uzluga.ru
добавить свой файл
1

Районное методическое объединение

учителей начальных классов.


Исследователь

Научно-методическая брошюра

для учителей начальных классов


От мысли к действию, от теории к практике.


В библиотечку учителя-исследователя.

Дневничок юного исследователя


Учимся применять.


Шатрово

2011


Исследователь: материалы из опыта работы учителей начальных классов и дополнительный материал для организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах./ Авт.- сост. Е.И. Зюзина, О.А. Ларюшкина; РМО учителей начальных классов.- Шатрово, 2011.- с.


Авторы-составители:

Зюзина Е.И.., методист районного отдела образования

Ларюшкина О.А., руководитель РМО начальных классов


Данная брошюра содержит конспекты уроков исследований, фрагменты исследовательской деятельности на уроках опытных учителей Шатровского района, а также проектные работы младших школьников – победителей районной научно-практической конференции.

В брошюре представлен дневник юного исследователя в помощь учителям для организации учебно-исследовательской деятельности.


Содержание.

Пояснительная записка ……………………………………… стр 3

От мысли к действию, от теории к практике.

Киклеева Н.В. Конспект урока трудового обучения. Тема «Пенопласт и поролон: их свойства». 3 класс. УМК «Школа России»…………… стр.

^ Котельникова Е.Г. Конспект урока окружающего мира. Тема «Животноводство». 3 класс. УМК «Школа России»…………………… стр_

Чемякина С.А. Конспект урока окружающего мира. Тема «Мир глазами астронома». 4 класс. УМК «Школа России»……………… стр.

^ Чащина В.Н. Конспект урока литературы. Тема «Сказка-ложь,

да в ней намёк…» Сказки о животных. 2 класс. Программа

«Школа 2100».....................................................................................стр

^ Сидорова О.М. Конспект внеклассного урока-исследования

по русскому языку. Тема «Использование фразеологизмов».

3 класс. Программа «Школа2100»………………………………………… стр.

^ Ларюшкина О.А. Конспект урока русского языка. Тема

«Повторение правил правописания гласных и согласных

в корне слова. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»…………………………………… …………………………………………………..стр__

^ Чаплыгина М.А. Фрагмент исследовательской работы на уроке русского языка по теме «Части слова. Основа. Окончание» 3 класс. УМК «Школа России»………………………………………………………………… стр__

^ Котугина В.А. Фрагмент исследовательской работы на этапе

уроке русского языка « Словарная работа». 4 класс.

УМК «Школа России»………………………………………………………… стр.__

^ Мамонтова Л.И. Конспект урока русского языка. Тема

«Склонение имён прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа». 4 класс. УМК «Школа России»… стр_

В библиотечку учителя-исследователя.

Дневник юного исследователя…………………………………………………стр__

Учимся применять.


Пояснительная записка


Происшедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили в стороне ни одну из областей школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников в учении;

-развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

-были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятель-ности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Каждый предмет в начальной школе выполняет определённые функции, несёт в себе опреде-лённую нагрузку, служит пропедевтическим курсом к изучению предметов более глубоко. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая дея-тельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характе-ризуется целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирова-ние познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся. В современ-ных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по времени: кратковременные, долговременные;

-по теме: предметные, свободные.

Цель работы учителя – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня и методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Но хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное и исследовательское обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей,- его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, эти методы наряду с другими активными методами обучения могут эффективно применяться в начальных классах.


^ НЕКЛАССНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

О.М. Сидорова, учитель начальных классов

первой кв. категории

МОУ Шатровская начальная общеобразовательная школа


^ Образовательная программа « Школа 2100»

3 класс


Мультимедийный урок. Тема: Использование фразеологизмов.

Цель: Применение полученных знаний и умений в речевой практике обучающихся.

Задачи :

Обучающая:

Расширить знания учащихся по теме.

Развивающая:

Развитие речевой и мыслительной деятельности.

Через элементы исследовательской работы обучать совместному решению грамматических задач.

Обогащение активного словаря учащихся.

Воспитательная:

Создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета.

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.

Оборудование :

Мультимедиопроектор, презентация, фразеологический словарь.


^ Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы, настрой на работу.


Ход мероприятия.



Учитель:

Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи слово, понятие, учение

Значения фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.

Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов


Словарь:


Я, как вы могли заметить по моей улыбке, словарь фразеологический. Своей жизнью я обязан толковому словарю В.И.Даля. Я включаю в себя около четырёх тысяч фразеологизмов, или устойчивых сочетаний слов, русского языка, даю толкования их значений, привожу различные формы их употребления, их синонимы, антонимы. Умелое использование фразеологизмов сделает вашу речь меткой, яркой и выразительной.


Учитель:

^ В ходе исследований мы должны ответить на вопросы:

Украшают ли фразеологизмы нашу речь?

Нужны ли они?

Когда их уместно употреблять?


Словарь:

Я подготовил вам творческое задание. Прослушайте и сравните тексты.

^ Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.


СРАВНИТЕ… ^ Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл.

Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!


Учитель и ученики:

^ ВЫВОД. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной


Словарь:

^ Откуда берутся фразеологизмы?

Исконно русские: сматывать удочки, расправлять крылья.

Из разных профессий: сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю.

Старославянские : как зеницу око, не от мира сего.

Крылатые слова из мифологии: ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч.

^ Крылатые слова и выражения, созданные писателем: голый король, счастливые часов не наблюдают.

Работа со словарем.


Учитель:

^ Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1.Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.

2. На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.

3. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.

4. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.

5. Зеленая улица, ставить в тупик, на всех порах.

6. Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.


Словарь:

^ Замените «Одним словом»: Найдите в словаре значение.

зарубить на носу — запомнить

коптить небо — ... себе на уме — ...

куры не клюют — ... вставлять палки в колеса — ...

вилять хвостом — ... сесть на любимого конька - ...

купить ... в мешке пустить ... в огород

набито как в бочке ... дуется как ... на крупу

считать . .. брать быка за рога - …

писать как . .. лапой наложить вето — ….

намылить шею — ...


Учитель:

^ Отгадайте фразеологические загадки.

Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.


Словарь:

Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назови фразеологизмы, которые здесь им изображены.







^ Итог урока.




Учитель:

Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?


Учитель и дети:

Выводы:

Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.

Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.

Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.

Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.


Словарь:

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

Учитель:

Благодарю за работу! Вы настоящие исследователи!