uzluga.ru
добавить свой файл
1


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПРАВОВЕДЕНИЕ


Рекомендуется для специальности

060101 Лечебное дело

Квалификация выпускника – специалист


1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – формирование у будущего врача необходимого уровня теоретических знаний об основных дефинициях и положениях правовой науки, а также необходимых навыков правомерного поведения при осуществлении профессиональной деятельности и в повседневной жизни; правовое воспитание, повышение уровня правосознания и правовой культуры.

Задачи:

  • обучение студентов теоретическим знаниям о принципах прав, правовых институтах, категориях и современном уровне развития правовой науки;

  • обучение студентов основным положениям различных отраслей права РФ;

  • обучение студентов основным положениям законодательства РФ в сфере здравоохранения;

  • обучение студентов толкованию и применению юридических норм различных отраслей права к конкретным юридически значимым фактам;

  • обучение студентов правильному в правовом отношении ориентированию в действующем законодательстве о здравоохранении в Российской Федерации и адекватному его применению в конкретных практических ситуациях;

  • ознакомление студентов с нормативными системами регулирования отношений в сфере охраны здоровья в свете национального проекта «Здоровье»;

  • ознакомление студентов с правовыми вопросами медицинского страхования при оказании медицинской помощи (услуги) с акцентом на первичное (амбулаторно-поликлиническое) звено отечественного здравоохранения, правовым регулированием в сфере медицинского страхования;

  • ознакомление студентов с правами граждан, отдельных групп населения и пациентов на охрану здоровья, гарантиями осуществления медико-социальной помощи;

  • ознакомление студентов с правами и обязанностями медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, различных структур системы здравоохранения, принципам и положениям их социально-правовой защиты, юридической ответственностью за правонарушения при осуществлении профессиональной деятельности;

  • формирование у студентов уважительного отношения к правам пациентов и ответственности врачей за причинение вреда здоровью, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения;

  • ознакомление студентов с принципами и положениями Международного медицинского права в соответствии с этическими, моральными и религиозными нормами;

  • ознакомление студентов с современными справочными информационными правовыми системами;

  • воспитание у студентов уважительного отношения к законам и другим нормативно-правовым актам как к основополагающему гаранту соблюдения прав, свобод и интересов граждан и общества.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Правоведение» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям для изучения дисциплины: теоретические знания по соответствующей тематике и практические навыки компьютерной грамотности в объеме, предусмотренном программой средней школы.

Дисциплина является предшествующей для освоения дисциплин: медицинская информатика, физическая культура и дисциплины профессионального цикла.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    общекультурные:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).


профессиональные:

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели их работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ПК-28);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

  • морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;

  • обязанности, права, место врача в обществе;

  • основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций;


Уметь:

  • самостоятельно принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникшей при осуществлении многосложной профессиональной деятельности врача;

  • надлежащим образом оформлять медицинские документы, вести первичную медицинскую документацию, подготавливать документы, необходимые для реализации права на занятие медицинской деятельностью;

  • ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;

  • защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;

Владеть:

  • навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципам врачебной деонтологии и медицинской этики;

  • навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия»;

  • навыками работы с нормативными документами, регламентирующими медицинскую деятельность; понимать иерархию нормативных актов, начиная с основного закона — Конституции РФ;

  • анализом различных вариантов правоотношений, возникающих в профессиональной медицинской деятельности (на первичном и последующих этапах оказания медико-социальной помощи) и принятия в отношении их оптимальных правовых решений;

  • навыками юридической оценки случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи (услуги), иных правонарушений медицинского персонала;

  • навыками проведения анализа конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной медицинской деятельности, последствий нарушений прав граждан в области охраны здоровья;

  • навыками работы со справочными правовыми системами для поиска необходимой правовой информации


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетных единиц.


^ Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

IV

V

Аудиторные занятия (всего)










В том числе:










Лекции (Л)










Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










^ Самостоятельная работа (всего)










В том числе:




-




Курсовой проект (работа)




-




Расчетно-графические работы










Реферат










^ Другие виды самостоятельной работы










Деловая игра (подготовка и проведение)










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет





зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.



















