uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3


На правах рукописи


ЦИБИЗОВ Константин Сергеевич


САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В НЕМЕЦКОМ МОЛОДЕЖНОМ ЧАТ-ДИСКУРСЕ: СОБСТВЕННО МОЛОДЕЖНОЕ И НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ


10.02.19 – Теория языка


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Саратов – 2009

Работа выполнена на кафедре немецкого языка

Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского


Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент

^ Ступина Татьяна Николаевна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Друзина Наталия Владимировна


кандидат филологических наук, доцент

^ Ахренова Наталья Александровна


Ведущая организация Нижегородский государственный

лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова


Защита состоится «24» декабря 2009 г. в 16-00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.243.02 при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83) в XI корпусе.


С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.


Автореферат разослан « 23 » ноября 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Ю.Н. Борисов


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Период рубежа веков в лингвистике отмечен принятием важного тезиса о том, что изучение языка может считаться результативным при его детальном анализе в процессе коммуникации, где происходит вербальный и невербальный информационный обмен под действием социально-психологических факторов. Технический прогресс в условиях глобализации, в свою очередь, приводит к возникновению и развитию новых способов массового общения в Интернете, который объединяет многочисленные социальные, возрастные группы с различными психологическими показателями [Сиротинина 1999; Карасик 2002; McLuhan 1995 и др.].

Коммуникация в чате, по мнению ее исследователей, характеризуется приближенностью к «письменной разговорной речи» [Иванов 2003]. Эта особенность онлайн-общения обусловливает специфичность ключевого понятия диссертации – самопрезентации языковой личности чата.

Наиболее активным пользователем чата является молодежь, ее речевое поведение и стало материалом исследования. Особую роль в диссертации играет интерпретация самопрезентативного процесса в молодежном чат-общении с позиции дискурс-анализа и теории речевых актов. В фокусе нашего внимания оказывается совокупность реплик-стимулов и реплик-реакций (термины Н.Д. Арутюновой) в электронном диалоге. Структурно-функциональные особенности указанного типа реплик предстают основными дифференциальными параметрами самопрезентативного процесса. Они регламентируют специфику стратегий и тактик речевого поведения, маркирующих самопрезентацию как деятельность особого рода через конкретные речеповеденческие приемы, которые используются субъектом для формирования определенного впечатления о себе [Почепцов 2000, 2001; Иссерс 2007 и др.]. Концепция исследования базируется, таким образом, на анализе связей между речевыми произведениями пользователей и их самопрезентативными характеристиками.

Актуальность темы определяется современными тенденциями в теории массовой коммуникации, обращенной к анализу дискурсивных практик коллективного электронного общения, а также интересом к области изучения компьютерной коммуникации в социолингвистическом, гендерном, психолингвистическом и когнитивном контекстах. При этом в диссертации через понятия стратегии и тактик речевого поведения, маркированных соответствующими речевыми актами, осуществляется дальнейшая разработка идеи о самопрезентации языковой личности в молодежном чат-дискурсе.

Объект исследования – стратегии и тактики речевого поведения языковой личности в электронных диалогических единствах немецкого молодежного чат-дискурса. Предмет – речевые акты как средство оформления тактик речевого поведения языковой личности в процедуре электронного знакомства на различных уровнях самопрезентации в молодежном чат-дискурсе Германии.

^ Цель работы. Выявив основные уровни самопрезентации языковой личности в молодежном чат-дискурсе Германии, определить сопряженность тактик речевого поведения коммуникантов с соответствующими речевыми актами. Данная цель определяет следующие задачи: 1) дать характеристику феномену массовой коммуникации в аспекте языковой культуры человека; 2) обобщить исследования понятий «текст» и «дискурс» с точки зрения теории массовой коммуникации; 3) рассмотреть жанрово-стилистические особенности молодежного чат-дискурса; 4) проанализировать понятие самопрезентации языковой личности в электронном дискурсе и охарактеризовать основные подходы к ее изучению; 5) разработать модель анализа самопрезентации в электронном диалоге; 6) составить социально-психологический портрет языковой личности молодежного чат-дискурса Германии; 6) выявить специфические конститутивные признаки молодежного чат-дискурса Германии и осуществить их уровневую интерпретацию.

