uzluga.ru
добавить свой файл




  1. Пояснительная записка



Программа спортивной секции «Радуга» составлена на основе авторской образовательной программы по внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика» учителя физической культуры Захаровой Нелли Владимировны, срок реализации 1 год.

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Осанка является интегральной характеристикой состояния организма. Неправильно сформированная осанка является не только косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь может привести к серьезным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности.


Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приемы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приемов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствовать повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят такие как трудолюбие, целеустремленность, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие детям важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому – к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.

Таким образом, целью реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) является:

формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

1.Сформировать у воспитанников здоровье сберегающие ценности.

2.Сформировать у учащихся умение анализировать, классифицировать, сравнивать в процессе занятий корригирующей гимнастикой.

3.Сформировать прогностические умения в воспитанниках.


^ Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа ориентирована на младших школьников 12-18 лет. Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой - 8 человек. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

^ Сроки реализации программы:

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Корригирующая гимнастика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа, 1 раз в неделю по 40 мин. для одной группы.


^ В основу дополнительной образовательной программы «Корригирующая гимнастика» положены следующие принципы:

принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

принцип творчества, помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;

принцип коллективной деятельности реализуется при выполнении коллективных подвижных игр. Принцип реализуется также при организации коллективных праздников, конкурсов;

принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях ребенка-творца с педагогом;

принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребенок может ощутить успех от самостоятельной деятельности, выраженной в создании модели.






^ 1 год обучения


Методы и методики

Предметный компонент

- знание правил техники безопасности и личной гигиены при занятиях корригирующей гимнастикой;

- знание назначения специальных инструментов, приспособлений и оборудования и умение применять их в своей деятельности;

- знание основ общей и специальной физической подготовки;

- базовые знания о здоровье человека;

-знание общих сведений о физических упражнениях.

-аукцион знаний;

- комплексы общеразвивающих упражнений;

- «мозговой штурм»;

- собеседование;

- тестирование;

- опросники;



^ Метапредметный компонент

- владение сведениями о физическом здоровье человека;

- исполнение различных видов упражнений;

- умение выполнять самомассаж и взаимомасаж;

- умение выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление ;

- умение представить себя;

- умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков.

- наблюдение;

- выполнение самомассажа, взаимомассажа;

- дыхательные упражнения, упражнения на расслабление;

- проведение спортивных праздников;

-анализ.

Личностный

- внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к обучению;

- ориентации на содержательные моменты учебно-воспитательного процесса и принятие образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому предметному материалу и способам решения новой частной задачи

- анкета «ЗОЖ»;

-оздоровительная методика при Сколиозе;

- тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И.Д.Ловейко;

- методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич.





^ Год обучения

Итоговые занятия по разделам

Подведение итогов работ

1 год

Теоретические сведения (основы знаний)

опрос

Общая физическая подготовка

Комплексы общеразвивающих упражнений

Специальная физическая подготовка

Упражнения на равновесие Упражнения на гибкость Акробатические упражнения

Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений

Упражнения на расслабление

Выполнение упражнений на расслабление

Самоконтроль и психорегуляция

Упражнения для самоконтроля









^ 2. Учебно-тематический план






Названия разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1




2

Теоретические сведения (основы знаний)

3

3




2.1

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

1

1




2.2

Влияние питания на здоровье

1

1




2.3

Гигиенические и этические нормы

1

1




3

Общая физическая подготовка

8




8

3.1

Упражнения в ходьбе и беге

1




1

3.2

Упражнения для плечевого пояса и рук

1




1

3.3

Упражнения для ног

2




2

3.4

Упражнения для туловища

2




2

3.5

Комплексы общеразвивающих упражнений

2




2

4

Специальная физическая подготовка

13

1

12

4.1

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

1

1




4.2

Укрепление мышечного корсета

4




4

4.3

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

2




2

4.4

Упражнения на равновесие

4




4

4.5

Упражнения на гибкость

2




2

5

Дыхательные упражнения

2

1

1

6

Упражнения на расслабление

2

1

1

7

Самоконтроль и психорегуляция

2

1

1




Всего

34
























^ 3. Содержание деятельности

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (3 часа).

