uzluga.ru
добавить свой файл
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»



Составитель: к.б.н., доц. Карагодин В.П.


Организационно-методический раздел

Цель дисциплины: дать студентам теоретические знания и практические навыки для формирования специалистов, способных самостоятельно решать междисциплинарные проблемы в области продовольственного обеспечения населения за счет повышения эффективности разработки пищевых продуктов, их производства и дистрибьюции с учетом особенностей состояния и перспектив развития национального рынка продовольственных товаров.

^ Учебные задачи дисциплины:

-ознакомить студентов с целями, формами и методами формирования российского продовольственного рынка, состоянием АПК, системы товародвижения, государственным регулированием и обеспечением продовольственной безопасности, разработкой маркетинговой стратегии компаниями продбизнеса.

- научить необходимым навыкам в поиске информации, необходимой для комплексного изучения товарных рынков и анализа покупательских предпочтений потребителей пищевых продуктов.

^ Методы преподавания дисциплины: чтение лекций, проведение практических, решение ситуационных задач, написание курсовых работ. Оценка качества знаний путём проведения контрольных работ, тестовых опросов и экзамена.

^ Место курса среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения. Изучению дисциплины предшествуют курсы теоретических основ товароведения, сенсорного анализа продовольственных товаров, экспертизы продовольственных товаров, стандартизации, сертификации, химии, биохимии, микробиологии, санитарии и гигиены, а также управления качеством, маркетинга, логистики и др.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студентам необходимо:

знать:

- структуру и принципы функционирования рынка продовольствия;

- состав и координацию комплекса агробизнеса;

- каналы распределения пищевых продуктов;

- требования к маркетинговой информации;

- методы анализа покупательских предпочтений.

уметь:

- находить информацию о конъюнктуре продовольственных рыков;

- провести комплексное исследование товарного рынка;

- провести анализ ассортимента компании-производителя;

- сформулировать требования к маркетинговой стратегии компании;

- определить степень монополизации товарного рынка;

- дать рекомендации по разработке новых и перспективных товаров.

^ Формы контроля:

Текущий контроль:

-решение ситуационных задач;

-подготовка докладов, рефератов, выступлений;

-промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.;

-контрольные работы

^ Итоговый контроль: экзамен


Содержание программы учебной дисциплины

Тема 1. Общие сведения о дисциплине

Цель: дать информацию о системе агробизнеса в развитых странах и состоянии АПК России в переходный период экономики.

^ Задачи темы: познакомить студентов с организацией производства продовольственного сырья и готовых пищевых продуктов в странах с развитой экономикой, с комплексным подходом к решению проблем продовольственного обеспечения населения этих стран, к роли государства как координатора пищевого благополучия нации. Объяснить этапы развития агропромышленного сектора России на протяжении истории ее существования и результаты и проблемы реформирования АПК в период становления рыночных отношений в России.

^ Примерный объем темы: 16 ч.

Содержание темы

Система агробизнеса в развитых странах. Рассматривается превращение сельского хозяйства в отрасль индустриальной экономики. Это относится, прежде всего, к странам, где осуществлена комплексная механизация, а также, где возможно – автоматизация производства, а в результате создано высокоинтенсивное сельскохозяйственное производство при резком сокращении численности занятых в этой отрасли. Процесс индустриализации затрагивает в основном в крупные хозяйства. Система агробизнеса показана как динамичный процесс, который обеспечивает фундаментальную координацию, необходимую для эффективного реагирования на потребительский спрос и распределение производственных ресурсов.

Состояние АПК России в переходный период экономики. ^ Анализ национального рынка АПК. Приводится информация о наиболее существенных изменениях как результате уже состоявшегося реформирования АПК. Устранено административно-командное регулирование производства и сбыта продукции, сформировалась многоукладная аграрная экономика, появилась возможность выбора организационно-правовой формы хозяйствования и каналов реализации товаров. Аграрное производство начинает реагировать на рыночные сигналы, наращивая ресурс при росте спроса и сворачивая его в противном случае. Одновременно произошел спад сельскохозяйственного производства, причины которого анализируются.

^ Методы: чтение лекций.

Литература:

Базовый учебник стр. 34-6, №1 стр. 70-89, №2 стр. 14-28

Вопросы для самопроверки:

1. Что означает «система агробизнеса»?

