uzluga.ru
добавить свой файл
1

Рабочая учебная программа спецкурса

«Теория речевых актов и модульный подход к анализу дискурса»

Составитель: доцент кафедры французской филологии, к.ф.н. Л.В.Вилкова

Требования ГОСТ к содержанию курса


Современные концепции лингвистического знания и методы анализа дискурса.

Цели и задачи курса


Ознакомить студентов с факторами, влияющими на порождение и интерпретацию дискурса, с уровнями организации и основными параметрами анализа дискурса на базе концепции речевого взаимодействия, разработанной лингвистами Женевской школы; развить у студентов навыки наблюдения над языковым материалом и навыки лингвистического анализа.


^ В результате изучения курса студент должен знать:

понятийный и терминологический аппарат современной концепции речевого общения; прагмалингвистики, теории речевых актов, основные составляющие дискурса; принципы внутренней организации дискурса – единицы и отношения между ними; основные принципы и правила речевого общения.

Студент также должен уметь идентифицировать в речи изученные явления и предложить их теоретическое истолкование.


^ Студент должен иметь представления:

о современных подходах к анализу речевого общения; о многоплановой структурированности дискурса и о взаимодействии между разными уровнями его организации; о роли внеязыковых факторов в речевом общении; об особенностях устных форм коммуникации и основных проблемах анализа устной речи.

^

Тематический план






Тема


Кол-во лекц. часов

1.

Понятийный аппарат прагматики

2

2.

Понятие дискурса в современных концепциях речевого взаимодействия

2

3.

Ситуативный уровень организации дискурса: референциальный социальный, интеракциональный и психологический модули

6

4.

Иерархический и реляционный модули

6

5.

Модуль субъекта речи

4

6.

Полифонический, информационный и композиционный модули

2

7.

Периодический модуль

4

Содержание программы курса по темам

Тема 1.

Роль человеческого фактора в прагматических исследованиях. Значение и смысл высказывания; речевые акты. Импликации и пресупозиции.

Тема 2.

Диалогичность дискурса; дискурс как продукт речевого взаимодействия. Основные принципы анализа дискурса. Концепция дискурса, разработанная Женевской школой. Уровни организации и анализа дискурса.

Тема 3.

Влияние внеязыковых факторов на организацию дискурса. Фреймы; социо-культурные статусы собеседников и ритуалы; принцип вежливости; принцип кооперации и максимы Грайса; коммуникативные роли; стратегии речевого общение.

Тема 4.

Структура дискурса, единицы речевого общения, проблема определения минимальной единицы дискурса; иллокутивные и интерактивные функции; теория коннекторов Женевской школы.

Тема 5.

Категории, отражающие специфическое положение говорящего в акте коммуникации: дейксис, модальность, оценка; аргументация, основные типы аргументационных структур.

Тема 6.

«Чужие голоса» в речи, понятие диафонических высказываний; информационная структура дискурса; основные типы тематической прогрессии; функционально-семантические типы речевых отрезков.

Тема 7.

Поэтапное построение дискурса; полнота монологовых и диалоговых компонентов дискурса; регулятивные процессы; переформулирование; маркеры структурирования устной речи; особенности устной речи; проблемы анализа и фиксации устной речи.

Дополнительная информация


  1. 15 – 20 минут от каждого занятия отводится на практический анализ изучаемых явлений.

  2. Зачет по спецкурсу состоит в комплексном анализе фрагментов дискурса по вышеназванным параметрам.