uzluga.ru
добавить свой файл

А. В. РЕХЛОВА

Военно-воздушная академия им. проф.Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина

Филиал военного учебно-научного центра ВВС (г. Сызрань)


РАСШИРЕНИЕ МОДАЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


«Учиться надо легко. Если иностранный язык дается вам трудно, значит, вы делаете что-то неправильно. Определите для себя приемы обучения, и тогда оно станет приятным» (Д. Никуличева) 

Основы нейролингвистического программирования (от англ. Neuro-linguistic programming) были заложены Р.БендлеромДж.ГриндеромФ. Пьюселиком  и Г.Бейтсоном, работавшими в Калифорнийском университетеСанта-Круз, в 1960-70-е годы.

В последние годы нейролингвистическое программирование получило широкое признание в кругах лиц, занимающихся рекламой, маркетингом и паблик-рилэйшнз. Существует немало курсов, где обучают приемам общения с публикой, с покупателями, и даже с членами семьи. Однако во время появления нейролингвистического программирования его главной задачей была сфера коммуникативных и языковых явлений [Гиндер 2001, Никуличева 2009, Плигин 2011] .

Современными педагогами и методистами разработано множество подходов, приемов и методик, применяемых на занятиях. Используя глубокие знания в области психологии, специалисты по НЛП выделили ряд стратегий для наиболее успешного взаимодействия обучаемого и преподавателя на занятиях. Эти стратегии направлены на изучение особенностей строения мозга каждого обучаемого, создание состояния взаимопонимания между учениками и преподавателем. И, что очень важно, помогают мотивировать учащихся на обучение.

Важным же фактором, предрасполагающим к применению нейролингвистического программирования в образовании, является то, НЛП, уже по сути своей, является набором техник, способствующих обучению человека определённым мета-моделям (мета-модель – модель действия людей, добившихся успехов в определённой сфере деятельности или обладающих какими-либо навыками). Считается, что каждый человек может добиться таких же успехов, изучив и применив использовавшиеся ранее паттерны. Другим важным фактором применения НЛП в образовании является то, что этот метод значительно облегчает сам процесс обучения. Это связано с тем, что главным вопросом, который ставит перед собой специалист НЛП, является не «ЧТО» надо сделать для достижения результата, а «КАК» это нужно сделать. Идёт обучение стратегиям. Например, стратегии запоминния лексики, стратегии аудирования и др. Однако нейролингвистическое программирование предлагает не только разрабатывать определённые стратегии, по которым будет проходить воспитательный и образовательный процесс, но и вырабатывает качественно новый (по сравнению с традиционными методами) подход к обучаемым. В основе этого подхода лежит идея о том, что каждый человек воспринимает информацию, используя преимущественно один из пяти органов чувств. По способу восприятия людей можно (очень условно, разумеется) разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов: визуал – человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения, аудиал – тот, кто получает основную информацию через слух, кинестетик – тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискрет (дигитал) – человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов (модальность) – он проводит в нём больше времени, лучше соображает. И этот способ восприятия для него гораздо более важен, чем остальные. Если у человека ведущая модальность визуальная, это отнюдь не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто этой системой он пользуется чаще и охотнее, и в ней он проводит большую часть времени, здесь он находит больше всего различий и тонкостей. Этот вариант коммуникации с миром у него самый любимый. Внутри себя человек воспроизводит информацию уже при помощи четырех репрезентативных систем: визуальной (образы), аудиальной (звуки), кинестической (ощущения) и дигитальной (внутренний диалог). Ведущая модальность человека может меняться со временем.

В авиации, как и в других видах деятельности, общий язык и средства связи представляют собой основной способ выполнения работы. Сложившаяся мировая практика, соображения в отношении эксплуатации и безопасности полётов сделали английский в авиации языком номер один, а ИКАО выдвинуло конкретные требования владения английским языком в сфере авиации, включая фразеологию радиообмена.

Задача преподавателя на занятиях по авиационному английскому языку построить занятия так, что бы курсанты осваивали учебный материал легко и прочно, совершенствуя от занятия к занятию навыки профессионального общения, в частности, произношения, построения фраз и беглости речи, словарного запаса, восприятия на слух и обмена данными в соответствии с требованиям ИКАО.

В рамках военно-научной работы, проводимой на кафедре иностранных языков, с целью совершенствования навыков профессионального общения было проведено исследование группы курсантов, которое показало, что у 85 % достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. На другом конце спектра – 2% курсантов, испытывающих труд­ности обучения по причинам, не связанным с особенностями воспри­ятия. Остальные 13% так называемые «трансляторы» (по М.Гриндеру) – люди, отдающие предпочтение одной модальности. Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую систему восприятия. Такая трансляция требует временного отключения от реальности. В результате проявляются пробелы в усвоении материала, что и выявляется при контроле. Из «трансляторов» 7% – визуалы, 4% – аудиалы и 2 – кинестетики. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других. Если подача материала на занятии совпадает с их ведущим каналом восприятия информации, то они прекрасно его усваивают, если же подача материала с их каналом восприятия не совпадает, то образуется некоторый пробел в знаниях.

В своём исследовании мы проанализировали стратегии обучения аудированию на занятиях по авиационному английскому языку, потому что правильное понимание и быстрая реакция на слова диспетчера является одной их важных составляющих работы лётчика.

Всей группе курсантов было предложено прослушать отрывок радиопереговоров между пилотом и диспетчером с заданием назвать позывные и цифровые данные, прозвучавшие в диалоге. Аудиалы восприняли 100% информации, что же касается визуалов и кинестетиков, то ими было воспринято от 7 до 15% информации, предъявленной в аудиосообщении.

В целях совершенствования навыков профессионального общения визуалам и кинестетикам было предложено при самостоятельной работе на занятиях и в часы самоподготовки использовать подходящие именно им стратегии. Например, визуалам предлагалось прослушивать аудиозаписи переговоров «лётчик-диспетчер» с графическими опорами, количество которых постепенно снижалось. Опорами служили не только текст радиопереговоров, но и карта маршрута, полётные задания.

Кинестетикам, у которых запоминание идёт через мышечную память, было предложено делать записи по ходу звучания диалога с заданием постепенно уменьшать количество записанных данных, проигрывать в ролях диалоги.

Через семь недель занятий визуалам и кинестетикам было предложено снова прослушать отрывок радиопереговоров между пилотом и диспетчером с заданием назвать позывные и цифровые данные, прозвучавшие в диалоге. На этот раз визуалами и кинестетиками было воспринято до 25% прозвучавшей информации.

Таким образом, выявление курсантов со склонностью к разным способам усвоения языка, предложение им разных, в зависимости от ведущей модальности, заданий, воздействие при предъявлении учебного материала на все каналы восприятия и переработки информации, расширение способов решения курсантами учебных задач способствует совершенствованию навыков профессионального общения будущего военного лётчика, повышение его конкурентоспособности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гиндер М. Исправление школьного конвеера / М. Гиндер, Л. Лойд. – М.: ИОИ, 2001. – 320с.

  2. Никуличева Д. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов / Д. Никуличева. – М.: Флинта;Наука, 2009. – 304 с.

  3. Плигин А. Учим английский с НЛП: быстро, правильно, надолго. Личностно-ориентированное обучение / А Плигин,  И. Максименко. – АСТ, 2011. – 368с.