uzluga.ru
добавить свой файл
1

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РАМКАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО


Расул-Заде Эльмира Октаевна

магистрант 2 года обучения

Волгоградского государственного университета

(rz.elmira@mail.ru)


В современном мире федеральные государственные заказы выступают в качестве важного элемента российской экономики. Действующее законодательство требует, чтобы государственные закупки осуществлялись на публичных торгах и аукционах, в том числе с участием иностранных компаний.

Система государственного заказа в России представляет собой целостную систему, тесно взаимосвязанную с организацией национальной экономики России.

В России проблема формирования эффективной системы организации и управления государственными заказами имеет особое значение в связи с тем высоким удельным весом, который государственные заказы традиционно занимают в структуре расходов федерального бюджета.

Современная российская система осуществления закупок продукции для государственных нужд претерпевает очередную трансформацию, связанную с переходом на электронную форму размещения заказа с целью повышения конкуренции на рынке бюджетных закупок.

В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где рынок государственных заказов является результатом длительного развития, перед Россией, в ближайшей перспективе, стоит задача формирования полноценного рынка государственных заказов.

В течение нескольких лет Россия может присоединиться к соглашению Всемирной торговой организации (ВТО) о госзакупках. В этом случае положение поставщиков, которые сейчас доминируют на этом рынке будет находиться под угрозой. Существующую систему преференций для отечественного поставщика в рамках госзакупок, как и механизм признания "отечественными" производителей дружественных государств постсоветского пространства, придется заменить равным доступом на рынок всех участников соглашения.

Одно из направлений переговоров между Россией и ВТО — это вопросы регулирования государственных закупок и присоединения России к Соглашению о государственных закупках (Government Procurement Agreement).

Основной целью Соглашения является создание условий для развития международной торговли на рынках государственных закупок путем снятия законодательных, тарифных и иных препятствий и ограничений.

Исследуя процедуру реализации государственного заказа в российских реалиях и их возможность модернизации в рамках присоединения к ВТО, необходимо выделить ряд концептуальных различий между подходами к организации сферы государственных закупок в российских нормативных правовых актах и Соглашении о государственных закупках в рамках ВТО.

Связаны они, прежде всего с отличием способов проведения государственных закупок, сроков проведения отдельных процедур, обеспечения мер информационной открытости и пр.

Исходя из вышесказанного, можно предложить собственные меры по модернизации механизма государственных закупок в РФ (таблица 1).


Таблица 1 – Рекомендации по модернизации организации государственного заказа



Проблема

Действующая процедура государственного заказа

Рекомендации

^ Проблема оценки качества документации в ходе торгов

В случае покупки высокотехнологических товаров, необходим эксперт. В штате госзаказчика он не всегда присутствует. Т.о. необходимы дополнительные средства для оплаты труда экспертов.

Внести в процедуру государственного заказа этап экспертной оценки, предоставляемой поставщиком документации и включить государственное финансирование оплаты труда экспертов.

^ Отсутствие единой институциональной среды, в которую была бы встроена вся процедура государственных закупок

Вопрос о создании ФКС находится в обсуждении органов законодательной власти

Одобрение Государственной Думой федерального закона о Федеральной контрактной системе, как главного регулятора закупочной деятельности

^ Проблема непрозрачности делового поведения поставщиков при выполнении ими предыдущих государственных заказов

Отсутствие единой базы об обслуживании поставщиками предыдущих государственных заказов.

Создание базы данных с информацией об обслуживании поставщиками предыдущих государственных заказов.


Таким образом, система нормативного правового регулирования и практика государственных закупок Российской Федерации не во всех своих аспектах соответствует требованиям Соглашения о государственных закупках ВТО, однако эти различия в большинстве случаев не носят принципиального характера.


Список литературы


1.The plurilateral Agreement on Government Procurement (GPA). [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.wto.org/English/tratop_e/ gproc_e/gp_gpa_e.htm

2.Практика государственных закупок в Российской Федерации и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gosbook.ru/ system/files/documents/2011/04/26/GovernmentProcurement_Chapter_Rus.doc

3.Смотрицкая, И. Развитие рынка государственных заказов: проблемы и перспективы [Текст] / И. Смотрицкая // Вестник института экономики РАН. – 2007. – №34. – С. 4–5.