uzluga.ru
добавить свой файл
1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт кадрового развития и менеджмента

Кафедра акмеологии и психологии управления


Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих

по направлению «080200.68 – Менеджмент»

на магистерскую программу

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ»



^ Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Курс – V

Курс – V

Семестр – 9

Семестр – 9

Объем в часах, всего – 2 час.

Объем в часах, всего – 2 час.

Экзамен – 9 семестр

Экзамен – 9 семестр

Форма экзамена – собеседование

Форма экзамена – собеседование



Екатеринбург 2012

^ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МАГИСТРАТУРУ.


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012.


Программа обсуждена на заседании кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ

Протокол № 9 от « 20 » апреля 2012 г.


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Магистр менеджмента по направлению «080200.68 –Менеджмент» (магистерская программа «Управление человеческим потенциалом») должен быть подготовлен к эффективной профессиональной организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления человеческим потенциалом организаций (по отраслям и видам деятельности). Основными видами его деятельности являются: проведение научных и прикладных исследований, преподавание дисциплин, относящихся к направлению «Менеджмент», ведение аналитической, консультационной, развивающей работы в области управления человеческим потенциалом.

Сферами профессиональной деятельности магистра менеджмента являются службы управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах, корпоративные университеты, научно-исследовательские организации, средние специальные и высшие учебные заведения.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по профильным научным специальностям согласно перечню Номенклатуры специальностей научных работников.

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца. Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе по итогам собеседования.

^ Цель вступительных испытаний: установить соответствие уровня подготовки поступающего требованиям программы, обеспечивающего ему овладение данной магистерской программой.

^ Форма контроля: собеседование.

Структура собеседования: 3 вопроса (1 вопрос – общепрофессиональная подготовка; 2 вопрос – профессиональная подготовка; 3 вопрос – гуманитарная подготовка).


^ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


Тема 1. История развития менеджмента. Основные этапы развития менеджмента за рубежом. Основные этапы развития менеджмента в России. Особенности развития менеджмента на современном этапе развития общества.


Тема 2. Особенности профессии менеджера. Менеджмент как вид профессиональной деятельности. Особенности работы менеджера. Формы организации труда менеджера. Требования к образованию и опыту профессиональной деятельности менеджера. Этические основы управленческой деятельности.


Тема 3. Управление как система. Субъекты управления. Цели разработки принципов управления в организации. Система управления как совокупность видов деятельности (функций). Система управления как совокупность подразделений.

Типология, принципы и подходы к исследованию систем управления. Программа исследования системы управления. Оценка результативности и эффективности исследования систем управления. Состав и выбор методов исследования систем управления.


Тема 4. Общая характеристика функций управления. Организация как функция управления.

Мотивация как функция управления. Структура и механизм трудовой мотивации. Формы оплаты труда, их виды и условия эффективного использования. Типы мотивации работников, их сущность и методика определения. Система стимулирования: денежные и организационные формы, этапы и условия построения системы стимулирования.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Виды и этапы управленческого контроля: текущий, итоговый, выборочный.

Делегирование полномочий как важная составляющая часть функций организации. Понятие «полномочия». Виды полномочий: линейные полномочия, аппаратные (штабные) полномочия. Понятие «делегирование». Цели делегирования.


Тема 5. Методология менеджмента. Понятие «методы менеджмента». Классификация методов менеджмента. Количественные и качественные методы менеджмента.


Тема 6. Основы трудовой деятельности. Понятия «труд» и «трудовая деятельность». Труд, его социально-экономическая сущность, функции и формы проявления. Виды и направления трудовой деятельности. Оценка результатов труда персонала организации. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Особенности трудовой деятельности менеджера.

Организация труда на предприятии, сущность, цели, функции и элементы. Безопасность труда персонала: факторы, содержание процедур обеспечения безопасности труда, документационное сопровождение.


Тема 7. Правовое обеспечение управления организацией. Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права. Понятие трудового договора, виды трудовых договоров. Содержание и порядок оформления трудового договора. Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения. Особенности рабочего времени: время работы и время отдыха, отпуска. Материальная ответственность работника и работодателя. Дисциплинарная ответственность работника.


Тема 8. Экономические основы управления организацией. Понятие «предприятие», их классификация. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Экономическая безопасность предприятия. Источники средств и методы финансирования организации. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления организацией. Оценка экономической эффективности системы управления.


^ III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮЩЕГО


Общепрофессиональная подготовка поступающего на магистерскую программу должна обеспечить:

- понимание сущности и социальную значимость менеджмента, основных проблем деятельности менеджера;

- систему профессиональных знаний, формируемую программами высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» или специальности, которую поступающий будет демонстрировать при собеседовании;

- понимание проблем в сфере управления организацией;

^ Профессиональная подготовка поступающего должна обеспечить:

- владение навыками самостоятельной аналитической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; требующих широкого образования в соответствующем направлении;

- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

- отбор методов исследования, модификацию существующих методов, исходя из задач конкретного исследования;

- умения по обработке полученных результатов, анализу и осмыслению их с учетом имеющихся литературных данных;

- умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- умение ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;

- владение методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента.