^ Материалом исследования послужили фрагменты электронных разговоров 900 пользователей чата ICQ, реализующих интенцию знакомства (из них 700 – представители немецких чат-комнат, 200 – посетители русского чат-пространства). Данные фрагменты объединяют около 2200 диалогических единств общим объемом около 3200 условных страниц. При этом под пользователями молодежного чат-дискурса Германии подразумеваются члены социума в возрасте от 15 до 25 лет [Беликов, Крысин 2001].

В процессе работы используются следующие методы исследования: метод дискурс-анализа, метод лингвистического моделирования, контент-анализ, интерпретативный и контекстуальный анализы. К исследованию привлекаются понятия смежных наук: типология стратегий и тактик речевого поведения (например, тактик давления, подчинения и т.д.) и классификация речевых имиджей (например, властителей, подчиненных, обольстителей и т.д.) [Иссерс 1999; Почепцов 2000; Шпильман 2006; Жданова 2008]. Для достоверности полученных результатов применяется метод количественного подсчета. В целях же их верификации используется сопоставление немецких и русских явлений в оформлении молодежного чат-дискурса.

В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза:

Процесс самопрезентации в молодежном чат-дискурсе Германии может характеризоваться как соблюдением коммуникантами речеповеденческих тактик, так и их изменением, исходя из иллокуции электронного общения.

^ Научная новизна диссертации заключается в применении комплексного подхода к изучению объекта исследования, учитывающего социальный и психологический контексты процесса электронного знакомства. В рамках такого подхода раскрывается гетерогенный характер самопрезентации в чате, диктующий её рассмотрение на трех основных уровнях. Это обусловливает использование в работе соответствующей модели анализа, сущность которой заключается в интерпретации речевого поведения чат-коммуникантов в его сопряжении с речевыми актами в электронных диалогических единствах.

^ Теоретической базой исследования стали научные концепции, разработанные в рамках теорий межкультурной коммуникации (В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, С.Г. Тер-Минасова и др.), социального поведения (Р.Т. Белл, В.П. Конецкая и др.), речевых жанров и речевой деятельности (М.М. Бахтин, А. Вежбицкая, Т.Г. Винокур, Л.В. Щерба, М.П. Брандес, В.И. Проворотов, Дж. Остин, Дж. Серль, E. Goffman и др), языковой личности и языкового сознания (И.Н. Горелов, Ю.Н. Караулов, К.Ф. Седов, О.Б. Сиротинина, J.Suler и др.), гендерной лингвистики (Е.И. Горошко, А.В. Кирилина, Н.В. Друзина, H. Kotthoff и др.), виртуалистики (А.Е. Войскунский, Д. Кристал и др.) и т.д. В работе используются также исследования отечественных и зарубежных ученых в области анализа языка молодежи (нем. Jugendsprache) (В.Д. Девкин, Е.В. Розен, H. Ehmann, T. Schippan и др.).

^ Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что данная работа вносит вклад в развитие теории дискурс-анализа, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, теории речевых жанров применительно к виртуальной коммуникации, уточняет методологию дискурсивных исследований и их категориальный аппарат.

^ Практическая ценность обусловлена тем, что результаты работы могут применяться в вузовских курсах по языкознанию, лингвокультурологии, стилистике, лексикологии; в спецкурсах по теории дискурса, лингвистике текста, социолингвистике, прагмалингвистике, основам киберлингвистики.

