uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5



СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Утверждены Постановлением

Коллегии Счетной палаты

Республики Татарстан

от 19.02.2010 № 2


Методические рекомендации

по проведению проверок в автономных учреждениях


Казань 2010

Содержание



1. Общие положения……………………………………………………………….....3

2. Информационная основа и вопросы проверки в автономном учреждении……3

3. Особенности правового статуса и организации деятельности

автономного учреждения………………………………………………………….....5

4. Имущество автономного учреждения………………………………………….....7

5. Особенности совершения отдельных сделок с имуществом автономного учреждения……………………………………………………………………………8

6. Задание учредителя автономному учреждению…………………………………9

7. Порядок финансового обеспечения деятельности автономного учреждения..10

8. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность автономного учреждения....13

9. Обеспечение открытости и доступности отчетности и иной информации

о деятельности автономного учреждения……………………………...…………..16

10. Оформление результатов проверки в автономном учреждении……………………………………………………………………….….17

Приложение 1. Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации

и Республики Татарстан, регламентирующих деятельность автономных учреждений…………………………………………………………………………..18

Приложение 2. Перечень типовых форм, которые могут быть использованы

при проведении проверки в автономном учреждении……………………………21

Приложение 3. Примерный перечень документов, необходимый для

проведения проверки в автономном учреждении…………………………………35

Приложение 4. Основные отличия автономных и бюджетных учреждений…....37



1. Общие положения


1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Республики Татарстан и предназначены для практического применения структурными подразделениями Счетной палаты Республики Татарстан (далее – Счетная палата) при проведении проверок в автономных учреждениях.


1.2. Цель разработки Методических рекомендаций – установление единых принципов и подходов к проверке законности и эффективности использования автономными учреждениями государственного имущества Республики Татарстан, качества исполнения автономными учреждениями государственного задания по оказанию государственных услуг, соответствия деятельности автономных учреждений иным требованиям законодательства.


1.3. В настоящих Методических рекомендациях представлены возможные (типовые) вопросы проверки в автономных учреждениях и установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами требования к организации деятельности автономных учреждений.


1.4. При организации и проведении проверок в автономных учреждениях сотрудники Счетной палаты руководствуются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, Положением о порядке проведения ревизий и проверок Счетной палатой, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты от 02.09.2004 №3, иными внутренними документами Счетной палаты Республики Татарстан.


^ 2. Информационная основа и вопросы проверки

в автономном учреждении


2.1. Информационной основой проведения проверки в автономном учреждении являются:

- устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;

- свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения;

- решение учредителя о создании автономного учреждения;

- положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

- документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;

- планы финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

- годовая бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность автономного учреждения;

- аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения;

- задания учредителя автономному учреждению и отчеты об их исполнении;

- отчеты о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;

- сведения об объемах средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан автономному учреждению;

- плановые, учетные и отчетные документы (регистры бухгалтерского учета, внутренние распорядительные документы учреждения, иные хозяйственные и финансовые документы);

- иные документы и материалы.


2.2. Вопросы проверки автономного учреждения обуславливаются целью контрольного мероприятия и утверждаются Программой проверки.

Типовыми (основными) вопросами проверки могут являться:

- соответствие деятельности автономного учреждения действующему законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Татарстан, уставу автономного учреждения;

- организация бухгалтерского учета;

- полнота и своевременность перечисления бюджетных средств автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания учредителя;

- исполнение автономным учреждением задания учредителя по оказанию государственных услуг и расходов на его осуществление;

- законность и эффективность использования государственного имущества Республики Татарстан, в том числе соблюдение порядка совершения автономным учреждением крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

- обеспечение доступности сведений о деятельности автономного учреждения в открытых источниках информации;

- соответствие отчетности автономного учреждения установленным требованиям законодательствам;

- другие вопросы, обусловленные целью контрольного мероприятия.

В разделах 3-10 настоящих Методических рекомендаций представлены основные требования к деятельности автономных учреждений, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами, соблюдение которых может быть проверено в случае их соответствия целям контрольного мероприятия и включения в Программу проверки.

Также при необходимости и в случае соответствия целям контрольного мероприятия в ходе проверки может быть проверена полнота осуществления учредителем функций и полномочий в области управления автономным учреждением, контроля за расходованием средств и использованием имущества автономным учреждением, мониторинга выполнения задания автономного учреждения.


2.3. Перечень нормативных правовых актов и иных документов Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующих деятельность автономных учреждений, приведен в Приложении 1.


2.4. Перечень типовых форм, которые могут быть использованы при проведении проверки в автономном учреждении, в том числе при подготовке запросов, представлен в Приложении 2. В случае необходимости могут быть разработаны и использованы иные формы.


2.5. Примерный перечень документов, необходимый для проведения проверки в автономном учреждении, представлен в Приложении 3.


^ 3. Особенности правового статуса и организации деятельности

автономного учреждения


3.1. Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Республикой Татарстан для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).




3.2. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в государственной собственности Республики Татарстан, принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан.


3.3. Учредительным документом автономного учреждения является устав, который должен быть утвержден учредителем в месячный срок со дня принятия решения Кабинета Министров Республики Татарстан о создании автономного учреждения в соответствии с примерной формой устава автономного учреждения Республики Татарстан (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2007 №159).