2. Опишите понятие «высокоинтенсивное сельскохозяйственное производство».

3. Охарактеризуйте этапы аграрных реформ в России.

4. Опишите наиболее «критические точки» в современном российском АПК.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Приведите доказательства того, что в развитых странах система агробизнеса - динамичный процесс, в котором существуют координирующие центры

2. Опишите достоинства и недостатки фермерского хозяйства и организации агробизнеса в США.

3. Приведите доказательства того, что в результате постреформенной сегментации сельхозпроизводителей доля фермерских хозяйств в выпуске продукции незначительна. Проанализируйте причины этого явления.

4. Найдите доказательства того (реальные примеры), что отечественное аграрное производство начинает реагировать на рыночные сигналы, наращивая ресурс при росте спроса и сворачивая его в противном случае.

^ Тематика рефератов, эссе, докладов по теме:

Опыт развития агробизнеса в странах Запада и странах с переходной экономикой.

Роль государства и его органов как координатора агробизнеса.

История сельскохозяйственных реформ в России (Столыпин, Чаянов).

Национальные проекты в АПК Российской Федерации.


^ Тема 2. Продовольственный рынок в системе агробизнеса и его государственное регулирование

Цель: подготовка у высококвалифицированных специалистов понимания структуры продовольственного рынка, необходимости государственного регулирования степени его монополизации и других условий функционирования.

Задачи: научить студентов проводить оценку структуры товарного рынка с помощью качественных и количественных показателей, выявлять причины отсутствия конкурентной среды.

^ Примерный объём темы: 28 ч.

Содержание темы

Особенности сельскохозяйственного и пищевого производства. Поясняется, почему сельскохозяйственное производство является одной из наиболее специфических отраслей экономики. Это сильная зависимость от природно-климатических условий, неравномерность производства продукции, сильно выраженная сезонность, совершенно особый образ жизни занятых в этой сфере работников, очень специфичная эластичность спроса на продовольственное сырье.

^ Конкуренция на продовольственных рынках и входные барьеры. Рассмотрены рынки сырьевых продовольственных товаров, пищевых продуктов высокой степени технологической переработки, рынок продовольственного сервиса. Описан характер конкуренции на этих рынках и входные барьеры, а также вертикальная координация на рынках пищевых продуктов, децентрализация и интеграция, специализация и диверсификация.

Анализ структуры продовольственного рынка. Вводится понятие «структура товарного рынка», поясняется, как она связана в современных условиях с конкуренции, т.е. такой свободой деятельности, которая повышает возможности субъектов рынка. Приводятся качественные и количественные показатели структуры товарного рынка, которые используются в настоящее время согласно рекомендациям ФАС РФ. Рассмотрены основные этапы анализа структуры товарного рынка.

Виды государственного регулирования продовольственного рынка. Обосновывается необходимость государственного вмешательства в рыночный механизм. Поясняется понятие «ценовой паритет», характеризуются виды регулирования: с целью поддержки и упорядочения конкуренции, торговли, защиты потребителей. Антимонопольное и ценовое регулирование. Органы государственного регулирования.

Программы поддержки сельхозпроизводителей. Описываются программы поддержки сельхозпроизводителей, включая национальные проекты и меры по защите внутреннего рынка продовольствия.

^ Информационное обеспечение рынка продовольственных товаров. Информация о рынке и проведение комплексных исследований рынков продовольственных товаров. Указывается на важность информации о рынке, описываются критерии для оценки информации о рынке. Описываются этапы проведения комплексных исследований рынков продовольственных товаров, отчеты о маркетинговых исследованиях, которые являются документом, помогающим государству или фирме принять некое управленческое решение.

^ Методы: чтение лекций, семинарские занятия, написание докладов, эссе, тестирование.

Литература:

Базовый учебник стр. 46-95, №1 стр. 52-169, №2 стр. 65-148

Методические руководства

^ Вопросы для самопроверки:

1. Опишите основные требования к отчету по результатам комплексного исследования рынка продовольственных товаров.

2. Каковы основные источники первичной и вторичной информации при проведении рыночных исследований?

3. Чем вызвана необходимость государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей?

4. Каковы основные этапы анализа структуры товарного рынка?

5. Из каких разделов состоит типовой отчет по исследованию товарного рынка?

^ Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Изучить количественные и качественные показатели структуры отечественного рынка социально наиболее значимых продовольственных товаров.