^ 5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела




1

2

3

1.

Основы теории государства и права

Государство в политической системе общества.

Понятие и признаки государства.

Типы и формы государства.

Функции государства (понятие, классификация).

Понятие и сущность права.

Право в системе социального регулирования.

Правосознание и его роль в общественной жизни. Система российского права и ее структурные элементы. Система права и система законодательства в их соотношении.

Нормативно-правовые акты и их систематизация. Правоотношения: понятие, структура, юридические факты.

Правонарушения: понятие, виды, состав.

Юридическая ответственность: понятие, виды, основания. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права.

2.

Основы Конституционного права РФ

Понятие и виды конституций.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Основы конституционного строя РФ. Национально-государственное устройство Российской Федерации. Особенности федеративного устройства России.

Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации – гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Понятие и признаки правового государства. Правоохранительная система РФ и компетенция правоохранительных органов.

Конституционная законность.

Правовой статус личности в РФ.

3

Основы административного права РФ

Общая характеристика административного права РФ.

Административные правонарушения – понятия, содержание и состав.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения при осуществлении профессиональной медицинской и (или) предпринимательской деятельности.

Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением.

Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.

Производство по делам об административных правонарушениях.

4

Основы семейного права РФ

Общая характеристика Семейного права РФ.

Условия и порядок заключения брака.

Прекращение брака.

Основания признания брака недействительным.

Права и обязанности супругов.

Личные и имущественные правоотношения между супругами.

Брачный договор.

Права несовершеннолетних детей.

Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми.

Алименты: понятие, порядок взыскания.

Понятие и правовые последствия усыновления (удочерения) детей, тайна усыновления (удочерения)

5

Основы гражданского права РФ

Общая характеристика гражданского права РФ: понятие, предмет, принципы, источники, система.

Гражданские правоотношения: понятие, виды, структура и основания.

Физические и юридические лица, как субъекты гражданского права.

Право собственности и другие вещные права.

Обязательства и договоры.

Исполнение обязательств и ответственность за их нарушение.

Понятие, классификация и условия договора в гражданском праве.

Основы Наследственного права Российской Федерации.

6

Основы уголовного права РФ

Общая характеристика уголовного права Российской Федерации.

Понятие и виды источников уголовного права РФ. Уголовная ответственность и ее основания.

Понятие преступления.

Понятие, цели, система наказания по российскому уголовному праву.

Основные и дополнительные виды наказаний. Назначение наказания (общие начала, обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание).

Понятие об освобождении от уголовной ответственности и его роль этого правового института в российском уголовном праве.

7

Основы трудового права РФ.

Общая характеристика трудового права Российской Федерации.

Основания возникновения трудовых прав работников. Трудовой договор.

Рабочее время и время отдыха.

Понятие трудовой дисциплины и методы её обеспечения. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Понятие и виды материальной ответственности, условия ее наступления.

Понятие и виды изменения трудового договора.

Понятие и виды переводов на другую работу. Прекращение трудовых правоотношений и их основания. Защита трудовых прав граждан РФ.

Трудовые споры и порядок их разрешения.

Особенности правового регулирования труда медицинских работников.

8

Основы экологического и информационного права РФ

Общая характеристика экологического права Российской Федерации. Объекты экологического права. Правовое регулирование в области охраны окружающей среды. Экологический контроль и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Закон РФ «О государственной тайне». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «О персональных данных».

Информация как объект правового регулирования. Информационные ресурсы: понятие, виды. Документированная информация.

Информационная безопасность: понятие, организационно-правовые способы охраны и защиты информации.

Особые правовые режимы информации: понятие, режим персональных данных, режимы государственной, служебной, коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение.

Правовое регулирование профессиональной медицинской (врачебной) тайны.

9

Медицинское право

Медицинское право-нормативная система в сфере охраны здоровья граждан.

Общие положения и организация охраны здоровья граждан РФ.

