uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3


ПОСЛАНИЕ


ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МАТВИЕНКО В.И.


Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые представители органов власти, науки, культуры,

деловых кругов, местного самоуправления!

Дорогие петербуржцы!


Я обращаюсь к вам сегодня с ежегодным, вторым по счету, Посланием.

Это значит, что я буду говорить не только о том, что предстоит сделать, но и держать отчет о том, что сделано.

Повторю ключевую мысль прошлогоднего Послания. Я убеждена, что историческая миссия нашего города состоит в том, чтобы стать лидером российской модернизации, центром передовых инновационных идей, естественным мостом, связывающим Россию с Европой.

Это значит - в нашем сознании, в наших действиях, в нашей стратегии и тактике не должно быть места провинциальным комплексам "великого города с областной судьбой". Долгие годы мы сами недооценивали наш потенциал. Мы - европейская столица России и четвертый по масштабу мегаполис Европы. Наши геостратегические, интеллектуальные, экономические, культурно-исторические преимущества поистине уникальны.

Контраст между этими преимуществами и горой накопившихся проблем, к решению которых не подступались целыми десятилетиями, буквально бьет в глаза. Чтобы вывести город на магистральную дорогу обновления и модернизации, нам нужна тщательно выверенная, но при этом амбициозная, решительная и твердая политика. Нам нужны смелые, прорывные проекты. Именно так был определен курс Правительства Санкт-Петербурга, сформированного полтора года назад. От этого курса мы не отступали и не отступим ни на шаг.

Объективная оценка состояния дел в нашем городе, понимание наших сильных и слабых сторон, наших ресурсов и наших возможностей стало отправной точкой для упорной работы по реализации нашей стратегической цели - превратить Петербург в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и гражданского развития.

В прошедшем году нам удалось добиться настоящего прорыва по ряду ключевых направлений в экономике и социальной сфере. Прежде чем перейти к их анализу, подчеркну: это стало возможным благодаря новому политическому климату в городе.

Мы работаем в атмосфере конструктивного взаимодействия исполнительной и законодательной власти города. В атмосфере взаимопонимания городских властей и полномочного представительства Президента России. Конфликты, которые еще недавно загоняли город в политический тупик, остались в прошлом.

Я благодарна нашему депутатскому корпусу за ответственную позицию и за компетентное сотрудничество в разработке важнейших для Санкт-Петербурга законодательных актов. Это сотрудничество не исключает критики, споров и разных мнений, я подтверждаю нашу готовность вести прямой и честный диалог с Законодательным Собранием.

Летом прошлого года нами был подписан Совместный план законопроектной работы на 2004-2005 годы. Уже приняты и вступили в силу важнейшие законы, которые обеспечивают динамичное развитие города.

Лучший пример конструктивного сотрудничества - работа над бюджетом 2005 года. Никогда еще обе ветви власти не трудились над проектом бюджета так солидарно. Наши депутаты, и в первую очередь бюджетно-финансовая комиссия, включились в работу уже на "нулевой" стадии. Это позволило совместно подготовить выверенный документ, который без потери темпа прошел все чтения в Законодательном Собрании. Санкт-Петербург одним из первых субъектов Федерации России получил утвержденный бюджет. Это помогло городскому Правительству заранее и четко спланировать свою работу на 2005 год.

Благоприятный климат в политике позволил добиться нового качества экономического роста. В 2004 году экономика нашего города развивалась быстрее, чем в предшествующие годы. Принципиально важно, что высокие темпы роста экономики достигнуты не за счет инфляционного эффекта, а за счет создания условий для конкурентоспособности местной промышленности и бизнеса. Впервые за последние годы этот рост можно назвать устойчивым.

Промышленное производство выросло на 14,1%. Это более чем вдвое выше, чем в 2003 году и в целом по России. Валовой региональный продукт по предварительной оценке вырос на 7,1%.

Стремительно развивались ведущие отрасли нашей промышленности - машиностроение и металлообработка. Их продукция выросла на 24,2%. Особых успехов добились высокотехнологичные, решительно продвигающие свою продукцию на мировые рынки предприятия энергомашиностроения и судостроения, которые завершили крупные заказы для Китая и Индии.

