uzluga.ru
добавить свой файл
1

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова»


Мероприятие 35.3

«Формирование и развитие на базе РЭА им. Г.В. Плеханова системы специализированных классов, лицеев и т.п., обеспечивающих профессиональную ориентацию учащихся средней школы в области экономических и управленческих специальностей на основе дополнительных соглашений ВУЗа и лицея №1546 Центрального округа г.Москвы о проведении циклов предметных занятий в старших классах»


Раздел 35.3.1

«Создание интернет-школы профессиональной ориентации учащихся средних школ г.Москвы по направлению «Экономика»»


Научно – информационный материал (ЭВ)

«Построение модели и разработка интерфейса интернет-версии модуля «Анализ направлений деятельности малой фирмы »»


По подразделу 35.3.1.5: «Разработка интернет-версии модуля «Анализ направлений деятельности малой фирмы» образовательного программного комплекса «Виртуальная учебная фирма»»


Состав научно – образовательного коллектива:

Волков А.К., к.т.н., доцент

Зотов В.А., к.т.н.

Дегтярева О.В., директор по маркетингу ООО «Диграф»


Москва 2010 г.
^

Постановка задачи


Матрица GE строится, как это и принято в соответствии с теорией, на основе оценок, выставляемых каждому рынку по трем параметрам. Для более понятной интерпретации оценок, они находятся в интервале от 0 до 5 баллов.

Как ось У, так и ось Х условно делятся на три части: верхний, средний и нижний ряды. Таким образом, сетка оказывается состоящей из девяти клеток. Стратегические позиции бизнеса улучшаются по мере его перемещения на матрице справа налево снизу вверх.

По осям У и Х выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательности рынка (или отрасли бизнеса) и относительного преимущества организации на соответствующем рынке (или сильных сторон соответствующего бизнеса организации).

Параметры, с помощью которых оценивается положение бизнеса по оси У, практически не подконтрольны организации. Их значение можно лишь зафиксировать, но оказывать влияние на их значение практически невозможно. Позиционирование же бизнеса организации по оси Х находится под контролем самой организации и при желании может быть изменено.

Анализируемые виды бизнеса отображаются на сетке матрицы в виде кружков, или «пузырьков», центры которых однозначно задаются оценками привлекательности рынка (ось У) и относительного преимущества организации на рынке (ось X). Размер каждого бизнеса (круга) пропорционален объему продаж на данном рынке, доля конкретного бизнеса организации изображается как конкретный сегмент соответствующего круга.

Как ось У, так и ось Х условно делятся на три части: верхний, средний и нижний ряды. Таким образом, сетка оказывается состоящей из девяти клеток. Стратегические позиции бизнеса улучшаются по мере его перемещения на матрице справа налево снизу вверх.

В матрице выделяются три области стратегических позиций: 1) область победителей, 2) область проигравших, 3) средняя область, в которую входят позиции, в которых стабильно генерируется прибыль от бизнеса, средние позиции бизнеса и сомнительные виды бизнеса.



Рис. 1. Структура матрицы GE/McKinsey
^

Выбор инструментария для решения поставленной задачи


Для реализации заявленных функций необходимо взаимодействие с базой данных, и именно такие возможности предоставляет язык PHP. Однако, поскольку РНР — серверный язык, то он не может взаимодействовать с пользователем напрямую. Это означает, что невозможно инициировать какие-либо действия, основываясь на состоянии пользовательского компьютера, например, среагировать на щелчок кнопкой мыши или уменьшение размера окна. Другими словами, с помощью РНР невозможно создать определенные функции меню, создаваемые клиентским языком JavaScript. Однако доступа к серверу JavaScript не имеет, а значит, не может работать с базами данных.

Поэтому в качестве дополнительного языка, способного сделать наше веб-приложение более удобным для пользователей, а главное, более интерактивным, было принято решение использовать язык JavaScript. Также в приложении задействуется технология AJAX.

Модуль «Анализ силы бизнеса» разработан для моделирования определенной предметной области и, чтобы стать интуитивно понятным, его интерфейс должен быть выражен в терминах этой предметной области.
^

Требования к программе


Разрабатываемая информационная интрнет-система «Анализ силы бизнеса» должна отвечать современным требованиям, предъявляемым к современным программным интернет-приложениям.

К проектируемой информационной системе предъявляются следующие общие требования. Разрабатываемая информационная система должна обладать:

1. достаточным набором функций для обработки информации по анализу конкурентоспособности малой фирмы.

2. достаточным набором возможностей для занесения и обработки информации по анализу силы бизнеса.

3. достаточным набором видов диаграмм по анализу силы бизнеса.

4. простым и доступным интерфейсом пользователя.

5. минимальными системными требованиями для работы с ней на компьютерах любых модификаций с любыми версиями современных интернет-браузеров.
^

Описание разработанного интерфейса интернет-модуля


Интернет-версия модуля «Анализ силы бизнеса» образовательного программного комплекса «Виртуальная учебная фирма» предназначена для обучения одной из стратегий комплекса маркетинговых технологий при изучении курса «Маркетинг». Она содержит инструменты для проведения маркетинговых исследований привлекательности рынков, а также возможность формирования диаграмм, визуализирующих полученные результаты.

Окно программы данного модуля содержит главные команды работы с проектами (рис.2):

  • выбор варианта;

  • создание нового варианта;

  • удаление выбранного варианта;

  • возврат в главное меню модуля «Маркетинг».



