uzluga.ru
добавить свой файл
1



На правах рукописи


Нурзат Оюмаа Анатольевна


ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ


Специальность 08.00.10-Финансы, денежное обращение и кредит


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре банковского дела

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова


Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

^ Смулов Алексей Михайлович


О
доктор экономических наук, профессор

Рогова Ольга Леонидовна


кандидат экономических наук, доцент

^ Дадашева Ольга Юрьевна


Московский банковский институт (МБИ)
фициальные оппоненты: -



-


Ведущая организация: -


Защита состоится «25» февраля 2011 года в 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.02 при ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» по адресу: 117997, Москва, Стремянный пер., 36.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».


Автореферат разослан «24» января 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Маршавина Л.Я.

^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Кредитование традиционно является основной функцией банка. В мировой банковской практике кредиты составляют более половины всех банковских активов, в России данный показатель на начало декабря 2010 года составил более 67%1. В последние годы российский банковский рынок развивался синусоидально-волнообразно. До осени 2008 года наблюдался бурный рост кредитования: на начало второй половины года банками было выдано почти 17 трлн. руб., что явилось результатом пятикратного роста объемов кредитования за предыдущие 5 лет. Однако уже с конца 2008 года вплоть до конца 2009 года банковское кредитование переживало спад, после чего началось медленное оживление, и на текущий момент объемы выданных банками кредитов достигли 21 трлн. руб.2

Основными заемщиками в банковском кредитовании являются корпоративные клиенты. Так, на начало декабря 2010 года доля корпоративных клиентов в совокупном кредитном портфеле российских банков составила почти 64%3, соответственно, доля проблемной задолженности данных клиентов является подавляющей в совокупном портфеле проблемных кредитов банков, в связи с чем вызвана необходимость оптимизации работы с проблемной задолженностью корпоративных клиентов коммерческих банков.

Постсоветский российский рынок кредитов изначально и до сегодняшнего дня характеризуется высоким уровнем кредитного риска, который является одним из основных в банковской деятельности. По данным Банка России, совокупный объем просроченной ссудной задолженности банков на конец 2010 года достиг более 1,1 трлн. руб. или 5,2% от совокупного кредитного портфеля банков; при росте с начала 2008 года совокупного объема кредитного портфеля банков на 50% доля просроченной ссудной задолженности увеличилась более чем на 500%4.

По ряду причин данные официальной статистики Банка России дают неполную картину состояния (качества) российского рынка кредитования, более того, отсутствует официально публикуемая информация по проблемным кредитам, то есть кредитам, по возврату которых выявлены сложности и которые потенциально могут стать просроченными. В российских банках доля проблемных кредитов, по оценкам различных экспертов, достигает 10-40% от всех кредитных вложений.

В связи со сказанным в повышении стабильности и надежности российской банковской системы важное место занимает процесс оптимизации возврата корпоративных кредитов как основной составляющей кредитных портфелей российских банков, что определило актуальность темы диссертационного исследования.

^ Степень научной разработанности темы. В экономической литературе вопрос управления банковской проблемной задолженностью рассмотрен недостаточно. В части терминологии в экономической литературе понятия просроченного и проблемного кредита однозначно и четко не определены, отсутствует детализированная систематизированная методология, описывающая шаги, предпринимаемые со стороны банка, заемщика и третьих лиц, направленные на повышение качества проблемной задолженности и последующий ее возврат.

Можно говорить о назревшей необходимости повышения эффективности управления проблемными (просроченными) кредитами и в то же время - об отсутствии в настоящее время достаточной и комплексной разработки указанных вопросов в научном и практическом отношениях.

^ Цель диссертационного исследования – разработка перспективных подходов к повышению эффективности управления проблемными корпоративными кредитами в коммерческих банках.

Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие основные задачи исследования:

- выявить направления совершенствования научных подходов к управлению проблемными кредитами коммерческих банков;

- разработать методику организации работы с проблемными кредитами в коммерческих банках;

- обосновать модели эффективного возврата проблемных кредитов коммерческих банков;

- сформулировать новую постановку задачи управления проблемными кредитами;

- расширить понятия «проблемный кредит», «просроченная задолженность».

^ Объектом исследования выступают взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие в процессе функционирования и взаимодействия кредитора, заемщика и третьих лиц в процессе возврата проблемной (просроченной) корпоративной задолженности.

^ Предметом исследования является проблемная, в том числе просроченная, корпоративная задолженность по выданным ссудам в аспекте организации управления данной задолженностью в коммерческих банках.

Область исследования диссертационной работы соответствует требованиям паспорта ВАК Минобрнауки РФ по специальности 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит, а именно: п. 9.3. «Развитие инфраструктуры кредитных отношений современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования»; п. 9.4. «Моделирование кредитных систем и кредитного механизма»; п. 10.4. «Проблемы обеспечения сбалансированной банковской политики в области инвестиций, кредитования и формирования банковских пассивов по всему вектору источников и резервов».

^ Методологическая и теоретическая база. Исследование проводилось с использованием комплексного подхода, а также с применением общих методов научного познания: сравнения, анализа, синтеза, методов группировки, прогнозирования.

Были изучены Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции и положения Центрального банка Российской Федерации, статистические данные Росстата, Банка России и другие, характеризующие состояние отечественной экономики, кредитного рынка, финансовой системы и банковского сектора.

При подготовке диссертационного исследования обобщены труды отечественных ученых-экономистов, исследовавших теоретические и практические аспекты постановки, разрешения проблемы и работы кредитных организаций с проблемными (просроченными) кредитами, стратегического управления и оптимизации данного вида банковской деятельности: Н.Г. Антонова, И.Т. Балабанова, Г.Н. Белоглазовой, В.И. Богатырева, В.И. Букато, Н.И. Валенцевой, О.Е. Вороновской, Ю.В. Головина, Н.Е. Егоровой, О. Заславской, С.Н. Кабушкина, Ю.И. Коробова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Ю.И. Львова, А.И. Ольшаного, М.А. Песселя, С.А. Потехина, Ю.Ю. Русанова, В.Т. Севрук, О.И. Сергеевой, А.М. Смулова, Е.Б. Ширинской.

При написании диссертационной работы были изучены труды зарубежных исследователей: Дж. Бэссиса, Э.М. Морсмана мл., П.С. Роуза, Дж. Синки мл., Э. Кейда.

^ Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических, методологических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления проблемной задолженностью коммерческих банков на основе анализа зарубежного и отечественного опыта с учетом современных тенденций в российской экономике.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в следующем:

1. Разработаны научные подходы к управлению проблемными кредитами, в основе которых лежит обоснование применения банками преимущественно превентивных мер к заемщикам и функционирования кредитных организаций в отношении должников на принципах взаимоприемлемого партнерского сотрудничества.

2. Выработана методика организации работы с проблемными кредитами в виде интегральной модели взаимодействия Банка, Центра сбора долгов, Аналитико-расчетных центров (на различных уровнях функционирования: внутрибанковском, региональном, федеральном) с использованием программного обеспечения класса «систем поддержки принятия решения».

3. Даны рекомендации по оптимизации управления проблемными кредитами путем реализации предложенных моделей взаимодействия банков и должников в кризисных ситуациях: а) с использованием факторинговых операций; б) посредством выделения центров производства и дохода заемщика, на примере доказана экономическая эффективность рекомендуемой модели.

4. Сформулирована новая концептуальная постановка задачи управления проблемными кредитами, заключающаяся в выявлении тех действий (условий), при реализации которых вероятность возврата кредитов стремится к 1 (единице).

5. Расширены понятия «проблемный кредит» и «просроченная задолженность» включением точного описания предмета и объекта понятий.

^ Теоретическая значимость полученных научных результатов заключается в возможности формирования научно обоснованных предложений по совершенствованию управления проблемной задолженностью коммерческих банков.

^ Практическая значимость результатов диссертации заключается в возможности их использования с целью улучшения существующих систем управления проблемной (просроченной) задолженностью в практической деятельности заинтересованных подразделений банков, работа которых прямо или косвенно направлена на оптимизацию управления проблемной (просроченной) задолженностью.