В целях апробации работы основные положения диссертации обсуждались на восьмой Ежегодной Международной конференции «Языки в современном мире» (г. Коломна, КГПИ, май-июнь 2009 года), на первой Международной научно-методической конференции по вопросам структурной, функциональной и когнитивной лингвистики (г. Саратов, Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, март 2007 года), на Международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (г. Саратов, Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, февраль 2009 года), на ежегодных научно-методических конференциях преподавателей Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, 2006-2009 гг.). По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы: диссертационное сочинение состоит из введения, двух глав (Глава 1. «Параметры изучения самопрезентации языковой личности в молодежной электронной коммуникации»; Глава 2. «Анализ речеповеденческих тактик в процессе самопрезентации языковой личности молодежного чат-дискурса»), заключения и списка использованной литературы на русском, немецком и английском языках (439 наименований).

^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Социально-психологический портрет молодежи современной Германии отличается её ориентацией на материальные ценности, предрасположенностью к интроверсии и изменением гендерных ролей. Данные особенности определяют наличие основных конститутивных признаков молодежного чат-дискурса, к которым относятся анонимность/экспрессивность и смена гендерных стереотипов.

  2. Электронная самопрезентация, маркированная данными конститутивными признаками, имеет гетерогенный характер, что диктует рассмотрение процесса речевого самопредъявления на уровнях составления псевдонимов, реплик-стимулов и диалогических единств через анализ тактик речевого поведения и соответствующих им речевых актов, языковых и графических средств указанного типа коммуникации.

  3. Анонимность и экспрессивность на уровне составления сетевого псевдонима обусловливают два пути самопрезентации: коммуниканты пользуются нейтральными и/или эмоционально окрашенными сетевыми именами. Вторая группа псевдонимов отражает три основных имиджа: властителя, подчиненного и обольстителя. В репликах-стимулах свой имидж подтверждают большинство пользователей: властитель через директивы и декларативы, подчиненный через комиссивы. Часть чаттеров склонна к смене тактики самопрезентации посредством перехода от экспрессивов или комиссивов к декларативам и директивам или в обратном порядке. На уровне диалогических единств изменяется характер самопрезентации: имеет место спад эмоционального фона в пользу информативности общения.

4. Конститутивный признак смены гендерных стереотипов основывается на противопоставлении имиджей властителя и подчиненной, маркированных на начальном этапе знакомства соответствующими моделями построения псевдонима. На уровне стимулирующих реплик мужчины, как правило, используют декларативные и директивные речевые акты, которые характеризуют типичные имиджи властителя и темпераментного угодника. Наиболее распространенными женскими речевыми актами предстают комиссивы и экспрессивы, характеризующие подчиненных и обольстительниц. В диалогических единствах имеет место тенденция к трансформации речевых действий в электронном диалоге: около четверти мужчин используют речевые акты, типичные для женского речевого поведения; девушки оказываются еще более склонными к смене гендерных параметров самопрезентации.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируются цель и задачи работы, ее научная новизна и практическая значимость, характеризуется материал и методы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Параметры изучения самопрезентации языковой личности в молодежной электронной коммуникации» излагаются те теоретические положения современной теории массовой коммуникации, которые необходимы для выявления и дальнейшей интерпретации основных уровней процесса речевого самопредъявления в компьютерном дискурсе.

Специфика объекта исследования диктует целесообразность рассмотрения феномена массовой коммуникации в аспекте языковой культуры человека. Само понятие «массовая коммуникация» активно вошло в язык в конце XX столетия, что связано с осмыслением особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации [Богомолова 2004]. Весомый вклад в понимание массовой коммуникации как феномена языковой культуры человека внесли работы Г. Лассуэлла, Р. Якобсона, Н. Винера, Г. Иннеса. Эволюции тео­рии массовой коммуникации способствовало также становление кибернетики, информатики и семиотики, что отражено в работах Н. Винкера, К. Шеннона, Д. Кристала и отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и др. [Фролов 2000]. Общим положением в связи с разъяснением понятия массовой коммуникации в трудах этих ученых является важность масштабности информационного потока, поэтому в диссертации в качестве сквозного определения указанного типа общения используется следующая дефиниция. «Массовая коммуникация – исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена ею между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом)» [Язык и массовая коммуникация 1994: 7].