2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.

^ 2.2. Влияние питания на здоровье(1 час). Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.

^ 2.3. Гигиенические и этические нормы (1 час). Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).


Раздел 3. Общая физическая подготовка (8 часов).

3.1. Упражнения в ходьбе и беге (1 час). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

3.2. Упражнения для плечевого пояса ирук (1 час). На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.

3.3. Упражнения для ног (2 часа). На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.4. Упражнения для туловища (2 часа).На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений(2 часа). На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).


Раздел 4. Специальная физическая подготовка (13 часов).

4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (1 час). Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.

^ 4.2. Укрепление мышечного корсета (4 часа). Упражнения на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.

4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (2 часа). Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).

4.4. Упражнения на равновесие (4 часа).На месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.

^ 4.5. Упражнения на гибкость (2 часа). Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).

Раздел 5. Дыхательные упражнения (3часа)

Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.

Раздел 6. Упражнения на расслабление (4 часа)

Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.

Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (2 часа).

Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).


Методическое обеспечение программы:

Для организации занятий корригирующей гимнастикой необходимы:

  • спортивный зал,

  • ковер,

  • шведская стенка,

  • маты,

  • гимнастические скамейки,

  • гимнастические скакалки, гимнастические обручи (пластмассовые), гимнастические мячи,

  • подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования,

  • медицинская аптечка.



Предполагаемая результативность программы:

Воспитательныерезультаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников (корригирующая гимнастика) распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям, деревьям, воде и т.д.).

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.



^ Уровни

воспитательных

результатов


Виды внеурочной

деятельности

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Спортивно-оздоровительная

деятельность

- беседы о ЗОЖ;

- оздоровительные процедуры;

- физкультурные и спортивные занятия;












^ Методические рекомендации

«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий корригирующей гимнастикой»

Особенности проведения занятий

и распределения содержания программы

При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует стремиться к разнообразию решаемых оздоровительных задач. Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом занятии прорабатывать каждый из разделов. Иначе, при однобокой направленности, существует опасность одностороннего развития того или иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может нанести вред здоровью школьника.

Например, если на занятии выполнялись в большом объеме упражнения для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то в разделе СФП (специальная физическая подготовка) целесообразно исключить упражнения с предметами и акробатические упражнения с относительно высокой травмоопасностью.

Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция, то их педагог применяет, исходя из ситуации. Упражнения данных разделов нежелательно выполнять в большом объеме. Также нежелательно выполнять и несколько упражнений из данных разделов подряд. Целесообразно разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни, а на другом – другие.

То же самое касается и теоретических сведений: их сообщение целесообразно осуществлять, распределяя информацию по нескольким занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на прием пищи или воды.


К разделу 2.3. «Гигиенические и этические нормы»

Помимо традиционных сведений о правилах чистоты школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов, как основе благородных поступков (гигиена тела и души).

Важно:

- демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная поступь, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);

- проводить тренинги на закрепление норм;

- моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения;


К разделам 3.1.- 3.5. «Общая физическая подготовка».

ОФП ставит целью не только повышение уровня физической подготовленности, но решает и более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т.д.).

Важно:

- не допускать монотонности;

- не допускать утомления;

- к упражнениям следует относиться не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания.


К разделу 3.5. «Комплексы общеразвивающих упражнений».

Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности.

- элементы должны плавно переходить одно в другое,

- сложные элементы должны чередоваться с простыми,

- набор и сочетание элементов должны быть разнообразными.

Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у занимающегося формируется хороший эстетический вкус.


К разделу 4.1. «Формирование навыка правильной осанки».

- подкреплять примерами правильной осанки известных спортсменов, артистов и других популярных личностей;

-использовать образные сравнения при разучивании упражнений.


К разделу 4.4. «Упражнения на равновесие».