Рис. 2. Меню команд работы с проектами
^

Создание нового проекта


Для создания нового проекта нужно выбрать команду «Создать новый проект». В ответ на выбор этой команды откроется диалоговое окно для определения параметров нового проекта: наименования и количества анализируемых позиций (рис.3).



Рис. 3. Диалоговое окно для определения параметров нового проекта

После указания параметров открывается новая web-страница с чистой формой для ввода исходных данных. На этом же листе необходимо вести названия анализируемых рынков, значения предлагаемых параметров и ОБЯЗАТЕЛЬНО сохранить текущий вариант проекта.

Сохранение варианта проекта можно выполнить до ввода данных. Нормальное завершение процедуры сохранения подтверждается соответствующим сообщением.

В окне текущего варианта доступны остальные команды, позволяющие, выполнить следующие действия: ознакомиться с описанием областей, построить и просмотреть диаграмму, визуализирующую результаты анализа, сохранить новые или измененные данные или вернуться в меню выбора другого маркетингового анализа (рис.4).



Рис. 4. Полный набор команд в окне текущего сохраненного проекта

В целом, процедура подготовки новой таблицы для GE-анализа включает следующие шаги:

  • ввод названия проекта;

  • ввод количества анализируемых позиций;

  • ввод значений каждого параметра для всех рынков;

  • построение диаграммы и анализ результатов.

При создании нового варианта для проведения GE-анализа количество анализируемых рынков не может быть больше 4. (По мнению авторов проекта это количество рынков достаточно для проведения учебного процесса и понимания технологии работы с данным инструментом маркетингового анализа. С методической точки зрения бОльшее количество полей для заполнения данными может отрицательно отразиться на интересе учащихся к получению результата в связи с длительным, монотонным и однотипным заполнением полей значений параметров.).

Таблица с введенными значениями параметров выглядит следующим образом (рис.5).



Рис. 5. Окно с заполненной данными таблицей GE-анализа

Внешний вид итогового окна работы с текущим проектом после ввода данных и построения GE-диаграммы приведен на рис.6.



Рис. 6. Окно таблицы с результатами GE-анализа

Команда «Описание областей» вызывает на экран информационное окно с текстом (рис.7).



Рис. 7. Информационное окно с описанием областей GE-анализа
^

Открытие существующего проекта


Открытие существующего проекта выполняется соответствующей командой. Проекты сохранены в базе данных под конкретными названиями, поэтому при открытии проекта пользователь выбирает не файл, а название проекта. Окно открытия проекта выглядит следующим образом (рис.8).



Рис. 8. Окно отображения выбора варианта проекта
^

Удаление проекта


При необходимости удалить устаревший или более не нужный вариант анализа, чтобы не перегружать список выбора проектов при открытии, можно удалить отдельный проект (команда «Удалить проект»).

При удалении проекта программа выдает запрос о подтверждении удаления выбранного проекта.

При подтверждении удаления система выдаст сообщение, подтверждающее выполнение операции удаления.
^

Выход из программы


Выход из текущего проекта GE-анализа подразумевает следующие варианты:

  • команда «Выбор варианта» из главного окна GE-анализа выполняет возврат в меню выбора действий с другими проектами (рис.3);

  • команда «Возврат в главное меню» на экране выбора действий с проектами (рис.3) выполняет возврат в меню выбора способов маркетингового анализа (рис.2);

  • закрыть окно или вкладку браузера.

ВНИМАНИЕ! При выходе из программы последние изменения в проекте автоматически не сохраняются. Для сохранения данных необходимо в окне открытого проекта выполнить команду «Сохранить» и получить подтверждение.

Заключение


Разработанный программный продукт представляет собой веб-приложение по проведению маркетингового анализа силы бизнеса. Приложение устойчиво к появлению ошибок и потере данных и обладает интерфейсом динамического веб-сайта, не теряя при этом удобства пользования. Программа предоставляет основной функционал для освоения технологии анализа силы бизнеса, необходимый для обучения основам маркетинговых исследований.

Для создания данного приложения были использованы такие средства веб-разработки, как серверные (PHP) и клиентские (JavaScript) языки программирования, технология AJAX. Приложение взаимодействует с базой данных Microsoft Access, формируемая программой диаграмма создается динамически. При необходимости пользователь всегда может сохранить страницы с данными и диаграммой и впоследствии открыть их в автономном режиме.

Основной задачей пользователя является последовательное выполнение команд данного приложения, а также заполнение полей экранных форм там, где это необходимо. Пользователь в любой момент может вернуться к предыдущему действию с помощью ссылочного механизма и внести необходимые исправления. Веб-приложение рассчитано на пользователей среднего уровня, обладает интуитивно понятным управлением и навигацией, а также возможностью загрузки справочного руководства на компьютер пользователя, что в совокупности делает процесс обучения основам маркетинговых исследований более наглядным и удобным.

Один из главных конечных результатов применения модели — это стратегическое позиционирование конкретных бизнесов, которые входят в бизнес-портфель организации, При этом цель такого позиционирования — будущая прибыль конкретных бизнесов как результат соответствующих дополнительных инвестиций.

Таким образом, модель GE/McKinsey прежде всего должна дать определенную ранжировку всех бизнесов фирмы как кандидатов на получение инвестиций по критерию будущей прибыли в заданной стратегической перспективе.

Если конкретная организация сумеет правильно позиционировать свои бизнесы по 9 клеткам матрицы McKinsey, то в зависимости от конкретной бизнес-ситуации по каждой из 9 позиций она сможет принять удачные стратегические решения. А это как раз и соответствует целям использования модели.