Изучить доступные в библиотеке РЭА источники информации для проведения кабинетных исследований рынков продовольствия.

^ Эссе, рефераты или доклады по теме:

Программы поддержки сельхозпроизводителей в России и за рубежом

Исследование товарного рынка: собственными силами или заказ маркетинговому агентству?

Характер конкуренции в разных сегментах российского продовольственного рынка.


^ Тема 3. Спрос и предложение в агропродовольственном секторе

Цель: Формирование знаний в области сопоставления спроса и предложения на российском продовольственном рынке, а также умения провести анализ ассортимента пищевой продукции.

Задачи:

-изучение среднедушевого потребления продовольствия в России;

-освоение методов анализа покупательских предпочтений;

-овладение знаниями источников формирования продовольственного ресурса России;

-знакомство с методами определения степени оптимальности ассортимента;

-изучение опыта разработки новых пищевых продуктов и создания продовольственных брендов.

^ Примерный объем темы – 30 ч.

Содержание темы

Потребление продовольствия и структура затрат на него. Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Детерминанты спроса. Разновидности спроса на продукты питания. Система формирования спроса. Потребление продовольствия, структура затрат, доходы и демографические сдвиги. Модели потребления. Продукты питания в структуре показателей Росстата. Причины отсутствия стабильной динамики для ряда наименований продуктов питания. Потребление продуктов первой необходимости. Сопоставление уровней расходов на питание в России и других странах.

^ Анализ предпочтений потребителей пищевых продуктов. Методы изучения покупательских предпочтений по отношению к рынку пищевых товаров. Особенности поведения потребителей пищевых продуктов и анализ их предпочтений. Особенности поведения потребителей пищевых продуктов и анализ их предпочтений. Выражение научных результатов, полученных при изучении покупательских предпочтений, на языке, понятном технологу. Структура системы ценностей и механизмы ее формирования. Методы шкалирования, обеспечивающие приведение качественно разнородных данных к числовым показателям. Проективные методы, семантический дифференциал. Выявление «критических» параметров товара методами психометрического анализа и многомерной статистики. Этикетка и упаковка как внешние «сигналы» о качестве. Взаимосвязь предпочтительности и конкурентоспособности товаров.

^ Формирование национального продовольственного ресурса и эластичность товарного предложения. Формирование сырьевого ресурса АПК: национальное сельскохозяйственное производство, рыболовство и рыбоводство, импорт пищевого сырья. Состояние и перспективы развития отечественной пищевой индустрии. Понятие эластичности продовольственного товарного предложения. Россия в позиции крупного импортера продовольствия, его доля в общей структуре импорта. Агропродовольственный экспорт России. Проблема национальной продовольственной безопасности. Исследования конъюнктуры рынка продовольственных товаров, определение емкости и рыночных ниш отдельных групп продовольственных товаров. Формирование ассортимента продовольственных товаров. Управление ассортиментом товаров в соответствии с конъюнктурой рынка. Составление конъюнктурных обзоров по ассортиментным позициям на основе изучения рынка. Способы и методы оценки размеров отечественного продовольственного рынка и его сегментов.

^ Состояние и перспективы развития рынков наиболее значимых продовольственных товаров в России. Характеристика российских рынков зерна, сахара, растительного масла, мяса. Планирование ассортимента пищевой продукции. Методы оптимизации производственного ассортимента. Изучение товарно-рыночных матриц для планирования ассортимента. Рекомендации по расширению и сокращению ассортимента. Порядок снятия товара с производства.

^ Разработка и рыночное внедрение новых пищевых продуктов. Позиционирование продовольственных товаров, сегментация рынка. Система формирования спроса. Модели потребления. Жизненный цикл продовольственных товаров. Схема разработки новых продовольственных товаров и ее этапы: генерация идей, отбор идей, разработка концепции товара, разработка стратегии продвижения, анализ возможностей производства, собственно разработка продукта, испытания в рыночных условиях, коммерческая реализация. Приемы создания «новинок». Типичные ошибки при выводе новых пищевых продуктов на рынок.

^ Понятие о создании и развитии продовольственных брендов. Стимулирование сбыта продовольственных товаров. Современный брэндинг как подход к продвижению товара или услуги, предусматривающий формирование у потребителей четких ассоциаций с определенным качеством, ожиданиями и смысловой нагрузкой данного товара. Связь управления брэндом со стратегией компании, операционная поддержка позиционирования брэнда. Преодоление преград для роста бренда. Брендинг в пищевой индустрии России.