Законодательство РФ в сфере здравоохранения. Конституционные права граждан на охрану здоровья.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Право на занятие медицинской деятельностью.

Лицензирование медицинской деятельности.

Права граждан в области охраны здоровья.

Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Права пациентов.

Правовая и социальная защита медицинских работников. Понятие врачебной тайны.

Правовое регулирование медицинских экспертиз.

Нормативно-правовое регулирование страхования в сфере здравоохранения.

Правовые основы оказания бесплатной медицинской помощи в РФ.

Правовые критерии контроля качества оказания медицинской помощи.

Правосознание и правовая культура врача.

Юридическая ответственность медицинских работников и ее виды.

Механизмы разрешения правовых конфликтов. Страхование гражданской ответственности, связанной с профессиональной медицинской деятельностью. Юридическая квалификация врачебных ошибок и дефектов медицинской помощи.

Понятие и возмещение вреда здоровью и жизни, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.


^ 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами




п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для

изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

Медицинская

информатика

+



















+

+

5

Физическая культура

+

+






















7

Профессиональные дисциплины

+

+

+

+

+

+

+

+

+


^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела

дисциплины

Л

ПЗ

ЛЗ

С

СРС

Всего час.

1.

Основы теории государства и права



















2.

Основы Конституционного права РФ



















3.

Основы административного права

РФ



















4.

Основы семейного права РФ



















5.

Основы гражданского права РФ



















6.

Основы уголовного права РФ



















7.

Основы трудового права РФ



















8.

Основы экологического права РФ Основы информационного права РФ



















9.

Медицинское право



















^ 6. Лабораторный практикум – не предусмотрено.


7. Практические занятия (семинары):


п/п

раздела

дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час)

IV

V

1




Норма права и нормативно-правовые акты. Понятие закона и подзаконных актов. Основные правовые системы современности.







2




Конституция РФ – основной закон государства. Ветви государственной власти и их компетенция.







3




Административное правонарушение.







4




Наследование в гражданском праве.







5




Трудовой договор. Трудовые споры.







6




Брачный договор. Принятие детей в семью на воспитание.







7




Уголовная ответственность.







8




Ответственность за экологические правонарушения

Защита тайны и ответственность за ее нарушение.







9




Правовое регулирование медицинской деятельности оказание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Права граждан в сфере охраны здоровья, оказания медицинской помощи в системе медицинского страхования и ответственность за их нарушение.







10




Юридическая квалификация врачебных ошибок и дефектов медицинской помощи. Понятие и возмещение вреда здоровью и жизни, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.








^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Марченко М.Н. Правоведение: учебник/ М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина: Мос. Гос. ун-т им. М.В.Ломоносова.-М.: Проспект.2010.-416 с.

2. Правоведение (полный курс): Учебник для неюридических вузов и факультетов/ под ред. проф. Смоленского М.Б. Издание 4-е, испр. и доп. – Ростов н\Д. Издательский центр «марТ» 2009.-253с.

3. Правоведение: учебное пособие для студентов лечебных факультетов медицинских вузов/ Баринов Е.Х., Ромодановский П.О. – Тула: тульский полиграфист. 2009. – 374с.

б) дополнительная литература

Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты.-М.:ГЭОТАР-Медия, 2008.-554с.

Колоколов Г.Р., Косолапова Н.В., Никульникова О.В. Основы медицинского права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов.- М., 2005.-365с.

Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Основы права.- М.:Проспект, 2008.-336 с.

Ответственность за правонарушения в медицине: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Ю.Александровна и др. – М., 2006.

Правоведение: учебник /под ред М.Б.Смоленского – Ростов н/Д:Феникс, 2009.-413с.

Правоведение: учебное пособие для студентов лечебных факультетов и медицинских вузов/ БариновЕ.Х., Ромодановский П.О. - Тула: тульский полиграфист, 2009.-374с.

Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Ненадлежащее врачевание: возмещение вреда здоровью и жизни пациента. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-312с.

