uzluga.ru
добавить свой файл

Подходы к оценке качества курсов и программ дистанционного обучения


Вопрос оценки качества дистанционного обучения целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1)      оценка качества существующих курсов/программ дистанционного обучения и их пригодности для использования в учебном процессе и

2)      разработка требований к качеству курсов дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных курсов дистанционного обучения.

Вопросы оценки качества дистанционного обучения важны для университетов v они должны быть уверены, что курсы дистанционного обучения, которые они проводят, соответствуют самым высоким академическим стандартам. Государство поддерживает потребителей образовательных услуг, обеспечивая их информацией о том, как определить качество учебных курсов. Управляющие структуры в сфере образования должны разработать и утвердить стандарты качества и обеспечить финансовую стимуляцию учебных организаций к разработке качественных курсов дистанционного обучения. Органы аккредитации могут ввести стандарты оценки качества, направленные на обеспечение качества курсов дистанционного обучения. И, наконец, региональные организации могут поддержать обмен качественными курсами дистанционного обучения.

Принципы качественных программ дистанционного обучения (проект WCET, США):

 Организации, предлагающие дистанционные курсы и программы, имеют общую насущную потребность в оценке их качества. Наличие множества факторов, влияющих на успешность дистанционного обучения, приводит к тому, что создание всестороннего (всеобъемлющего) плана оценивания дистанционного обучения становится сложной и обескураживающей задачей. К несчастью, то, что может показаться наиболее логичным подходом к определению эффективности, часто является теоретически необоснованным (ошибочным). Например, сравнение достижений учащихся между дистанционными и очными курсами может показаться простым решением, однако план дает сбой по ряду причин. Однако существуют теоретически значимые подходы для определения эффективности обучающих систем, наряду с различными методами получения ответов на релевантные (относящиеся к делу) вопросы.

Системы дистанционного обучения состоят из сложного массива инфраструктур и персонала. Среди множества факторов, которые необходимо рассмотреть, следует упомянуть вопросы преподавания, технологий, внедрения и организации. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. Как и в любой системе, отдельные компоненты должны эффективно работать вместе, чтобы вся система дистанционного обучения работала слаженно.

Оценка систем дистанционного обучения обычно разбивается на две широкие категории: формативную и суммативную.

Формативная, или образующая, оценка служит для улучшения продуктов, программ и учебных мероприятий посредством обеспечения информацией на этапах планирования и разработки. Данные, собранные на этапах проектирования и разработки, обеспечивают проектировщиков и разработчиков информацией о том, что работает, а что не работает, своевременно для улучшения системы, пока она допускает внесение изменений.

Суммативная, или совокупная, оценка определяет, функционируют ли продукты, программы и учебные мероприятия, обычно в совокупности, в терминах потребности или системной цели.

Суммативная оценка v это информация, предназначенная для аудитории, внешней по отношению к команде проектирования и разработки (например, для финансирующих организаций, клиентов или органов аккредитации) о том, как работает вся система в реальных условиях. Хотя эта информация может быть использована для внесения в систему изменений и дополнений, более вероятно, что эта информация послужит основанием для принятия финансовых или организационных решений по использования или поддержке системы дистанционного обучения.

Формативная и суммативная оценки отличаются аудиторией, для которой собирается информация, временем в цикле разработки, когда информация собирается, и целью сбора информации. Robert Stake привел такую аналогию с двумя этапами оценки супа: когда повар дегустирует суп, это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) дегустирует суп, это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

^ Формативная оценка дистанционного обучения.

Формативная оценка дистанционного обучения это лучший способ обеспечить качество курса дистанционного обучения до его выпуска.

Разработка курсов дистанционного обучения требует рассмотрения проблем формативной оценки, главным образом попадающих в одну из двух основных категорий: проблем педагогического проектирования (таких как выбор стратегии преподавания или методов оценки знаний) и проблем разработки интерфейса (навигации по веб-сайту, эстетики и пр.).

