uzluga.ru
добавить свой файл



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

юридический факультет

Кафедра уголовно-правовых дисциплин


УТВЕРЖДАЮ


декан юридического факультета

профессор С. Н. Чернов


"_____"__________________2012 г.


Рабочая программа дисциплины

«Криминология»

Направление подготовки

030900.62


Профиль подготовки

Юриспруденция


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Петрозаводск

2012


^ АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Криминология


Направление подготовки 030900.62

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр


Автор рабочей программы: преподаватель Азимов Эльдар Мехтиярович


  1. ^ Общие сведения о дисциплине


Название дисциплины – Криминология.

Факультет, на котором преподается данная дисциплина – юридический факультет

Направление подготовки – юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Цикл дисциплин – базовая часть профессионального цикла

Курс – 3-4

Семестр – 6, 7

Всего зачетных единиц – 5

Всего часов – 180

Аудиторные занятия – 70 часов (20 – лекционные; 50 – практические)

Самостоятельная работа – 110 часов

Зачет – 6 семестр

Экзамен – 7 семестр

^ 2. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Криминология» являются:

А. Формирование у студентов знаний о социально-правовой сущности феномена преступности и различных формах её проявления; определения преступности; факторах, способствующих возникновения данного явления; механизме преступления; правовых методах противодействия преступности.

Б. Осознание студентами места и роли Криминологии в общей системе уголовно-правовых наук.

В. Воспитание у студентов таких личностных качеств, как справедливость, терпимость и ответственность.

^ 3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Криминология является социально-правовой и юридико-прикладной дисциплиной,

направленной на:

А. Изучение закономерностей преступности, как социально-правового явления.

Б. Рассмотрение отдельных видов преступлений.

В. Изучение детерминант преступности и факторов, способствующие ее возникновению.

Г. Изучение мер противодействия преступности и её профилактики.

Наиболее тесно криминология связана с такими дисциплинами, как «Уголовное право» и «Уголовно-исполнительное право». Для эффективного прохождения данного курса студентам необходимо иметь представления о таких основополагающих для дисциплины понятиях, как «преступления», «рецидив».

Особое значение, при прохождении курса «Криминологии» имеют знания, полученные студентами в рамках курса «Социология».

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (общекультурные и профессиональные, номера и описание)


Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- обладание нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);


Профессиональнве компетенции вырабатывают у студентов:


- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);


^ Результаты освоения дисциплины:

В результате освоения криминологии обучающийся должен::

знать:

– сущность и функциональность криминологии как юридико-прикладной науки и её возможности в развитии наук криминального цикла, особенно уголовного права, уголовно-исполнительного права и уголовного судопроизводства, а также в обеспечении эффективности государственно-правовой политики в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

– специфику криминологического, т. е. широкого и последовательного системного подхода к исследованию преступности как социально-правового явления, находящегося в тесных взаимосвязях с экономическими, политическими, культурологическими и иными явлениями;

– характерные признаки современной преступности: организованность, транснациональность, экономизация, коррумпированность, политизация, тенденция к экстремизации, интеллектуализация, аномализация и др.;

– специфику криминологического познания, в котором акцент делается на причинном объяснении изучаемых явлений и процессов, что обусловлено чрезвычайно важной государственной задачей противодействия преступности, представляющей угрозу национальной безопасности;

– сущность и закономерности внутренних связей преступности, или её самодетерминации, а также – внешних связей и отношений, или причинного комплекса (её детерминации);

– отношения между преступником и жертвой, их обусловленность обстоятельствами в предкриминальной, криминальной и посткриминальной ситуации (механизм преступления);

– понятие и сущность управленческой системы противодействия преступности, основных её видов и методов;


уметь:

– исходить из научных подходов (системного, структурно-функционального, синергетического, комплексного, факторного и др.) к изучению внутренних и внешних взаимосвязей преступности, в соответствии с задачами предупреждения преступлений, криминализации, рекриминализации и декриминализации деяний, а также разработки положений государственно-правовой политики противодействия преступности в условиях региона;

– измерять и оценивать реальную преступность (в условиях региона, административно-территориальных образований) и устанавливать её взаимосвязи с другими явлениями, процессами, прогнозировать тенденции преступности и в целом её состояние, применяя методы социологии, статистики, математики, психологии, прогнозирования и др.; в этих целях – разрабатывать программу криминологического исследования и непосредственно осуществлять её реализацию, в том числе осуществлять поиск, анализ, обработку, интерпретацию криминологической информации;

