uzluga.ru
добавить свой файл
1



/Дмитрий ВЕРХОТУРОВ/ 2007-08-08 08:01:04

Таможня защитит рынок от поддельных товаров


Потребительский рынок России страдает от большого количества поддельных товаров. Многим
это понятие кажется неясным, однако оно имеет совершенно четкий смысл. Контрафактный товар – это товар, содержащий объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, географические указания), созданный и перемещаемый через таможенную границу с нарушением прав правообладателя, предусмотренных законодательством. В России объем контрафактных товаров оценивается в 600 млрд долларов в год и составляет примерно 5% рынка потребительских товаров.

По многим товарным группам поддельные товары занимают большую долю рынка. Например, по данным ВНИИ МВД России, в России объем подделок составляет: по лекарственным средствам – 12-15%, по моторному топливу – 25%, по алкогольной продукции – 30%, по консервам – 37%, по ювелирным изделиям – 50%, по аудио- и видеопродукции – 68%, программного обеспечения – 88%.

Производители качественных продуктов остро заинтересованы в том, чтобы борьба с контрафактной продукцией увеличивала свою эффективность. 1 августа 2007 года в Торгово-Промышленной палате России прошла конференция «Борьба с контрафактом в России», которую организовали Департамент экономической безопасности ТПП России с участием Департамента по законодательству ТПП России, Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и юридического бюро «Жуковъ и партнеры», специализирующейся на охране интеллектуальной собственности и товарных знаков.

Вице-президент ТПП России Владимир Страшко в своем выступлении на открытии конференции заявил: «Борьба с контрафактной продукцией должна быть усилена как в контексте присоединения России к ВТО, так и с учётом возрастающих требований со стороны внутреннего потребительского рынка». Система торгово-промышленных палат, по словам Владимира Страшко, постоянно ведет активную работу по борьбе с поддельной продукцией в регионах России. Предметами рассмотрения в территориальных ТПП являются такие значимые сегменты рынка, как оборот лекарственных средств, алкоголя, пищевых продуктов и других товаров широкого потребления, где подделки могут нанести сильный вред здоровью потребителя. В ТПП России уже разработана целая программа для решения этих неотложных вопросов в общественных и государственных органах. Владимир Страшко в заключение выразил надежду, что общими усилиями удастся свести проблему контрафактной продукции в России к минимуму.

Главное внимание на конференции оказалось привлечено к вопросу о защите товарного рынка и интеллектуальной собственности с помощью таможенных органов. Таможня в своей повседневной практике постоянно сталкивается с ввозом недоброкачественной продукции: поддельными автозапчастями, детскими игрушками, одеждой и так далее, причем часть товаров ввозится в страну по заниженной стоимости во избежание уплаты таможенных пошлин, что также снижает поступления в федеральный бюджет.

По словам заместителя начальника отдела интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы России (ФТС), член Комитета ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности Олега Ашуркова, ФТС России руководствуется в своей работе международным соглашением ТРИПС (соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность). По словам Олега Ашуркова, механизм защиты прав на интеллектуальную собственность в таможне таков, что любой гражданин или организация-правообладатель может подать заявление в таможенные органы с просьбой проконтролировать поступление на таможенные участки подозрительных товаров и приостановить прохождение через таможню недоброкачественной продукции.

Это не разовое заявление на конкретную партию товара, а постоянное, которое подается на срок до пяти лет и далее может быть продлено. Заявитель предоставляет сведения о контрафактной продукции, о зарегистрированном товарном знаке, о своей предпринимательской деятельности или компании. В дальнейшем таможенные органы следят за всеми партиями товара под этим товарным знаком и задерживают все партии, которые не соответствуют представленным сведениям. Эта процедура совершенно бесплатна, ФТС России не требует с правообладателя никаких платежей и сборов. Но при приеме заявления правообладатель обязуется возместить убытки, если товар, задержанный таможенниками, не является контрафактным.

Однако Ашурков отметил, что ФТС принимает заявления не на весь спектр продукции, выпускаемой предприятием, а только на товары, защищенные авторским или смежным правом, а также товарными знаками. На патенты эта система таможенного регулирования не распространяется. Рассмотренное заявление, которое проверяется в Роспатенте и других ведомствах, в случае положительного решения, вносится в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, содержащий на сегодняшний день 908 товарных знаков.

Если таможня обнаружит товар с нарушениями права интеллектуальной собственности, то она задерживает его на 10 дней. Правообладатель уведомляется о наличии этого товара, который имеет право обратиться в ФСТ, прокуратуру или МВД России. Если от правообладателя не было ответа, подчеркнул Олег Ашурков, товар выпускается в свободное обращение, что не означает его легализации. Правда, для правообладателя это молчание обойдется тем, что таможня вычеркнет его товар из таможенного реестра.

Возможно, что вскоре у ФТС появится право автономно, без участия правообладателя решать вопрос о приостановке партии товара, при наличии явных признаков контрафакта.

Ашурков кратко обозначил итоги борьбы с контрафактной продукцией в таможенных органах. По его словам, в 2006 году удалось задержать 3 млн единиц контрафактной продукции, в первом полугодии 2007 года – уже 4 млн В основном это кондитерские изделия, спортивная одежда под марками Nike, Adidas, Reebok.

Вместе с тем практически все выступающие на конференции отметили слабость защиты рынка России от поддельных товаров. Одна из главных причин – пассивность правообладателей, владельцев товарных знаков, которые практически не пользуются рычагами защиты своих прав, предусмотренными законодательством об авторских и смежных правах. Пользуясь этой пассивностью, поставщики поддельной продукции захватывают целые сектора рынка.

Постепенно, по мере пропаганды этих способов защиты прав, поддельный товар будет выдавливаться с рынка. Определенный вклад в это сделан сразу после конференции. По данным юридического бюро «Жуков и Партнеры», несколько крупных производителей автозапчастей в России приняли решение о внесении своих товарных знаков в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, чтобы не допустить на рынок поддельные запчасти из-за рубежа.