3.4. Автономное учреждение должно иметь только одного учредителя. Функции и полномочия учредителя автономного учреждения Республики Татарстан осуществляются органами исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции.

Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением установлена статьей 9 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Учредители автономных учреждений должны обеспечивать контроль за расходованием средств и использованием имущества автономными учреждениями (пункт 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2008 №161).


3.5. Автономное учреждение должно осуществлять свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг.

Основной деятельностью автономного учреждения должна быть деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано.

Осуществлять иные виды деятельности автономное учреждение вправе лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

3.6. Доходы автономного учреждения должны поступать в его самостоятельное распоряжение и использоваться им для достижения целей, ради которых оно создано.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.


3.7. Созданное путем изменения типа существующего государственного учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному учреждению, до окончания срока действия таких документов.


3.8. Органами управления автономного учреждения должны являться наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Требования к составу наблюдательного совета автономного учреждения, его компетенции, полномочиям членов наблюдательного совета, порядку проведения заседаний установлены статьями 10-12 ФЗ «Об автономных учреждениях».

Заседания наблюдательного совета автономного учреждения должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.


3.9. Автономное учреждение должно отвечать по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.


3.10. В целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан и обеспечения публичности закупок товаров, работ и услуг для нужд автономных учреждений постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2008 №161 утверждены формы соглашений, предложенных автономным учреждениям для заключения:

- с Министерством финансов Республики Татарстан – о взаимодействии при оплате расходов с расчетных счетов автономного учреждения Республики Татарстан;

- с Управлением государственных закупок Республики Татарстан – о взаимодействии при организации размещения заказов на поставку отдельных видов товаров для нужд автономного учреждения Республики Татарстан.


Справочно: автономные учреждения не могут выступать государственными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и не подпадают под действие Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (письмо Министерства экономического развития РФ от 2.02.2009 №Д05-496).


3.11. Основные отличия автономных и бюджетных учреждений представлены в Приложении 4.


^ 4. Имущество автономного учреждения




4.1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации имущество автономного учреждения должно закрепляться за ним на праве оперативного управления.

Собственником имущества автономного учреждения Республики Татарстан является Республика Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность.

При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения не должно допускаться изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным учреждением.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, должен предоставляться ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.




4.2. Автономное учреждение без согласия учредителя не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.


Справочно: под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.




Виды особо ценного движимого имущества автономного учреждения Республики Татарстан должны определяться совместным решением учредителя и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2008 №929 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» в состав особо ценного движимого имущества автономного учреждения Республики Татарстан в обязательном порядке должно быть включено:

- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей;

- иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление автономным учреждением Республики Татарстан своей основной деятельности будет существенно затруднено;

- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда Российской Федерации.

При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного учреждения Республики Татарстан, а также имущество, приобретенное автономным учреждением Республики Татарстан за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.


4.3. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества должно приниматься одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.


4.4. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество должно подлежать обособленному учету в установленном порядке.




4.5. Автономное учреждение может вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.


^ 5. Особенности совершения отдельных сделок с имуществом

автономного учреждения


5.1. Крупная сделка может быть совершена только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.


Справочно: крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (статья 14 ФЗ «Об автономных учреждениях»).


5.2. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.


Справочно: лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители, если кто-либо из них, их супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем (статья 16 ФЗ «Об автономных учреждениях»).


Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должно приниматься большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должно приниматься учредителем автономного учреждения.




^ 6. Задание учредителя автономному учреждению


6.1. Учредитель должен устанавливать задание для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (условия и порядок формирования задания учредителя автономному учреждению Республики Татарстан установлены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2007 №161).


6.2. Задание должно быть направлено на обеспечение соответствия объемов государственных услуг, предоставляемых автономным учреждением, уровню социальных гарантий обеспеченности государственными услугами, стандартам качества оказания государственных услуг и объему финансовых средств на их предоставление.




6.3. Задание должно формироваться учредителем автономного государственного учреждения на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период с последующим ежегодным уточнением задания.




6.4. Задание должно включать в себя:

- выписку из реестра расходных обязательств о расходных обязательствах, исполнение которых необходимо для выполнения задания;

- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

- показатели, характеризующие объем и качество оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг;

- порядок оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам;

- предельные цены (тарифы) на оплату государственных услуг физическими и (или) юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрены оказание соответствующих услуг на платной основе либо порядок их установления;

- порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его изменения или досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении задания.


6.5. Объем задания должен доводиться до автономного учреждения учредителем автономного учреждения в натуральных единицах.




6.6. Социальные услуги, предусмотренные в задании, должны предоставляться потребителям бесплатно или частично за плату. Объем социальных услуг, предоставляемых потребителю частично за плату, и размер указанной платы должны быть определены в задании в соответствии с действующим законодательством.


6.7. В задании должны быть установлены формы отчетности об его исполнении и периодичность их предоставления.

Отчетность об исполнении задания должна содержать всю совокупность информации, характеризующую результаты деятельности автономного учреждения, в том числе:

- о результатах выполнения задания;

- о финансовом состоянии автономного учреждения;

- о состоянии и развитии имущества, эксплуатируемого автономным учреждением;

- о перспективах изменения объемов предоставления услуг.


6.8. В задании также должен быть установлен перечень средств массовой информации, в которых автономное учреждение обязано опубликовывать установленную законодательством отчетность.



следующая страница >>