uzluga.ru
добавить свой файл
1


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Об основах местного самоуправления

в Калининградской области


(Принят областной Думой 23 ноября 1995 года)


(в ред. Законов Калининградской области

от 20.04.1998 N 56; от 22.12.1998 N 105; от 13.02.2001 N 19;

от 29.11.2001 N 88; от 16.09.2002 N 172; от 31.03.2004 N 375;

от 14.04.2004 N 389)


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает систему местного самоуправления в Калининградской области, экономические и финансовые основы в осуществлении народовластия, государственные гарантии, права и обязанности местного самоуправления.


^ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия


1. Местное самоуправление - деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

2. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная статьей 11 настоящего Закона, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в соответствии с Уставом муниципального образования, на основании Конституции Российской Федерации, федерального закона, статьи 5 настоящего Закона.


Статья 2. Правовая основа местного самоуправления


1. Правовую основу местного самоуправления составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральное и областное законодательство;

- настоящий Закон;

- уставы муниципальных образований.

2. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, уставах, положениям Конституции Российской Федерации применяются положения Конституции Российской Федерации.


Статья 3. Основные принципы организации местного самоуправления


Основными принципами организации местного самоуправления являются:

- самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;

- многообразие форм местного самоуправления;

- защита прав населения на местное самоуправление;

- участие населения в выработке, принятии и реализации решений вопросов местного значения;

- гласность и учет общественного мнения;

- независимость органов местного самоуправления от системы органов государственной власти;

- наличие выборных органов местного самоуправления;

- ответственность органов местного самоуправления за принимаемые решения;

- сочетание интересов муниципального образования и государственных интересов.


Статья 4. Право граждан на участие в местном самоуправлении


1. Гражданам, постоянно проживающим в области, гарантируется вся полнота прав на участие в местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений.

2. Участие гражданина в местном самоуправлении выражается:

- правом избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;

- участием в референдуме, сходе, других формах прямого волеизъявления;

- возможностью состоять на службе в органах местного самоуправления;

- правом получения информации о деятельности органов местного самоуправления;

- правом на судебную защиту участия в самоуправлении.


Статья 5. Вопросы местного значения


1. К вопросам местного значения относятся:

- принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

- разработка, принятие, исполнение и контроль местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

- планировка и застройка населенных пунктов;

- организация жилищного, социально-культурного и бытового строительства;

- контроль за использованием земель муниципального образования;

- использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

- содержание и использование муниципального жилого и нежилого фондов;

- организация и содержание местного энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

- строительство и содержание местных дорог, благоустройство и озеленение населенных пунктов;

- утилизация и переработка бытовых отходов;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- организация, содержание и развитие муниципальной службы охраны окружающей среды;

- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

- организация местной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- организация дошкольного, основного школьного и профессионального образования;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры, муниципальных архивов;

- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, и местных традиций;

- организация кино- и видеообслуживания населения; местного радиовещания;

- организация и содержание муниципальной и информационной службы;

- создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

- организация, содержание и развитие муниципальных объектов физической культуры и спорта;

- социальная поддержка населения;

- охрана общественного порядка, организация и содержание милиции общественной безопасности (местной милиции);

- обеспечение пожарной безопасности;

- другие вопросы, не относящиеся к компетенции государственных органов.

2. Законами Калининградской области могут быть отнесены иные вопросы местного значения, которые вправе приниматься к рассмотрению муниципальным образованием.

3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по решению местных вопросов осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.


Статья 6. Устав муниципального образования


1. Каждое муниципальное образование имеет Устав.

2. Устав муниципального образования самостоятельно разрабатывается муниципальным образованием и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (путем референдума, схода).

3. Государственная регистрация Устава муниципального образования осуществляется в соответствии с порядком, определяемым областной Думой.

Основанием для отказа в государственной регистрации Устава муниципального образования может быть только несоответствие его законодательству Российской Федерации и области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

4. В Уставе муниципального образования устанавливаются:

- границы территории местного самоуправления;

- структура местного самоуправления и порядок формирования органов местного самоуправления;

- формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

- наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

- срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

- виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

- основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

- порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

- статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

- гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

- условия и порядок организации муниципальной службы;

- экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

- другие положения об организации местного самоуправления, затрагивающие интересы населения муниципального образования и относящиеся к его компетенции.