– составлять научно обоснованные предложения и рекомендации для использования в программировании и планировании правоохранительной и иной управленческой деятельности, а также участия институтов гражданского общества в направлении профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;




иметь представление (навыки):

– применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности (анализе, оценке нормативно-правовых актов, иных документов, перспектив их реализации и т. п.);

– математических расчётов по измерению преступности, определению её коэффициентов, корреляционных зависимостей, тенденций;

– составления программ и анкет конкретного криминологического исследования, применения методов и средств обработки информации для получения наглядного иллюстративного материала, в которых находят выражение признаки и показатели преступности или иного объекта криминологического исследования;

– методических разработок по вопросам предупреждения отдельных видов и групп преступлений, противоправного поведения конкретных лиц, определённых категорий населения, реальных и потенциальных жертв преступления применительно к условиям конкретного административно-территориального образования;

– программировании и планировании управленческой деятельности по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений;

о сущности, основных направлениях, технологии разработки концепции и практической реализации атикриминальной политики в регионе;

– о правовом обеспечении противодействия основным криминогенным явления (коррупция, экстремизм, наркотизм и др);

^ 5. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Криминология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.






п/п



Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




Наименование темы







Лек-ции

Семи-нары

Самост.раб.




1

Понятие, предмет, метод и система криминологии.

6

7

2

4

6

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


2

История криминологии. Современные криминологические теории.

6

8

1

3

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.

Дисскуссия.

3

Методика криминологических исследований.

6

9

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


4

Преступность и ее основные характеристики.

6

10

1

3

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


5

Причины преступности.

6

11

1

3

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


6

Преступники, как объект криминологического исследования. Виктимология.

6

12

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


7

Причины и условия совершения конкретного преступления.

6

13

1

3

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


8

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

6

14

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


9

Предупреждение преступности.

6

15

1

2

9

Опрос студентов по

теме практического

занятия.

Подготовка к зачету.

Особенная часть

10

Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности.

7

37

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


11

Криминологическая характеристика и профилактика групповой и организованной преступности.

7

38

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


12

Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи.

7

39

1

3

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


13

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против личности.

7

40

1

3

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


14

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере экономики.

7

41

1

3

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


15

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

7

42

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


16

Криминологическая характеристика и профилактика против государственной власти.

7

43

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


17

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности.

7

44

0,5

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


18

Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности.

7

45

0,5

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


19

Криминологическая характеристика и профилактика экологических преступлений.

7

46

1

2

5

Опрос студентов по

теме практического

занятия.


20

Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью и особенности их профилактики.

7

47

1

3

10

Опрос студентов по

теме практического

занятия.

Подготовка к экзамену.




Итого

Всего: 180 ч.

20

50

110





^ Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии.

Понятие криминологии и ее место в системе наук. Предмет и метод криминологии. Система и задачи криминологии. Теоретическое и практическое значение криминологии.

^ Тема 2. История криминологии. Современные криминологические теории.


Периодизация истории криминологии. Криминологические идеи классической школы уголовного права. Позитивизм в криминологии (антропологическая, психологическая и социологическая школы). Школа «Новой социальной защиты». Криминология в дореволюционной России. Состояние криминологии в современный период России. Новые направления в криминологии. Ведущие ученые-криминологи и их труды.


^ Тема 3. Методика криминологических исследований.


Этапы криминологического исследования. Объекты исследования. Программа криминологического  исследования и ее структура. Понятие методики криминологического исследования и ее соотношение с методологией. Статистические методы, применяемые в криминологии. Социологические методы, применяемые в криминологии. Психологические методы, применяемые в криминологии. Основные приемы научной обработки и анализа криминологической информации.


^ Тема 4. Преступность и ее основные характеристики.


 Понятие преступности. Развитие научных представлений о ней. Сущность преступности, ее историческая изменчивость и обусловленность. Соотношение понятия преступности и преступления. Преступность как статистическое явление и система. Количественные и качественные показатели преступности. Факторы, влияющие на показатели преступности. Латентная преступность, ее понятие и степень.  Методы выявления латентной преступности. Причины и последствия существования латентной преступности. Общая характеристика и тенденции современной преступности в Российской Федерации и в зарубежных странах.


