uzluga.ru
добавить свой файл



Челышева И.В. Методические основы подготовки будущих педагогов к медиаобразовательной деятельности в условиях ДОЦ // Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности / Ред. Т.Д.Молодцова. Таганрог: изд-во Центр развития личности. С. 133-136.


Челышева И. В., канд. пед. наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт

(Россия)

Методические основы подготовки будущих

педагогов к медиаобразовательной деятельности в

условиях ДОЦ

Бурное развитие видеотехники и компьютерных технологий при­вело к значительному увеличению разного рода информации, получа­емой по медийным каналам. Трудно спорить с тем, что медиа, пользу­ющиеся огромной популярностью у современных школьников и молодежи, способны в значительной степени влиять на эстетические вкусы, способствовать формированию позитивных, или, напротив, не­гативных нравственных позиций многочисленных зрителей, пользовате­лей и слушателей. Телепрограммы, Интернет-чаты, радиопередачи, на­цененные на тот или иной тип аудитории, приобщают ее к определенной

133

модели эстетического восприятия, формируют определенные жизнен­ные ориентиры. В современной социокультурной ситуации на одно из первых по важности задач медиаобразования- направления, выступаю­щего за изучение школьниками и студентами закономерностей СМК, выходит развитие медиакомпетентности, их умения «читать», «декоди­ровать» медиатексты; осознания и вычленения различных проблем, со­ставляющих содержание медиаинформации; формирование критичес­кого, творческого, образного мышления, эстетической культуры.

Особое значение развитие медиакомпетентности имеет в подго­товке студентов педагогических вузов, для которых в настоящее время для успешного осуществления профессиональной деятельности необ­ходимы не только знания по теории и методике учебных предметов, пе­дагогике и психологии, но и умения работать с медиаинформацией. Данной проблеме посвящены работы многих отечественных исследо­вателей (Л.М.Баженовой, Е.А. Бондаренко, Ю.Н.Усова, А.В. Федорова, и др.). В настоящее время медиаобразование осуществляется в ряде российских высших учебных заведений (Москва, Воронеж, Таганрог, Курган и др.) и включает не толь­ко просмотр фильмов, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведений; выполнение групповых и индивидуальных игровых, творческих заданий; свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзы­вы, сочинения на тему просмотренных фильмов и т.д.) [2].

Проблема развития медиакомпетентности будущих социальных педагогов успешно решается в Таганрогском государственном педа­гогическом институте на факультете социальной педагогики: с 2002 года студенты обучаются по специализации 03.13.30 «Медиаобразование», утвержденной и официально зарегистрированной учебно-методичес­ким управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования РФ. Целью данной специализации являет­ся подготовка медиакомпетентных педагогов, способных полноценно использовать медиа в учебно-воспитательном процессе.

Работа будущих социальных педагогов неразрывно связана с различными социально-педагогическими структурами - школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами, со­циальными приютами, детскими оздоровительными центрами. Как известно, детские оздоровительные центры обладают богатым воспи­тательным потенциалом благодаря включению разнообразных форм и методов организации досуга, возможностью свободного выбора де­ятельности. Благодаря этому специфические условия взаимодействия

134

педагога и школьников способствует интенсивности педагогического взаимодействия в целом. Воспитательный процесс в детском оздоро­вительном центре носит комплексный характер и требует от педагоги­ческого коллектива четкого и компетентного планирования деятельно­сти школьников, использования разнообразных форм работы, способствующей активизации познавательных и эстетических интере­сов воспитанников, развитию их творческих способностей, кругозора. В связи с этим основными принципами педагогического взаимодей­ствия в детском оздоровительном центре выступают: принцип много­образия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на до­минирующие способности, интерес и потребности; принцип свободы творчества; принцип социальной активности школьников [1,20].

Подготовка будущих вожатых ДОЦ в процессе медиаобразова-тельной деятельности направлена на максимальное использование потенциальных возможностей произведений медиакультуры в органи­зации различных досуговых мероприятий: конкурсов, игровых про­грамм, ролевых, импровизационньпс и сюжетных игр на медиаматери-але. Эта работа реализуется в творческих мастерских, на практических и семинарских занятиях, и направлена на развитие способностей вос­приятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и ху­дожественно-эстетической образованности каждого студента, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности лич­ности, эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. В связи с этим основные методичес­кие приемы медиаобразования основаны на активизации творческой деятельности на материале медиа, развитие полноценного восприятия медиапроизведений, использование индивидуальных, групповых и кол­лективных форм работы [2].

Традиционно медиаобразовательные занятия строятся на осно­ве комплекса творческих заданий, в процессе организации которых целенаправленно решаются основные задачи медиаобразования: «обу­чить «грамотно» читать медиатекст; развить способности к восприя­тию и аргументированной оценке информации, развивать самостоя­тельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и твор­ческой деятельности» [2, 16].

Приведем несколько примеров творческих медиаобразователь-ных заданий творческого характера, которые успешно применяются студентами в условиях ДОЦ. К примеру, большой интерес как у студен-

135

тов, так и у школьников вызывают творческие проекты на материале прессы: создание собственных текстов на заданные или сво­бодные темы, иллюстрирование статей всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от простых рисунков и колла­жей до компьютерного монтажа и дизайна). Довольно продуктивной формой индивидуальной и групповой работы является создание теле­визионных или кинематографических мини-сценариев, в процессе под­готовки которых используется весь арсенал художественных средств, реализуемый затем в постановках собственных «фильмов» и «теле­программ». При практической реализации сценарных разработок воз­можна организация ситуативных игр: «Биржа труда» (подбор кандида­тур на роли телеведущих, актеров, репортеров и т.п.), «Теленовости» (конкурс ведущих, подготовка материалов для выпуска новостей и т.п.), «Рекламная пауза» (подготовка рекламных роликов), «Ток-шоу» (ра­бота в микрогруппах по созданию небольших авторских ток-шоу) и др.

Раскрытие личного творческого потенциала осуществляется в процессе просмотра и анализа фрагментов медиатекстов при опреде­лении их жанровой специфики, обсуждении достоинств и недостатков, рецензировании медиаматериала. Данное задание позволяет не только констатировать эстетические и художественные медиапредпочтения аудитории, но и содействовать более полноценному медиавосприя-тию, развитию эстетического вкуса. Просмотр и коллективное обсуж­дение экранных медиатекстов способствует созданию атмосферы диа­лога, свободного обсуждения, развитию критического мышления и аргументированной оценке медиаинформации.

В условиях интенсивного увеличения информационного пото­ка первостепенной задачей становится воспитание творческой, само­стоятельно мыслящей личности. Медиаобразование открывает широ­кие возможности в организации различных форм и методов работы в условиях ДОЦ на материале медиа, развивающих эстетический вкус, способности к полноценному восприятию медиатекстов, интеграции знаний и умений, полученных в различных научных областях.

Литература:

  1. Тетерский СВ. Педагогическое взаимодействие при организации летнего отдыха детей и подростков. М., 2003.

  2. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ро­стов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

  3. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог, Изд-во Кучма, 2006.





136

137