5. Устав муниципального образования вступает в силу после его государственной регистрации и опубликования в средствах массовой информации.


Статья 7. Полномочия органов государственной власти области в отношении местного самоуправления


1. Органы государственной власти области создают необходимые правовые, материально-финансовые и другие условия для развития местного самоуправления в Калининградской области, оказывают содействие населению в осуществлении народовластия.

2. Совместно с федеральными органами государственной власти и самостоятельно совершают действия, обеспечивающие законодательно установленный минимум социальных гарантий населения, контролируют поддержание данного минимума в муниципальных образованиях.

3. Органы государственной власти области вправе разграничивать предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования.

4. Органами государственной власти области не могут быть отменены или изменены следующие полномочия органов местного самоуправления:

- утверждение бюджета и отчета об его исполнении;

- управление и распоряжение муниципальной собственностью;

- установление местных налогов и сборов;

- выпуск муниципальных займов и лотерей;

- образование и упразднение органов местного самоуправления, их структурных подразделений;

- утверждение схемы управления территорией;

- утверждение программ социально-экономического развития;

- регулирование цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями.


Статья 8. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти области


1. Взаимоотношения органов местного самоуправления и государственной власти области осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством.

2. Предложения органов местного самоуправления, внесенные в порядке законодательной инициативы, подлежат рассмотрению органами государственной власти области с их участием с последующим уведомлением о принятом решении муниципальных образований.


Статья 9. Объединение муниципальных образований


1. Муниципальные образования и другие территории местного самоуправления в целях координации их деятельности, а также предоставления и защиты общих интересов вправе на договорной основе объединяться в экономические, финансовые и другие ассоциации или союзы.

2. Ассоциациям, союзам не могут быть переданы полномочия органов местного самоуправления.


Статья 10. Символика муниципальных образований


1. Муниципальное образование вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности муниципального образования, его населения.

2. Символика муниципальных образований вводится на основании и в порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.


Глава II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 11. Территория местного самоуправления


1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Калининградской области в административных границах районов: Багратионовского, Гвардейского, Гусевского, Гурьевского, Зеленоградского, Краснознаменского, Неманского, Нестеровского, Озерского, Полесского, Правдинского, Славского, Черняховского; городских округов: Светлогорского, Светловского и Балтийского; городов Калининграда, Советска, Пионерского, Мамоново, Ладушкина, поселка "Янтарный" и других территорий.

2. Территорию муниципального образования составляют земли городов, поселков, прилегающие к ним околопоселенческие земли общего пользования, рекреационные зоны и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

3. Границы территории, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются областной Думой по предложениям областной администрации с обязательным выделением земель общего пользования, зон и земель, необходимых для развития территории муниципального образования.

4. Решение о создании муниципальных образований в городе, их объединение и упразднение с установлением новых территорий принимается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно, с учетом мнения населения соответствующей территории.

5. В случае, если в границах территорий муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются областным законом, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

6. Территория муниципального образования является неотъемлемой составляющей территории Калининградской области.


Статья 12. Установление и изменение границ территорий муниципального образования


1. Установление и изменение границ территорий местного самоуправления, в том числе при образовании, упразднении или преобразовании муниципальных образований, осуществляется по инициативе населения, а также органов государственной власти области или органов местного самоуправления.

2. Изменение границ территорий местного самоуправления не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.

3. Порядок установления и изменения границ территорий местного самоуправления, преобразования или упразднения муниципальных образований определяется законодательством Калининградской области.


Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 13. Структура органов местного самоуправления


1. Структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно на основании законодательства Российской Федерации, области и закрепляется в Уставе муниципального образования.

2. Структура органов местного самоуправления предполагает:

- выборные органы (Советы);

- другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

3. При формировании структуры местного самоуправления наличие выборных органов является обязательным.

4. Осуществление местного самоуправления областной Думой, администрацией области либо иными государственными органами и должностными лицами не допускается.

5. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией и не вправе самостоятельно принимать к решению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и других муниципальных образований.


Статья 14. Статус города Калининграда


1. Особенности самоуправления города устанавливаются в соответствии со статусом города Калининграда, как административного центра Калининградской области.

