко А.П. Механизм управления рисками в современных условиях хозяйствования // Таможня: история, теория, практика. Ростов н/Д: РИО РФ РТА. Выпуск XIII. 2006г. – С.14-18 - 0,2 п.л.

  3. Бойко А.П. Система управления рисками: современное состояние и перспективы // Таможня – инструмент развития экономики (сборник материалов научно-практической конференции аспирантов и слушателей). М: РИО РТА. 2006г. – С.160-165. - 0,2 п.л.

  4. Бойко А.П. Анализ системы управления рисками на примере стран-членов ВТО (Великобритании, Италии, США) // Сборник материалов научно-практической конференции аспирантов и слушателей). РИО Владивостокского филиала РТА. 2006г. С.35-52 - 0,7 п.л.

  5. Бойко А.П. Практические трудности реализации системы управления таможенными рисками // Сборник материалов научно-практической конференции аспирантов, молодых ученых и студентов. РИО РТА. 2007г. С.75-81. - 0,25 п.л.

  6. Бойко А.П. Технология реализации системы управления рисками с применением удаленного видеодосмотра // Сборник материалов научно-практической конференции аспирантов, молодых ученых и студентов. РИО РФ РТА. 2007г. – С.91-96. - 0,25 п.л.

1 Риск - возможность наступления события под влиянием каких-либо факторов