uzluga.ru
добавить свой файл

Опыт регионов по реализации концепции профильного обучения

1. Справка об инновационной и экспериментальной деятельности лицея № 14 г. Зеленодольска Республики Татарстан1


1. В лицее реализуется многопрофильная модель организации профильного обучения, которая состоит из естественно-математического профиля (с набором профильных предметов – математика, физика, химия, биология) и социально–экономического профиля (с набором профильных предметов - математика, обществознание, экономика, право, география).

Открыты три класса–комплекта, в которых обучается 57 учащихся.

Обучение проводится в форме профильного класса (10Б класс, естественно – математический профиль, 20 учащихся), и в форме профильной и общеобразовательной групп, на основе использования технологии стартовой дифференциации (10А и 10В классы, социально–экономический профиль, 20 учащихся; общеобразовательная группа - 16).

2. В рамках сетевого взаимодействия лицей сотрудничает с вузами:

КГТУ им. Кирова;

КГУ;

КГТУ им. Туполева;

КИЭУ и П.

Формы взаимодействия с вузами: подготовительные курсы КГТУ им. Кирова (12 учащихся), колледж при КГУ (27 учащихся), чтение спецкурсов по физике профессорско-преподавательским составом КГТУ им. Кирова, выезд на лабораторные и практические работы на базе КГТУ, участие в научно-практических конференциях КГТУ им. Туполева, в конкурсах, олимпиадах в Зеленодольском филиале

КИЭУ и П, экскурсии в вузы.

Формы сотрудничества с ФГУП ПОЗИС разнообразны:

- участие в научно-практических конференциях. «Пути снижения себестоимости продукции в условиях современного рынка»;

- экскурсии лучших учащихся на предприятие;

- вручение премии ПОЗИС за отличную учебу и активность в общественной жизни.

Взаимодействие с центром детского творчества проходит в форме интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и др.

3. Кадровое обеспечение профильного обучения отвечает нормативным требованиям.

Десять учителей лицея обучают учащихся профильным предметам. Это учителя высшей и первой квалификационной категории лицея, а так же преподаватели вузов:

Марвин О.Б. – преподаватель физики, кандидат физико-математических наук;

Князев А.В. – преподаватель химии, кандидат химических наук;

Лебедева И.К. – старший преподаватель кафедры «Гражданского права» КГУ;

7 учителей ведут элективные курсы, один из которых «Основы экономической теории» учащиеся социально-экономического профиля изучают в ЗМУКе (учитель 1 квалификационной категории – Чекмерова Т.С.).

Обучение учащихся естественно-математического профиля ведут учителя с высшим образованием, стаж работы от 17 до 24.

Квалификационные категории учителей:

учитель математики Майстренко О.Ю. – 1 кв. категория;

учитель химии Целищева С.Г. – высшая кв. категория;

учитель биологии Михайлова М.В. – 1 кв. категория;

учитель физики Марвин О.Б. – преподаватель КГТУ им. Кирова, кандидат физико-математических наук.

Образование учителей работающих в классах социально – экономического профиля – высшее, стаж от 8 до 22 лет, имеют первую квалификационную категорию

учитель математики Алтынова С.А.;

учитель обществознания Головина И.С.;

учитель экономики Чекмерова Т.С.;

учитель права Лебедева И.К.

Исключение составляет учитель географии Строкина Т.Н., имеющая вторую квалификационную категорию - учитель молодой, перспективный, параллельно с географией осваивает экономику на курсах повышения квалификации, имеет призовые места: II место в республиканских соревнованиях по компьютерной экономической программе «Банки в действии», II место в региональной олимпиаде в филиале КИЭУиП, 2003-2004 уч. год.

4. Повышение профессионального уровня учителей проходит в форме:

круглых столов по проблемам профильного обучения;

представления и обобщения опыта работы на педагогическом совете «Профильное обучение как форма его индивидуализации»;

теоретических семинаров «ЕГЭ. Психологическая подготовка к ЕГЭ участников образовательного процесса»;

выступлений на школьных научно-практических конференциях «Образование и карьера» совместно с учащимися, а также на научно-практических конференциях педагогов;

самоанализа педагогов «Профильное обучение», в рамках научно-методического совета;

Повышением профессионального уровня охвачены все учителя занятые в эксперименте.

Методическая тема года: «Управление качеством образования через личностно-ориентированный подход».

Аттестовались в ходе «Аттестации – 2005» 14 педагогов, 1 заместитель директора по ВР (профориентолог). Повысили категорию в ходе аттестации 7 педагогов, подтвердили категорию 7 педагогов. 4 учителя, обучающие учащихся по профильным предметам, повысили категорию.