Продолжался устойчивый подъем и во второй по объему производства отрасли - пищевой промышленности: здесь рост составил 8,7%. В 2004 году в пищевой индустрии произведено продукции на одного работника на сумму 72,1 тыс. долларов.

Динамично развивался транспортный комплекс Санкт-Петербурга. Перевозки грузов всеми видами транспорта выросли на 6,6%, а грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга увеличился на 21,7%. Здесь переработано более 51 миллиона тонн экспортно-импортных грузов. Наш порт стал крупнейшим портом Балтики, а по сухим грузам - и Российской Федерации. Налицо усиление роли города как европейских ворот России.

Услуги связи выросли на 13%, оборот розничной торговли увеличился на 13,9%, оборот общественного питания на 7,1%.

В конце 2004 года уровень регистрируемой безработицы был у нас одним из самых низких в России и составил 0,8% экономически активного населения. Быстрый экономический рост обеспечивает рабочими местами практически всех желающих трудиться петербуржцев.

Мы последовательно, системно создаем условия для динамичного развития экономики. Введены налоговые льготы для предприятий, осуществляющих капитальные вложения, определены условия предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга. В 2004 году внесены изменения в систему земельных платежей, чтобы создать условия для рационального использования земли предприятиями, для вовлечения земель в оборот. Для собственников зданий и сооружений в среднем в 3 раза снижена стоимость выкупа земли.

В прошлогоднем Послании я вынуждена была констатировать, что Санкт-Петербург стал уступать по показателям конкурентоспособности не только Москве, но и ряду других российских регионов. Сегодня можно утверждать: мы преодолели эту опасную тенденцию.

Во внешнеэкономической деятельности ключевые задачи городской власти - привлечение инвестиций и протекционизм нашим предприятиям на мировых рынках. Наша международная деятельность лишена протокольно-парадной составляющей. Она основана исключительно на прагматизме. Все переговоры, которые Правительство Санкт-Петербурга проводило и будет проводить на Востоке и на Западе, все они нацелены на конкретные результаты, и эти результаты уже налицо.

Визиты руководителей Правительства и деловых кругов Санкт-Петербурга в Японию, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан способствовали продвижению продукции петербургских предприятий на рынки сбыта этих государств, получению ими заказов, приходу в Санкт-Петербург серьезных инвесторов.

В Японии нами подписаны соглашения с корпорациями "Марубени" и "Сумитомо". Первая из них планирует участвовать в проектах строительства Западного скоростного диаметра, реконструкции системы водоснабжения. По соглашению с "Сумитомо" ведутся переговоры по проекту надземного экспресса, а также производству оборудования для городского электротранспорта нового поколения.

Продолжаются переговоры с компанией "Тойота" о строительстве у нас крупного сборочного предприятия.

"Силовые машины" реализуют первую часть проекта реконструкции Марыйской ГРЭС в Туркменистане (общая сумма контракта - 300 млн долл.).

За 2004 год объем иностранных инвестиций в наш город вырос на 40% и составил 900 млн долл. Дело тут не просто в цифрах, хотя они и рекордные для последних лет. Решительно изменился сам инвестиционный пейзаж. Нас перестали считать экономической провинцией, городом, где можно наслаждаться культурой, но где нельзя делать крупный бизнес.

В круг наших инвесторов одна за другой включаются крупнейшие европейские, мировые и отечественные фирмы.

Перечислю несколько проектов, реализация которых началась в прошедшем году.

Строительство завода "Элкотек" по производству электронных изделий, гипсоварочного завода KNAUF, второй очереди завода "Интербир" (Тинькофф), а также проекты (Gillete), "Пепси", "Русский стандарт", "Яровит Моторс", "Первая мебельная фабрика" и другие с объемом инвестиций от 20 до 100 млн долл. Подписано соглашение о строительстве завода по производству холодильников компанией "BOSCH und Siemens" мощностью 500 тыс. штук в год и объемом инвестиций свыше 50 млн евро. Подписано соглашение о строительстве завода по сжиганию осадков, реализация которого сделает Петербург первым городом в Европе, где будет полностью решена проблема утилизации осадков.

Достигнуты договоренности с Шанхайской инвестиционной компанией о строительстве многофункционального мегакомплекса "Балтийская жемчужина" с суммой инвестиций до 1,5 млрд долл. Это абсолютный рекорд по объему иностранных вложений в Санкт-Петербург.