Если рассмотреть вопросы педагогического проектирования, то эксперт по оценка ищет ответы на главные вопросы эффективности обучения. Научились ли студенты тому, что предполагалось в целях и задачах курса? Если нет, то почему? Были ли цели курса четко определены и измеряемы? Были ли выбраны соответствующие стратегии преподавания? Было ли в курсе достаточно практической работы и обратной связи? Были ли включены примеры? Коррелируют ли методы оценки знаний содержанием курса и педагогическим подходом. Если на эти вопросы можно ответить в рамках этапа формативной оценки, то корректирующие воздействия приведут к приобретению дистанционными учащимися более эффективного опыта обучения.

Даже педагогически безупречный дистанционный курс может не привести к успешному обучению, если студенты сталкиваются с плохим дизайном веб-сайта. =Оценивая дизайн интерфейса курса дистанционного обучения, несколько простых вопросов могут дать представление о сильных и слабых сторонах сайта. Просто ли осуществлять навигацию оп веб-сайту? Был ли он эстетически приятным, а также разборчивым? Легко ли загружается каждая страница сайта? Требуются ли специальные плагины для просмотра содержимого и обеспечены ли ссылки на их загрузку?

^ Формативные этапы и методы.

В общем, формативная оценка может включать шесть различных этапов.

Оценка проектирования привлечение других проектировщиков или экспертов, знакомых со стратегией педагогического проектирования и лежащей в её основании теорией обучения, для оценки самого проекта. Этот вид оценивания применяется с самых ранних этапов процесса проектирования и продолжается до тех пор, пока проектирование не будет завершено. Этот вид оценивания нацелен на повышение качества педагогического проектирования курса дистанционного обучения.

^ Экспертная оценка привлечение экспертов по контенту, преподавателей, разработчиков тестов и других специалистов, кто может судить о пригодности содержания курса и учебных мероприятий для целевой аудитории. Этот этап позволяет избежать создания курса, который просто не может быть эффективно использован потенциальными учащимися по причине неприемлемого контента, подхода к его представлению, пропущенного материала и пр.

^ Оценка один-на-один встреча члена команды разработки курса с представителем целевой аудитории для того, чтобы пройти через часть курса и конкретно обсудить его. Обычно на данном этапе ведется работа с прототипом курса. Полученные данные дают первое представление о мнении реальных учащихся о курсе, удобстве его использования и качестве учебных материалов. Эта оценка является критически важной, т.к. она производится на этапе, когда инвестиции времени, денег и творческих усилий еще сравнительно невелики. После прохождения этой контрольной точки вносить изменения становится все сложнее и практически невозможно на этапе масштабного производства курса.

^ Оценка малых групп апробация компонентов курса, чья разработка практически завершена, в окружении, допускающем взаимодействие между представителями целевой группы. Данные обычно собираются посредством проведения опросов, групповых интервью, пробных тестов и т.п.

^ Полевые исследования апробируют готовый курс на выборке из целевой аудитории в реальных условиях обучения, на которые рассчитан курс. На этом этапе все ещё можно вносить изменения, однако не многочисленные и не приводящие к существенному увеличению стоимости курса.

^ Текущие оценки необходимы, т.к. система обучения никогда не может считаться законченной по крайней мере, не на длительное время. Помимо того, что в любой курс могут закрасться ошибки, изменяются содержание, технологии, цели обучения, и все это требует пересмотра курса. Чтобы провести качественный повторный анализ, проектирование и разработку курса, необходима дополнительная информация, которую и можно получить при регулярном текущем оценивании.

Второй подход, связанный с определением успешности курса или программы дистанционного обучения, называется суммативной оценкой. Процесс суммативной оценки разбивается на несколько этапов. Прежде всего, должны быть очерчены общие области рассмотрения. В рамках этих области выявляются вопросы, требующие изучения. После определения конкретных вопросов оценки, выбираются соответствующие методы сбора информации. Данные собираются, анализируются и представляются в виде отчета представительной аудитории