uzluga.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №81





3 класс

МОУ СОШ №81

Учитель: Луценко И.В.


Цель урока:

- формирование знаний по правилам пожарной безопасности.

Задачи урока:

- ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;

- выучить правила противопожарной безопасности и правила поведения при возник-

новении пожара;

- прививать навыки осторожного обращения с огнем;

- развивать умения анализировать различные ситуации;

- воспитание нравственных качеств: мужество, находчивость, стремление прийти на

помощь другим людям.


Оборудование:

1. Презентация

2. Индивидуальные карточки


Ход урока:


I Организационный момент.

II Введение в тему.

Учитель. Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую

попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвеча-

ете «Это я, это я, это все мои друзья» или «Нет, не я, нет не я, это не

мои друзья».

(учитель задает вопросы)

- Кто задорный и веселый, верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

(ответы детей)

- Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

(ответы детей)

- Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

(ответы детей)

- Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел.

(ответы детей)

Учитель. Так о чем мы будем говорить? (ответы детей)


III Тема урока.

Учитель. Сформулируйте тему урока, переставив слова.

(на доске открывается запись)



ошибок



не


огонь


прощает




Огонь ошибок не прощает.



^ IV Вступительное слово учителя.


Учитель. Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек по-

знакомился. В давние-давние времена, когда всем миром правил Зевс,

люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессиль-

ными, пугливыми. Они не умели ни думать, не понимать того, что виде-

ли вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце,

бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прята-

лись в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: лю-

ди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким

существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан


Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробрав-

шись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом

стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огонь-

ки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жа-

рили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее,

и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать

огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились

думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Сила у огня

большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосто-

рожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит

миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города,

и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с

половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар.

Горят предприятия и больницы, поезда и самолеты, леса, поля и дома. А

в результате – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.


Учитель. А сейчас послушайте заметки из нашей городской газеты.

(сообщения детей)

Учитель. Эти заметки говорят о том, что и в нашем городе случаются пожары.


^ V Работа по теме урока.

На доске:



1. Отчего возникает пожар?

2. Как не допустить возникновения пожара?

3. Если случился пожар, как надо себя вести?

1. Работа над вопросом 1.


а) Беседа.

Учитель. Попробуем ответить на каждый вопрос. Прочитайте первый и попытай-

тесь ответить на него.

(варианты ответов детей: это могут быть электроприборы, печь,

бенгальские огни, хлопушки, свеча, папироса, газ)

Учитель. Всем известно, что от крохотного пламени может сгореть целый дом,

а то и улица, поселок или даже город. Например, Москва полностью

или частично выгорала около 60 раз.

Почему это происходило? (ответы детей)

Учитель. Правильно, много было деревянных домов. Теперь дома каменные, но

выгорают они также стремительно. Отчего? (ответы детей)

Учитель. Да, появились легковоспламеняющиеся предметы.

Какие легковоспламеняющиеся предметы знаете?

Какие причины возникновения пожаров вам известны?

(ответы детей)

Учитель. Очень большую опасность представляют собой костры, которые ребята

разводят вблизи строений. Почему? (ответы детей)

Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать


костры, сжигать мусор или тополиный пух.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей,

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Учитель. Хорошо, что многие из вас помогают своим родным в домашних де-

лах, умеют приготовить обед или выгладить белье. Но и здесь также

надо помнить о пожарной безопасности.

Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек целый дом может сжечь.

Учитель. Как вы думаете, почему?

В каких произведениях мы читали об этом? (ответы детей)

Но не только от углей может быть пожар.

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур.

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

Учитель. Почему?

Еще от чего может быть пожар?

Не отключив электроприбор,

Можно остаться без новеньких штор.

Шторы сперва задымят, а потом

Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

Учитель. Почему?

Что еще может стать причиной пожара?

Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!

Учитель. Что еще нужно помнить при обращении с газом? (ответы детей)

Выключай в квартире газ –

За газом нужен глаз да глаз!

Учитель. Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские ог-

ни дома. Это нужно делать только в присутствии взрослых и на улице.

Почему? (ответы детей)

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися жидкостями, таки-

ми как бензин, ацетон, дихлофос, краски, а также с газовыми баллона-

ми и т.д.

Почему? Чем они опасны? (ответы детей)


б) Анализ ситуаций.

( У детей карточки. Дети читают, идет обсуждение ситуаций)



^ 1. Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью.

Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?





2. Весь день на даче дети обрезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером они решили развести костер. Петя побежал домой, принес бутыл- ку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени. Но сидевшая рядом собака Жучка погибла. В чем причина возникновения пожара?


2. Работа с вопросом 2.

а) Работа с правилами.

Учитель. Прочитайте второй вопрос. Попытайтесь на него ответить.

(ответы детей)

Прочитаем правила, которые следует не только знать, но и выполнять.


(у каждого ребенка на парте лежит гармошка с правилами, разворачивая ребро

«гармошки» дети читают правило)


1. Не играй со спичками и зажигалками.

2. Уходя из дома, выключай электроприборы.

3. Не суши белье над плитой.

4. Не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома.

5. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

6. Не разводи костер возле построек.

7. Не разводи костер в лесу.

8. Не вешай на лампу бумажный абажур.

9. Будь осторожен с газом.


Учитель. Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому

несчастью! К пожару!

Ученик. Злой огонь – огонь пожара.

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители Земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!


3. Работа с вопросом 3.


Учитель. Прочитайте третий вопрос. Постарайтесь на него ответить.


а) Работа в группах по карточкам.


Учитель. А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать

и соблюдать?


Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре.

(каждой группе дается начатое правило на карточке, которое

необходимо закончить. Дети работают самостоятельно

в группах)



1 карточка Если огонь небольшой …….

(можно попробовать сразу же затушить огонь, набросив, например,

на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды)



2 карточка Если огонь сразу не погас …….

(немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого

звони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей)


3 карточка Если не можешь убежать из горящей квартиры …….

(сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный

адрес и номер своей квартиры, после этого из окна зови на помощь

соседей и прохожих)



4 карточка При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство лю-

дей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься……

(опустись на карточки или продвигайся к выходу ползком –

внизу меньше дыма)


5 карточка При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт.

Почему? …….

(он может отключиться и ты задохнешься)


Проверка проведенной работы по карточкам.


в) Конкурс: «Позвони пожарнику».


Учитель. Ребята, по какому номеру надо звонить и как объяснить, что произош-

ло? (ответы детей)

Проводится сюжетно-ролевая игра: «Вызов пожарных»




01



1

Учитель. Самое главное во время пожара – не паниковать. А вспомнить то, чему

вас обучали ранее.

Ученик 1. Коль возник пожар в квартире,

Набирайте «01»!

Помните, что в целом мире

Вам поможет он один!

Ученик 2. Четко адрес назовите,

Дом, подъезд, этаж и лифт,

Также кратко доложите,

Есть ли дети, что горит.

Ученик 3. Ну, а если загорятся

Вдруг электропровода,

Обесточьте сеть! И знайте,

Не поможет тут вода!

Ученик 4. Если слышен запах газа,

Все зависит лишь от вас.

Чтоб не вспыхнуло все сразу,

Перекройте срочно газ!

Ученик 5. Окна, двери затворите,

Птиц, животных заберите.

Поспешите выйти вон,

В подъезд, не на балкон!

Учитель. Если на лестничной клетке вдруг запахло гарью, то не поленись выяс-

нить, из какой квартиры доносится тревожный запах. Возможно,

хозяевам данной квартиры нужна твоя помощь.

Как вы сможете помочь? (ответы детей)

^ VI Итог урока.

Учитель. Подведем итог нашему занятию.

Давайте обратимся к вопросам на доске. (ответы детей)

Огонь – давний друг человека. Без огня невозможна жизнь на Земле.

Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях

космических кораблей.

Но он может быть и злейшим врагом людей, когда он идет бушую-

щим пожаром, сметая все на своем пути. Надо помнить, что пожар

сам по себе не возникает. Он всегда начинается с маленького загора-

ния.

Крепко надо помнить о правилах пожарной безопасности. И если вы

их будете всегда соблюдать, то вам не понадобятся правила тушения

пожаров, но и их забывать нельзя.

(детям вручаются памятки)


VII Практическое занятие: «Эвакуация из здания школы».


Учитель. А если пожар случился в школе? Как мы будем действовать?

(ответы детей)


Учитель. В каждой школе есть план эвакуации, с которым мы уже знакомы.

Для чего он необходим?

Вспомните путь, которым эвакуируется из школы наш класс.

Повторите ваши действия при сигнале «Пожар».

(эвакуация из здания школы)