С крупными инвестициями приходят в наш город и ведущие российские компании. В Колпино начато строительство завода по производству труб большого диаметра "Северсталью" с объемом инвестиций в 430 млн долларов. Мы начали реализацию программы полной модернизации системы теплоснабжения Петроградского района. По соглашению с "Газпромом" планируем ее завершить в 2008 году, объем инвестиций "Газпрома" составит порядка 4 млрд рублей и 500 млн рублей на газификацию пригородов в этом году.

Заключено соглашение с Федеральной сетевой компанией о строительстве подстанции "Ржевская" с объемом инвестиций более 6 млрд рублей. С "Российскими коммунальными системами" мы заложили первый камень в строительство за их счет котельной долгожданной на Ржевке стоимостью свыше миллиарда рублей. Согласовано начало строительства теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной на средства Внешторгбанка.

Эти проекты позволят не только улучшить качество теплоснабжения жителей нескольких районов, но и создать новые мощности для строительства и развития.

Сферу энергетики я бы назвала новой нишей для инвестиций в Петербург. Ведь до сих пор считалось, что бизнес в энергетику, сферу с долгой окупаемостью инвестиций, не заманить. Мы развеяли этот миф, доказав, что уверенность в политической и экономической стабильности города, в его осмысленной инвестиционной политике является для бизнеса самым убедительным аргументом.

Инвестиции в город - это высокооплачиваемые рабочие места, это налоги в бюджет, это повышение тонуса городской жизни, это увеличение объема средств, которые город может направить на капитальное строительство, ремонт изношенной инженерной инфраструктуры, решение самых болезненных социальных проблем, поддержку нуждающихся.

Как видите, даже краткое перечисление важнейших инвестиционных проектов занимает значительную часть Послания, а между тем в нашем инвестиционном портфеле еще целый ряд соглашений, предложений, протоколов о намерениях, которые уже в ближайшее время начнут работать.

Рост экономики - это и рост городских доходов. В процессе исполнения бюджета 2004 года нам удалось увеличить доходную часть почти на 10 млрд руб., снизить на 18% долг города и завершить год с профицитом. Мы решительно исключили из практики любые бартерные схемы, строго придерживаясь принципа: каждая копейка - в бюджет. Беспрецедентным стал рост доходов в бюджете нынешнего 2005 года. По сравнению с предыдущим годом они увеличены на 38%, или более чем на 1 млрд долларов. Принципиально, что этот рост достигнут без увеличения фискальной нагрузки на экономику.

Осуществленная в прошлом году реформа системы городского заказа Санкт-Петербурга обеспечила экономию более 2 млрд руб.

Отмечу, что позитивная бюджетная политика и низкий уровень долга Санкт-Петербурга обеспечивают неуклонный рост рейтингов нашего города по международной шкале. Дважды за прошлый год международные агентства повышали рейтинг Санкт-Петербурга, и впервые он сравнялся с Москвой. Также впервые рейтинги города получили статус инвестиционных. Это значит, что переход Санкт-Петербурга в зону инвестиционной привлекательности на международных рынках официально закреплен. Бесспорно, это свидетельствует о высокой финансовой стабильности города.

Еще весной прошлого года я обратилась с открытым письмом к бизнес-сообществу России и призвала крупнейшие отечественные компании приходить в Петербург развивать бизнес, реализовывать инвестиционные проекты.

Не скрою, мы проявляли на этом направлении всю возможную настойчивость, использовали политический ресурс. И 2004 год стал годом перелома в отношении большого российского бизнеса к Санкт-Петербургу. Ряд крупнейших компаний приняли решение либо о перерегистрации в Петербурге, либо о создании у нас своих дочерних фирм.

Решен вопрос о перерегистрации в Петербурге: Внешторгбанка, Совкомфлота, Транснефтепродукта, Северо-Западной федеральной сетевой компании, Территориальной генерирующей компании N 1.

В Петербурге открыли свои дочерние предприятия ведущие российские нефтяные компании "Лукойл", "Роснефть", "Транснефть", а также "Газпром".

Приход к нам в город этих крупнейших налогоплательщиков уже в 2005 году дополнительно увеличит доходную базу бюджета на 5 млрд руб. И это по самым осторожным оценкам.