Методы: лекции, практические и семинарские занятия, решение ситуационных задач.

Литература:

Базовый учебник стр. 63-193, №1 стр. 42-249, №3 стр. 15-74

Методические руководства

^ Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные факторы, определяющие уровень среднедушевого потребления продуктов питания.

2. В чем главные особенности проективных методов изучения предпочтений?

3. Опишите состояние российской внешней торговли продовольствием.

4. В чем состоят угрозы национальной продовольственной безопасности?

5. Какие расчеты необходимо провести для оптимизации ассортимента?

6. Как рождаются идеи товаров-новинок?

7. Как сделать продовольственный бренд успешным?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Определить национальную и региональную емкость рынков групп продовольственных товаров, предложенных для рассмотрения преподавателем.

  • Выявить слабые атрибуты качества конкретного товара методом «важность-исполнение».

  • Разработать предложения по оптимизации ассортимента компании-производителя на конкретном примере.

  • Предложить идею товара-новинки для московского рынка мороженого.

  • Выявить продовольственные бренды, качество которых не соответствует ожиданиям потребителей.

^ Эссе, рефераты или доклады по теме:

Потребление продовольствия в странах с разным уровнем экономического развития

Влияние демографических сдвигов на потребление пищевых продуктов

Успешные бренды на российском рынке пива и особенности их создания

Причины рыночных неудач при выводе на рынок новых колбасных изделий

Стратегия управления производственным ассортиментом пищевого предприятия


^ Тема 4. Рыночная система сбыта и реализации продовольствия

Цель: формирование у студентов теоретических знаний по созданию и развитию системы дистрибьюции продовольствия, функционированию разных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов.

Задачи: научиться анализировать состояние каналов сбыта пищевой продукции, взаимодействие производителей с дистрибьюторами и дилерами, ход формирования системы оптовых продовольственных рынков в России.

^ Примерный объем темы – 14 ч.

Содержание темы

Структура каналов распределения в агробизнесе. Несовершенство сбыта сельхозпродукции в переходных условиях: отсутствие оптовых рынков, товарных бирж, кооперативов по сбыту на первичных рынках, ограничивающее возможности сбыта для крупных производственных структур (коллективных предприятий), высокие издержки получения информации о рынке, о спросе и предложении, о ценах, как внутри региона, так и тем более за пределами региона. Диверсификация каналов сбыта. Дистрибьюция пищевых продуктов переработчиками продовольственного сырья, целесообразность развития фирменной розничной торговли.

^ Развитие системы оптовых продовольственных рынков за рубежом и в России.

ОПР как элемент инфраструктуры для решения задач оптового оборота продовольственных товаров. Оценка последствий создания ОПР по показателям наполнения потребительского рынка, росту насыщенности ассортимента реализуемых товаров, по показателям относительного снижения уровня цен на эти товары. Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо, которое организует и регулирует оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в определенном месте по установленным правилам. Учреждение ОПР как акционерных общества или унитарных предприятия.

^ Методы: лекции, практические и семинарские занятия, решение ситуационных задач.

Литература:

Базовый учебник стр. 79-131, №1 стр. 91-158, №4 стр. 49-132

Методические руководства

^ Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите трудности сбыта сельхозпродукции первичными производителями и их причины

2. Как развивают дистрибьюцию своей продукции российские пищевые предприятия?

3. Как влияет доступ к информации на выбор канала сбыта продукции поставщикам?

4. Чем отличаются оптовые продовольственные рынки от мелкооптовых?

5. Каковы важнейшие предпосылки для создания системы оптовых рынков в России?

6. Какой набор услуг предоставляет оптовый рынок покупателям и продавцам?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Проведите анализ дистрибьюции продукции крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями Москвы.

  • Выясните современную роль плодоовощных баз в системе сбыта плодов и овощей в Москве, особенности взаимодействия с этими базами поставщиков сельхозпродукции.

  • Сопоставьте достоинства и недостатки открытия магазинов фирменной торговли производителями ликеро-водочной продукции.

  • В чем состоят функции торговых домов в системе продовольственной дистрибьюции?