в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

С целью реализации основной образовательной программы подготовки специалистов по дисциплине «Правоведение» кафедра должна располагать необходимым количеством аудиторий, лекционным залом, приспособленным для демонстрации кино-видео-фильмов и использования проекционной, в том числе мультимедийной техники.

Для организации учебного процесса кафедра должна располагать компьютерной техникой с выходом в Интернет.


^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Системный подход к подготовке выпускников обеспечивается согласованностью содержания и логической последовательностью изложения дисциплины.

Для методического обеспечения освоения дисциплины на кафедре разрабатываются учебно-методические пособия, где подробно изложены цели и методика проведения занятий.

Самостоятельная работа студентов включает изучение методических пособий, материалов, работу в Интернете с нормативно-правовыми актами, что в конечном итоге дает возможность формировать соответствующие умения и навыки и, в дальнейшем является фундаментом для принятия нормированных решений в правовом поле здравоохранения. Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствуют формированию полноценных умений.

Оценочные средства освоения содержания дисциплины, соответствующие целям и задачам программы подготовки специалиста и учебному плану, дают возможность сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию (зачет).

Использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с самостоятельной работой студентов способствует обучению навыков системного подхода к анализу правовой информации, формированию и развитию общего правового сознания и культуры обучающихся.

Использование в образовательном процессе инновационные методов (например, электронных мультимедийных учебников и учебных пособий  по дисциплине), использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины; активных методов "контекстного обучения" и "обучения на основе опыта", проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач способствует формированию у студентов стремлению к самообразованию, расширению мировоззрения, культуры общения, развитию практического мышления.

Организация и проведение деловых и ролевых игр по тематике дисциплины формирует у студентов чувство коллективизма, навыки коммуникабельности и оппонирования, должного поведения, как в общественной жизни, так и при осуществлении профессиональной деятельности.


Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:


^ ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:


ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА




государственный суверенитет

единая денежная система

политический режим

государственные символы

гимн государства




^ БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В




14 лет

15 лет

18 лет

20 лет

соответствующий половому созреванию




^ ВИД ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ




денежный штраф

арест

увольнение

ограничение свободы

порицание




^ УТРАТА ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА




упущенная выгода

неустойка

реальный ущерб

нематериальные блага

моральный вред




^ ЭЛЕМЕНТ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ




доказательная база

содержание

субъект преступления

наказание

суд


^ ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:


Задача 1. Гр-н С., ограниченный в дееспособности по причине злоупотребления спиртными напитками, самостоятельно сдал внаем гр-ну И. свой гараж, о чем был составлен договор в простой письменной форме. Однако, в дальнейшем сделка призвана недействительной.

Вопросы:

  1. Какие основополагающие основания возникновения правоотношений?

  2. Что такое правоспособность?

  3. Что такое дееспособность?

  4. Что такое юридический факт?

  5. Имело ли в данной ситуации место возникновения правоотношений?

Ответы

  1. Основаниями возникновения правоотношений является: наличие нормы права, регулирующая данные правоотношения, дееспособность субъектов правоотношений, юридический факт.

  2. Правоспособность – это способность (возможность) лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

  3. Дееспособность – это способность лица самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять имеющиеся у него права и исполнять возложенные на него юридические обязанности.

  4. Юридический факт – это конкретно определенные обстоятельства (деяния, событии, состояния), влекущие за собой возникновение, изменение и ли прекращение правоотношения.

  5. В данной задаче правоотношения между гр-ном С. и гр-ном И. не возникли, так как отсутствует одно из оснований возникновения правоотношений – дееспособности субъектов правоотношений (гр-н С. был признан судом ограниченно дееспособным по гражданскому праву, т.е. может совершать только мелкие бытовые сделки).


Задача 2. Молодая пара, решив зарегистрировать брак, обратилась в ЗАГС и подала соответствующее заявление. Однако через некоторое время выяснилось, что они имеют одного общего отца и в регистрации брака им было отказано.

Вопросы:

  1. Правомерен ли отказ сотрудников ЗАГСа в заключении брака?

  2. Какие еще запреты к браку предусмотрены Семейным Кодексом РФ?

