uzluga.ru
добавить свой файл
1

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

(консультация для воспитателей)


Давиденко В.А., педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 196»


Основу восприятия составляет работа наших органов чувств.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности и ребенка и взрослого человека.

Выделяют две основные подструктуры восприятия: виды и свойства восприятия.

^ Виды восприятия:

Простые, сложные и специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым – восприятие величины, формы предметов, их цвета.

^ Свойства восприятия:

Объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие дошкольника носит произвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах они замечают не главные признаки, не самое существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый.


^ Особенности восприятия детей дошкольного возраста.


Ощущение и восприятие – первая ступень познания окружающего мира, которая остается важной на протяжении всей жизни.

Ребенок в первые годы учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать. То, что он может своими глазами увидеть – результат определенного жизненного опыта. Точно так же и слуховое восприятие ребенка – следствие ранее выработанных условных связей: ребенок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т.д. Новорожденный ребенок не видит и не слышит, пока не научится различать формы, цвета, размеры, контуры, сочетания пятен и тонов, различать звуки.

У ребенка на разных этапах развития существуют неполные образы предметов, часть предметов и явлений он не воспринимает или воспринимает искаженно, поэтому не может самостоятельно ориентироваться в незнакомой ему обстановке, правильно действовать с незнакомыми предметами.

Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия.

Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности.

Восприятие дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др.- не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый.

Действуя с предметами ребенок, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие.

В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.

За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты); особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживает их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенка.

Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие познавательных процессов.

Итак, этапы развития восприятия:

  1. работа с сенсорными эталонами (при восприятии формы – это геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов).

  2. практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия.

  3. внешнее восприятие предмета превращается в умственное.



^ Игры, способствующие развитию основных механизмов восприятия у детей дошкольного возраста.


Развитие восприятия формы.

Цель: научить детей различать геометрические фигуры по форме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник и многоугольник.


3-4 года

4-5 лет

  1. на что похожа эта фигура?

  2. какая это фигура?

  3. спрятались от дождика?

  4. разложи фигуры

  5. обведи фигуры карандашом

  6. посади на свою скамеечку

  7. найди свое место

  8. разложи фигуры в ряд

  9. собери пирамиду

  1. найди похожую фигуру

  2. собери хоровод друзей

  3. обведи фигуру

  4. узнай фигуру на ощупь

  5. переверни фигуру

  6. найди место прямоугольнику



Игры, на группировку предметов по форме.



4-5 лет

5-6 лет

  1. собери бусы

  2. где мой вагончик

  3. сложи рисунки из фигур

  4. сложи орнамент из фигур

1. придумай свой орнамент.
Игры, на комбинирование форм.


Игры на узнавание форм (5-6 лет).


  1. из каких фигур нарисованы флажки?

  2. чем похожи домики?

  3. из каких фигур сложили фигуры?

  4. какие фигуры ты видишь на рисунках?

  5. найди похожие фигуры?



Развитие восприятия цвета.


Цель: научить детей различать предметы по цвету. Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как наложение, ощупывание, группировка предметов по одинаковому признаку. У параметров величины эталон все время меняется, каждый раз размеры сравниваются с разными предметами.

Игры, на подбор нужного цвета (для детей 3-4 лет):

  • помоги рыбкам.

  • принеси кубик.

  • собери капельки в стакан.

  • собери бусы для мамы.

  • какого цвета предмет.

  • собери лепесточки.

  • помоги козлятам быстро спрятаться от волка.

  • спрячь мышку.

  • сложи радугу.

  • сложи пирамиду.

  • сложи башенку из кубиков.

  • зажги огоньки на елочке.

  • нарисуй красками.

Игры на сравнение предметов по цвету.


3-4 года

4-5 лет

  1. подбери пару.

  2. какие шарики улетели.

  3. цветная карусель.

  1. найди похожие домики.

  2. найди похожие овалы.

  3. найди похожие флажки.

  4. какого цвета не хватает.

  5. подбери к каждому предмету цвет.



Развитие восприятия величины.