^ Тема 5. Причины преступности.


Понятие и классификация причин преступности. Концепции причин преступности. Характеристика современного причинного комплекса преступности.


^ Тема 6. Преступники, как объект криминологического исследования. Виктимология.


Понятие личности преступника. Личность преступника и субъект преступления. Биологическое и социальное в поведении преступника. Структура и основные характеристики личности преступника. Классификация и типология преступников. Уровни изучения личности преступников. Практическое и научное значение изучения личности преступника.

Понятие виктимологии и виктимности. Виды виктимности. Классификация жертв преступления и их поведения. Значение виктимологии для теории и практики борьбы с преступностью.


^ Тема 7. Причины и условия совершения конкретного преступления.


Понятие и причины конкретного преступления. Их соотношения с общими причинами преступности в обществе. Механизм совершения преступления. Социальная среда и формирование личности. Ситуация совершения преступления и их типы. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.


^ Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.


Понятие прогнозирования преступности. Виды прогнозов. Методы прогнозирования преступности. Значение прогнозирования преступности. Понятие планирования борьбы с преступностью. Уровни и формы планирования борьбы с преступностью.


^ Тема 9. Предупреждение преступности.


Понятие, сущность и цели предупреждения преступности. Уровни и формы предупредительной деятельности. Классификация мер предупреждения преступности. Основные требования, представленные к мерам предупреждения преступности. Субъекты предупредительной деятельности. Правовые основы предупредительной деятельности. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Организация предупреждения преступности в зарубежных странах.


^ Тема 10. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности.


Понятие, виды и состояние рецидивной преступности. Криминологическая характеристика личности рецидивиста. Понятие и признаки профессиональной преступности. Конкретные причины рецидива и криминального профессионализма. Меры предупреждения рецидива и криминального профессионализма.


^ Тема 11. Криминологическая характеристика и профилактика групповой и организованной преступности.


  Понятие и признаки организованной преступности. Состояние организованной преступности в России и за рубежом. Конкретные причины, обуславливающие организованную преступность. Система мер противодействия организованной преступности.


^ Тема 12. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи.


Состояние преступности несовершеннолетних и ее тенденции. Личность несовершеннолетних преступников. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних. Роль психологических факторов в преступном поведении несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних.


^ Тема 13. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против личности.


Понятие и виды насильственной преступности. Состояние насильственной преступности в России и за рубежом. Особенности личности корыстного преступника. Конкретные причины корыстной преступности и ее отдельных видов. Меры предупреждения насильственной преступности.


^ Тема 14. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере экономики.


Понятие имущественной преступности. Современное состояние имущественной преступности. Характеристика личности корыстного преступника. Конкретные причины имущественной преступности. Предупреждение имущественной преступности.

Понятие экономической преступности и ее виды. Состояние экономической преступности. Личность экономического преступника. Конкретные причины криминализации сферы экономической деятельности. Предупреждение экономической преступности.


^ Тема 15. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.


Понятие и виды преступлений против общественной беопасности и их криминологическая характеристика. Криминологические аспекты борьбы с терроризмом, экстремистскими преступлениями, захватом заложников и бандитизмом.

Хулиганство как самостоятельная криминологическая проблема. Социально-демографические признаки и психологические особенности хулиганов.

Особенности компьютерной преступности и роль правоохранительных органов в ее предупреждении.

Детерминанты совершения преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Классификация данной категории преступников.


^ Тема 16. Криминологическая характеристика и профилактика против государственной власти.


Понятие, социальная характеристика и виды преступлений против государственной власти. Криминологическая характеристика наиболее распространенных видов этих преступлений. Проблема латентности преступлений данного вида. Специфика влияния должностного положения на характер совершаемых преступлений.

Детерминанты преступлений против государственной власти. Обстоятельства, способствующие совершению этих преступлений.


^ Тема 17. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности.


 Понятие неосторожной преступности и ее общественная опасность. Состояние неосторожной преступности. Характеристика личности неосторожного преступника. Конкретные причины неосторожной преступности. Предупреждение неосторожной преступности.


^ Тема 18. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности.