К важнейшим успехам 2004 года следует отнести и соглашение с Администрацией Тюменской области и Тюменской нефтяной компанией о создании Фонда развития Санкт-Петербурга. В него уже поступило 505 млн рублей, которые будут направлены на реставрацию Адмиралтейства, Смольного собора, Александро-Невской лавры и других шедевров нашего культурного наследия. Мы рассчитываем, что до конца года в этот фонд поступит по меньшей мере еще столько же средств.

Приход в наш город компаний, по своему калибру сопоставимых с крупнейшими международными корпорациями, не только становится важнейшим прецедентом для лидеров российского бизнеса, но и ставит Петербург на новую ступень в реестре инвестиционных площадок Европы.

Наступательная политика по увеличению доходов города позволила в 2004 году продвинуться по пути сокращения масштабов бедности, что было названо важнейшей задачей в прошлогоднем Послании.

Я сказала тогда, что в 2005 году в городе не будет ни одного бюджетника, получающего зарплату ниже прожиточного минимума, и подтверждаю, что эту задачу мы с вами решили к 1 декабря 2004 года. Зарплата 273 тысяч человек (учителей, работников здравоохранения и культуры) за год повысилась в среднем на 38%. По данным Госкомстата, средняя зарплата в бюджетной сфере в январе этого года уже более 8 тысяч рублей, что на 66% больше по сравнению с январем 2003 года и сопоставимо со средней зарплатой по городу.

Среднедушевые денежные доходы населения в среднем за месяц в номинальном выражении выросли на 26,5%, начисленная заработная плата - на 22,5%. Это хорошие результаты за год.

В 2004 году среднегодовой размер пенсии увеличился по сравнению с 2003 годом на 15,1%.

Доплаты пенсионерам старше 65 лет, получающим пенсии ниже прожиточного минимума, позволили вывести из-за черты бедности почти 130 тысяч семей и одиноких граждан.

В 2004 году мы впервые добились ввода в строй 2 млн квадратных метров жилой площади, что стало рекордом даже в сравнении с советским периодом. Введено 500 тысяч кв. м торговых площадей, более 200 тысяч кв. м офисных помещений.

Мы начали преодолевать отставание в строительстве метро, которое было и будет самым массовым общественным транспортом нашего города. В 2004 году открыто долгожданное движение на Кировско-Выборгской линии метрополитена в зоне размыва. Впервые после многолетнего перерыва через 2 дня сдается новая станция метро "Комендантский проспект".

Построен и введен в эксплуатацию первый вантовый неразводной мост через Неву. Большой Обуховский мост смело можно отнести к уникальным инженерным сооружениям и мегапроектам в области строительства. Открытие вантового моста почтил своим присутствием Президент России. Я должна отметить, что Владимир Владимирович Путин не забывает родной город и оказывает неоценимую личную поддержку всех главных для города проектов. За что хочу от имени всех петербуржцев высказать ему слова огромной благодарности.

Федеральное Правительство также внимательно относится к проблемам Петербурга. В 2005 году в общей сумме из федерального бюджета городу выделено почти 28 млрд рублей, что почти на 20% больше, чем в 2004 году.

Введены в действие три транспортных путепровода. Отремонтировано, в том числе капитально, 4 млн квадратных метра дорог. Осуществляется капитальный ремонт одной из важнейших, самой протяженной и при этом самой запущенной магистрали города - проспекта Энгельса.

2004 год стал годом прорыва еще на одном направлении, от которого в решающей степени зависит качество жизни петербуржцев. Можно констатировать, что в нашем городе произведен запуск реальной, а не декоративной реформы жилищно-коммунального хозяйства.

В сфере эксплуатации жилищного фонда уже действуют 62 акционерных общества, находящихся в городской собственности, и более 60 частных эксплуатационных организаций. До конца июня завершатся конкурсные процедуры по первым 57 лотам на право обслуживания жилищного фонда. Таким образом, созданы реальные условия для ликвидации госмонополизма в жилищной сфере. В Санкт-Петербурге сейчас около 2700 объединений собственников жилья - ЖСК и ТСЖ. При этом количество товариществ собственников жилья в старом фонде увеличилось в два с лишним раза.