Способность поддержания тела в положении равновесия характеризует не только уровень развития вестибулярного аппарата, но и напрямую связана с психическими качествами человека, с саморегуляцией – умением уравновесить психическое состояние, успокоиться, отвлечься от сбивающих факторов. В этой связи перед педагогом открывается широкое поле для творчества. Можно предлагать выполнение упражнений под воздействием различных сбивающих факторов: от визуальных или шумовых помех до моделирования негативных проявлений окружающих, попыток вывести из психического равновесия (создание психологических помех). Последнее является также тренировкой бесконфликтного поведения, способом ухода от навязываемого конфликта.

Важно:

- не допускать монотонности;

- поддерживать положительный эмоциональный фон, дозировано применять игровой метод.


К разделу 4.5. «Упражнения на гибкость».

Поскольку гибкость связана не только со способностью структур опорно-двигательного аппарата к растягиванию, но и с психическим состоянием занимающегося, данный подраздел работы дает хорошую возможность для использования психотренинга, упражнений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнения на растягивание не должны сопровождаться болевыми ощущениями. Напротив, необходимо состояние комфорта и приятного вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна.

Упражнения с партнером (в исходных положениях растягиваемого сидя, лежа, стоя у стены и т.д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен, растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности между партнерами, тем комфортнее будет психологическая атмосфера, и, соответственно, выше результат. Поэтому действия растягивающего (ассистента) должны создавать у растягиваемого состояние доверия. Ведь, при неосторожных действиях имеется опасность причинить боль и даже травму. Тем самым можно вызвать страх (страх упражнений на растягивание, страх перед человеком). Поэтому к данным упражнениям партнеры должны подходить с максимальной ответственностью. Таким образом, возникают предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к товарищам.

Важно:

- контролировать состояние занимающихся, не допуская болевых ощущений;

- сочетать с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.

К разделу 5. «Дыхательные упражнения».

В процессе воспитания важно формировать в ребенке отношение к дыханию не просто как к одной из жизненно важных функций, но и как к процессу, значимость которого можно охарактеризовать лишь духовно-мировоззренческими категориями. Дыхание – это таинство. Мы вдыхаем то, что находится вне нашего тела. Доверяя себя природе, мы впускаем в себя нечто извне, и оно становится нашим телом, строит его, дает нам жизненные силы. И, напротив, то, что было нашим телом, в момент выдоха покидает нас, становясь частью природы: облачком выдыхаемого пара, затем туманом на опушке леса, затем белыми облаками, а может быть даже далекими звездами. Чем мы дышим? Воздухом, смесью химических элементов? Мы дышим всей Вселенной, самой Жизнью, всеми непостижимыми тайнами, которые так легко становятся разгаданными в момент полного слияния с Природой! Дыхание – это акт соединения себя с окружающим миром, слияния со всем мирозданием. Такое отношение, прививаемое педагогом ученику, заставит его задуматься не только о том, открыта ли на ночь форточка, но и том, стоит ли впускать в себя табачный дым, чтобы отдавать его обратно природе и, следуя своей прихоти, губить ее. Благодарный человек никогда так не поступит.

Важно:

- контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения;

- выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении.

- учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо воздействия на физиологические процессы), основанный на тесной связи процесса дыхания с психическими состояниями.

- формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание – акт единения с природой (а не просто одна из жизненно важных функций).


К разделу 6. «Упражнения на расслабление».

Важно:

- своевременно выполнять упражнения на расслабление (после упражнений со значительным напряжением);

- следить за дозировкой упражнений и состоянием занимающихся, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;

- выполнять в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с удлиненным выдохом способствует релаксации);

- использовать для снятия как мышечного, так и эмоционального напряжения;

- использовать образные сравнения при разучивании и выполнении упражнений.


К разделу 7. «Самоконтроль и психорегуляция».

Важно:

- обеспечивать индивидуальный подход к подбору приемов для разучивания;

- способствовать поддержанию интереса занимающихся к освоению данного раздела;

- следить за дозировкой упражнений психорегуляции и состоянием занимающихся;

- поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении;

- выполнять психорегулирующие упражнения в сочетании с дыхательными.


^ Список использованной литературы

1. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. нач. шк./В.И.Лях.-М.: Просвещение , 2007 г.

2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009 г.

3.«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003 г.

4.300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Фатеева Л.П. Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

5.«Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002 г.

6.Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.