  3. Имеются ли юридические последствия, если все-таки такой брак был заключен?

  4. В чем они выражаются?

  5. Где решается вопрос о признании брака недействительным?

Ответы

  1. Да, правомерен, так как девушка и молодой человек являются кровными родственниками.

  2. Запрещены браки: между усыновителями и усыновленными; близкими родственниками, с лицом, уже состоящим в другом браке; с недееспособным лицом вследствие психического заболевания.

  3. Да.

  4. Этот брак может быть признан недействительным.

  5. Признание брака недействительным производится в суде.


Задача 3. Врач-терапевт был принят по трудовому договору на работу в поликлинику. По истечении пяти месяцев работы врач потребовал от администрации поликлиники предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск, в чем ему было отказано.

Вопросы:

  1. Правомерен ли отказ администрации?

  2. По истечении какого времени и при каких условиях у работника возникает право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска?

  3. При каком условии ежегодный оплачиваемый отпуск может ли быть предоставлен?

  4. В каких случаях ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен до истечения такого времени?

  5. Какие виды отпусков перечислены в Трудовом кодексе РФ?

Ответы

  1. Да, правомерен.

  2. В соответствии со ст. 122 ТК РФ у работника возникает право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя.

  3. Ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен по соглашению сторон.

  4. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен по заявлению работника до истечения 6 месяцев: женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работникам в возрасте до 18 лет; работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3 месяцев и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

  5. Ежегодный оплачиваемый (основной, дополнительный), отпуск без сохранения содержания.


Задача 4. Пожилая женщина, проживающая по соседству, обратилась к врачу-офтальмологу с просьбой помочь задыхающемуся ребенку, на что тот ответил, что нужно вызвать скорую, ибо он не педиатр и брать на себя ответственность не имеет права. Пока женщина нашла телефон и приехала скорая, ребенок умер от асфиксии вследствие закрытия гортани, попавшим в нее кедровым орехом.

Вопросы:

  1. Совершил ли в данном случае офтальмолог правонарушение?

  2. Данное правонарушение является проступком или преступлением?

  3. По какой статье УК РФ может быть привлечен офтальмолог к уголовной ответственности?

  4. Что является объектом и субъективной стороной данного правонарушения?

  5. Какие причины неоказания помощи больному могут считаться уважительными?

Ответы

  1. Офтальмолог в данном случае совершил правонарушение.

  2. Данное правонарушение является преступлением.

  3. В данном случае имеются все основания привлечь офтальмолога к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному».

  4. Объектами данного преступления являются – жизнь и здоровье человека. Субъективная сторона преступления – умысел.

  5. Уважительными причинами неоказания помощи больному считаются такие, которые лишают врача возможности выполнить свои обязанности (непреодолимая сила, оказание помощи другому больному, находящемуся в не менее опасном состоянии, болезнь самого врача и т.д.).


Задача 5. Врач-хирург в течение 6 лет за неимением работы по специальности зарабатывал на жизнь бизнесом, не связанным с медицинской деятельностью. Когда же появилась вакансия, ему было отказано в работе.

Вопросы:

  1. Является ли обоснованным отказ в приеме на работу врача-хирурга?

  2. Кто имеет право в РФ заниматься практической медицинской деятельностью?

  3. Требования к получению сертификата специалиста?

  4. Имеют ли право врачи на работу по специальности в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения?

  5. Какая ответственность может быть применена к лицам, незаконно занимающимся медицинской деятельностью?

Ответы

  1. Отказ обоснован. В соответствии со ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» врачи, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания.

  2. Согласно ст. 54 «Основ» право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, сертификат специалиста и лицензию.

  3. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

  4. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

  5. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Разработчики:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия

МГМСУ, кафедра судебной медицины и медицинского права

Зав. кафедрой, профессор

П.О.Ромодановский

МГМСУ, кафедра судебной медицины и медицинского права

доцент

Н.Е.Добровольская

МГМСУ, зам начальника отдела методического обеспечения учебного процесса

к.м.н.

В.И.Бутрина


Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».


Эксперты:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия