uzluga.ru
добавить свой файл
1




О несоответствии нормативных правовых актов Алтайского края федеральному законодательству


В марте 2012 года Управлением проведена правовая экспертиза 171 нормативного правового акта Алтайского края, по результатам которой несоответствия федеральному законодательству выявлены в 6 нормативных правовых актах Алтайского (в том числе в 5 актах – по результатам их первичной экспертизы в связи с внесением в них изменений и в 1 акте – по результатам повторной правовой экспертизы) в следующих сферах правового регулирования:

- общественные отношения в сфере государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (1);

- общественные отношения в сфере образования (1);

- общественные отношения в сфере градостроительной деятельности (1);

- общественные отношения в сфере здравоохранения (1);

- общественные отношения в области административного законодательства (1);

- общественные отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) (1).

Приведем примеры наиболее характерных нарушений действующего законодательства, выявленных в процессе проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов.

Несоответствия федеральному законодательству, касающиеся порядка разработки административных регламентов предоставления государственных услуг, в том числе порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, выявлены по результатам правовой экспертизы приказа управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 30 ноября 2010 года № 3696 (с изменениями, внесенными приказами управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 23 июня 2011 года № 2137, от 3 ноября 2011 года № 3855), которым утвержден административный регламент предоставления управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи государственной услуги «Предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования».

Вывяленные в указанном административном регламенте несоответствия федеральному законодательству заключались в следующем.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями от 3 декабря 2011 года).

Согласно части 1 статьи 12 вышеназванного Федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Частью 14 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Алтайского края от 4 мая 2011 № 243 (с изменениями от 27 сентября 2001 года) утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов (далее Порядок в соответствующем падеже).

Структура и содержание рассматриваемого административного регламента не соответствует требованиям к административным регламентам предоставления государственных услуг, установленным разделом 3 вышеназванного Порядка.

Кроме того, согласно подпункту «д» пункта 9 Порядка структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.

В этой связи необходимо отметить, что Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 383-ФЗ Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дополнен главой 2.1, в которой определены предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, а также общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы.

Частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что административные регламенты, принятые до дня вступления в силу указанного Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями данного Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года.

На основании изложенного, по результатам правовой экспертизы Управлением предложено привести приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 30 ноября 2010 года № 3696 в соответствие с действующим краевым и федеральным законодательством. Экспертное заключение от 12 марта т.г. направлено в органе власти, принявший правовой акт, ответ ожидается.

Несоответствия федеральному законодательству в сфере государственной гражданской службы, касающиеся порядка формирования органом исполнительной власти состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, выявлены по результатам правовой экспертизы приказа управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей от 18 ноября 2010 года № 140 «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, замещающих должности в управлении Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей и урегулированию конфликта интересов» (с изменениями, внесенными приказом управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей от 9 марта 2011 года № 23).

Так, пунктом 3 анализируемого нормативного правового акта утвержден состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей и урегулированию конфликта интересов, в которую входят: заместитель начальника управления, председатель комиссии; консультант управления, заместитель председателя комиссии; главный специалист управления, секретарь комис­сии; представитель департамента Администрации края по вопросам государственной службы и кадров (по согласованию); представитель научной организации и образовательного учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которого связана с государственной службой (по согласованию); представитель общественного совета, образованного при управлении (по согласованию). При этом, персональные данные (фамилия, имя, отчество) указаны только в отношении членов комиссии, являющихся гражданскими служащими управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей.

Однако, в соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что слова «без указания персональных данных экспертов» в части 6 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» относятся к запросам о приглашении экспертов в состав комиссии. Следовательно, персональные данные экспертов не подлежат указанию лишь в запросах о приглашении в состав комиссии независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, направляемых представителем нанимателя в соответствующий государственный орган по управлению государственной службой и руководителем соответствующего государственного органа в научные организации и образовательные учреждения, другие организации.

Указание в правовом акте государственного органа персональных данных лица, включенного в состав комиссии в качестве независимого эксперта, является единственным юридическим фактом, подтверждающим законность его участия в работе комиссии.

Кроме того, поименное, открытое указание персональных данных всех членов комиссии в опубликованном акте государственного органа позволяет реализовать часть 7 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые также могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 11ПВ10.

Таким образом, управлению Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей предложено в составе названной выше комиссии указать персональные данные всех её членов, в том числе независимых экспертов, а именно фамилии, имена, отчества, места работы и занимаемые должности.

Экспертное заключение Управления от 21 марта 2012 года направлено в орган власти, принявший акт, ответ ожидается.

С начала года на основании экспертных заключений Управления приведены в соответствие с федеральным законодательством следующие нормативные правовые акты:

- приказ Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 12 сентября 2011 года № 37 «Об утверждении Административного регламента «Предоставление информации и выписок из реестра государственного имущества Алтайского края» (внесены изменения);

- приказ управления ветеринарии Алтайского края от 30 декабря 2009 года № 244-п «Об утверждении административного регламента осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Алтайского края» (с изменениями, внесенными приказами управления ветеринарии Алтайского края от 15 апреля 2010 года № 68-п, от 10 марта 2011 года № 94-п, от 11 апреля 2011 года № 140-п и от 17 ноября 2011 года № 569-п) (признан утратившим силу, административный регламент принят в новой редакции);

- приказ управления ветеринарии Алтайского края от 22 августа 2011 года № 427-п «Об утверждении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности краевого государственного бюджетного учреждения, подведомственного управлению ветеринарии Алтайского края, и об использовании закрепленного за ним краевого имущества» (внесены изменения);

- решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2011 года № 434 «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Алтайского края» (признано утратившим силу);


- постановление Администрации Алтайского края от 29 апреля 2010 года № 183 «Об утверждении административных регламентов управления Алтайского края по образованию и делам молодежи» (признано утратившим силу, административный регламент принят в новой редакции);

- приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 19 июня 2009 года № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности государственной функции по обеспечению лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами за счет средств краевого бюджета учреждений здравоохранения, осуществляющих оказание специализированной медицинской помощи жителям Алтайского края» (признан утратившим силу).


Начальник отдела законодательства субъекта

Российской Федерации, ведения федерального регистра

и регистрации уставов муниципальных образований М.В. Фофанова