uzluga.ru
добавить свой файл
1

Макроэкономика. Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА


«Утверждаю»

Директор РИ (филиала) АлтГУ

____________ К.Г. Анисимов

«_____» ___________ г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«МАКРОЭКОНОМИКА»


(для студентов отделения высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»)


АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Доцент кафедра экономика

Цива Наталья Викторовна


Рубцовск

1. Значение курсовой работы в изучении экономической теории (макроэкономики)

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом экономических факультетов студентами дневного, заочного отделений и является обязательной формой отчета студента перед кафедрой.

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение:

  • во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

  • во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию (макроэкономику), связывать ее с практикой;

  • в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по экономической теории (макроэкономике);

  • в-четвертых, укрепляет навыки работы на компьютере в процессе поиска необходимой информации и оформления работы.

Курсовая работа - это первая проба пера, подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ведения ее. Курсовая работа является также итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших проблем экономической теории (микроэкономики и макроэкономики)

Для того, чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявленным требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания по общей экономической теории (микроэкономике и макроэкономике), но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов.

2. Структура курсовой работы

Курсовая работа по экономической теории (микроэкономике и макроэкономике) должна состоять из следующих частей: реферата, введения, основного текста, значения и библиографического списка. Структура курсовой работы может изменятся в зависимости от темы и ее сложности.

В реферате кратко излагаются предметно – объектная область, цели, задачи, методологическая и информационная база исследования.

Во введении автор должен изложить актуальность избранной проблемы, сформулировать цель написания работы и те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (2-3 страницы).

Во второй части раскрывается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3 - 4 вопроса, изучающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где заканчивается их освещение. Основная часть работы должна быть изложена на 18-20 страницах стандартного листа.

Выводы, составляющие третью часть, вытекают из материалов курсовой работы и содержат обоснованные предложения. Заключение нужно писать кратко на 2-3 страницах.

В конце курсовой работы прилагается библиографический список, составленный в определенной последовательности.


3. Основные требования к написанию курсовой работы

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Следует помнить, что современная экономическая теория в качестве метода исследования использует экономико-математическое моделирование, функциональный анализ. Поэтому, существующие в экономике зависимости следует иллюстрировать с помощью графиков, функций, таблиц.

Факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того, чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.

При наличии курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

а) изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;

б) изучить учебную литературу по экономической теории (макроэкономике);

в) собрать статистические данные, публикуемые в периодической печати и статических сборниках;

г) изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Вестник Московского университета», в еженедельнике «Экономика и жизнь» и др.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым экономическая теория не всегда готова, отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. Например, в микроэкономике представители разных школ по-разному трактуют условия возникновения фирм, их природу, механизм функционирования.

В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущих курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой, занимаются механическим списыванием текстов, заимствуют из сайтов Интернет. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые соединяются отдельными фразами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются на «неудовлетворительно».

Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме – это новый важный этап в выполнении курсовой работы. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовывать самоконтроль знаний – логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, иллюстрирует теоретические положения графиками, таблицами.

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной форме, не допускающей разночтений, имеют большое значение.

Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов. В микроэкономике приняты условные обозначения в виде сокращений английских слов. Например, D(demand) - спрос, P(price) - цена. Другие сокращения не допускаются. Чтобы избежать стилистических ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В.Даля, С. Ожегова, иностранных слов, экономические энциклопедии и словари.

4. Порядок выполнения курсовой работы

Выполнение курсовой работы целесообразно расчленить на 6 этапов:

  • выбор темы;

  • подбор и изучение литературы;

  • составление плана работы;

  • сбор и обработка фактического и статического материала;

  • написание курсовой работы;

  • защита курсовой работы.

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются кафедрой экономики. В отдельных случаях студенту предоставляется право по согласованию с научным руководителем предложить тему, не включенную в список. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выполнения. Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой экономической теории избавляет студента от расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнения курсовой работы вообще не по курсу экономической теории (макроэкономики), а по другим родственным учебным дисциплинам.

