uzluga.ru
добавить свой файл


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

Международный институт финансов, управления и бизнеса


«Утверждаю»

Ректор ТюмГУ

___________Г.Н. Чеботарев

«___» ____________ 2009 г.


Отчет по самообследованию

специальности 220501.65 «Управление качеством»


Тюмень, 2009

Содержание




Введение ………………………………………………………...……………..

3

1.

Структура подготовки специалистов ……………………………………..

3

1.1.

Структура МИФУБ, кафедры управления качеством и система их управления ……………………………………………………………………..

3

1.2.

Динамика приема и подготовки специалистов …………………...…………

6

1.3.

Анализ выпуска ……………………………………………………..…………

7

2.

Содержание подготовки выпускников ……………………………………

8

2.1.

Соответствие профессиональных образовательных программ и их учебно-методического сопровождения требованиям ГОС ВПО …………..

8

2.2.

Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение …..

10

2.3.

Организация учебного процесса ……………………………………………..

11

3.

Качество подготовки специалистов ……………………………...………..

12

3.1.

Уровень требований, предъявляемых абитуриентам ……...………………..

12

3.2.

Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ГОС ВПО ……………………………………………………….

12

3.3.

Востребованность, трудоустройство и профессиональное продвижение выпускников …………………………………………………………………...

14

4.

Условия, определяющие качество подготовки специалистов …………

14

4.1.

Кадровое обеспечение подготовки специалистов …………………………..

14

4.2.

Научно-исследовательская деятельность и её результативность ………….

15

4.3.

Уровень организации научно-исследовательской работы студентов ……..

17

4.4.

Материально-техническая база ………………………………………............

17

4.5.

Социально-бытовые условия ……………………………………..…..............

18

4.6.

Воспитательная работа …………………………..……………………………

18

5.

Общая оценка условий проведения образовательного процесса ……...

19

5.1.

Общие сведения ……………………………………………………………….

19

5.2.

Замечания и предложения председателя ИАК по улучшению качества подготовки ……………………………………………………………………..

19

5.3.

Перспективы развития специальности ………………………………............

19

5.4.

Заключение ……………...……………………………………………………..

20

Введение.

Необходимость подготовки специалистов в области управления качеством для Тюменского региона определяется современными требованиями мирового сообщества в сфере устойчивого развития, инновационной политики, повышения конкурентоспособности продукции и хозяйствующих субъектов.

Для Тюменской области эта задача актуализируется и в связи с такими новыми целевыми комплексными программами и проектами, как «Урал полярный – Урал индустриальный», «Западно-Сибирский технопарк нефти и газа», программа «Сотрудничество», требующих высококвалифицированных специалистов нового формата в сфере управления качеством.


1. Структура подготовки специалистов.

1.1. Структура МИФУБ, кафедры управления качеством и системы их управления.

Подготовка специалистов по специальности 220501.65 – «Управление качеством» ведется в Международном институте финансов, управления и бизнеса ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (далее МИФУБ ТюмГУ).

Адрес: 625003, г. Тюмень, ул. Ленина, 16;

Тел./факс (3452) 251-597;

E-mail: kaf-uk@utmn.ru;

Сайт кафедры управления качеством: uk.utmn.ru.

Международный институт финансов, управления и бизнеса (далее МИФУБ, Институт) является структурным подразделением Тюменского государственного университета, выполняет функции высшего учебного заведения в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита, менеджмента, социологии, международных социально-экономических отношений, маркетинга и бизнеса.

Институт включает кафедры, центры, учебно-методические, научно-исследовательские, информационные и учебно-вспомогательные подразделения (Схема 1).

Общее руководство Институтом осуществляет Ученый совет Института. Учебно-методическую работу курирует Учебно-методическая комиссия, функции и полномочия которой определены соответствующим Положением.

Непосредственное руководство организацией работы Института осуществляет директор. Организацию учебного процесса и анализ его результатов осуществляет «Отделение бакалавриата» и «Отделение специалитета и магистратуры». Функцию мониторинга тенденций в образовательных услугах, управление учебными планами и планированием нагрузки ППС выполняет учебно-методический центр.

МИФУБ в своей деятельности руководствуется Законом Российской федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлениям подготовки и специальностям, лицензированным в ТюмГУ; Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований (подготовки) для получения дополнительных квалификаций (далее Государственные требования); международными стандартами ИСО 9001:2000; Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования




Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264; Уставом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», утвержденным Министерством образования Российской Федерации 26.03.2002; постановлениями, приказами, инструктивными письмами Министерства образования и науки Российской Федерации и других вышестоящих организаций; правилами внутреннего трудового распорядка, приказами, распоряжениями администрации и решениями Ученых советов ГОУ ВПО ТюмГУ и МИФУБ, а также документами программно-концептуального характера, определяющими контуры и перспективы развития ТюмГУ и МИФУБ по отдельным направлениям, или в целом, к числу которых относятся: целевая программа «Обеспечения качества подготовки специалистов в ТюмГУ» (2006-2009 г.г.), программа «Развитие информационных и телекоммуникационных технологий ТюмГУ» (2006-2008 г.г.), программа «Развитие филиалов ТюмГУ на период до 2010 г.», программа «Университет здорового образа жизни», целевая программа «Развитие инновационной деятельности ТюмГУ» (2006-2008 г.г.), «Инновационная образовательная программа ТюмГУ», «Концепция воспитания студентов ТюмГУ», «Стратегия ТюмГУ на период до 2010 г.», «Стратегия развития МИФУБ на период до 2010 г.».

МИФУБ ТюмГУ осуществляет образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования по специальности 220501.65 – «Управление качеством» в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686 «О лицензировании Тюменского государственного университета на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности 220501.65 – «Управление качеством»» и на основе лицензии от 13.04.2004 г. № 156313 рег. 2268, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (прилож.2).

Открытие специальности в 2004 г. обусловлено потребностями Тюменского региона в специалистах, подготовленных к управлению качеством в производственно-технологических, социально-экономических и экологических системах.

Виды профессиональной деятельности специалиста: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная.

Область профессиональной деятельности: ориентирована на малый и средний бизнес, строительство, производство пищевой и промышленной продукции; предполагает управление качеством в образовании, здравоохранении, банках, страховании, муниципальных образованиях, правовой системе, сфере бытовых услуг; направлена на системы менеджмента охраны окружающей среды, природопользование, экологическую безопасность, экологическую экспертизу и аудит, экологическое страхование.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: проектирование и поддержание эффективного функционирования систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций, а также поддержание режима постоянного совершенствования.

Подготовка специалистов организуется выпускающей кафедрой управления качеством (УК) по очной форме (5 лет), по заочной форме обучения (3 года) и по (уточнить) образовательной программе с использованием дистанционных технологий.

В своей деятельности кафедра УК, созданная в мае 2007 г. (приказ ТюмГУ от 14.05.2007 г., № 228), руководствуется инструкциями Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», Положением о Международном институте финансов, управления и бизнеса», Положением о кафедре, решением Ученого совета ТюмГУ и Ученого совета МИФУБ ТюмГУ, приказами ректора.

Специализации соответствуют нормативным документам УМО.

Образовательная деятельность осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочего учебного плана, подготовленного на основе типового учебного плана.

Основная образовательная программа реализуется 26 кафедрами ТюмГУ, в числе которых 9 кафедр МИФУБ ТюмГУ. Кафедрой УК выполняется 65,5% учебной нагрузки, другими кафедрами МИФУБ – 9,5%. Кафедрами других институтов/факультетов по образовательной программе выполняется 25,0% нагрузки, из них: институт физической культуры – 2,82%, институт истории и политических наук – 1,65 %, общеуниверситетские кафедры – 0,90%, институт математики и компьютерных наук – 10,60%, филологический факультет – 0,48%, институт государства и права – 1,44%, географический факультет – 1,20%, физический факультет – 4,22%, химический факультет – 1,74%.

Кафедра УК имеет лабораторию компьютерной графики, ряд учебных дисциплин преподается с использованием программ моделирования процессов.

Делопроизводство ведется в соответствии с «Номенклатурой дел Тюменского государственного университета на 2008-2013 годы», утвержденной ректором 12.11.2007 г. и согласованной с экспертно-проверочной комиссией по делам архивов Тюменской области 30.11.2007 г. Выполнение нормативов и требований соблюдается.

Заведующий кафедрой УК о её работе ежегодно отчитывается на Ученом совете МИФУБ ТюмГУ.