Состояние женской преступности и ее особенности. Личность женщины-преступницы. Конкретные причины и меры предупреждения женской преступности.


^ Тема 19. Криминологическая характеристика и профилактика экологических преступлений.


Понятие и виды экологической преступности Состояние экологической преступности и их отдельных видов. Латентность экологических преступлений. Характеристика лиц, совершающих преступления в экологической сфере. Конкретные причины экологической преступности. Предупреждение экологической преступности. Международные экологические организации и их роль в предупреждении преступности в экологической сфере.


^ Тема 20. Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью и особенности их профилактики.


Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью. Их социальная и правовая оценки.

Проблема пьянства и алкоголизма в современных условиях. Социологическая и медицинская характеристики наркомании, её связь с преступностью.

Социологическая и медицинская характеристики бродяжничества, попрошайничества, суицидального поведения, сексуальных отклонений, проституции и их связь с преступностью.

Основные направления предупреждения негативных социальных явлений, связанных с преступностью.


^ 6. Образовательные технологии

При преподавании дисциплины «Криминология» в учебном процессе используются:

- аудиторные занятия с использованием мультимедийных технологий;

- активные и интерактивные формы проведения занятий, разбор конкретных ситуаций, различные тренинги в сочетании с внеаудиторной работой.

Практические занятия по ряду тем проводятся в форме круглых столов и дискуссий, результаты которых фиксируются в виде тезисов для дальнейшего разбора.


7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

^ Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения семинарских (практических) занятий и проявляется в проверке устных выступлений, докладов студентов, письменных заданий, самостоятельных работ.

Промежуточный контроль осуществляется при проведении промежуточной аттестации в форме зачета, а также при подготовке и выполнении студентами курсовых работ.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.


Самостоятельная подготовка студентов к практическим (семинарским) занятиям проводится по заранее составленным темам.


Самостоятельная подготовка студентов к промежуточной и итоговой аттестации проводится с учетом рекомендованных преподавателем в рамках рабочей программы монографий, основной и дополнительной литературы, юридической периодики, а также опорных конспектов лекционного материала.

^ Оценка знаний, умений и навыков:

По итогам изучения особенной части уголовного права проводится промежуточная аттестация в виде зачета.

Зачет проводится по билетам, включающим по два теоретических вопроса.

Вопросы к зачету приведены в Приложении № 1.

По итогам изучения дисциплины «Особенная часть уголовного права» проводится аттестация в виде экзамена.

Экзамен проводится по билетам, которые включают три теоретических вопроса.

Вопросы к экзамену приводятся в Приложении № 2.

^ При оценке ответа учитываются следующие критерии:

1) глубина усвоения материала;

2) владение специальной терминологией в области уголовного права;

3) полнота раскрытия вопроса;

4) логичность, аргументированность, четкость, структурированность, смысловое единство ответа.


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Криминология».

а) основная литература:

  1. Акутаев Р.М. Криминологический анализ латентной преступности. Автореф.докт.дисс., СПб, 1999.

  2. Беккариа Ч.  О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

  3. Вицин С.Е. Системный подход и преступность М., 1980.

  4. Гилинский Я.И.Криминология. Курс лекций. СПб, изд-во «Питер», 2002.

  5. Горяинов К.К. Латентная преступность в России: опыт теоретического и прикладного исследования. М., 1994.

  6. Гришаев П.И. Влияние социальных условий на преступность. М.. 1982.

  7. Иванов Л.О. Ильин ЛВ. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., Изд-во «Наука», 1991.

  8. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

  9. Кларк Р. Преступность в США. М., 1976.

  10. Конев А. Преступность в России и ее реальное состояние. Н.Новгород, 1993.

  11. Конев А.А. Основные криминологические характеристики латентной преступности. Омск, 1980.

  12. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969.

  13. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

  14. Ли Д.А. Преступность как социальное явление. М., 1997.

  15. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.

  16. Намоканов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. Владивосток. 1989.

  17. Орехов В.В. Социальное планирование и проблемы борьбы с преступностью. Л., 1972.

  18. Преступность и правонарушения (1993-1997 гг.). статистический сборник. М., 1998; Состояние преступности в России (за январь-декабрь 2003 г.), М., 2004.

  19. Стручков Н.А. Введение в криминологию. Л., 1977.

