uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 6 7
^

1.1. В жилищной сфере.


Жилищный фонд Тверской области по данным статистики на начало 2012 года составил 37 470,8 тыс. кв. м. Обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на 1 жителя составляет 27,8 кв. метров.

За годы проведения преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области решена часть задач:

- на 01.01.2012 определились со способом управления собственники помещений 16109 многоквартирных домов (100 %), в том числе управление управляющей организацией выбрали собственники 10180 домов (63,19 %), 1963 дома (12,1%) в управлении товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК), 3966 домов (24,62%) выбрали непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

- на рынке жилищных услуг действует порядка ^ 112 управляющих компаний, из которых 79,46 % частной формы собственности;

- изменилась динамика роста создания товариществ собственников жилья.

По состоянию на 01.01.2012 г. создано 851 ТСЖ, а также действуют 260 ЖСК, в состав которых входят более 1963 многоквартирных дома. За последний год проведения реформ количество ТСЖ увеличилось на 3,4% (количество ТСЖ в 2010 году - 823).

На ход проведения реформ в ЖКХ сегодня существенно влияют вопросы технического состояния объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры муниципальных образований. Основными причинами нежелания граждан-собственников объединяться в товарищества собственников жилья и брать на себя полную ответственность за содержание многоквартирных домов являются высокий износ жилищного фонда и как следствие - большие затраты на его капитальный ремонт и содержание. Аварийный жилищный фонд (многоквартирные дома без блокированной застройки) составляет 146 тыс.кв.м.

^ Основными проблемами на сегодняшний день в жилищной сфере являются:

1. Проблема стареющего жилья смешанной формы собственности, т.е. необходимо решение вопросов:

капитального ремонта жилищного фонда;

ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда Тверской области согласно статистическим данным на 01.01.2012 года составила 1 743,3 тыс. кв. м. или 5,0%, в том числе 1486,0 тыс. кв. м. – площадь ветхого жилья и аварийного – 257,3 тыс. кв.м.

По данным статистики Тверская область занимает третье место по наличию ветхого и аварийного жилья в Центральном Федеральном округе Российской Федерации, после таких областей как Тульская (6,0%), Калужская (5,3%). В других регионах Центрального Федерального округа Российской Федерации показатель удельного веса ветхого и аварийного жилья ниже 5%.

Основными причинами сложившейся ситуации является тот факт, что в муниципальную собственность жилищный фонд от предприятий и организаций принят в неудовлетворительном техническом состоянии, а из-за недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства средства на капитальный ремонт из бюджетов на протяжении ряда лет не выделялись в необходимом объеме. Что привело к увеличению жилищного фонда, который не соответствует требованиям законодательства.

На сегодняшний день финансовое обеспечение капитального ремонта не позволяет содержать жилищный фонд в удовлетворительном техническом состоянии. Во всех муниципальных образованиях Тверской области недостаточно средств для приведения многоквартирных домов в технически исправное состояние, так как реальная потребность в средствах на ремонтные работы в связи с накопившимся недоремонтом и отсутствием должного финансирования на протяжении ряда лет очень высока, Кроме того, недофинансирование и недостаточные объемы проведения ремонтных работ жилищного фонда в настоящее время тормозит реформу в отрасли и не дает возможности формироваться в полном объеме рыночной среде, а также не вызывает заинтересованности собственников жилья в развитии жилищного самоуправления.

Решение проблемы стареющего жилья - задача, которую нужно решать комплексно. Именно такая мера должна позволить изменить положение с техническим состоянием жилищного фонда Тверской области, будет способствовать снижению физического износа жилых домов, также позволит сохранить жилищный фонд и увеличить сроки его эксплуатации. Кроме того, позволит обеспечить: безопасность проживания граждан, условия для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, инвестиционную привлекательность отрасли. Все это, в свою очередь, приведет к развитию жилищного самоуправления, созданию ТСЖ в существующем жилищном фонде, а также позволит ускорить формирование договорных отношений в жилищной сфере.

^ 2. Отсутствие необходимых объемов ресурсов на работы капитального характера, модернизацию и реконструкцию жилищного фонда.

Учитывая высокую степень износа жилищного фонда гражданам не под силу проведение работ капитального характера только за счет собственных средств.

Жилищный кодекс Российской Федерации возложил эту обязанность на собственников жилья и органы местного самоуправления (ст.16 Закона РФ от 4 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт домов, в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда).

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на данные цели предусмотрено оказание финансовой поддержки за счет средств Фонда, муниципальным образованиям, выполнившим показатели реформирования отрасли, предусмотренные статьей 14 названного Закона.

Однако, средств, предусмотренных для Тверской области на эти цели в рамках вышеназванного Закона крайне мало, что не позволяет кардинально решить проблему.

^ 3. Проблемы формирования рыночных отношений в отрасли.

До недавнего времени, все реформы и преобразования происходили за счет ЖКХ - и население и бюджетная сфера оплачивали не более 1% реальной стоимости услуг. В результате - изношены все основные фонды предприятий, многолетнее недофинансирование ремонта жилья привело к его повышенному износу, ресурсной неэффективности, аварийности.

Серьезным препятствием в формировании бизнеса эффективного управления в жилищной сфере сегодня является отсутствие на данном рынке достаточного количества конкурентоспособных управляющих организаций, а также наличие управляющих организаций в форме муниципальных унитарных предприятий с присущим им правом хозяйственного ведения на управляемые объекты, что само по себе противоречит действующему законодательству. Все эти факты приводят к тому, что:

предприятия не заинтересованы в снижении издержек своей деятельности;

предприятия ориентированы на предоставление прежнего объема услуг с прежними требованиями, а не качественно новых услуг удовлетворяющих требованиям потребителя;

у предприятий отсутствует мотивация привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;

^ 4. Постоянная необходимость совершенствования нормативной правовой базы.

Введение в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации принципиально изменило подходы к системе жилищно-коммунального хозяйства, в связи с этим отработка и реализация механизмов этой новой системы требует постоянного регулирования и совершенствования в правовом поле.

Преодоление пробелов и противоречий в этих вопросах способствует разработка и приведение в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

^ 5. Низкий уровень информированности населения в понимании своей роли и задач по выбору системы управления многоквартирными домами.

Серьезная проблема заключается в неготовности населения к перестройке системы управления многоквартирными домами. Анализ ситуации показывает, что население до конца не осознает своих обязанностей. На изменение этой ситуацию и психологии граждан, большинство из которых являются собственниками жилья, но, ни юридически, ни психологически не готовы к той ответственности, которую налагает на них статус собственника необходимо направить максимум усилий со стороны региональных и муниципальных органов власти.


<< предыдущая страница   следующая страница >>