В профильных классах применяются активные методы и формы организации учебного процесса. В форме деловых игр проходят уроки обществознания, элективный курс «Основы маркетинга» (учитель Головина И.С.).

В практике работы учителей химии, биологии, математики систематическое проведение семинаров, зачетов по ключевым темам курсов.

Проектной деятельностью учащиеся занимаются на уроках истории и обществознания (учитель Головина И.С.), на уроках геометрии (учителя Алтынова С.А., Майстренко Л.С.), научно-исследовательской работой – на уроках химии (учитель Целищева С.Г.), биологии (учитель Михайлова Н.В.). Спецкурсы и консультации по физике (преподаватель КГТУ Марвин О.Б.) посещают не только учащиеся естественно-математического профиля, но и социально – экономического профиля.

Одной из форм контроля учебных достижений является ежегодные школьные научно-практические конференции «Образование и карьера», на которой учащиеся представляют свои проекты, научно-исследовательские, творческие работы и т.д.

Учащиеся 10-х классов продолжают формировать «портфолио», которое состоит из трех частей:

«Портфолио» документов;

«Портфолио» работ;

«Портфолио» отзывов.

Необходимость создания «Портфолио» обуславливается тем, что «Портфолио» позволяет повысить образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Является формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу.

5. Обеспеченность учебниками профильного обучения.

^ Естественно-математическое направление:

Предмет

Название учебника

Автор, издательство, год издания

Кол-во учащихся обеспеченных учебником,

в %

Алгебра

«Алгебра и начала анализа, 10-11»

А.Г. Мордкович,

М.: «Мнемозина»,

2003 г.

90%

Геометрия

«Геометрия, 10»

Л.С. Атанасян,

М.: «Просвещение»,

2003 г.

100%

Физика

«Физика, 10»

В.А. Касьянов,

М.: «Дрофа», 2000 г.

100%

Химия

«Химия, 10»

О.С. Габриелян,

М.: «Дрофа», 2004 г.

67%

Биология

«Общая биология,10-11»,

Ю.И. Полянский


100%

«Биология. Общие закономерности» (для углубления)

В.Б. Захаров,

С.Г. Мамонтов,

Н.И. Сонина


^ Социально-экономическое направление:

Предмет

Название учебника

Автор, издательство, год издания

Кол-во учащихся обеспеченных учебником,

в %

Алгебра

«Алгебра и начала анализа, 10-11»

А.Г. Мордкович,

Москва, «Мнемозина»,

2003 г.

100%

Геометрия

Геометрия, 10»

Л.С. Атанасян.

М.: «Просвещение»,

2003 г.

100%

Обществознание

«Обществознание, 10»

А.И. Кравченко. «Русское слово»,

2001 г.

100%

Экономика

«Основы экономической теории, 10-11»

С.И. Иванов

50%

Право

«Право и экономика, 10-11»

Т.В. Кашанина

50%

География

«Социальная и экономическая география мира, 10»

В.П. Максаковский. М.: «Просвещение», 2002 г.

100%


Низкий процент обеспеченности учебниками по экономике и праву возможен в связи с тем, что данные предметы учащиеся изучают в ЗМУКе один раз в неделю. Один комплект учебной литературы на двоих дает возможность в течение недели подготовиться каждому.

6. В учебный процесс, введены 7 элективных курсов.

Количество часов отведенных на изучение каждого курса – 34.

В том числе:

предметный курс «Химический практикум» (учитель химии Целищева С.Г.),

межпредметные курсы «Философия человека в художественном мире слова», «Быт и образ дворянских семей в русской литературе XVIII - XX вв.» (учитель русского языка и литературы Епишко Т.В.);

предметный курс «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (А.Н. Земляков, кандидат педагогических наук)

межпредметный курс «Основы маркетинга» (С.Н. Гудырин, кандидат экономических наук);

предметный курс «Основы экономической теории» (С.И. Иванов);

межпредметный курс «Информатика» (Н.Д. Угринович).

Элективные курсы завершаются в форме защиты рефератов, проектов, исследовательских работ, творческих работ, на общественных смотрах знаний, на научно-практической конференции «Образование и карьера».

7. В лицее разработаны нормативные документы, регламентирующие профильное обучение:

положение о профильных классах (группах), о приеме в профильные класс (группы);

положение о модели «Портфолио» учащихся 9 - 11 классов;

положение о текущей аттестации учащихся.

