uzluga.ru
добавить свой файл
1

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, государственной программы Н.Г. Гольцовой, М., «Русское слово», 2008.

Цель курса 10 класса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке.

^ Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте.

^ Программа модифицирована потому, что количество часов в учебном плане школы (1 час из федерального компонента и 0,5 – из регионального) не совпадает с количеством часов в учебной программе Н.М. Гольцовой (1 недельный час).

^ Сроки реализации программы: 2010-2011 учебный год.


Раздел 2. Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Ведение. 1 ч.

Слово о русском языке. 1 ч.

Русский язык среди языков мира. Норма и культура речи. Функциональные стили.

Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография. 12 ч.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Тема 1. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. 1 ч.

Тема 2. Изобразительно – выразительные средства русского языка. 2 ч.

Тема 3. Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. 2 ч.

Тема 4. Сочинение – рассуждение. 1 ч.

Тема 5. Происхождение лексики современного русского языка. 1 ч.

Тема 6. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. 1 ч.

Тема 7. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. 1 ч.

Тема 8. Лексикография. 1 ч.

Контрольная работа по теме: «Лексика. Фразеология. Лексикография». 2 ч.

Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2 ч.

Тема 1. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. 1 ч.

Тема 2. Орфоэпия. 1 ч.

Раздел 4. Морфемика и словообразование. 3 ч.

Тема 1. Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор. Формообразование. 2 ч.

Тема 2. Изложение с творческим заданием. 1 ч.

Раздел 5. Морфология и орфография. 31 ч.

Тема 1. Принципы русской орфографии. 1 ч.

Тема 2. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. 1 ч.

Тема 3. Употребление гласных после шипящих и Ц. 1 ч.

Тема 4. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых и двойных согласных. 1 ч.

Тема 5. Гласные и согласные в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. 1 ч.

Тема 6. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. 1 ч.

Контрольная работа и ее анализ. 2 ч.

Тема 7. Самостоятельные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. 1 ч.

Тема 8. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. 1 ч.

Тема 9. Правописание сложных имен существительных. 1 ч.

Тема 10. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. 2 ч.

Тема 11. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. 2 ч.

Тема 12. Правописание сложных имен прилагательных. 1 ч.

Тема 13. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. 2 ч.

Тема 14. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных. 1 ч.

Тема 15. Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений. 1 ч.

Контрольная работа и ее анализ. 2 ч.

Тема 16. Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. 1 ч.

Тема 17. Правописание глаголов. 1 ч.

Тема 18. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. 1 ч.

Тема 19. Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия. 1 ч.

Тема 20. Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий. 1 ч.

Тема 21. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. 1 ч.

Тема 22. Служебные части речи. Предлог. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов. 1 ч.

Тема 23. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. Правописание союзов. 1 ч.

Тема 24. Частица. Морфологический разбор частицы. Частицы НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. 1 ч.

Раздел 6.Междометие и звукоподражание. 1 ч.

Тема 25. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. 1 ч.

Итоговая контрольная работа и ее анализ. 2 ч.


Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся

1. Учащиеся должны знать основные сведения о русском языке. Использовать все виды языкового анализа, производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа, орфографический, пунктуационный разборы.

2. Учащиеся должны уметь определять виды жанров, производить языковой, стилистический, лингвистический анализы, выполнять творческие задания.


^ Перечень практических работ:

сочинение – миниатюра;

лингвистический анализ текста;

сочинение по предложенному тексту;

комплексный анализ текста.


^ Раздел 4. Календарно – тематическое планирование 51 час




Содержание

Кол-во

часов

Контроль

Дата

план

факт

1.

Ведение

Слово о русском языке

1

Конспект лекции учителя







2.

^ Лексика. Фразеология. Лексикография

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова

1

Работа с раздаточным материалом







3 - 4

Изобразительно – выразительные средства русского языка

2

Работа с таблицей; работа с отрывками из художественных текстов







5 – 6.

Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы

2

Работа со словарями омонимов, паронимов, синонимов, антонимов







7.

Р.р. Сочинение - рассуждение

1

Сочинение







8.

Происхождение лексики современного русского литературного языка

1

Лингвистический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»







9.

Лексика общеупотре-бительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

1

Анализ фрагментов из произведений Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина







10.

Фразеология. Фразеоло-гические единицы и их употребление

1

Работа с фразеологическим словарем







11.