Заседания кафедры по организационным, учебно-методическим и научно-исследовательским вопросам проходят не менее раза в месяц в соответствии с планом и оформляются протоколами.

Рабочие программы по всем циклам дисциплин выставлены на сервере ТюмГУ.

Представители кафедры входит в состав Ученого совета УМК, консультативного совета по НИР.

По внеучебной работе со студентами на кафедре УК сложились свои традиции. Дополнительно к олимпиадам и научным студенческим конференциям кафедра ежегодно проводит праздник посвящения студентов 1-го курса в специальность «Управление качеством» под девизом «День нулевого дефекта», а также междисциплинарные КВН.

Необходимая информация по учебно-воспитательному процессу, контингенту студентов, планово-отчетной документации хранится на электронных и бумажных носителях.


1.2. Динамика приема и подготовки студентов.

Прием абитуриентов в университет на специальность «Управление качеством» стабилен и составляет 45-60 человек ежегодно (количество бюджетных мест – 10). Число зачисленных льготников 0, медалистов 4 и победителей олимпиад 0 в целом по периоду 2004-2009 г. Конкурс на бюджетные места в 2008-2009 г. составил 50,3 человека на место, в среднем составляет 26,5 человек на место (прилож.3, ф.1, 2).

Табл. 1. Динамика приема студентов в 2008-2009 г.

Год приема

Бюджет, чел.

Коммерческий прием, чел.

Всего, чел.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

2004-2005

10

10

40

49

50

59

2005-2006

10

10

35

27

45

37

2006-2007

10

12

40

28

50

40

2007-2008

10

9

30

67

40

76

2008-2009

10

10

40

38

50

48


Табл. 2. Конкурс по заявлениям на бюджетные места (10 мест ежегодно).

Год приема

Кол-во человек на место

Медалисты

Льготники

Победители олимпиад

2004-2005

14,7

-

-

-

2005-2006

14,9

-

-

-

2006-2007

15,8

-

-

-

2007-2008

36,9

4

-

-

2008-2009

50,3

-

-

-


Табл. 3. Проходной балл по результатам вступительных испытаний:

Год приема

Проходной балл

2004-2005

189

2005-2006

175

2006-2007

190

2007-2008

138

2008-2009

130

По очной форме в настоящее время обучается 263 студента (1 курс – 48 студентов, 2 курс – 74 студента, 3 курс – 45 студентов, 4 курс – 41 студент, 5 курс – 55 студентов). После выпуска 5-го курса, по специальности «Управление качеством» обучается 208 студентов.

По заочной сокращенной форме обучения (3 года) в 2007-2008 уч. г. обучалось 22 студента, на 1 курс 2008-2009 уч. г. принято 20 студентов.

На обучение с использованием дистанционных технологий в 2007-2008 уч. г. принято 166 студентов (54 студента – 5 лет, 112 студентов – 3 года) и на 2008-2009 уч. г. зачислено 26 студентов (12 студентов – 5 лет, 14 студентов – 3 года).


1.3. Анализ выпуска.

В 2009 г. состоялся первый выпуск специалистов - 52 человека, 16 из которых получили дипломы с отличием, 5 рекомендованы в аспирантуру. Работы 8 выпускников были рекомендованы к внедрению в практику, а по результатам выполнения 10 работ представлены справки о внедрении.

Результаты сдачи итогового междисциплинарного государственного экзамена позволяют сделать вывод о соответствии уровня естественнонаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО (прилож. 5, ф. 10).

По результатам экзамена: отличных оценок - 33, хороших - 17, удовлетворительных - 5, неудовлетворительных - 0 (5 - 33, 4 - 17, 3 - 5, 2 - 0).

Студенты, имевшие академическую задолженность (3 чел.) не были допущены к сдаче междисциплинарного государственного экзамена и защите дипломных проектов.


^ 2. Содержание подготовки выпускников.

2.1. Соответствие профессиональных образовательных программ и их учебно-методического сопровождения требованиям ГОС ВПО.

Структура учебного плана включает все определенные ГОС ВПО блоки и обеспечивает системный подход в подготовке выпускников. Профессиональные образовательные программы по циклам: общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин, а также дисциплин специальности и специализаций ориентированы на выполнение рекомендаций УМО по управлению качеством.

^ Федеральный компонент. Учебный план по специальности 220501.65 «Управление качеством» по цикловой и компонентной структуре, а также перечню обязательных дисциплин федерального компонента полностью соответствует требованиям ГОС ВПО. Перечень обязательных дисциплин федерального компонента составлен в соответствии с требованиями стандарта. Расхождения рабочего учебного плана и стандарта не превышают 5% от объема часов, отводимых на изучение дисциплины.

^ Региональный компонент. Дисциплины данного компонента дополняют федеральную составляющую учебного плана.

Так, в цикле ГСЭ введены курсы: «Русский язык и культура речи», «Правоведение», «Экономика».

В региональный компонент цикла ЕН с целью улучшения фундаментальной подготовки введены курсы: «Интернет-технологии», «Экономическая география».

Дисциплины региональной составляющей цикла ОПД, такие как «Экономико-математические модели в экономике природопользования», «Стратегический менеджмент», «Системы управления в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний» призваны повысить качество профессиональной подготовки студентов в области управления качеством. Это тем более важно в условиях, когда тюменский регион характеризуется повышенной потребностью в менеджерах по качеству, способных создавать модели управления организацией в соответствии с требованиями международных стандартов.

^ Дисциплины по выбору студента.

В блок ГСЭ входят такие дисциплины, как «Психология делового общения», «Этика внешнего аудита качества», «Культурология», «Основы делового письма», «Документирование систем менеджмента качества и охраны окружающей среды», что обеспечивает не только необходимый минимум для гуманитарной подготовки студента, но и формирует практические навыки делового общения, составления организационных, распорядительных, нормативных документов и проведения исследований.

По циклу ЕН в список входят такие дисциплины, как «Международный стандарт управления качеством», «Социально-экономическое прогнозирование», «Международный стандарт управления качеством в экологических системах», «Экономико-математический практикум»,.

Эти предметы имеют прикладную направленность и ориентированы как на изучение моделей управления в соответствии с международными стандартами, так и на подготовку к реализации проектов по разработке систем менеджмента организаций.

Цикл ОПД представлен следующими дисциплинами: «Страхование гражданской ответственности за качество продукции и услуг», «Основы правовой охраны интеллектуальной собственности», «Подготовка предприятий к сертификации систем менеджмента качества и охраны окружающей среды», «Интеграция менеджмента качества и охраны окружающей среды», «Технология менеджмента качества и охраны окружающей среды».

Указанные учебные дисциплины позволяют повысить качество профессиональной подготовки и приобрести выпускающимся специалистам умения и навыки практической деятельности по специальности «Управление качеством».

^ Дисциплины специализации. Перечень курсов цикла дисциплин специализаций и количественные показатели полностью соответствуют ГОС ВПО. Дисциплины цикла ДС изучаются в соответствии с учебным планом по 3-м специализациям:

1. Управление качеством в производственно-технических системах: управление качеством технологических проектов, управление качеством в малом и среднем бизнесе, управление качеством в строительстве, управление качеством при производстве пищевой продукции, управление качеством при производстве промышленной продукции, управление экономикой качества, методы оценки и самооценки всеобщего менеджмента в организации;

2. Управление качеством в социально-экономических системах: социальная ответственность организаций, управление качеством в области здравоохранения, управление качеством в области образования, управление качеством в банковской сфере, управление качеством в области страхования, управление качеством в муниципальных образованиях, управление качеством в правовой системе;

3. Управление качеством в экологических системах: экологическое право, экологическая экспертиза и аудит, системы менеджмента охраны окружающей среды, охрана окружающей среды, экология и экономика природопользования, рынок и экологическая безопасность, экологическое страхование.

Перечень дисциплин специализации разработан в соответствии с потребностями региона в высококвалифицированных специалистах в области управления качеством. В связи с этим необходимы специалисты, подготовленные не только по управлению качеством при производстве различной продукции и предоставления бытовых услуг, но и в области образования, здравоохранения, банковской деятельности, страхования, муниципальных образований, правовых и экологических систем.

^ Факультативные дисциплины. Дисциплины цикла ФТД ориентированы как на решение прикладных задач, так и на выработку навыков, помогающих студенту ориентироваться в современном информационном пространстве. Это такие дисциплины как «Введение в специальность», «Менеджмент политики качества», «Качество жизни», «Этика внутреннего аудита качества», «Социология и психология рекламы», «Деловой иностранный язык», «Информационно-библиотечная культура», «Психология менеджмента».