Теоретические положения диссертационной работы были использованы в учебном процессе РЭУ им.Г.В. Плеханова при проведении семинаров по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки».

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Ряд выводов и рекомендаций, приведенный в работе, использован в работе Управления сопровождения банковских операций ОАО «Альфа-Банк», а также Департамента контроля качества ООО «Барклайс Банк». Результаты диссертационного исследования были доложены, обсуждены и одобрены на международных конференциях по вопросам развития экономики и банковского дела в 2008-2010 гг., в том числе на Международной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов «Новая Российская экономика: движущие силы и факторы. New Russian economy: major drivers and determinants» в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова (2008г.); на XXII и XXIII Международных Плехановских чтениях (2009-2010гг.) в РЭУ им. Г.В. Плеханова; на X Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (2009г.) в ЦЭМИ РАН; на 32-й Международной научной конференции «Системное моделирование социально-экономических процессов» (2009г.) в Воронежском государственном университете; на Международной научной конференции «Повышение устойчивости и реализация инновационного потенциала финансовой системы Российской Федерации» (2010г.) в Ивановском государственном университете.

Публикации. По теме исследования опубликовано 15 работ, отражающих основное содержание и результаты диссертационной работы, общим объемом 3,7 п.л. В том числе 3 работы объемом 2,16 п.л. - в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, 6-и приложений, 14-и рисунков, 14-и таблиц и списка использованной литературы, включающего 133 наименования.


^ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Разработаны научные подходы к управлению проблемными кредитами, в основе которых лежит обоснование применения банками преимущественно превентивных мер к заемщикам и функционирования кредитных организаций в отношении должников на принципах взаимоприемлемого партнерского сотрудничества.

Традиционные методы работы с проблемными долгами являются неэффективными по целому ряду причин, в том числе отставание государственного законодательного и нормативно–правового регулирования от требований текущего дня; методолого-методическое несовершенство подходов к работе с проблемными активами как на государственном, так и на локальном (конкретных банков) уровнях; отсутствие системной подготовки и нехватка квалифицированных кадров, специализирующихся на работе с проблемной задолженностью; а также неэффективная организация деятельности по работе с проблемными долгами в банках.

В отличие от методов управления проблемными кредитами, ранее представленных экономистами-исследователями, заключающихся в применении оздоровительных мер по отношению к кредиту уже после ухудшения его качества и наступления сложностей по возврату, то есть своего рода «ликвидации последствий», в диссертации акцентируется внимание на необходимости развития превентивных (профилактических) мер, целью которых является предотвращение наступления возможных проблем по кредиту.

Наиболее важным принципом любых действий банков в отношении заемщиков должен стать принцип построения постоянного взаимоприемлемого партнерского сотрудничества.

Основные принципы партнерского сотрудничества, которых должны придерживаться и кредитор, и заемщик:

- открытость и согласованность в выборе метода урегулирования проблемной задолженности;

- методическое (документальное) обеспечение работы с проблемными кредитами, заключающееся в наличии у кредитных организаций программ по урегулированию проблемной задолженности;

- содействие кредитора(ов) заемщику в реализации оптимального вида реструктуризации кредитной задолженности.

2. Выработана методика организации работы с проблемными кредитами в виде интегральной модели взаимодействия Банка, Центра сбора долгов, Аналитико-расчетных центров (на различных уровнях функционирования: внутрибанковском, региональном, федеральном) с использованием программного обеспечения класса «систем поддержки принятия решения».

Стратегической задачей Центра сбора долгов является вывод предприятия–должника из кризисной ситуации, восстановление производственно-экономического потенциала предприятия, возврат задолженности Банку в максимально возможном объеме.

Функции Аналитико-расчетных центров сводятся к консолидации всей информации о заемщиках, расчету кредитоспособности потенциальных и оценке состояния финансово-хозяйственной деятельности реальных заемщиков. Банки в свою очередь имеют возможность запрашивать в АРЦ ретроспективную и прогнозную информацию о любой компании, являющейся их потенциальным или реальным заемщиком. На рис.1 показаны структура и процесс организации совместной работы Банка, ЦСД и АРЦ при кредитовании и управлении проблемной задолженностью.