^ Гуманитарная подготовка поступающего должна позволить ему:

- отчетливо представлять структуру современного гуманитарного знания, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- демонстрировать культуру мышления, использовать ее в организационно-управленческой, исследовательской, аналитической и педагогической деятельности;

- использовать навыки устной и письменной речи на уровне, обеспечивающем высокое качество научно-исследовательской и педагогической деятельности;

- уметь приобретать новые общие и профессиональные знания, используя современные технологии обучения.


^ IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


IV.1. Литература

Основная

  1. Кибанов А.Я. Служба управления персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова; под ред. А.Я. Кибанова. М. : КНОРУС, 2010. 416 с.

  2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Экзамен, 2005.

  3. Колосова Р.П., Василюк Т.Н., Артамонова М.В., Луданик М.В. Экономика персонала: учебник. М. : ИНФРА-М, 2009. 896 с.

  4. Миронов В. И. Трудовое право России. учебник. М. : ООО Управление персоналом, 2005.

  5. Молодцов М. В. и др. Трудовое право России: учеб. для вузов. М. : НОРМА, 2001.

  6. Психофизиология человека / В.Кроль. – СПб. : Питер, 2003.

  7. Технологии кадрового менеджмента: Учебно-практическое пособие/ Под ред. И.В. Мишуровой. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д «МарТ», 2004. - 368 с.

  8. Управление персоналом организации: учебник; под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2007.

  9. Управление организацией: учебник / под. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2005.

  10. Экономика труда/ под ред. Н.А. Горелова. 2-е изд. СПб. : Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Басаков М.И. Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности в условиях производства): учеб.-практ. пособие. Ростов н/Д. : Март, 2003.

  2. Басаков М.И. От приема на работу до увольнения (оформление документов): практ. пособие. М. : МарТ; Ростов н/Д : МарТ, 2003.

  3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М. : Юристъ, 2003. 495 с.

  4. Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учебник. СПб. : Андреевский издательский дом, 2007. 251 с.

  5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для студентов вузов по экон. спец. 6-е изд., доп. М. : Норма, 2006.

  6. Голубев К.И. История менеджмента: тенденция гуманизации. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003.

  7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. СПб. : Питер, 2007.

  8. Дырин С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб. : Питер, 2006. 224 с.

  9. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник. 5-е изд., доп. и перераб. Н. Новгород: НИМБ, 2005.

  10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. М. : Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

  11. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR: учеб.-практ. пособие / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. М. : МарТ; Ростов н/Д : МарТ, 2003.

  12. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учеб. пособие. М. : МПСИ : Флинта, 2003.

  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2004.

  14. Конькова О.М. Кадровые технологии в практике управления персоналом. Ярославль : ЯР МЭСИ, 2005. 102 с.

  15. Маренков Н.Л. Управление персоналом организации: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академический Проект; Трикста, 2005.

  16. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М. : ООО Управление персоналом, 2004.

  17. Минченкова О.Ю., Федорова Н.В. Управление персоналом: система бюджетирования: учеб. пособие. М. : Кнорус, 2006. 224 с.

  18. Мишурова И.В., Кутелов П.В. Управление мотивацией персонала: учеб.-практ. пособие. М. : МАРТ, 2003.

  19. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: учеб. для студентов вузов по экон. спец. 3-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2008.

  20. Одегов Ю.Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.К. Лунева. М. : Изд-во «Альфа-Пресс», 2007.

  21. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова, А.И. Федоров. М. : Владос, 2000.

  22. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2002.

  23. Психология в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. СПб. : Питер, 2003.

  24. Ржехин В.М., Алеканд Д.А., Коваленко Н.В. Разработка показателей эффективности подразделений, отделов, персонала. Пошаговая инструкция. М. : Вершина, 2007.

  25. Синякова М.Г. Теория организации: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2007.

  26. Трудовой кодекс Российской Федерации. М. : ИНФРА-М, 2009.

  27. Управление персоналом организации: учебник для студентов вузов / под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2007.

  28. Фи К. Технология обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать: пер. с англ. М. : Добрая книга, 2006. 304 с.

  29. Шемятихина Л.Ю. Менеджмент: пособие. Екатеринбург: Изд-во Дом учителя, 2001.

  30. Экономическое развитие современной России: монография / под ред. д.э.н. Н.В. Яремчука. М. : Премьера, 2005.



Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих

по направлению «080200.68 – Менеджмент»

на магистерскую программу

«Управление человеческим потенциалом»


Подписано в печать 30.04.2011 г. Формат_________

Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура Times New Romen.

Усл.п.л. ___. Тираж 10 экз. Заказ № ______

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.