uzluga.ru
добавить свой файл

Информационная система учета результатов
научно-исследовательской деятельности вуза

1.С. Х. Костюкевич, М. А. Балашова, Н. В. Каргинова, М. Д. Шлей


Петрозаводский государственный университет

Петрозаводск

mbalashova@petrsu.ru

Процесс управления научно-исследовательской деятельностью вуза (в дальнейшем – НИД) является трудоемкой задачей. В первую очередь сложность заключается в сборе информации о научных достижениях сотрудников, а также в проверке достоверности этих данных. Всей необходимой информацией по персональным результатам НИД владеет преподаватель или сотрудник вуза. Данная информация (например, публикации) требует подтверждения заведующим кафедрой. Методисты кафедр собирают данные и формируют отчеты НИР по своим подразделениям. Сотрудники научных служб готовят отчет по вузу после дополнительной проверки отчетов кафедр и подразделений.

Для оптимизации существующего процесса управления НИД необходимо было повысить информационную обеспеченность и оперативность предоставления информации для руководства вуза, а также снизить трудозатраты на подготовку отчетной информации. С этой целью было создано приложение «Научная деятельность», которое позволяет решать следующие задачи:

  • Ведение единой базы данных научно-исследовательских результатов.

  • Автоматизация процесса формирования отчетов по подразделениям и в целом по вузу.

  • Ведение библиотеки публикаций сотрудников университета.

  • Формирование перечня научных, научно-практических и других мероприятий, проводимых на базе вуза.

  • Создание связей научных результатов между собой, например указание мероприятия, в рамках которого была опубликована статья.

  • Повышение качества обрабатываемой информации, например автоматическое формирование библиографической записи и выходных данных для публикаций в соответствии с ГОСТом.

  • Ведение справочников внешних организаций и сотрудников, участвующих в научном результате.

В приложении предусмотрена возможность указать результаты научной деятельности с участвующими в них подразделениями. По умолчанию связь осуществляется со всеми кафедрами и отделами, в которых работают авторы (данные подсистемы «Кадры сотрудников» ИАИС ПетрГУ), и доступна для изменения. В дальнейшем эта информация используется для формирования отчетов подразделений о НИД.

Для работы в приложении было выделено три категории пользователей: сотрудник, оператор картотеки НИД и представитель управления научных исследований. Каждой категории соответствует определенный уровень доступа к ресурсам и функциональным возможностям приложения.

Пользователям, входящим в группу сотрудников, предоставляются следующие возможности:

  • Ведение информации о личных научных результатах.

  • Формирование отчетов о своих достижениях.

  • Просмотр и поиск информации о научных результатах всех сотрудников университета.

Категория оператора картотеки НИД предназначена для пользователей, которым были делегированы права по ведению информации о научных результатах других сотрудников. Как правило, данная категория используется для методистов кафедр и имеет следующие возможности:

  • Выбор сотрудников из списка, с научными результатами которого будет осуществляться работа в приложении. Данный список формируется автоматически. В него входят сотрудники, работающие в том же подразделении, что и методист.

  • Ведение информации о научных результатах сотрудников.

  • Формирование отчетов как по отдельно взятому сотруднику, так и в целом по подразделению.

  • Ведение информации о научных мероприятиях на базе вуза, в проведении которых подразделение принимало участие.

  • Осуществление поиска научных результатов по заданным критериям.

Представителям управления научных исследований предоставляются следующие возможности:

  • Формирование отчетов о НИД по вузу или по интересующему подразделению. Отчетные сведения необходимы для формирования годового отчета о НИД, а также при подготовке заявок на конкурсы проектов и грантов.

  • Поиск и просмотр информации о научных результатах сотрудников.

В приложении реализован механизм управления правами доступа, который, например, предусматривает ограничение на удаление и редактирование информации – право на эти действия закрепляется либо за тем, кто зарегистрировал научный результат, либо за его авторами. Также предусмотрено ведение журнала изменений по научным результатам с информацией о пользователе, выполнившем их. При подготовке отчетов по вузу сотрудники научных служб могут использовать данный журнал для проверки соответствия отчета, сданного кафедрой, с информацией в системе.

Приложение «Научная деятельность» реализовано в среде Oracle Application Express 4.0 с использованием СУБД Oracle 10g.

На сегодняшний день приложение находится в опытной эксплуатации. Доступ пользователей осуществляется в рамках единого информационного портала университета. Данные о научных результатах вводятся как сотрудниками, так и методистами кафедр. Сформированные системой отчеты о личных научных достижениях уже используются для внутренних целей. К концу 2011 года планируется автоматическое формирование разделов годового отчета о НИД ПетрГУ, связанных с публикациями, мероприятиями и наградами.