Процесс функционирования системы рассмотрен на двух уровнях: внешнем - «Банк – внешний АРЦ», «Банк – ЦСД» и внутреннем – между подразделениями Банка.

^ На внешнем уровне выделяются связи:

- внешнего АРЦ (АРЦВ) с Компанией: предоставление Компанией отчетов о показателях текущей финансово-хозяйственной деятельности (1);



Рис. 1. Интегральная схема взаимодействия Банка, Аналитико-расчетных центров и Центра сбора долгов

- внешнего АРЦ с Банком: запрос Банком показателей финансово-хозяйственной деятельности потенциальных или реальных заемщиков (2); обмен информацией между внешним АРЦ и АРЦ Банка (3);

- Компании и Банка: рассмотрение Банком заявления Компании на выдачу кредита и последующая выдача кредита или отказ в кредитовании (4);

- Компании и ЦСД: взаимодействие ЦСД и Компании при «докредитной» работе, работе в процессе текущего обслуживания кредитов и работе с проблемными кредитами, которая производится Службой кредитования с реализацией функции комплексного финансового мониторинга (5); при взаимодействии с Подразделением по работе с проблемными активами (6).

Отдельно отмечены связи Банка и ЦСД, иллюстрирующие их взаимодействие в процессе управления проблемной задолженностью (7).

^ На внутрибанковском уровне рассматривается взаимодействие Службы кредитования с другими подразделениями Банка, принимающими участие в организации и реализации процесса банковского кредитования: Подразделения бухгалтерского, налогового, юридического сопровождения, Подразделение управления рисками, Подразделение по работе с залоговыми активами, Служба экономической безопасности и др. (8); взаимодействие данных подразделений с Подразделением по работе с проблемными активами (9).

Взаимодействие подразделений проявляется в следующих действиях:

- сотрудники Службы кредитования осуществляют поиск потенциальных клиентов, получают от них требуемую для анализа кредитоспособности заемщика информацию (заявление на выдачу кредита, кредитная история, показатели финансово-хозяйственной деятельности и др.) и заносят информацию в Аналитико-расчетный центр для обработки (10, 15);

- одновременно клиент/руководитель предприятия подвергается психологическому мониторингу (11); на основе предоставленных данных АРЦ Банка (АРЦБ) формирует оценку кредитоспособности потенциальных заемщиков, а сотрудники Службы кредитования по итогам собеседований с заемщиком или руководством заемщика формируют профессиональное психологическое мнение о «благонадежности» заемщика; также другие заинтересованные подразделения на основе данных в АРЦБ формируют заключения в рамках своей компетенции (заключения юридической службы, службы экономической безопасности, управления рисками) и заносят их в АРЦБ (15); итоговые заключения экономического и психологического анализов с положительным или отрицательным вердиктом о выдаче кредита, принятым компетентным органом Банка, загружаются в АРЦБ (12);

- сотрудники Службы кредитования при положительном результате проведенных анализов и одобрении выдачи кредита готовят необходимый «пакет» документов для формирования полного кредитного досье и обеспечивают заключение с заемщиком кредитного и всех необходимых дополнительных договоров; при отрицательном результате - направляют клиенту отказ либо предлагают возможность повторно обратиться в Банк для рассмотрения новой скорректированной заявки на выдачу кредита (13);

- сотрудники Службы кредитования производят постоянный тщательный мониторинг финансового положения заемщиков, качества выданных кредитов, дисциплины погашения задолженности, отслеживают любые изменения в финансово-экономической, производственно-хозяйственной деятельности заемщика (включая психологическое состояние, морально-психологический климат в коллективе и руководящих органах заемщика), учитывая также публикации в средствах массовой информации, мнения партнеров, конкурентов и прочих контрагентов заемщика, его репутацию и т.п., взаимодействуя при этом между собой и с Подразделением по работе с проблемными активами (14). Результаты мониторинга и предварительного анализа на постоянной основе передаются в АРЦ Банка, который производит необходимый анализ во всей его полноте и встречно также предоставляет информацию (15).