Курсовые работы по дисциплинам и специализации касаются широкого круга тем: исследование различных процессов управления качеством в организациях, определение критериев для их измерения, применение инструментов совершенствования процессов менеджмента, методологии моделирования процессов, методов анализа влияний факторов на качество продукции и услуг и др.

Учебные, производственные и преддипломные практики ориентированы на приобретение навыков компьютерных технологий, информатизации организаций, программного управления системами менеджмента и их документирования, метрологического обеспечения процессов измерения, построения систем менеджмента в соответствии с требованиями НТД, применение нормативно-технических документов и подтверждения соответствия процессов/продукции/услуг, идентификации процессов и их анализа, выработке управленческих решений по улучшению процессов, создания документов систем управления организацией.

Выполнение дипломных проектов направлено на позиционирование выпускником по специальности «Управление качеством» знаний, умений и навыков анализа научной литературы; знания технических документов, регламентирующих процессы, а также продукцию/услуги; умения идентифицировать любые процессы в организации и анализировать их, а также моделировать с помощью разнообразных методов; навыков принятия управленческих решений и разработки программ их реализации; навыков создания документов системы административного управления. Особое внимание уделяется методам и технологиям.

В целом содержание и структура учебного плана соответствует требованиям ГОС ВПО (прилож.4, ф. 1, 2), об этом свидетельствует и экспертное заключение Информационно-методического центра аттестации (г. Шахты).


2.2. Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение.

Учебно-методические комплексы учебных дисциплин специальности «Управление качеством» обеспечены в части рабочих программ на 100%. УМК специальности содержит сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля. Кафедра активно включилась в процесс внедрения балльно-рейтинговой системы, по данной системе для первых и вторых курсов специальности «Управление качеством» разработаны и утверждены дополнения.

Рабочие учебные программы, в целом, соответствуют содержанию ГОС ВПО и рабочим учебным планом, отражают современное состояние и последние достижения в соответствующей области науки и практики и утверждены в соответствующем порядке.

Все рабочие программы выставлены на сервер ТюмГУ и полностью доступны студентам. УМК, включающие теоретический материал, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов, рекомендации по организации практики, подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. УМК, разработанные преподавателями кафедры, вносят весомый вклад в обеспеченность образовательного процесса дидактическими единицами.

Экземплярность приобретаемой литературы определяется с учетом норм книгообеспеченности контингента студентов и нормативных документов Минобразования и науки РФ, а также «Положением о формировании фонда ИБЦ ТюмГУ».

Укомплектованность фонда изданиями основной учебной литературы с учетом степени новизны отвечает установленным требованиям. Так, книгообеспеченность учебной и учебно-методической литературой составляет по циклам не менее 0,5 экземпляров на 1-го студента.


Таблица 4. Сведения об обеспеченности учебной литературой.

№ п/п

Направление подготовки

Циклы дисциплин

ГСЭ

ЕН

ОПД

СД

Осн.

Доп.

Осн.

Доп.

Осн.

Доп.

Осн.

Доп.

1

Управление качеством

0,6

0,4

0,7

0,3

0,6

0,4

0,6

0,4


Объем фонда основной учебной литературы с грифами Минобразования России, УМО, НМС составляет по количеству названий 50% от учебного фонда.

Студенты имеют возможность пользоваться в Информационно-библиотечном центре (ИБЦ) ТюмГУ как электронным, так и обычным каталогом учебной литературы.

Кроме того, на кафедре имеются электронные версии международных стандартов, учебников, учебных пособий по специальности «Управление качеством», доступные всем студентам.

Преподаватели и студенты ежегодно участвуют в библиотечных выставках «Информационные технологии в учебном процессе».

В целом учебно-методическая и информационная база специальности «Управление качеством» соответствует требованиям ГОС ВПО.


2.3. Организация учебного процесса.

Нормативный срок обучения составляет 5 лет. Учебный процесс в течение срока обучения продолжается 260 недель. Продолжительность теоретического обучения (153 недели), экзаменационных сессий (33 недели), практик (14 недель), каникул (44 недели) соответствует ГОС ВПО, учебному плану, графику учебного процесса. Продолжительность осеннего и весеннего семестров составляет соответственно 17-18 и 16-18 недель. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией. Студент за период обучения должен сдать 59 экзаменов, 75 зачетов, выполнить 1 курсовую работу по специальности и 3 по дисциплинам, пройти учебную (4 недели), производственную (6 недель), и преддипломную (4 недели) практики.