При выборе темы следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и ту же тему только один студент.

Подбор и изучение литературы следует начинать с перечня литературы, рекомендованной кафедрой экономики. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента – из огромной массы российской и зарубежной литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям.

При изучении литературы можно рекомендовать делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т.п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно относится только к одному вопросу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут лучше усвоить содержание проблемы.

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы.

Целесообразно предварительно намеченный план курсовой работы согласовать на консультации с научным руководителем. План не следует излишне детализировать, в нем перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разбивать на параграфы. План работы тесно связан с ее структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит в том, чтобы определить 3-4 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила:

  1. Данные следует приводить к абсолютным или относительным показаниям и при их сравнении обязательно в одинаковых измерениях;

  2. Для доказательства определенной закономерности тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса.

  3. Для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке.

После того, как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и обработан фактический материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивать угловые вопросы на пункты и подпункты.

Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. Работа выполняется на отдельных листах формата А 4 в компьютерном варианте и должна быть сброшюрована. С левой стороны каждого листа необходимо оставлять поля шириной 3-4 см. для замечаний рецензента. Страницы работы должны быть пронумерованы. Курсовая работа начинается с титульного листа (образец в библиотеке), следующая страница работы содержит план. Каждый раздел работы принято начинать с новой страницы. На все цитаты и цифровые данные, приводимые в тексте курсовой работы, указываются источники. Все таблицы, схемы, графики должны иметь название и на них в тексте должны быть ссылки. В целом объем работы не должен превышать 25-30 страниц. Завершает работу список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов с указанием выходных данных. Например:

Емцов Р.Г, Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник-М.: МГУ, Издательство «ДИС», 1999 (см. ГОСТ по оформлению курсовых и дипломных работ на учебно-методическом сервере).


5. Работа с рецензией и подготовка к защите курсовой работы

Написанная студентом курсовая работа сдается на кафедру экономики в срок, для рецензирования. Это необходимое условие для того, чтобы в соответствии с рецензией организовать переработку темы и подготовится к защите курсовой работы. Студент защищает курсовую работу до экзамена перед преподавателем – рецензентом.

Без защиты курсовой работы студент к экзамену не допускается.

При подготовке к защите курсовой работы студент должен внимательно изучить рецензию научного руководителя и постраничные замечания (если они есть). В рецензии может не содержаться окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная оценка, дается после защиты. Если работа не допускается к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь предоставлена на кафедру.

Менять тему курсовой работы не разрешается, так как это нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента. Ведь новую тему придется писать уже без методических советов преподавателя и, не имея рецензии. Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецензентом.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты курсовой работы задача студента – показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом темы.

Защита и оценка курсовой работы – это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по макроэкономике.

Далее, дан перечень тем курсовых работ.


Тематика курсовых работ по курсу «Макроэкономика»

(тема выбирается по порядковому номеру студента в списке группы/экзаменационной ведомости)


  1. Новейшие теоретические направления в макроэкономической науке.

  2. Макроэкономические проблемы в трудах Нобелевских лауреатов.

  3. Особенности методологии макроэкономических исследований.

  4. Экономическое моделирование как метод макроэкономических исследований.

  5. Макроэкономическая политика в различных экономических системах.

  6. Макроэкономическая политика в рыночной экономике.

  7. Российская модель социально-экономического развития.

  8. Социальное рыночное хозяйство: черты и национальные модели.

  9. Экономические и институциональные преобразования в переходной экономике.

  10. Национальное богатство как макроэкономическая категория.

  11. Национальное богатство России.

  12. Информация и знания как элементы национального богатства страны.

  13. Научно-технологическое развитие – основа повышения конкурентоспособности России.

  14. Основной капитал - важнейшая составная часть национального богатства.

  15. Система национальных счетов как макроэкономическая модель экономического оборота.