В качестве дополнительных мер оптимизации управления проблемными кредитами в диссертации предлагается:

- матрица-группировка признаков проблемности кредитов, позволяющая своевременно распознавать тревожные сигналы и оперативно применять необходимые меры в целях ликвидации выявленных тревожных сигналов;

- матрица типовых сценариев поведения заемщика после получения им кредита, использование которой позволяет моделировать ситуации изменения качества задолженности и предупреждать их негативное влияние;

- программное обеспечение класса «систем поддержки принятия решения» (ПО СППР), функционирующее с применением данных матриц (рис.2).



Рис. 2. Мониторинг кредитного портфеля банка при помощи ПО СППР

Работа данного программного обеспечения направлена на помощь кредитному сотруднику выявлять проблемные кредиты и принимать решение по дальнейшим действиям, которые необходимо реализовать с целью улучшения качества кредитов и их возврата.

3. Даны рекомендации по оптимизации управления проблемными кредитами путем реализации предложенных моделей взаимодействия банков и должников в кризисных ситуациях: а) с использованием факторинговых операций; б) посредством выделения центров производства и дохода заемщика, на примере доказана экономическая эффективность рекомендуемой модели.

^ Первая модель (схема), с использованием операций факторинга, эффективна при управлении проблемными кредитами, качество которых существенно ухудшилось. Основное преимущество данной схемы состоит в том, что при ее реализации денежные поступления от дебиторов идут на погашение задолженности заемщика не в полном объеме, поскольку банком-кредитором устанавливается график погашения, при котором у должника остается часть денежных платежей от дебиторов, необходимая для поддержания функционирования заемщика, благодаря чему у заемщика появляется возможность избежать банкротства.

Общая схема взаимодействия Банка и Заемщика, в которой качество задолженности должника существенно улучшается в результате применения договора о факторинге, показана на рис.3.

Преимущества предлагаемой схемы:

  • снижение рисков кредитной организации в связи с диверсификацией кредитного риска;

  • строгий контроль денежных потоков Заемщика;

  • реструктуризация долга;

  • возврат долга;

  • предотвращение банкротства Заемщика;

  • существование принципа регресса при ухудшении платежеспособности дебиторов.



Рис. 3. Факторинг как способ управления проблемной задолженностью Банка

Вторая модель (схема) заключается в выявлении и выделении центра(ов) производства и доходов Заемщика с целью последующего точечного кредитования. Иными словами, вывод Заемщика из кризисного положения и его финансовое оздоровление происходят за счет финансирования рентабельной части активов, которая в дальнейшем по принципу локомотива приводит в движение и развитие всё производство Заемщика.

Применение данной схемы (схемы ЦПД) целесообразно в том случае, если проблемный кредит характеризуется следующими основными факторами: недостаток объема финансирования; недостроенное производство; несоответствие фактических показателей рентабельности планируемым после начала ввода производства в эксплуатацию.

Основная цель применения схемы ЦПД – возврат проблемной задолженности – достигается путем реализации следующих основных шагов:

1. Анализ и расчет показателей рентабельности проекта при различных вариантах запуска производства. Выделение ЦПД Заемщика;

2. Точечное кредитование центра производства5;

3. Запуск производства.

Процесс реализации основных шагов схемы с выделением центра производства и дохода проиллюстрирован на рис. 4.



Рис. 4. Вывод Заемщика из кризиса посредством реализации схемы ЦПД

Процесс группировки активов Заемщика, в том числе выявления у Заемщика малодоходных и неработающих активов, а также центра производства и доходов проиллюстрирован на рис. 5.



Рис. 5. Группировка активов Заемщика и выделение его ЦПД

Расчет результатов реализации предложенного подхода с учетом показателей потоков денежных средств, чистой текущей стоимости и внутренней нормы прибыли свидетельствует об однозначной экономической эффективности данных автором рекомендаций. В рассматриваемом в диссертационной работе примере дополнительное точечное кредитование проблемного кредита в размере 40% (7 млн. евро) от размера текущего основного долга позволяет реализовать наиболее эффективное производственное функционирование предприятия-Заемщика, при этом добавленная стоимость продукции увеличивается в 5 раз (с 350 до 1500 евро), показатели рентабельности достигают максимальных значений, доход после выхода на 100% мощность (1 год) возрастает почти в 3 раза (15,1 млн. евро; в случае неприменения точечного кредитования доход составляет 5,7 млн. евро), срок окупаемости проекта сокращается почти в 5 раз.