2. Город Калининград, как муниципальное образование, самостоятельно определяет свое территориальное деление и структуру городских органов власти.

3. Городские органы самоуправления заключают с областной Думой и администрацией области договор о разграничении собственности, финансовых ресурсов, полномочий на территории города Калининграда с учетом требований Устава области и настоящего Закона.

4. Хозяйственные и социально-культурные объекты разграничиваются между городом и областью в зависимости от масштабов и целей своей деятельности: служащие городским интересам остаются в собственности города, удовлетворяющие интересы жителей области - в совместном ведении на договорных началах.

5. В бюджет города включаются финансовые средства, полученные на территории города, кроме направляемых в соответствии с законодательством в федеральный и областной бюджеты.


Статья 15. Статус городов области


1. Города области могут иметь статус самостоятельного муниципального образования в рамках существующих административных границ.

2. Город, как муниципальное образование, обладает всей полнотой полномочий местного самоуправления, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

3. Городские объекты хозяйственного и социально-культурного назначения, удовлетворяющие интересы не только жителей города, но и области, находятся в их совместном ведении, удовлетворяющие интересы города - остаются в собственности города.

4. Местное самоуправление в городских муниципальных образованиях обеспечивает проживающему в них населению возможность удовлетворить свои потребности на основе единой инфрастуктуры города и не должно нарушать целостность городского хозяйства.

5. В городах, объединенных с районами области и городскими округами, действуют единые для города и района, городского округа органы самоуправления, сформированные в соответствии с требованиями настоящего Закона, избираемые одновременно жителями города и сельских населенных пунктов, расположенных на территории соответствующего района, городского округа. Органы местного самоуправления обеспечивают решение вопросов как городского, так и районного, окружного значения.

6. Города Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский имеют статус курортных городов, который регламентируется федеральным и областным законодательством.


Статья 16. Статус районов области и городских округов


1. Районы области и городские округа, как муниципальные образования, представляют собой объединения городов, поселков и других сельских поселений, находящихся на его территории в пределах административно-территориальных границ.

2. Районы области и городские округа, как муниципальные образования, призваны решать вопросы местного самоуправления и осуществляют свои полномочия в пределах существующего административно-территориального деления области.

3. К собственности районов области и городских округов относятся муниципальные объекты хозяйственного и социально-культурного назначения, обеспечивающие выполнение полномочий, отнесенных настоящим Законом к полномочиям местного самоуправления.

4. Города и другие населенные пункты, объединившиеся в районное, окружное самоуправление, не обладают правом самостоятельного осуществления полномочий местного самоуправления, предусмотренных настоящим Законом.

5. Города и другие населенные пункты, входящие в состав района, городского округа, имеют право выхода из него с образованием на своей территории самостоятельного субъекта местного самоуправления.

Решение о выходе из состава района, городского округа принимается населением данного населенного пункта на референдуме, сходе и может быть осуществлено по истечении финансового года.


Статья 17. Статус поселков, сельских населенных пунктов и иных поселений


1. В поселках, сельских населенных пунктах, как муниципальных образованиях, обладающих полномочиями местного самоуправления, определенных настоящим Законом, могут формироваться органы самоуправления, образовываться муниципальная собственность, финансовые ресурсы, собственный бюджет.

2. В собственности соответствующих муниципальных образований находятся объекты, обеспечивающие выполнение их полномочий.

Финансовое обеспечение их деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Законом и действующим федеральным законодательством.


Статья 18. Представительный орган местного самоуправления


1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов и избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на основании соответствующего Закона Калининградской области.

Полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться только выборными органами или сходами граждан в соответствии с законодательством.

2. Количество депутатов представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования.

3. Основной формой работы выборного органа местного самоуправления является коллегиальная деятельность депутатов в форме собрания.

4. Представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

(п. 4 в ред. Закона Калининградской области от 31.03.2004 N 375)

5. Решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов.

(п. 5 в ред. Закона Калининградской области от 31.03.2004 N 375)

6. Решение представительного органа по принятию Устава муниципального образования либо внесению в него изменений и дополнений считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов.

(п. 6 введен Законом Калининградской области от 14.04.2004 N 389)


Статья 19. Полномочия представительного органа


1. Полномочия представительного органа местного самоуправления определяются Уставом муниципального образования.