В большинстве исследований данного явления отмечается, что массовая коммуникация характеризуется: 1) наличием технических средств; 2) массовостью аудитории; 3) многообразием каналов общения; 4) вариативностью коммуникативных символов [Войскунский 2003; Тер-Минасова 2006 и др.]. Интернет, отличаясь глобальностью географического статуса, наиболее ярко отражает эти характеристики. Массовая коммуникация как феномен языковой культуры человека оказывает влияние на построение речевого взаимодействия пользователей сети, основную часть которых составляет молодежь. Изучение массовой молодежной коммуникации, в свою очередь, обусловило обращение к таким лингвистическим категориям, как текст и дискурс.

В результате обобщения исследований понятий текста и дискурса в диссертации используется дефиниция термина «текст» в следующем объеме: это своеобразный знаковый продукт речевой деятельности, сложное структурное целое, детерминированное как объективной реальностью, так и субъективностью человека. Текст не может рассматриваться как закрытый языковой феномен. Принимая во внимание динамичную связь текста с внешними факторами коммуникации, современные языковеды обращаются к понятию дискурса. В работе наиболее отвечающим ее цели представляется понимание дискурса Н.Д. Арутюновой, рассматривающей данную категорию как связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами. Дискурс – это «речь, погруженная в жизнь» [Арутюнова 1998: 136].

Суммировав наиболее релевантные для диссертации дефиниции дискурса с позиций теории массовой коммуникации и речевого поведения, утверждаем, что массовый дискурс есть сложное коммуникативное явление, включающее социальный и психологический контексты процессы производства и восприятия сообщения. При этом массовый дискурс обладает специфическими структурными характеристиками, которые поддаются моделированию, поскольку в дискурсе отражены не только языковые формы высказываний, но и содержится оценочная и личностная информация коммуникантов. Дискурс массового общения, таким образом, является глобальным социокультурным образованием, в рамках которого реализуется коммуникативное взаимодействие индивидов как членов определенного социума. Данная трактовка обусловила обращение в диссертации к обзору параметров коммуникации, определяющих характер массового молодежного дискурса.

Массовый молодежный дискурс часто трактуется как определенная идентичность, формируемая социальными процессами. Особое место здесь занимают идеи, связанные с изучением социальных и психологических факторов, способствующих структурированию дискурса: являясь участником социального взаимодействия, молодежь включается в производство коллективно выработанных основ коммуникации [Васильев 2000: 12].

В каждой отдельно взятой стране границы выделения молодежного возраста различны. В большинстве социологических исследований ФРГ данные границы определены параметрами от 15 до 25 лет (данные сайта www.studygerman.ru). Важно, что именно Германия демонстрирует рекордные для Европы темпы роста молодых Интернет-пользователей. Эта тенденция отражается и на изменении норм массового общения, базирующихся на национальном языке. В Интернете же происходит смещение в сторону «омолаживания» общения. Именно в этой среде наиболее четко отражаются социальные и психологические аспекты, обусловливающие формирование молодежного дискурса. Многие лингвисты указывают на непринужденность, чрезмерную экспрессивность, заниженную стилистическую окраску и особую небрежную метафорику практики общения молодежи ФРГ [Schippan 1992: 237-238], что, несомненно, отражается на состоянии немецкого языка на рубеже веков. В этот период меняется и система языка, и особенности его употребления в разных социальных сферах. В первую очередь это касается правил языкового обмена в молодежной среде с ее особым тезаурусом.