^ Преимущества для Банка:

  • возврат проблемного кредита в реальные сроки;

  • улучшение качества кредитного портфеля Банка за счет улучшения качества проблемного кредита в результате санации должника;

  • улучшение качества совокупной массы «благополучных» клиентов Банка путем трансформации Заемщика из проблемного в платежеспособное развивающееся предприятие;

  • повышение уровня деловой репутации и авторитета Банка как кредитора, ориентированного на взаимоприемлемое сотрудничество с Заемщиком, в том числе в кризисных ситуациях.

Преимущества для Заемщика:

  • сохранение целостности производственного и имущественного комплекса предприятия;

  • формирование (благодаря точечным инвестициям Банка) законченного производства, что позволяет реанимировать бизнес-процесс и выйти в сравнительно небольшие сроки на показатели высокой рентабельности;

  • улучшение финансового положения, восстановление платежеспособности, повышение инвестиционной привлекательности;

  • возможность полноценно функционировать и отвечать по всем обязательствам перед Банком и другими кредиторами и партнерами;

  • восстановление и укрепление деловой репутации предприятия, которая была подорвана из-за неспособности Заемщика обслуживать кредит и отвечать по другим обязательствам.

^ Преимущества для третьих лиц, включая государство:

  • улучшение качества и привлекательности инфраструктуры функционирования Заемщика, в связи с чем возможно создание дополнительных рабочих мест и развитие социальной программы Заемщика;

  • пополнение бюджетов и внебюджетных фондов за счет увеличения отчислений от развивающегося функционирующего производства;

  • улучшение положения партнеров и других компаний, сотрудничающих или зависимых от предприятия-Заемщика в связи со стабилизацией положения Заемщика;

  • расширение клиентской базы потенциальных банков-кредиторов в связи с улучшением финансового положения Заемщика и увеличением его платежеспособного спроса на кредиты.

4. Сформулирована новая концептуальная постановка задачи управления проблемными кредитами, заключающаяся в выявлении тех действий (условий), при реализации которых вероятность возврата кредитов стремится к 1 (единице).

До настоящего времени задача управления проблемными кредитами заключалась в минимизации потерь в случае ухудшения качества задолженности, однако при вышеуказанной постановке задачи действия банка направляются на применение превентивных мер, с максимальной эффективностью предупреждающих появление проблем по задолженности заемщиков.

Возможно, что событие А (погашение кредита) происходит при условии наступления событий (группы факторов), обусловливающих влияние кредитора (события), заемщика (события С), третьих лиц (события D) и некоторых других событий, действие которых в диссертации не исследуется из условного предположения об их минимальном влиянии на конечный результат. Под факторами в диссертации понимаются те мероприятия и действия, которые необходимо предпринять каждому из участников кредитного процесса для того, чтобы вероятность погашения кредита стремилась к 1 (оказалась в итоге равной единице). Иными словами, необходимо определить такую группу факторов B, C и D, при которых вероятность наступления условия А оказалась бы равной 1 (единице), то есть кредит был бы погашен.

Таким образом, с некоторой степенью погрешности можно считать, что события образуют полную вероятность событий, обусловливающих влияние кредитора. Аналогично события С образуют полную вероятность событий, обусловливающих влияние заемщика, а события D – полную вероятность влияния третьих лиц. С целью упрощения задачи в диссертации исследовано ограниченное и одинаковое количество факторов из каждой группы, характеризующих влияние кредитора, заемщика и третьих лиц.