Объем недельной нагрузки студентов, в т.ч. на аудиторные занятия, согласуется с требованиями ГОС ВПО и примерного учебного плана по данной специальности.

^ Аудиторная и самостоятельная работа. Доля аудиторной работы в общей трудоемкости обучения составляет 57%. Соотношение между аудиторной и самостоятельной работой студентов по циклам дисциплин различное. Доля аудиторных часов по циклу ГСЭ 72,0%, по циклу ЕН – 52,0%, по циклу ОПД – 51,0%, по циклу СД – 48,6%, по циклу ДС – 50,7%, по циклу ФТД – 77,0%.

Организация самостоятельной работы студентов соответствует требованиям ГОС ВПО: обеспечена возможность использования учебной и научной литературы, периодических изданий в Информационно-библиотечном центре ТюмГУ, а также электронных образовательных ресурсов в сети Интернет и на сайте кафедры. Все студенты имеют свободный доступ в компьютерные классы института, оснащенные современными компьютерами с доступом в локальную сеть и Интернет и необходимым программным обеспечением, а также в специализированные лаборатории.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде защиты курсовых работ по дисциплинам, выполнения студентами домашних заданий, домашних контрольных работ, написания рефератов, выступления с сообщениями на семинарах, коллоквиумов и интернет тестирования.

^ Лекционные и лабораторно-практические занятия. Доля лекционных часов в аудиторной нагрузке составляет 46,5%, в том числе: по циклу ГСЭ 36,8% (с учетом физической культуры и иностранного языка), по циклу ЕН – 54,0%, по циклу ОПД – 58,0%, по циклу СД – 60,0%, по циклу ДС – 48,0% (в среднем), по циклу ФТД – 30,0%. Доля учебного времени, отведенная на практические и лабораторные занятия, является достаточной для приобретения практических умений и навыков, регламентированных в ГОС ВПО.

^ Контроль качества обучения. Зачетные и экзаменационные сессии проходят в соответствии с графиком учебного процесса и учебным планом. Зачетные и экзаменационные материалы утверждаются на заседаниях кафедр не позднее, чем за один месяц до начала сессии. Практикуются устные и письменные экзамены, экзамены в форме компьютерного и бланочного тестирования, элементы балльно-рейтинговой системы, а также сочетание перечисленных форм в пределах одного экзамена. Итоговая государственная аттестация осуществляется в течение 16 недель, из них 14 недель – подготовка выпускной квалификационной работы и 2 недели – защита и сдача итогового государственного экзамена.

График учебного процесса обеспечивает реализацию учебного плана с точки зрения соотношения различных видов занятий и форм преподавания, позволяя эффективно сочетать теоретическое и практическое обучение.

Учебный процесс осуществляется на основании расписания, которое составляется за один месяц до начала занятий и утверждается проректором по учебной работе.

Показатели успеваемости студентов специальности «Управление качеством» за 5 лет (табл. 5) свидетельствует о том, что абсолютная успеваемость студентов,


^ Таблица 5. Динамика успеваемости студентов специальности «Управление качеством»

^ Абсолютная успеваемость, %

Качественная успеваемость, %

2004 -2005

2005 -2006

2006 -2007

2007 -2008

2008 -2009

2004 -2005

2005 -2006

2006 -2007

2007 -2008

2008 -2009

94,9

85,6

80,8

89,7

89,4

45,8

42,3

49,3

35,1

40,6

что в среднем, составляет 87,1 %, а качественная – 42,6 %. Качественная успеваемость снижена за счет успеваемости студентов по предметам: высшая математика (1 к.), отечественная история (1 к.), КСЕ (2 к.).

В рамках текущего контроля систематически проводится аттестация студентов, результаты которой обсуждаются на заседаниях кафедры, с кураторами групп, доводятся до сведения студентов.

В целом по специальности «Управление качеством» сложилась эффективная и современная система организации учебного процесса. Достигнут научно-методический и организационный баланс между традиционными и инновационными формами и методами организации познавательной деятельности студентов.