uzluga.ru
добавить свой файл
1




Ирина Челышева

кандидат педагогических наук, доцент


Медиаобразование продолжается


Рецензия на CD:

Федоров А.В, Демидов А.А. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005.





Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» выпустил компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» (М.,2005), бесплатно разосланный в крупнейшие библиотеки страны. Это издание в основном составлено в основном из текстов работ президента российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики (http://edu.of.ru/mediaeducation), доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова, автора более 350 научных публикаций по медиаобразовательной тематике.

Так в содержание диска включены тексты двух монографий А.В.Федорова «Медиаобразование будущих педагогов» (2005) и «Медиаобразование в ведущих странах Запада» (2005) (последняя написана совместно с А.Новиковой). Актуальность исследований, послуживших основой для данных изданий, обусловлена объективными причинами, связанными с активизацией медиаобразовательного процесса в России и за рубежом; официальным признанием медиаобразования в российской педагогической науке; присвоением медиапедагогике статуса вузовской дисциплины; открытием специализации 03.13.30 «Медиаобразование» для студентов педагогических и гуманитарных вузов и др.

А.В.Федоровым проанализированы основные вопросы теории и методики медиаобразования (обоснование модели медиаобразования, классификационные показатели развития медиаграмотности студентов, методические рекомендации по организации и проведения медиаобразовательных занятий и т.д.). На основе опытно-экспериментальной работы выявлено отношение студентов и практикующих учителей к проблеме медиаобразования.

Анализ зарубежного опыта медиаобразования – результат многочисленных научных командировок и участия в международных конференциях (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, Норвегия, Венгрия и др.) и кропотливой работы авторов с текстами западных монографий, учебных пособий, журналов медиаобразовательной тематики.

Медиаобразование давно официально введено в школьные и вузовские курсы многих стран. Признанными лидерами медиапедагогики в мире являются Канада, Австралия, Франция, Великобритания и др. Опыт ведущих западных стран в области медиаобразования чрезвычайно важен для отечественных исследователей, так как основные теоретические и методические положения медиапедагогики берут начало именно из западных научных школ.

А.В.Федоровым и А.А.Новиковой рассмотрены вопросы истории, теории и практики западной медиапедагогики с точки зрения генезиса основных этапов, теоретических концепций, представлен практический опыт проведения медиаобразовательных курсов. Авторам монографии удалось представить обстоятельный контент-анализ основных положений зарубежных медиаобразовательных течений и выявить те направления, которые могут наиболее успешно развиваться в российских условиях. Большую ценность представляют обзоры наиболее солидных научных трудов мировых лидеров медиаобразования (C.Bazalgette, D.Buckingham, A.Hart, L.Masterman, K.Tyner, B.Tufte и др.). Можно согласиться со справедливым мнением авторов монографии, что «систематизация и изучение медиаобразовательных тенденций в ведущих странах Запада, бесспорно, послужат серьезным подспорьем как для дальнейшего развития исследований, так и для повышения эффективности современного медиаобразовательного процесса в России».

В CD нашло отражение освещение важного события для медиаобразования – первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, участниками которой стали ведущие отечественные исследователи и медиапедагоги О.А.Баранов, С.И.Гудилина, В.В.Гура, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, С.Н.Пензин, Л.В.Усенко, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др. Круг вопросов конференции был достаточно широк: обсуждались возможности медиаобразования и медиакритики в современном образовательном пространстве, рассматривались вопросы теории и методики медиапедагогики, наиболее серьезные проблемы российских медиапедагогов и т.п. Материалы конференции позволяют читателю выявить основные перспективы дальнейшего развития медиаобразования, пути решения наиболее актуальных проблем российской медиапедагогики.

Бесспорно CD будет полезен широкому кругу читателей, в том числе преподавателям вузов, аспирантам, студентам, журналистам.