Присутствие в языке молодежи определенного кода информационного обмена с наличием нестандартных по отношению к общепринятым языковым нормам средств языка трактуется как отражение психологических и социокультурных факторов молодежного дискурса [Конецкая 1997]. Именно такое «творческое» оперирование молодежным тезаурусом способствует пониманию смысловой и оценочной информации в конкретной социальной ситуации, регламентируемой своим речевым этикетомолодежного дискурсаобмена с наличием нестандартных по отношению к общепринятым языковым нормамГермании. правила речевого повед. Тезаурус, таким образом, представляется конститутивным элементом молодежного дискурса, характеризуя совместную коммуникативную деятельность и социальные отношения не только как обмен информацией, но и как репрезентативное отражение молодежью внешней действительности. Это логически сочетается с признанием принципа социального конструкционизма, то есть дискурсивного возведения молодым человеком социально-культурных концептов, транслируемых языковыми средствами, типичными для молодежного языка.

Репертуар лексико-грамматических особенностей молодежного дискурса, представленный в работах В.Д. Девкина, Е.В. Розен, H. Ehmann и др., характеризуется следующими особенностями:

· лексический сектор представлен наличием особого сленга, включающего в себя клишированную лексику (например, типичные формы приветствия («Hy!», «Hallo!»), заимствования (ср. «coole Jeans», «OK» и т.д.), модные и оценочные слова (ср. «Top Qualität», «supergut» и т.д.), фрагменты условного языка (например, аббревиация), диалектизмы (в частности, kanakisch). Достаточно популярен прием языковой игры – словотворчество, отражающее креативность молодых людей;

· языку молодежи свойственны синтаксический аграмматизм, упрощение состава предложений, пренебрежение пунктуационными знаками или их сочетание, что свидетельствует о повышенной эмоциональности общения молодых людей.

Язык, «рожденный» в молодежной среде, с течением времени занимает свое место на разных уровнях общеупотребительного языка, претендуя на то, чтобы стать своеобразной заменой стандартного языка в условиях технически опосредованного коммуникационного пространства. Такой актуальной областью адаптации языка молодежи в современном технократическом обществе является Интернет.

В англоязычных источниках уже признано возникновение нового типа коммуникации и предложен термин «computer-mediated communication» [Crystal 2001, 2004]. В диссертационной работе в качестве рабочего используется русскоязычный термин «компьютерная коммуникация» – вид межличностного опосредованного общения, осуществляемого компьютерными средствами [Иванов 2000; Почепцов 2001; Овчарова 2008: Ахренова 2009 и др.] При этом он рассматривается как синоним термину «Интернет-коммуникация», впервые введенным в научный обиход Д. Кристалом.

Успешная электронная коммуникация в целом зависит от того, в какой сте­пени человек владеет языком, насколько развита у него коммуникативная компетенция и насколько четко его речевое поведение соответствует этикету коммуникации. Несмотря на специфиче­ские условия компьютерного общения, оно в большей степени протекает на естественном языке, который в сети аккумулирует все свои ресурсы для того, чтобы каждый человек мог достичь целей, которые он или она преследуют [Кубракова 2009: 140-142].

Интернет с его универсальными конститутивными признаками виртуальности, интерактивности, глобальности, креативности, анонимности и гипертекстуальности рассматривается нами не просто как средство, а как особый тип массового дискурса. Данный характер Интернета придает массовому общению черты «бытийности», обусловливая гибкость молодежной электронной коммуникации.

^ Компьютерный дискурс, представляя собой проявление массовой коммуникации в условиях технической глобализации, порождает свои собственные жанры. В рамках диссертации используется классификация Д. Кристала, выделяющего жанры виртуальных миров, веб-текстов, электронной почты, синхронных/асинхронных чатов [Crystal 2001: 67]. Компьютерный дискурс интерпретируется и как особый тип бытового дискурса, строящегося на основе специфического сетевого этикета – нетикета. При этом в главенствующем обиходном стиле не существует четких речевых жанров за исключением таких жанрово-стилистических форм, как «личное письмо», «записка», «спор», «беседа», «знакомство».

В синхронном общении в виртуальном мире наиболее ярко проявляются особенности нового вида дискурса –

следующая страница >>