Цель: научить детей различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине, форме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник.

  1. ^ На что похожа эта фигура.

Покажите ребенку фигуру и назовите ее. Попросите найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры.

  1. Разложи фигуры.

Разложите перед ребенком геометрические фигуры разные по форме и цвету. Попросите ребенка разложить их рядом с похожими в ряд.

  1. ^ Узнай фигуру на ощупь.

В картонную коробочку положите несколько геометрических фигур разного размера. Предложите ребенку ощупать фигуру и определить ее название.


^ Игры на восприятие параметра величины: большой – маленький.


2-3 года

3-4 года

  • Большой и маленький предмет.

  • Принеси кубик.

  • Самый большой.

  • Грибочки в лесу.

  • Семья.

  • Сестрички – матрешки.

  • Что изменилось.

  • Построй башенку.

  • Выбери пуговки.

  • Найди фигуру.

  • Разноцветные круги.

  • Разложи квадраты по порядку.

Восприятие параметра высоты.


Игры для детей 4-5 лет.

  • Какой высоты стол и стул?

  • Перешагни препятствие

  • Достань игрушку

  • Где высокие полки

  • Какая кукла выше

  • Покажи самую высокую игрушку

  • Какое это дерево по высоте

  • Поставь по росту

  • Какая крыша

  • Палочки.


Игры на восприятие параметров длины.

  • Какая это лента

  • Сравни карандаши по длине

  • Одень куклам юбки

  • Построй елочку из полосок разной длины

  • Дорожка

  • Бусы

  • Коврики

  • Самый – самый.


Игры на восприятие параметров ширины.

  • Какие это ленты

  • Положи в коробочку предмет

  • Разложи коробки

  • Найди полоски

  • Построй лесенку

  • Какая одежда

  • Какие дорожки

  • Полосатые флажки

  • Черные и белые.



Восприятие параметра толщины.


Игры для детей.

  • Разложи палочки

  • Определи толщину

  • Какая это ткань

  • Построй ворота, гараж

  • Какой ствол



Восприятие пространства.


Цель: научить воспринимать такие характеристики, как: далеко, близко, там, здесь, глубокий, мелкий, впереди, сзади.

Представление о перечисленных параметрах пространства формируются через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз; через визуальные признаки, которые дополняют представление относительным расположением предметов и изменением этого расположения при перемещении тела или самих предметов. Такой опыт накапливается в течение жизни и позволяет отдельным признакам быстро воспринимать пространственные параметры. Это в процессе формирования пространственных представлений взаимосвязь всех признаков устанавливается не сразу. Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединенные соответствующим словом.


2-3

3-4

4-5

5-6, 6-7

Зайчик убежал; волк и заяц; поймай мячик.

Где что стоит; достань шарики.

Кто быстрее; какая посуда.

Что ближе, что дальше; далеко – близко; здесь или там; сравни рыб; найди глубокий колодец.


^ Игры на восприятие направления.


3-4

5-6

6-7

Что находится вверху, а что внизу.

Где предмет; где фигура; что где; что когда; найди похожие картинки.

Впереди - сзади;

Справа – слева;

Сравни колечки;

Найди и нарисуй.

^ Восприятие движений.


Цель: научить детей воспринимать движения тела, конечностей, головы.

Поскольку движение занимает центральное место в процессе восприятия, необходимо уделить развитию движений особое внимание. Движение служит в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств, явлений окружающего мира.


Игры на развитие движений.


  1. Упражнение для рук (3-4, 4-5)

  2. Упражнение для ног (3-4, 4-5)

  3. Упражнение для головы и туловища (5-6 лет).

  4. Позы (5-6 лет)

  5. Движения (5-6).



Литература.


  1. Т.В. Башаева, Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1997.

  2. Л.Ф. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996.

  3. Здоровье сберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. И.В. Чупаха.

  4. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР.

  5. Т.Д. Марцинковская Диагностика психического развития детей.

  6. Р.С. Немов Психология, том 3, Москва 1995.

  7. Е.А. Понько Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Минск 1997.