  20. Там Х. преступность и уровень жизни. М., 1982.

  21. Устинов В. Некоторые итоги развития отечественной криминологии.// Уголовное право. 2001, № 1.

  22. Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985.

б) дополнительная литература:

  1. Бабаев М.И. Социальные последствия преступности. М., 1982.

  2. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.

  3. Даньшин И.Н. Преступность: понятие и общая характеристика, причины и условия. Харьков, 1988.

  4. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.

  5. Ломброзо Ч. Преступный человек. М., 1994.

  6. Новиченко А.С. Методологические основы познания преступности. М., 1999.

  7. Шур Э. Наше преступное общество. М., 1978.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. http://www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека

    2. http://www.library.petrsu.ru – библиотека ПетрГУ

    3. http://www.rsl.ru- Российская государственная библиотека

    4. http://library.karelia.ru – Национальная библиотека РК

    5. http://www.ksrf.ru –официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации

    6. www.vsrf.ru; www. Supcourt.ru –официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации

    7. http://www.duma.gov.ru- официальный сайт Государственной Думы

    8. http://www.consultant.ru-официальный сайт компании «Консультант Плюс»

    9. http://www.rg.ru-Российская газета



^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные аудитории (доска, фломастеры для доски), интерактивная доска, видеопроектор, компьютерное оборудование. Требования к перечню и объему расходных материалов стандартные.


Приложение №1

Вопросы к зачету по криминологии


1. Понятие криминологии. Ее предмет, система.

2. Задачи и функции современной криминологии.

3. Методология и методика криминологических исследований

4. Общая характеристика основных криминологических направлений и школ.

5. Характеристика основных теорий биологического направления.

7. Характеристика основных теорий социологического направления.

8. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений.

9. Количественные характеристики преступности.

10. Качественные характеристики преступности.

11. Понятие латентной преступности и ее значение в криминологи­ческих исследованиях.

12. Причины преступности: сущность, понятие, классификация.

13. Условия, способствующие действию причин преступности.

14. Характеристика современного состояния причин преступности в России.

15. Понятие и структура личности преступника.

16. Особенности генезиса личности преступника.

17. Классификация преступников и типология их личности.

18. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

19. Понятие и основные элементы (причины и условия) механизма конкретного преступления.

20. Характеристика основных элементов социальной среды, формирующих особенности личности преступника.

21. Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления.

22. Виктимологический аспект конкретного преступления.

23. Понятие, значение и методы криминологических исследований.

24. Понятие, цели, методы криминологического прогнозирования. Виды криминологических прогнозов.

25. Понятие и значение предупреждения преступности.

26. Классификация мер предупреждения преступности.

27. Правовые основы предупреждения преступности. Субъекты предупредительной деятельности.


Азимов Э.М.


Приложение № 2.

Вариант проверочного теста по дисциплине «Криминология»

1. Предмет криминологии составляют:

  1. Преступность

  2. Личность преступника

  3. Виктимология

  4. Все выше перечисленное 

2. Криминогенные детерминанты, это -

  1. Предупреждение

  2. Объект и предмет криминологии

  3. Причины и условия

  4. Все выше перечисленное

3. Криминология как наука выделилась из теории:

  1. Криминалистики

  2. Уголовного права

  3. Уголовного процесса

  4. Нет верного ответа

4. Метод криминологических исследований -это

  1. система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации для разработки мер предупреждения преступности

  2. понятия и термины, которые разрабатывает и изучает криминология

  3. методы предупреждения преступности

  4. все выше перечисленное

5. К общенаучным методам криминологии относятся:

  1. анализ, синтез, исторический подход, моделирование

  2. интервьюирование, корреляция

  3. контент-анализ, математические методы

  4. Все выше перечисленное

6. Опрос как специальный метод криминологического исследования может проводиться в следующих формах:

  1. контент-анализ

  2. интервью, анкетирование

  3. экстраполяция

  4. Все выше перечисленное

7. Экстраполяция - это

  1. Применение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть

  2. Статистическая зависимость от причин и условий

  3. Получение, обработка, интерпретация суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики

  4. Все выше перечисленное

8. К функциям криминологии относятся:

  1. Описательная, объяснительная, прогностическая

  2. Нормотворческая, аналитическая

  3. Международная, экспертная

  4. Все выше перечисленное

9. Интервью может быть:

  1. Формализованным

  2. Фокусированным

  3. Неформализованным

  4. Все выше перечисленное

10. Расположите методы уголовной статистики по этапам статистического
исследования:

  1. вычисление обобщенных показателей

  2. статистическое наблюдение

  3. сводка и группировка собранного материала в сводки и группировки

  4. анализ общественных явлений

11. Какой из методов уголовной статистики имеет следующие виды: сплошное, выборочное, текущее непрерывное

  1. анкета

  2. интервью

  3. наблюдение

  4. Все выше перечисленное

12. Внедрение результатов криминологических исследований осуществляется через
следующие формы:

  1. методические рекомендации

  2. федеральные и региональные программы борьбы с преступностью

  3. подготовка законодательных предложений

  4. Все выше перечисленное

13. Преступность возникла (первопричина)

  1. с появлением законов

  2. с появление государства

  3. с появлением частной собственности

  4. нет правильного ответа

14. Преступность - это

  1. статистическое множество преступлений

  2. уголовно-правовое явление

  3. исторически-изменчивое социальное явление

  4. Вce выше перечисленное

15. Латентная преступность - это

  1. преступления, совершенные в местах лишения свободы

  2. скрытая и скрываемая преступность

  3. преступления, совершаемые безработными

  4. Все выше перечисленное

16. Уровень преступности формируется по следующим показателям:

  1. количество заявлений и обращений потерпевших

  2. количество, зарегистрированных преступлений

  3. число выявленных лиц, совершивших преступления, и осужденных

  4. Все выше перечисленное

17. Динамика преступности - это

  1. Увеличение статистических данных

  2. Уменьшение статистических данных

  3. Изменение структуры преступности за определенный период времени

  4. Нет правильного ответа

18. Социально-демографические признаки личности включают в себя:

  1. пол, возраст, образование, социальное происхождение, национальная и профессиональная принадлежность

  2. пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конструкции, природные особенности нервной системы

  3. мировоззренческие и нравственные черты и взгляды, свойства и убеждения

  4. Все выше перечисленное

19. В структуру личности преступника входят:

  1. Физическое лицо, возраст, вменяемость

  2. Биофизические, социально-демографические, психологические, нравственные,  социальные, уголовно-правовые и криминологические признаки.

  3. Антинравственная характеристика

  4. «1» и «2» верно


20.Виктимология – это

1.наука о преступлениях
2.наука о жертве
3.наука о методах и формах предупреждения преступности
4.Все выше перечисленное

21. Криминогенная ситуация - это

  1. причины и условия преступления

  2. событие и состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление

  3. совершенное преступление

  4. нет правильного ответа


22. К правоохранительным органам как субъектам предупреждения относятся:

  1. суд, прокуратура

  2. милиция

  3. органы государственной безопасности

  4. Все выше перечисленное


23. Профилактика преступности как область социального управления должна отвечать принципам:

  1. законности, демократизма, гуманизма, научности

  2. состязательности сторон

  3. системности, историзма

  4. Все выше перечисленное

24. По масштабу меры предупреждения могут быть:

  1. общегосударственные, на территории субъекта

  2. индивидуальные, общие

  3. специальные, частые, общие

  4. Все выше перечисленное

25. К методам прогнозирования относятся:

  1. моделирование

  2. экспертная оценка и экстраполяция

  3. опрос, анкетирование

  4. Все выше перечисленное

26. Механизм преступного поведения состоит из следующих элементов:

  1. мотивация, планирование

  2. исполнение решения

  3. посткриминальное поведение

  4. Все выше перечисленное

27. К признакам организованной преступности относятся:

  1. законность, гласность

  2. устойчивость, системность, масштабность, обеспечение собственной безопасности

  3. равноправие всех участников организованной группы

  4. Все выше перечисленное



Приложение № 3.

Вопросы к экзамену по криминологии

  1. Понятие криминологии. Ее предмет, система, задачи. Место криминологии в системе наук..

  2. Методология и методика криминологических исследований.

  3. Общая характеристика основных криминологических направлений и школ.

  4. Характеристика основных теорий биологического направления.

  5. Характеристика основных теорий социологического направления.

  6. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений. Развитие научных представлений о преступности.