^ Эссе, рефераты или доклады по теме:

Функционирование оптовой продовольственной торговли в современной России: достижения и недостатки.

Диверсификация каналов сбыта сельхозпродукции и основные звенья цепочек товародвижения?

Что пришло на смену потребительской кооперации?

Развитие оптовых продовольственных рынков – что взять из зарубежного опыта?


^ Тема 5. Стратегическое планирование деятельности субъектов продовольственного рынка

Цель: формирование у студентов теоретических знаний методических подходов к формированию стратегии развития компании-оператора российского продовольственного рынка, с акцентом на маркетинговую стратегию и особенности товарной политики.

Задачи: научиться анализировать позицию компании на рынке, угрозы и возможности вешней среды, проведение оценки конкурентоспособности предприятия, использование матричных моделей для выбора решений товар-рынок.

^ Примерный объем темы – 14 ч.

Содержание темы

Конкуренция на рынках продовольствия. Понятие риска в маркетинге сельскохозяйственной продукции. Выбор стратегии маркетинга. Стратегия как определение основных долгосрочных целей и задач компании, выбор общей последовательности действий для достижения этих целей с учетом имеющихся ресурсов, а вытекающая из нее тактика – как конкретные предпринимаемые в нужное время действия. Стратегия как результат исследования рынка и оценки возможностей (потенциала) фирмы. SWOT- анализ. Стратегические хозяйственные подразделения. Применение матрицы «БКГ». Общая стратегическая модель Портера. Выбор целевых сегментов. Дифференцированный и концентрированный маркетинг. Алгоритм разработки стратегии.

^ Методы: лекции, практические и семинарские занятия, решение ситуационных задач.

Литература

Базовый учебник стр. 119-89, №1 стр. 191-286, №4 стр. 56-79

Методические руководства

^ Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите трудности сбыта сельхозпродукции первичными производителями и их причины

2. Как развивают дистрибьюцию своей продукции российские пищевые предприятия?

3. Как влияет доступ к информации на выбор канала сбыта продукции поставщикам?

4. Чем отличаются оптовые продовольственные рынки от мелкооптовых?

5. Каковы важнейшие предпосылки для создания системы оптовых рынков в России?

6. Какой набор услуг предоставляет оптовый рынок покупателям и продавцам?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Проведите анализ дистрибьюции продукции крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями Москвы.

  • Выясните современную роль плодоовощных баз в системе сбыта плодов и овощей в Москве, особенности взаимодействия с этими базами поставщиков сельхозпродукции.

  • Сопоставьте достоинства и недостатки открытия магазинов фирменной торговли производителями ликеро-водочной продукции.

  • В чем состоят функции торговых домов в системе продовольственной дистрибьюции?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

    1. Функционирование оптовой продовольственной торговли в современной России: достижения и недостатки.

    2. Диверсификация каналов сбыта сельхозпродукции и основные звенья цепочек товародвижения?

    3. Что пришло на смену потребительской кооперации?

    4. Развитие оптовых продовольственных рынков – что взять из зарубежного опыта?

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Базовый учебник:

Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Основная литература по дисциплине:

Колз Р. Л., Ул Д. М. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. - М.: Колос, 2000.

Ястребова О. К. Введение в агробизнес. М.: МГУ, 1997.

Карагодин В.П. Лабораторный практикум по дисциплине «Рынок продовольственных товаров». РЭА, 2007.

Макин Г. И. Система управления агропромышленным комплексом в переходный период. – М.: АгриПресс, 1998. – 297 с.

Серова Е. В. Аграрная экономика. М.: ИНФОРМАГРОТЕХ, 1999.

Дополнительная литература:

Структуры и системы продовольственного рынка и их регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. -М., 2001. - 155 с.

Сельское хозяйство, продовольственная безопасность, внешняя торговля России и ВТО. -М., 2002. - 189 с.

^ Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

http:// www.gks.ru/ - ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

http://www.fao.org/sof/sofia/index_en.htm - отчеты ФАО по рыболовству и аквакультуре 1996-2006 гг. [Электронный ресурс] // доступ.

http://research.rbc.ru/news/listarc.shtml - архив новостей на основе эксклюзивной БД маркетинговых исследований РБК. Исследования рынков.

http://www.bestnet.ru/prog_7.htm - «БЭСТ-Маркетинг», анализ рынка, конкурентов, планирование.

www.Marketsurveys.ru - обзоры товарных рынков

www.RusAgribiz.com – периодика по АПК и продовольственной торговле

www.cislink.com/vitrina - журнал «Витрина»

www.agro-business.ru – журнал «Агробизнес»

http://www.apk-inform.com/ - А
ПК-Информ
- еженедельный информационно-аналитический журнал

http://www.foodmarket.spb.ru F
ood Market
- Журнал о российском рынке продовольствия

http://www.foodprom.ru - F
oodprom.ru
- Издательство "Пищевая промышленность"

http://www.technoshop.ru - Продовольственный Бизнес Журнал для маркетологов продовольственных компаний

^ Диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины

Примерные вопросы к экзамену:

1. Развитие сельскохозяйственного производства в России – от крепостного права, реформ Столыпина и Чаянова, периода социализма до современного состояния АПК (получение продукции в хозяйствах разных типов, ее сбыт по разным каналам). Ценовой диспаритет.

2.Итоги современных реформ в АПК – поставленные цели и успешность их достижения

3.Образование агрохолдингов в России и их особенности.

4.Состояние комплексов АПК (зернового, масличного, свеклосахарного, молочного, мясного).

5.Анализ положения в РХК.

6.Товарное предложение на рынке продовольствия: особенности с/х производства и пищевого производства с точки зрения анализа ограничивающих и стимулирующих факторов. Что такое эластичность товарного предложения?

7.Состояние пищевой отрасли в целом и важнейших подотраслей пищевой промышленности РФ.

8.Российский импорт пищевого сырья и готовой продукции и проблема национальной продовольственной безопасности.

9.Тенденции в российском экспорте продовольствия. Особенности зерновой ситуации на рынке в сезоне текущего года.

10.Особенности агробизнеса в США и возможности использования этого опыта в РФ.

11.Понятие о емкости национального продовольственного рынка и способах ее определения.

12.Состояние обеспеченности россиян продовольствием. Душевое потребление важнейших видов пищевых продуктов – источники информации, способы определения.

13.Административное регулирование продовольственного рынка на уровне государства и крупного мегаполиса – обоснование необходимости, способы регулирования.

14.Маркетинговые исследования в продовольственном бизнесе и особенности их проведения и использования заказчиками.

15.Структура товарного рынка. Формы рыночной конкуренции. Количественные и качественные показатели структуры товарного рынка. Входные барьеры. Деятельность ФАС.

16.Дистрибьюция товаров на современном этапе развития российского продовольственного рынка (выбор каналов, новые структуры, трудности развития). Состояние оптовой и розничной продовольственной торговли. Противоречия во взаимоотношениях производитель-оптовик, оптовик-розничная торговля, формы конкуренции и сотрудничества между ними.

17.Организационно-функциональные особенности оптовых продовольственных рынков. Целесообразность создания системы оптовых продовольственных рынков в России.

18.Потребности в пище и спрос на рынках продовольствия: детерминанты спроса, эластичность динамическая и статическая. Предпосылки для изучения покупательских предпочтений.

19.Важнейшие методы анализа покупательских предпочтений. Особенности метода фокус-групп, проективных методов. Возможности семантического дифференциала и техника его проведения.

20.Алгоритм разработки стратегии продовольственной фирмы. SWOT-анализ, использование моделей и матриц (портфельный анализ) при стратегическом маркетинговом планировании. Требования к каждой фазе алгоритма разработки стратегии.

21.Товарная политика фирмы. Методические подходы к оптимизации производственного ассортимента.

22.Товарная политика фирмы. Разработка и рыночное внедрение нового пищевого продукта.

23.Брэндинг как часть маркетинговой стратегии. Проблемы брэндинга, предпосылки для успешного брэндинга

^ Тематический план изучения дисциплины

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная
работа

В том числе

Лекции

Практ.зан.

1

Тема 1. Общие сведения о дисциплине

16

4

2

10

2

Тема 2. Продовольственный рынок в системе агробизнеса и его государственное регулирование

28

6

8

14

3

Тема 3. Спрос и предложение в агропродовольственном секторе

30

10

8

12

4

Тема 4. Рыночная система сбыта и реализации продовольствия

14

4

4

6

5

Тема 5. Стратегическое планирование деятельности субъектов продовольственного рынка

14

2

4

8




ИТОГО

104

26

28

50