8. Психолого-педагогическое сопровождение.

С учащимися 10-х классов было проведено анкетирование:

^ I. Анкета психологической подростковой проблематики с приложением в виде перечня страхов.

Цель: Выявление уровня невротизации школьников, а именно наличие психологической проблемы, личностного стресса, невротического расстройства.

Результаты: Всего 58 человек из них 48 были протестированы:

- 10 человек – 21% - отсутствует невротическая динамика, то есть норма;

- 21 человек – 44% - успешно выраженная невротическая динамика (психологическая проблема);

- 12 человек - 25% - имеют личностный стресс;

- 5 человек – 10% - выраженная невротическая динамика (невротическое расстройство).

Дети с выраженной невротизацией были направлены на консультацию к психиатрам. С учащимися, которые имеют личностный стресс, была проведена индивидуальная коррекционная работа. Читались лекции: «Как справиться со стрессом», «Как справиться с агрессией?», «Способы снятия нервно психологического напряжения».

Учащиеся 10-х классов лицея №14 занимаются по системе Норбекова, благодаря этой системе снижается тревожность, улучшается самочувствие, повышается самооценка, меняется отношение к себе (здоровью).

^ II. С помощью теста-опросника Г. Шмишека мы выявили акцентуации характера.

Цель: Основные черты – стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. При неблагоприятных условиях они могут приобретать патологический характер, деформируя структуру личности. Определить на сколько у детей имеются заостренные, ярко выраженные черты личности.

Результаты: Всего 58 учащихся из них 41 были протестированы.

Акцентуированных личностей мы разделили на две группы: акцентуации характера

– первая группа:

  1. Демонстративный 9 человек – 22%;

  2. Педантичный 3 человека – 7%;

  3. Застревающий 4 человека – 10%;

  4. Возбудимый 4 человека – 10%.

- вторая группа акцентуации темперамента:

Гипертимический 21 человек -51%;

Эмотивный 15 человек – 36%;

Аффективный 11 человек – 27%;

Циклотимический 8 человек – 19%;

Дистимический 5 человек – 12%;

Тревожно-боязливый 4 человека – 10%.

По результатам тестирования отдельно была составлена общая характеристика класса, результаты были предоставлены классным руководителям; были даны рекомендации учителям-предметникам, исходя из характеристических особенностей – основные направления тактики взаимоотношений с подростками и рекомендации по коррекции.

^ III. Анкета изучений адаптации учащихся 10-го профильного класса, в котором приняли участие 41 человек из 58.

Цель: Посмотреть, как адаптировались учащиеся профильных классах; мотивацию обучения, ценности в данной период времени.

Результаты:

  1. К требованиям учителей:

  1. привык легко: 27 человек – 66%;

  2. испытываю трудности: 14 человек -34%.

  1. Мотивы обучения в профильном классе связаны с:

  1. получением качественного образования 16 человек – 39%;

  2. поступлением в вуз 15 человек -36%

  3. интересом к учебе 12 человек – 29%.

  1. Чем вы думаете заняться по окончании школы?:

  1. продолжить учебу в вузе 37 человек – 90%;

  2. совмещать работу с учебой 4 человека 10%.

  1. На сколько вы удовлетворены организацией профильного обучения в вашей школе?

Преподавание профильных предметов:

а) за - 29 человек 71%;

б) не совсем – 12 человек 12 %.

5. Выбор профессии ориентирован на область будущей профессиональной деятельности?

а) за - 27 человек 66%;

б) не совсем – 14 человек 34 %.


Показатель ценностных ориентаций:

  1. место «здоровье» 26 человек – 63%.

  2. место «ум» 16 человек -39%.

  3. место «друзья» 5 человек -12 %.

Была проведена беседа на тему «Ценностные ориентации и их чрезвычайно важное значение».

IV. Анкета по утомляемости в профильных классах.

Цель: Посмотреть сколько времени дети затрачивают на выполнение домашнего задания, и утомляются ли при его выполнении.

Результаты: Всего 58 человек из них 44 были протестированы:

  1. затрачивают на выполнение домашнего задания:

3 ч. - 3,5 ч. 18 человек – 41%;

3,5 ч. – 4,5 ч. 8 человек – 18%;

4,5 ч. и более 5 человек – 11%;

Менее 3 ч. 13 человек – 30%.

  1. По отдельным предметам больше времени затрачивают на:

литературу более 1 часа – 29 человек - 70%;

алгебру более 1 часа - 24 человека – 50%.