  7. Измерение преступности, ее показатели.

  8. Понятие латентной преступности и ее значение в криминологи­ческих исследованиях.

  9. Современное состояние и структура преступности в России.

  10.  Причины преступности: сущность, понятие, классификация.

  11.  Условия, способствующие действию причин преступности.

  12.  Характеристика современного состояния причин преступности в России.

  13.  Понятие и структура личности преступника.

  14.  Особенности генезиса личности преступника.

  15.  Классификация преступников и типология их личности.

  16.  Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении.

  17.  Понятие и основные элементы (причины и условия) механизма конкретного преступления.

  18.  Характеристика основных элементов социальной среды, формирующих особенности личности преступника.

  19.  Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления.

  20.  Виктимологический аспект конкретного преступления.

  21.  Понятие, значение и методы криминологических исследований.

  22.  Организация и этапы криминологических исследований.

  23.  Понятие, цели, методы криминологического прогнозирования. Виды криминологических прогнозов.

  24.  Понятие и задачи криминологического планирования. Виды программ.

  25.  Предупреждения преступности. Понятие, задачи, принципы.

  26.  Классификация мер предупреждения преступности.

  27.  Правовые основы предупреждения преступности. Субъекты предупредительной деятельности.

  28.  Понятие и криминологическая характеристика преступлений против собственности.

  29.  Причины и условия совершения преступлений против собственности.

  30.  Предупреждение преступлений против собственности.

  31.  Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности.

  32.  Современные факторы совершения преступлений в сфере экономической деятельности.

  33.  Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.

  34.  Понятие и основные криминологические характеристики насильственных преступлений и хулиганства

  35.  Характеристика лиц, совершающих насильственные преступления и хулиганство

  36.  Особенности причин и условий совершения насильственных преступлений и хулиганства.

  37.  Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства

  38.  Понятие и криминологические особенности преступлений против общественной безопасности

  39.  Криминологическая характеристика терроризма.

  40.  Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

  41.  Понятие должностной преступности.

  42.  Криминологическая характеристика коррупционных преступлений.

  43. Особенности преступности несовершеннолетних. Причины и условия ее появления.

  44. Характеристика личности несовершеннолетних преступников.

  45. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних.

  46. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.

  47. Детерминанты женской преступности.

  48. Особенности мер предупреждения женской преступности.

  49. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности.

  50. Особенности личности профессионального преступника и рецидивиста.

  51. Причины возникновения рецидивной и профессиональной преступности и меры их предупреждения.

  52. Криминологическое понятие организованной преступности.

  53. Условия, способствующие существованию организованной преступности.

  54. Характеристика мер предупреждения организованной преступности.



Азимов Э.М.


Приложение №4.


Темы курсовых работ по Криминологии.


  1. Понятие, предмет и объект криминологии, как науки.

  2. Криминологические концепции о преступнике.

  3. Криминологические концепции о преступности.

  4. Современное понятие преступности.

  5. Латентная преступность.

  6. Региональные различия преступности.

  7. Современные причины преступности.

  8. Причины и условия конкретного преступления.

  9. Криминальная виктимология.

  10. Предупреждение преступности: история, теория и современная практика.

  11. Прогнозирование преступности.

  12. Преступность в России с 1985г. по настоящее время.

  13. Личность преступника.

  14. Понятие причин и условий конкретного преступления.

  15. Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления.

  16. Понятие и роль конкретной жизненной ситуации в преступном поведении.

  17. Организация планирования борьбы с преступностью.

  18. Понятие и криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

  19. Понятие и криминологическая характеристика насильственной преступности.

  20. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности.

  21. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности.

  22. Понятие и криминологическая характеристика профессиональной преступности.

  23. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной преступности.

  24. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.

  25. Понятие и криминологическая характеристика неосторожной преступности.

  26. Понятие и криминологическая характеристика экологической преступности.

  27. Девиантное поведение и его виды.



Автор Азимов Эльдар Мехтиярович, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ПетрГУ.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета ПетрГУ____________________________

от ___________ года, протокол № ________.

Зав. кафедрой __________________Г.И. Цепляева


Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета _________________________ 2012 года, протокол № ____


Председатель учебно-методической комиссии

Юридического факультета А.Н. Копцев