uzluga.ru
добавить свой файл
1

ЛОГОСКАЗКА « ЦВЕТИК – РЕЧЕЦВЕТИК»

Цели:

формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку;

развитие фонематического восприятия;

уточнение, закрепление представлений о пройденных речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;

развитие артикуляционной и мелкой моторики, поддержание интереса к артикуляционной гимнастике;

развитие связной речи (диалогической и монологической);

закрепление пройденных букв, создание их ярких сценических образов;

воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный и музыкальный образ.

Оборудование:

цветик - речецветик (лепестки прикреплены на "липучки"), художественные образы: Звуковики (с символикой гласных звуков), Звуковых дел Мастера (с символикой согласных звуков), домик Язычка (объемный домик с открытым окошком, в котором на пружинке прикреплено изображение Язычка);

ручеек (атласное полотно), буквы – плакатики для каждого ребенка, д/и "На что похожа буква?", белые шелковые шарфы (ветерок).

Логопед выходит к детям с "цветиком - речецветиком":

"У меня сегодня, дети,

Вдруг волшебным стал мой дом -

Нежный цветик - речецветик

Расцвел в садике моем.

Лепестки, что краски радуг -

Синий, желтый, красный цвет,

Фиолетовый, оранжевый:

Посмотри! Их ярче нет!

Голубой листок как небо,

А зеленый как трава.

То ли быль, а то ли небыль:

Закружилась голова!

Сколько может мой цветочек

Принести любви и благ,

Если только знаешь точно

Попросить когда и как.

Вы поможете, ребятки,

Мне с цветком моим решить,

Как, куда мы без оглядки

Можем с вами поспешить.

Выбираем лепесток, отрываем лепесток (красный),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

О, да здесь письмо!

Что же в нем написано?

Загадка: Один говорит, двое слушают.

(Язык, уши.)

Логопед : А сейчас мы поиграем

Как вы слушаете, узнаем.

(Прослушивание записи звуков: плеск морских волн, крик морской чайки, голоса птиц – природные звуки; звук пианино.)

Назовите услышанные звуки. Чем мы слушали?

Логопед : Наши уши слышат тысячи разных звуков

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной….

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Ведущий: Вы уже знаете и слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки (собаки рычат, коровы мычат, свиньи хрюкают, змеи шипят, птицы щебечут и т.д. – прослушивание записи звуков)

2. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (оранжевый),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

лепесток опускается около домика Язычка (Объемный домик, в открытое окошко которого видно изображение Язычка, прикрепленного ко дну с помощью пружинки.)

Логопед: Ротик - домик,

Губы - двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет веселый Язычок.

Чтобы красиво говорить научиться,

Надо, ребята, вам много трудиться.

Дам я вам совет сейчас,

Выполняйте мой наказ.

Ежедневно и без лени выполняйте речевые упражнения.

Дети садятся на стульчики и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики (под музыкальное сопровождение )

Мы с вами говорим, произносим речевые звуки.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

3. Выбираем лепесток, отрываем лепесток ( желтый),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

Логопед, кладет его на стол, где размещены "Звуковички".

Логопед:

"Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

А, У, О, Ы Э, И -

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по-порядку

Наши звуки на зарядку.

Звуки очень любят песни,

С песней жить им интересней!"

Логопед указывает на Звуковичков, дети поют их песенки:


"А:"! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

Удивленно тянет он:

"А:" Забывчивый какой!

"У:" надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

Вот какой он привереда -

Будет дуться до обеда.

"И:" - улыба, весельчак, он смеется звонко так!

На веселом язычке

Скачет звук, как на седле!

Вот в задумчивом сомненье

"Э:" высказывает мненье:

"Э:", не знаю, что сказать,

Может лучше помолчать?!

Округлив большие губы,

"О" прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,

"О:" - вздохнул.

"ы" хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья:

"ы:" Поспать еще часок:?

Или, может, выпить сок?