2. Представительный орган обладает следующими исключительными полномочиями:

- утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;

- утверждение планов комплексного социально-экономического развития территории, утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- установление порядка распоряжения муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, находящимися в собственности субъекта местного самоуправления;

- контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренный в Уставе муниципального образования;

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования.

3. В отдельных поселках в соответствии со статьей 17 настоящего Закона Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

4. Представительный орган в рамках своей компетенции осуществляет контроль за исполнением принятых решений.

5. Представительный орган местного самоуправления самостоятельно утверждает количество депутатов, работающих на штатной (оплачиваемой) основе.


Статья 20. Прекращение полномочий представительного органа


1. Деятельность представительного органа прекращается по истечении срока его полномочий.

2. Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

- по решению представительного органа о досрочном прекращении полномочий, принятому двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа;

- на основании решения схода, референдума муниципального образования по вопросу о роспуске представительного органа.


Статья 21. Иные органы местного самоуправления


1. Муниципальное образование может иметь помимо представительных органов и иные органы местного самоуправления.

2. Наименование таких органов местного самоуправления, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования в соответствии с законами области.

3. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.


Статья 22. Выборные должностные лица местного самоуправления и иные должностные лица местного самоуправления


1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены выборные должностные лица местного самоуправления: руководитель представительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, его заместитель, руководители структурных подразделений местного самоуправления, иные выборные должностные лица, а также другие должностные лица местного самоуправления, наделенные муниципальным образованием полномочиями по реализации представительных, исполнительных, контрольных и иных функций местного самоуправления.

2. Выборные должностные лица местного самоуправления избираются на территории муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

3. Выборные должностные лица местного самоуправления, иные должностные лица местного самоуправления согласно Уставу муниципального образования наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

4. Все выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. Иные должностные лица в соответствии с Уставом муниципального образования могут быть подотчетны представительному органу местного самоуправления.


Статья 23. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления


1. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления являются представителями избирателей, делегировавших их в орган местного самоуправления на основе действующего законодательства для осуществления полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования.

2. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

3. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

4. Срок полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления определяется в соответствии с федеральным законом в уставах муниципальных образований.

(п. 4 в ред. Закона Калининградской области от 13.02.2001 N 19)

5. Полномочия депутата местного самоуправления начинаются со дня официального оглашения результатов голосования по выборам депутата соответствующей избирательной комиссией и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного должностного лица.

6. Полномочия депутата органа местного самоуправления, выборного должностного лица прекращаются досрочно в случаях:

- письменного заявления о сложении полномочий;

- выезда на постоянное место жительства и работу за пределы Калининградской области;

(в ред. Закона Калининградской области от 29.11.2001 N 88)

- утраты гражданства Российской Федерации;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

- признания недееспособным либо умершим гражданина, являющегося депутатом, выборным должностным лицом, решением суда, вступившим в законную силу;

- отзыва избирателями.

7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.

8. Депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, выборные должностные лица местного самоуправления имеют равные социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях.


Статья 24. Органы местного самоуправления - юридические лица


Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования.


Статья 25. Муниципальные служащие местного самоуправления


1. Граждане, состоящие в штате органов местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

2. Муниципальные служащие могут занимать должности после назначения, конкурсного отбора, контрактного договора.

3. Правовая регламентация службы, в том числе требования к должностям, статус служащего, особенности прохождения службы, управление службой в органах местного самоуправления устанавливаются федеральным и областным законодательством и закрепляются в Уставе местного самоуправления.

4. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.


Статья 26. Ограничения, связанные с муниципальной службой

(в ред. Закона Калининградской области от 20.04.1998 N 56)


1. Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом областной Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Калининградской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе, либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

2. Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Калининградской области.


Статья 27. Расходы на содержание аппарата и должностных лиц местного самоуправления


Расходы, связанные с содержанием аппарата и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета.


Статья 28. Местный референдум


1. Муниципальные образования вправе проводить в границах своей территории референдум по наиболее важным вопросам местного значения.

2. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию избирателей муниципального образования.

3. В местном референдуме участвуют жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

4. Расходы, связанные с проведением местного референдума, проводятся за счет средств соответствующего местного бюджета.

