uzluga.ru
добавить свой файл

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ.

В современном мире детям с запоздалым психическим развитием, требуется повышенное внимание и психологическая помощь. Для этих детей создаются классы компенсирующего обучения. Каждому ученику такого класса нужно уделять больше внимания и сопровождать его на протяжении всего обучения. Нужно создать благоприятные условия для таких детей и вести работу с ними учителю, логопеду, психологу и социальному работнику. Так что же такое психологическое сопровождение?

Оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только людям из группы особого риска. Она может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

В практике прижился лишь один термин – « сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них – глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи семьи или личности в кризисные периоды жизни. »

^ Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей.

Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определённом этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа .

Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояния личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока ещё недоступна.

Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создаёт условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение .

Можно сказать, что психологическое сопровождение – это, во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате – эффективного выполнения отдельным человеком своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

В сопровождении, как в разворачивающемся процессе, можно выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

^ Для осмысления динамики процесса можно воспользоваться сравнением психологического сопровождения с путешествием.

В процессе сопровождения психолог должен помочь клиенту в решении следующих основных задач:

1. Определить «место», на котором в момент обращения находится ребёнок, выявить, в чём состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика;

2. Превратить ребёнка-«беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации;

^ 3. Помочь ученику - путнику добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.

Осуществляющий сопровождение педагог сознательно принимает «родительскую» позицию и избирает «родительскую» стратегию, постепенно «доращивая» и «довоспитывая» такого ученика, помогая ему поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающим миром (в этом случае вполне уместен введённый Э. Эриксоном термин «расширение социального радиуса»).

В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погружённость в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса, что в психоанализе называется «положительный перенос». Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение личности и вера в её силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Можно сделать вывод о том, что работа сопровождающих родителей позволяют оптимизировать ресурсы, обеспечивает обмен опытом между родителями, оказывает влияние и на систему оздоровления детей, создаёт эффективные условия для прямых контактов. Помогает продуктивно пройти кризисный период и адаптироваться в новой жизненной ситуации, а значит – обеспечить ребёнку полноценные условия бытия и развития .

В процессе психологического сопровождения происходит адаптация личности к жизни. Ключевым в этом процессе является момент экзистенциального ((лат. existentia - существование и греч. analysis - разложение, расчленение) - направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования)) жизненного изменения.

В результате личность становится способной самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Это качество личности- адаптивность- предполагает принятие жизни во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия жизни – быть её автором и творцом. Принципы социально-психологического сопровождения – это гуманное отношение к личности и вера в её силы.