Лексикография

1

Работа со словарями разных типов (толковый, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов)







12 - 13.

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразео-логия. Лексикография» и ее анализ

2

Тест







14.

^ Фонетика. Графика. Орфоэпия

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова

1

Фонетический разбор слов







15.

Орфоэпия

1

Работа с орфоэпии-ческим словарем







16 – 17.

^ Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор. Формообразование


2

Морфемный и словообразовательный разбор слов







17.

Р.р. Изложение с творческим заданием

1

Изложение







18.

Морфология и орфография

Принципы русской орфографии

1

Доклады учащихся по теме урока







19.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова

1

Работа с таблицей







20.

Употребление гласных после шипящих и Ц

1

Индивидуальная работа по карточкам







21.

Правописание звонких и глухих согласных. Право-писание непроизносимых и двойных согласных

1

Выполнение тренировочных упражнений







22.

Гласные и согласные в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок

1

Работа с таблицами







23.

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов

1

Осложненное списывание







24 – 25.

Контрольная работа и ее анализ

2

Диктант с грамматическим заданием







26.

^ Самостоятельные части речи

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного

1

Словарный диктант







27.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных

1

Работа с таблицей







28.

Правописание сложных имен существительных

1

Словарный диктант







29-30.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного

2

Объяснительный диктант, работа с таблицей







31-32.

Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

2

Работа с орфоэпи-ческим словарем; распределительный диктант







33.

Правописание сложных имен прилагательных

1

Взаимодиктант







34-35.

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

2

Мультимедийная презентация по теме урока







36.

Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных

1

Тест







37.

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений

1

Работа с таблицами; тест







38-39.

Контрольная работа и ее анализ

2

Диктант с грамматическим заданием







40.

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола

1

Тренировочный тест







41.

Правописание глаголов

1

Словарный диктант







42.

Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий

1

Составление таблиц: «Суффиксы причастий», «НЕ с причастиями»







43.

Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия

1

Графический диктант







44.

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий

1

Тест







45.

Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния

1

Работа с таблицей







46.

^ Служебные части речи. Предлог. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов

1

Работа с орфоэпическим словарем







47.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. Правописание союзов

1

Составление таблиц, словарный диктант







48.

Частица. Морфологический разбор частицы. Частицы НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

1

Работа с таблицами







49.

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

1

Самостоятельная работа







50-51.

Итоговая контрольная работа и ее анализ

2

Диктант с грамматическим заданием









^ Региональный компонент (подготовка к ЕГЭ в 10 классе)

Учебно – тематическое планирование 17 часов




Содержание

Кол-во

часов

Контроль

Дата

план

Факт

1.

Лексика и фразеология

1

Работа с толковыми словарями







2.

Фонетика, фонетические процессы

1

Фонетический разбор слова







3.

Состав слова. Словообразование и орфография

1

Образование слов. Сгруппировать слова по видам орфограмм







4-5.

Словообразование. Орфография

2

Сформулировать правило употребления дефиса. Тест







6-7.

Морфология и орфография (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Буквы Е и И в окончаниях существительных)

2

Разбор сущ., прил., числит., мест. По их морфологическим признакам







8-9.

Глагол. Причастие и деепричастие. Наречия и их написания. Правописание личных окончаний глагола. Ь в глагольных формах

2

Редактирование предложенного текста







10-

Контрольная работа

1

Тест в форме ЕГЭ (часть А)







11.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Основные типы предложений

1

Синтаксический разбор простого предложения. Выделение словосочетаний из предложения







12.

Простое предложение. Односоставные предложения. Обособленные члены предложения. Сравнительный оборот

1

Объяснить постановку знаков препинания в данном тексте. Составить схему предложения







13.

Сложное предложение. Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

1

Редактирование предложений, расстановка знаков препинания. Объяснение выбора орфограммы







14.

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи

1

Замена прямой речи косвенной







15.

Речеведение. Функциональные стили речи. Текст

1

Анализ текстов с целью выявления речевой ситуации







16-17.

Контрольная работа и ее анализ

2

Анализ текста. Задания типа А и В. Задания С








Раздел 5. Список литературы:

Для учащихся:

1. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.

2. Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егорова. – М.: «Экзамен», 2008.

3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2007.

5. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1. Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2008.

2. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.

3. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2008.

4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2006.

5. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2009.

6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.