Если события , С, D образуют полную группу событий, то используя формулу полной вероятности, вероятность наступления события А (погашение кредита) определяется следующим образом:

(1)

Наиболее важные факторы при первичном рассмотрении задачи в разрезе участников кредитного процесса следующие:

  1. факторы банка:

- добрая воля банка;

- реструктуризация задолженности;

- невзимание штрафов;

- точечное кредитование;

2) факторы заемщика:

- добрая воля заемщика;

- продажа нерентабельных активов (не ведущая к банкротству заемщика);

- стремление к сотрудничеству с банком при улучшении качества проблемного кредита;

- предоставление полной и достоверной информации, влияющей на качество проблемной задолженности;

3) факторы третьих лиц, включая государство:

- добрая воля третьих лиц, включая государство;

- уровень инфляции;

- преференции и льготы (налоговые, таможенные и др.);

- компенсация процентной ставки (полная или частичная).

^ 5. Расширены понятия «проблемный кредит» и «просроченная задолженность» включением точного описания предмета и объекта понятий.

В целях комплексного исследования проблемы в диссертации осуществлен анализ подходов к определению понятий проблемного кредита и просроченной задолженности. Данные понятия экономистами-исследователями специально не рассматривались, а использовались уже как априори известные термины. Наиболее близкое определение проблемного кредита заключается в том, что это кредит, имеющий ряд признаков, с учетом которых он вызывает у кредитных менеджеров обоснованные опасения по поводу возврата основного долга и процентов по нему, а просроченная задолженность - это сумма всех задолженностей (обязательств) заемщика(-ов) перед кредитором (банком), частично или полностью непогашенных в установленный срок, включая вознаграждение за пользование ссудой (проценты), а также начисленные штрафы, пени и прочие выплаты, если таковые оговорены между участниками долговых отношений. В работах различных экономистов-исследователей понятие «проблемная ссудная задолженность» часто заменяется понятием «проблемный кредит». Согласно ГК РФ, разница между понятиями «ссуда» и «кредит» состоит в том, что ссуда может быть выдана безвозмездно, а кредит нет6. В данной работе понятия «ссуда» и «кредит» рассматриваются не с юридической, а с финансово-экономической точки зрения, следуя которой принципиальной разницы в использовании данных понятий нет.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и предложения.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:

  1. Нурзат О.А., Смулов А.М. Факторинг  как схема управления проблемной задолженностью // Управление экономическими системами: электронный научный журнал -2010. - №4(24). - № гос. рег. статьи 0421000034. Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru. (0,06 п.л.). (Рекомендован ВАК)

  2. Нурзат О.А., Смулов А.М. О перспективных подходах банков к работе с проблемной и просроченной ссудной задолженностью // Финансы и кредит. -2010. -№33(417) (1,3 п.л.). (Рекомендован ВАК)

  3. Нурзат О.А., Смулов А.М. Проблемная задолженность: понятие, основные признаки и меры повышения эффективности возврата проблемных кредитов // Финансы и кредит. -2009. -№35(371) (0,8 п.л.). (Рекомендован ВАК)

  4. Нурзат О.А. Прогнозирование объема проблемных кредитов банков. XXIII Международные Плехановские чтения (19-23 апреля 2010г): тезисы докладов аспирантов и магистрантов. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2010 (0,1 п.л.).

  5. Нурзат О.А., Смулов А.М. Антикризисная стратегия управления проблемной задолженностью банков. // Бизнес и банки. – 2010. -№8(989) март (0,06 п.л.).

  6. Нурзат О.А. Работа специализированного фонда с банковской проблемной задолженностью. Международная научная конференция (26-27 февраля 2010г) «Повышение устойчивости и реализация инновационного потенциала финансовой системы Российской Федерации». –Иваново: ГОУ ВПО «ИвГУ», 2010 (0,1 п.л.).

  7. Нурзат О.А., Смулов А.М. Банковское кредитование в период кризиса и после: объемы, стратегия, перспективы. // Бизнес и банки. – 2010. -№2(983) январь (0,06 п.л.).

  8. Нурзат О.А., Смулов А.М. Понятие, основные признаки проблемного кредита и управление проблемным долгом. Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 32-й Международной научной школы-семинара, Вологда, 5-10 октября 2009г. Часть вторая. –Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 (0,06 п.л.).