5. Решения, принятые местным референдумом, и итоги голосования подлежат обнародованию и обязательны к исполнению на территории муниципального образования, не нуждаются в каком-либо утверждении. Контроль за соблюдением волеизъявления, выраженного на местном референдуме, возлагается на органы местного самоуправления.

6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений референдума устанавливается Уставом местного самоуправления в соответствии с законами области.


Статья 29. Собрание (сход) граждан


1. В муниципальных образованиях, в которых имеется возможность собрать более половины жителей, обладающих избирательным правом, могут собираться собрания (сходы) жителей.

2. Сход правомочен принимать решения при условии явки на него более половины избирателей муниципального образования.

3. Порядок созыва и проведения собрания (схода) жителей, принятия и изменения его решений, пределы компетенции устанавливаются законами Калининградской области и закрепляются в Уставе муниципального образования.


Статья 30. Народная инициатива


1. Население в соответствии с Уставом местного самоуправления имеет право на проявление по вопросам местного значения правотворческой инициативы.

2. Проекты местных правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, как правило, через депутатов, избранных в муниципальных образованиях, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения.

3. Население вправе получить ответы на запросы местного значения, поданные в соответствии с Уставом муниципального образования в органы местного самоуправления.


Статья 31. Обращения граждан


1. Граждане имеют право на обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2. Должностные лица местного самоуправления должны вести регулярный прием граждан в дни и часы, заранее обнародованные.

3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

4. Граждане вправе получать информацию о деятельности органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, иных органов самоуправления в порядке, предусмотренном в Уставе муниципального образования.

5. Федеральным, областным законодательством может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка информирования граждан по существу обращения.


Статья 32. Система территориального общественного самоуправления населения и другие формы участия населения в осуществлении народовластия


1. Территориальное общественное самоуправление населения может осуществляться населением в поселке, селе, хуторе, микрорайоне или других границах. Форма общественного самоуправления состоит из советов и комитетов населенных пунктов, старост, старших по дому, уличных комитетов и других форм демократии.

2. Границы территории, порядок организации и компетенции общественного самоуправления устанавливаются по предложению жителей представительным органом местного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется через сходы, иные формы непосредственного волеизъявления, создаваемые населением органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты и др.) по месту жительства.

4. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются в их Положениях.

5. Органы местного самоуправления вправе передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий с представлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов.

6. Граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству.


Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

^ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Статья 33. Экономическая основа местного самоуправления


Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная собственность (жилищный фонд, муниципальные учреждения, муниципальные образовательные организации и учреждения системы здравоохранения и т.п.), государственная собственность, переданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления.


Статья 34. Муниципальная собственность


1. Муниципальная собственность является достоянием населения, проживающего в границах действия местного самоуправления.

2. В муниципальной собственности находятся средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, нежилые помещения в домах муниципального и жилищного фонда, имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности, земли городских и сельских поселений, не переданных в иные формы собственности, объекты инженерной инфраструктуры, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения, имущество, переданное органам местного самоуправления на основе договоров и иных актов передачи имущества, муниципальный жилой фонд.

(в ред. Закона Калининградской области от 16.09.2002 N 172)

3. В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы (карьеры), природные объекты (водоемы, леса, луга и др.), ценные бумаги, нежилые помещения, предприятия, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, имущество, необходимое для коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения соответствующей территории.

4. Органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

5. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, население может иметь непосредственно в случаях, предусмотренных законами Калининградской области и уставами муниципальных образований.

6. Органы местного самоуправления вправе передавать во временное, постоянное пользование, аренду объекты муниципальной собственности юридическим лицам, определять условия использования передаваемых или приватизированных объектов, совершать с муниципальным имуществом иные сделки.

7. Местное самоуправление получает полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отторжения в государственную или иную собственность объектов муниципальной собственности.

8. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

9. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления самостоятельно.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

10. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной или иными формами собственности.


Статья 35. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности


1. Условия, порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций объектов муниципальной собственности, их приватизация определяются представительными органами местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления назначают и увольняют с учетом мнения трудового коллектива руководителей предприятий, входящих в муниципальную собственность, утверждают уставы предприятий, вправе заслушивать отчеты о деятельности муниципальных предприятий, осуществляют регулирование тарифов и цен на их продукцию.

3. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной или иной основе в соответствии с трудовым законодательством.

4. Имущество муниципальных предприятий, не состоящих на бюджете, принадлежит этим предприятиям на праве полного хозяйственного ведения.

5. Имущество, закрепленное за предприятиями, организациями, финансируемыми из бюджета, находится в оперативном управлении этих предприятий, организаций.


Статья 36. Право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций


1. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их ликвидации.

2. Вмешательство в хозяйственную и финансовую деятельность муниципальных предприятий со стороны государственных органов не допускается.


Статья 37. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не входящими в состав муниципальной собственности


Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, строятся на договорной основе.


Статья 38. Муниципальный заказ


Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ, удовлетворяющих бытовые, социально-культурные и другие потребности населения.

Финансирование работ производится с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.


Статья 39. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления


Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке осуществляют внешнеэкономическую деятельность.


^ Глава V. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 40. Финансовые ресурсы местного самоуправления муниципальных образований области


Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств бюджета, средств, выделяемых государственными органами, кредитных ресурсов и средств органов территориального самоуправления.

(в ред. Закона Калининградской области от 16.09.2002 N 172)


Статья 41. Местный бюджет


1. Местные бюджеты состоят из бюджетов муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

3. Местный бюджет формируется за счет источников средств, закрепленных федеральным и областным законодательством, а также средств, образуемых в результате деятельности органов местного самоуправления.

4. В случае недостаточности средств, поступающих от закрепленных источников для обеспечения минимального местного бюджета по осуществлению функций, возложенных на органы местного самоуправления, областная Дума принимает решение о передаче в местный бюджет отчислений от регулирующих источников доходов, а также о предоставлении дотаций и субвенций.

5. Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.

6. Уменьшение доходов или дополнительные расходы местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти, должны быть компенсированы в порядке и сроки, оговариваемые этим решением. Органы местного самоуправления реализуют эти решения в пределах переданных им в качестве компенсации средств.


Статья 42. Основы формирования доходной части местного бюджета


В доходную часть бюджета органа местного самоуправления зачисляются поступления:

- от приватизации государственного и муниципального имущества;

- местные налоги и сборы, штрафы;

- финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;

- отчисления от общефедеральных и областных налогов;

- от сдачи муниципального имущества в аренду;

- часть прибыли муниципальных предприятий;

- от внешнеэкономической деятельности;

- дотации, субвенции и транспортные платежи;

- другие средства, полученные в результате деятельности органов местного самоуправления.


Статья 43. Расходы бюджета


1. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования местного бюджета, устанавливают льготы и пособия для отдельных категорий граждан за счет собственных средств в соответствии с законодательством.

2. В местных бюджетах предусматриваются расходы на обеспечение минимальных государственных социальных стандартов.

Компенсация недостающих в местных бюджетах средств на удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципального образования, гарантированных государством, производится государственными органами.

3. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Калининградской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.


Статья 44. Исключена. - Закон Калининградской области от 16.09.2002 N 172.


Статья 45. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях


Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, Уставом местного самоуправления вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.


^ Глава VI. ЗАЩИТА ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 46. Судебная защита


1. Органам местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту свободного осуществления своей компетенции и соблюдения принципов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе предъявить в суд, арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории города, сельского поселения, а также прав органов местного самоуправления и их должностных лиц.


Статья 47. Обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления


1. Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, расположенными на территории действия местного самоуправления.

2. Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены этими же органами и должностными лицами, либо признаны недействительными по решению суда.

3. За неисполнение или нарушение решений органов местного самоуправления должностными лицами предприятий, организаций, учреждений наступает административная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4. При нанесении материального ущерба муниципальному образованию своими действиями (или бездействием) руководители предприятий, организаций, по вине которых произошли эти последствия, возмещают ущерб, причиненный муниципальному образованию, в полном объеме в соответствии с законом. Форма возмещения ущерба определяется представительным органом местного самоуправления самостоятельно.


Статья 48. Рассмотрение предложений органов местного самоуправления


Предложения представительного органа и главы местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями, в которые эти предложения направлены. Мотивированный ответ направляется органу местного самоуправления в установленные законодательством сроки.