  16. Валовой внутренний продукт и методы его расчета.

  17. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов.

  18. Номинальные и реальные показатели. Дефлятор и индексы цен.

  19. Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.

  20. Методы оценки благосостояния нации.

  21. Равновесие на денежном рынке.

  22. Кредитный рынок и его макроэкономическое назначение.

  23. Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в России.

  24. Безработица в России: современные формы, причины возникновения, методы сокращения.

  25. Изменения в отраслевой и квалификационной структуре спроса и предложения труда в экономике, основанной на знаниях.

  26. Государственная политика занятости и особенности ее реализации в России.

  27. Экономические и социальные издержки безработицы в России.

  28. Государственное регулирование рынка труда: сравнительный анализ опыта развитых стран.

  29. Рынок благ как важнейшая составляющая в общей системы агрегированных рынков.

  30. Общее экономическое равновесие. Стабилизационная политика.

  31. Макроэкономическое равновесие – основа устойчивого развития экономики.

  32. Основные модели макроэкономического равновесия.

  33. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия.

  34. Формы проявления макроэкономической нестабильности и их особенности в условиях России.

  35. Экономический рост. Эффективность и качество экономического роста.

  36. Факторы и типы экономического роста.

  37. Основные модели экономического роста.

  38. Стратегия устойчивого развития экономики.

  39. Факторы и перспективы экономического роста в России.

  40. Противоречия экономического роста и их отражение в экономической теории.

  41. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики.

  42. Циклические колебания в рыночной экономике. Диагностика фазы экономического цикла.

  43. Кризис — основная фаза экономического цикла. Виды кризисов.

  44. Современный экономический цикл.

  45. Циклы и кризисы в экономике России: история и современность.

  46. Антициклическая политика государства.

  47. Государственное регулирование экономики, его средства и методы.

  48. Макроэкономические индикаторы и их роль в государственной экономической политике.

  49. Индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики.

  50. Экономические методы государственного регулирования рыночной экономики и их применение в России.

  51. Государственное программирование и его роль в реализации макроэкономической политики.

  52. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: сущность и виды.

  53. Эффективная налоговая система и оптимизация налоговой политики в России.

  54. Государственный бюджет – основной элемент реализации бюджетно-налоговой политики.

  55. Государственный долг России: причины возникновения, способы оценки и управления.

  56. Стабилизационный фонд и его значение в экономике России.

  57. Дискреционная и автоматическая фискальная политика.

  58. Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты.

  59. Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой.

  60. Анализ эффективности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства при помощи модели IS-LM.

  61. Модель макроэкономического равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках.

  62. Инфляция: понятие, причины возникновения и формы.

  63. Взаимосвязь темпов инфляции с уровнем безработицы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

  64. Стагфляция: понятие, основные признаки и возможности преодоления.

  65. Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в России.

  66. Социальная политика в современной экономике: макроэкономический аспект.

  67. Денежные доходы и расходы населения.

  68. Уровень и качество жизни населения.

  69. Международные сопоставления уровня и качества жизни населения.

  70. Социальное планирование и прогнозирование в рыночной экономике.

  71. Государственное регулирование доходов: факторы роста уровня жизни в России.

  72. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в современной экономике. Система социальной защиты.

  73. Международная торговля: спрос и предложение на мировом рынке.

  74. Выигрыш от внешней торговли. Торговая политика.

  75. Международная торговля и ее значение для экономики России.

  76. Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию.

  77. Международное движение капитала. Иностранные инвестиции и их роль в экономике России.

  78. Международные валютные отношения и их воздействие на экономику России.

  79. Платежный баланс страны – важнейший инструмент оценки возможностей развития национальной экономики.

  80. Макроэкономическая политика в условиях глобализации: эволюция, современное состояние, перспективы.

  81. Национальные интересы и глобальная взаимозависимость: современные подходы.

  82. Международная экономическая интеграция: понятие и формы. Главные интеграционные центры мира.