  1. С каким настроением Вы приступаете к выполнению домашнего задания?

  1. без желания, но с чувством долга 26 человек -59%;

  2. с большим желанием и интересом 14 человек – 32%.

  1. Домашние задания по объему и сложности соответствуют уровню ваших способностей?

а) полностью 15 человек – 18%;

б) частично 27 человек – 61%.

  1. Устаете ли Вы от выполнения домашних заданий?

а) нет 8 человек – 18%;

б) иногда 23 человек – 52%;

в) да 13 человек 30%.


Были проведены беседы: условия поддержки работоспособности (режим дня, питание, место для занятий, что делать, если устали глаза, как запомнить большой объем учебного материала).

^ V. Тесты на исследование тревожности (Опросник Спилбергера).

Цель: Посмотреть уровень тревожности в динамике личностной и ситуационной.

Результаты: Всего 58 учащихся из них 45 приняли участие:

Ситуационная тревожность:

2,0 – 2,9 балла средняя – 17 человек – 38%;

1,5 – 1,9 балла низкая – 20 человек – 44 %;

0,0 – 1,4 балла очень низкая – 1 человек – 2%.

Высокие показатели тревожности отсутствуют, благодаря тому, что дети занимаются по системе Норбекова, т.е. они адекватно реагируют на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для своего «Я», а так же адекватно воспринимают определенные ситуации в иных ситуациях.

9. В 2004-2005 учебном году должность тьютора не введена ввиду отсутствия штатной единицы.

Обязанности тьютора исполняет заместитель директора по УВР Шакиржанова Ф. Р.

Часть работы, распределена между педагогом - психологом Корольковой Л.В. и классными руководителями 9-10 классов.

10. При организации профильного обучения коллектив лицея столкнулся с такими проблемами, как отсутствие учебно-методической литературы для профильных предметов и элективных курсов (проблема частично решена путем приобретения учебников профильных предметов с помощью родителей), недостаточную подготовленность учащихся по профильным предметам (необходимо вводить углубленное изучение предметов с 8, 9 классов), недостаточное количество часов для профильных предметов и элективных курсов.

^ Извлечение из должностной инструкции

заместителя директора по учебно-воспитательной работе,

организующего предпрофильную подготовку и профильное обучение в лицее № 14 г. Зеленодольска Республики Татарстан

  1. Общие положения

    1. Заместитель директора, организующий предпрофильную подготовку и профильное обучение, назначается и освобождается от должности директором лицея.

    2. В своей работе он руководствуется документами регламентирующими организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    3. Заместитель директора отвечает:

за организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения;

за повышение профессиональной подготовки учителей.

  1. Должностные обязанности

Заместитель директора лицея обязан:

2.1 Разработать основные направления и формы предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе:

анализа педагогического потенциала школы – ее кадровых, методических и материально-технических ресурсов;

изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований;

взаимодействия с другими образовательными учреждениями городской образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников.

2.2 Координировать работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ профильного обучения.

2.3 Руководить работой по изучению, обобщению и внедрению передового опыта по профильному обучению.

    1. Координировать разработку необходимых учебно-методических комплектов для профильного обучения.

    2. Организовывать работу по подготовке и проведению текущей и итоговой аттестации учащихся 9-11 классов.

    3. Составлять расписание курсов по выбору и других видов образовательной деятельности.

    4. Организовать работу по комплектованию профильных классов в соответствии с нормативными документами.

    5. Контролировать правильное и своевременное ведение школьной документации в части профильного обучения.

^ Извлечение из должностной инструкции

классного руководителя 9-11 классов лицея № 14
г. Зеленодольска Республики Татарстан


в рамках эксперимента по профильному обучению

  1. Общие положения.

  1. Классный руководитель - педагог школы, содействующий созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка, для осознанного выбора дальнейшей профессиональной деятельности.

  2. Классный руководитель имеет высшее педагогическое образование.

  3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляют заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе.

  1. Основные задачи и содержание (направление) работы классного руководителя.

2.1 Изучает особенности развития каждого ребенка, состояния здоровья, эмоционального самочувствия, отражая все данные в психолого-педагогической карте.

2.2 Изучает склонности, интересы, сферу дарований учащихся, подбирая каждому, определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.

2.3 Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

2.4 Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.

2.5 Доводит до сведения родителей и учащихся информацию об образовательном пространстве города и региона в целом, о возможных формах продолжения образования.

2.6 Проводит работу по формированию «портфолио».

2.7 Осуществляет контроль за посещением элективных курсов.

2.8 Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.