  9. Нурзат О.А., Смулов А.М. Совместное стратегическое планирование деятельности компании и банка в условиях кризиса. X Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий», Москва, 14-15 апреля 2009г. Секция 3: Опыт стратегического планирования на российских и зарубежных предприятиях. -М.: ЦЭМИ, 2009 (0,06 п.л.).

  10. Нурзат О.А. Меры повышения возвратности банковских кредитов. XXII Международные Плехановские чтения (14 апреля 2009г) тезисы докладов аспирантов и магистрантов. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2009 (0,1 п.л.).

  11. Нурзат О.А., Смулов А.М. Новый подход к постановке задачи управления проблемными кредитами коммерческих банков. // Молодой ученый. -2009. -№8 (0,2 п.л.).

  12. Нурзат О.А., Смулов А.М. Кредитование в исламских банках: принципы, особенности, проблемы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2008, -№12 (0,2 п.л.).

  13. Нурзат О.А. Проблемная задолженность банков: пути управления. Международная научно-практическая конференция молодых ученых и аспирантов «Новая Российская экономика: движущие силы и факторы» «New Russian economy: major drivers and determinants», Ярославль, 27 ноября 2008г. -Ярославль: ЯрГУ, 2009 (0,2 п.л.).

  14. Нурзат О.А. Сопровождение кредитных операций в коммерческих банках. // Экономика и финансы, - 2007, -№1 (0,2 п.л.).

  15. Нурзат О.А. Особенности формирования коммерческими банками кредитного досье организаций. // Экономика и финансы, - 2005, -№22 (0,2 п.л.).

НУРЗАТ ОЮМАА АНАТОЛЬЕВНА (Россия)

^ Перспективные подходы к повышению эффективности управления проблемными кредитами в коммерческих банках

В диссертации исследованы теоретические основы проблемной (просроченной) задолженности; выявлены и обоснованы направления совершенствования методов управления проблемными кредитами коммерческих банков; представлена методика управления проблемными кредитами в виде организации взаимодействия банков и специализированных структур, работа которых направлена на улучшение качества кредитов и их возврат; разработаны перспективные схемы эффективного возврата проблемной задолженности; сформулирована новая постановка задачи управления проблемной задолженностью и определения действий, необходимых к реализации c целью предотвращения возникновения проблемной задолженности; расширены понятия «проблемный кредит», «просроченная задолженность». Рекомендуемые меры позволят значительно повысить эффективность управления проблемной корпоративной задолженностью коммерческих банков.


Oyumaa A. Nurzat (Russia)

^ Perspective ways to improve the effectiveness of management of bad and overdue debts in commercial banks

The dissertation goals are to research theoretical fundamentals of problem (overdue) debt and to develop perspective ways to improve the effectiveness of management of bad and overdue debts in commercial banks. The direction improvement of bank problem credits management is based in the dissertation. The author offers methodology of problem credits management as organization of banks and specialized structures cooperation. There perspective schemes of effective return of problem credits are recommended. Also there a new statement of task of problem credits management, under which determination of actions needed to be realized for the purpose of problem credits prevention is defined. The substance of «problem credit» and «overdue debt» is supplemented in the dissertation. Using suggested measures allows considerably to increase the effectiveness of problem corporative credits management in commercial banks.

1 Обзор банковского сектора Российской Федерации. Банк России, № 98, декабрь 2010. Экспресс-выпуск (интернет-версия). Информационно-аналитические материалы. Раздел банковская система. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_101201.pdf. (14.12.2010).

2 Там же.

3 Там же.

4 Обзор банковского сектора Российской Федерации. Банк России, № 98, декабрь 2010. Экспресс-выпуск (интернет-версия). Информационно-аналитические материалы. Раздел банковская система. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_101201.pdf. (14.12.2010).

5 Смулов А.М., Нурзат О.А. Проблемная задолженность: понятие, основные признаки и меры повышения эффективности возврата проблемных кредитов // Финансы и кредит. -2009. -№35.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный Закон от 26.01.1996 №14-ФЗ. Ст. 689. Ст. 819.