Игра с кубиком « Бросайка» ( дети ловят кубик, на гранях которого символы гласных звуков и придумывают слова)

Логопед: "Гласные звуки очень любят чистоговорки. Усядемся на пригорке,

скажем чистоговорки.

У-У-У — губы хоботом тяну.

У-у-у - дай трубу.

У-у-у — всех детей зову.

А-а-а — шире ротик, детвора.

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

О-о-о — мне тепло.

4. Выбираем лепесток, отрываем лепесток ( зелёный),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

лепесток "летит" к "звуковому ручейку" ( голубые камешки на полу)

Логопед: "Пока звучит музыка по камешкам бежит звуковой ручеек. Камешки самые разные, но когда музыка остановится, вы должны занять определенный камешек. Камешек "У" ( аналогично с др.гласными)

5. Выбираем лепесток, отрываем лепесток ( голубой),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

лепесток опускается на стол, где расположены "Звуковых дел мастера".

Логопед: "Мастера очень трудолюбивые. Они поместили свои звуки в разные слова.

Поиграем со звуками. Назовем слова, в которые Мастера поместили свои звуки".

Дети: "Мы со звуком М играем, слово к слову подбираем" (мыло, муха ,……….передают мяч по кругу)"Мы со звуком Х играем :" и т.д.

6. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (синий),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

лепесток приземляется около домика, где живут пальчики.

Упражняйте ваши пальцы

Каждый день и каждый час,

Будет лучше речь у вас!

Логопед: Пальцы – это очень хорошие и верные друзья. Они умеют играть, убирать игрушки, умываться, держать ложку, могут покормить кошку. А еще они умеют громко хлопать, рисовать, вязать, лепить, вырезать, писать. Давайте покажем , что могут делать наши пальцы.

Игра «Что могут наши пальчики?»

Набрать номер телефона.

Подозвать к себе.

Пригрозить.

Постучать.

Сказать «Здорово!»

Попрощаться.

Приласкать.

Пролистать страницы.

Сказать «Стоп!»

Вдеть нитку в иголку.

Сказать «Победа!»


В праздник нам нельзя скучать,

Выходите поиграть.

Игра « Золушка» ( перебрать орешки, горох,семечки..)

7. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (синий),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

лепесток опускается на крышу домика-теремка.

Дети (девочки) надевают на себя буквы-плакатики .

^ Инсценировка сказки "Теремок букв".

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребенок (буква А) говорит:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Логопед: "Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребенок (буква У) говорит:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремка появляется буква А: "Это я, буква А. А ты кто?"

Буква У: "Я буква У. Пусти меня к себе жить!"

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Логопед: "Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.

А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали:"( мальчики в буквах –плакатиках)

Ребенок: "Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим как гласные песни петь".

Дети пробуют пропеть свои буквы: "Ничего не получается!"

Гласные: "Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом. Согласны?"

Дети (кивают головами): "Согласны, согласны!"

Гласные: "А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными".

Танец-приглашение (согласная буква приглашает гласную). В конце танца дети , не снимая с себя буквы-плакатики, поют частушки про буквы ("На что похожа буква?", а логопед в этот момент показывает соответствующую картинку):


А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко -

Ноги ставит широко.

На калитку посмотри-

Чем она не буква И!?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.


Взявшись за руки мы встали

И на М похожи стали.

Крепче за руки держись,

Таня с Ваней, подружись! И т.д.


Логопед (держит в руках облетевший цветик - речецветик):

Логопед: "Что же делать? Как же быть? Без цветка нам скучно жить!

Разлетелись лепестки от моего цветка. Как их собрать? Может быть, ветерок поможет нам?

Дети с легкими шарфами кружатся в танце « ветерок".

Во время танца логопед незаметно для детей собирает разлетевшиеся лепестки.

Логопед: "Налетел ветер и собрал мой речецветик".

Логопед говорит о том, что цветик - речецветик будет стоять в группе и детей ждут другие приключения с этим волшебным цветком.


На память дети получают маленькие копии речецветика.