Статья 49. Социальные гарантии выборных лиц местного самоуправления


Социальные гарантии выборных лиц местного самоуправления определяются муниципальным образованием самостоятельно и включают в себя защищенность выборных лиц местного самоуправления как в период выполнения должностных обязанностей, так и в случаях:

- окончания срока полномочий;

- ликвидации, реорганизации местного самоуправления и форс-мажорных обстоятельств;

- добровольного сложения полномочий должностными лицами.


^ Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 50. Ответственность органов местного самоуправления


1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования и государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области.

2. Собственная ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц выражается в осознании и принятии ими на себя всех возможных, в том числе неблагоприятных, последствий, которые могут возникнуть вследствие принятия неправомерных, нецелесообразных, экономически и социально неоправданных решений.


Статья 51. Ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования


Ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает в случае утраты доверия соответствующим органом, что подтверждается волеизъявлением населения, составляющего муниципальное образование.

Конкретные формы выражения недоверия, досрочного прекращения полномочий руководящих органов, отзыва депутатов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются в Уставе муниципального образования.


Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством


1. Ответственность органов местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения этими органами Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, правовых актов областной Думы и администрации области, Устава муниципального образования. Противоправные решения подлежат опротестованию прокурором.

2. В случае наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, установленной судом, областная Дума вправе решить вопрос о прекращении полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в следующей последовательности:

- обращение в вышестоящий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления государственным нормативным актам, Уставу муниципального образования;

- решение вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления;

- назначение новых выборов органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления.


Статья 53. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за выполнение отдельных государственных полномочий Калининградской области

(введена Законом Калининградской области от 22.12.1998 N 105)


1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за выполнение переданных им отдельных государственных полномочий Калининградской области перед государством.

2. Переданные органам местного самоуправления муниципальных образований отдельные государственные полномочия Калининградской области подконтрольны государству. Контроль за их выполнением вправе осуществлять государственный орган, в чью компетенцию входили эти полномочия до их передачи органам местного самоуправления.

3. Контроль осуществляется путем:

- анализа правовых актов местного самоуправления, изданных по вопросам реализации переданных отдельных государственных полномочий Калининградской области;

- проведения комплексных проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

- посещения представителями государственного органа органов местного самоуправления с целью ознакомления на месте с порядком исполнения отдельных государственных полномочий Калининградской области, материалами и документацией, касающейся этого исполнения;

- создания государственным органом специальной контрольной комиссии для анализа законности и эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий Калининградской области.

4. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны периодически представлять государственному органу, полномочному осуществлять контроль, указанный в пункте 3 настоящей статьи, необходимые отчеты, документы и материалы по вопросам реализации отдельных государственных полномочий Калининградской области.


Статья 54. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами


Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами наступает в соответствии с федеральным, областным законодательством, уставами муниципальных образований.


^ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 55. Настоящий Закон вступает в силу одновременно на всей территории Калининградской области по истечении десяти дней после его опубликования.


Статья 56. В период формирования местного самоуправления областная Дума принимает закон о разграничении предметов ведения, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов в тех муниципальных образованиях, которые находятся в границах иных муниципальных образований, и другие нормативные акты в развитие настоящего Закона.


Статья 57. Органы местного самоуправления и их должностные лица, избранные населением, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

Главы местного самоуправления (главы администрации), назначенные на должность, сохраняют свои полномочия до замещения соответствующей должности, но не более шести месяцев со дня вступления в силу федерального закона.


Статья 58. Органы местного самоуправления муниципальных образований (за исключением районов области и городских округов) в трехмесячный срок, после подписания настоящего Закона, организуют подготовку и принятие Уставов муниципальных образований.

Органы местного самоуправления районов области и городских округов организуют подготовку и принятие Устава муниципального образования в трехмесячный срок после их избрания.


Статья 59. Со дня вступления в силу настоящего Закона прекращают действовать правовые акты органов государственной власти области, противоречащие настоящему Закону.

Глава администрации области, главы местного самоуправления обеспечивают приведение собственных правовых актов в соответствие с настоящим Законом в течение одного месяца со дня вступления его в силу.


Глава администрации области

Ю. Маточкин

18 января 1996 г.

N 31

г. Калининград