В 2004 году город впервые увеличил масштабы расселения аварийного и ветхого жилья. Удалось переселить в нормальные условия более тысячи семей, в том числе началось расселение печально известного квартала Шкапина - Розенштейна.

В 2004 году выдано 1400 ипотечных кредитов. Этого, конечно, недостаточно, но в три-четыре раза превышает показатели прошлых лет. А в 2005 году будет выделено уже более 3 тысяч ипотечных кредитов.

Более 2 млрд руб. были направлены на капитальный ремонт жилищного фонда, выполнен ремонт фасадов 195 домов, кровель - почти тысячи домов. Стартовала программа "Дворы Санкт-Петербурга" с общим объемом финансирования 6,5 млрд рублей.

В 2004 году парк городского транспорта обновлялся в таких масштабах, которых город не знал многие годы. За счет средств городского бюджета приобретено 35 трамваев, 49 троллейбусов и 254 автобуса, новые вагоны метро. Это восьмикратное увеличение закупок по сравнению с 2003 годом.

Подводя итоги главного из того, что сделано в 2004 году, еще раз подчеркну: мы добились прорыва на ключевых направлениях. Это стало возможным благодаря решительному отказу от игнорирования тех вызовов, перед которыми стоял город. Благодаря политической стабильности, солидарной работе всех ветвей власти, жесткой бюджетной политике, наступательным действиям в области привлечения инвестиций, оздоровлению предпринимательского климата, продвижению Петербурга в стране и мире, четкому определению ключевых магистральных проблем, которые требуют концентрации ресурсов.

Теперь позвольте остановиться на главных направлениях наших усилий в 2005 году.

Прежде всего, мы не имеем права потерять темпа ни на одном из направлений. Из всех новых возможностей, созданных в 2004 году, нам предстоит извлечь результат. Заверяю вас: головокружение от успехов Правительству Санкт-Петербурга не грозит. Мы воспринимаем достижения 2004 года исключительно как базу для дальнейшего роста. 2004 год подтвердил, что только инновационный стиль управления городом позволяет перешагивать сразу несколько ступеней на пути модернизации. Вот почему наша тактика - это прорыв, а не убаюкивающая неторопливость по принципу "step by step".

Результаты 2004 года станут импульсом дальнейшего роста при условии точного определения основных приоритетов бюджетной политики на 2006 год.

Беспрецедентный рост доходной части бюджета 2005 года уже позволил нам параллельно решать две равновекторные задачи, которые прежде городу не удавалось совместить. Существенно увеличены расходы и на капитальное строительство, инженерную подготовку новых территорий, и на социальные нужды. Вот почему бюджет 2005 года был назван одновременно и бюджетом развития, и социально ориентированным бюджетом.

Убеждена: новые бюджетные возможности позволяют, а жизнь настоятельно требует акцентировать, усилить составляющую развития капитальных вложений. Разумеется, без малейшего ущерба для социальной политики города. Пришло время подлинного развития Санкт-Петербурга. Но развитие невозможно, если бесконечно "проедать" бюджет, латать дыры, закрывать лишь текущие нужды, если за деревьями не видеть леса. Пришло время строить - новые школы, больницы, театры, оздоровительные и спортивные центры. И не просто строить, но и оснащать их по канонам XXI века, обеспечивая петербуржцам стандарты услуг европейского качества. Мы обязаны думать о том, какой город передадим следующему поколению.

Основные приоритеты бюджетной политики на 2006 год:

- увеличение бюджета развития с направлением средств на развитие общественной инфраструктуры;

- эффективная социальная политика, адресное предоставление социальной помощи: с 2006 года мы предлагаем ввести доплаты к пенсиям до прожиточного минимума неработающим пенсионерам старше 60 лет, то есть понизить планку на пять лет;

- рост расходов на улучшение социально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, работников бюджетной сферы;

- поддержка детства в целом и детей инвалидов.

Рост доходов городской казны должен и впредь достигаться без дополнительной финансовой нагрузки на экономику, за счет наращивания инвестиционной составляющей, расширения налогооблагаемой базы, эффективного управления городской собственностью и имуществом, повышения собираемости налогов, вывода из "тени" нерегистрируемого сектора экономики.


следующая страница >>