uzluga.ru
добавить свой файл
1

Кризис подросткового возраста

Как известно, подростки переживают кризис, связанный с их переходом в новое качество – взрослое состояние. Но это время является трудным не только для самих подростков, но и для окружающих их взрослых. Выписка из письма: «Мы понимаем, что изменились сами. Но мы хотим, чтобы нас поняли и кричали на нас. Они должны понимать наши проблемы и не паниковать зря. Нам самим тоже трудно». Наташа, 13 лет.

Основные характеристики кризисных периодов:

- наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

- неотчетливость границ кризиса;

-наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей стадии».

Кризисный период – это, с одной стороны, опасность, трудность движения и развития, а с другой – пробуждение новых возможностей, раскрытия новых внутренних измерений.

Истоки агрессивного поведения.

Общеизвестно, что этот возраст характеризуется повышением агрессивности у большинства ребят. Некоторые подростки становятся полностью не управляемые. На развитие агрессивности влияют взаимоотношения в семье подростка, и в основном отношение к нему матери. Отчужденность, холодность, безразличие к интересам сына или дочери – вот основные характеристики такого отношения, которое влияет на развитие агрессивности ребенка.

Следующий значимый фактор – стилю воспитания. Чаще всего агрессивный подросток вырастает в семьях с незрелыми методами регулирования дисциплины, когда родители непоследовательны и непредсказуемы в выборе реакций на отклоняющиеся поведения. Им обычно не хватает терпения или времени научить ребенка следовать определенным правилам поведения.

Помимо стиля родительского воспитания влияет общение с братьями или с сестрами. Результатом насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье становится усвоение силовых моделей поведения. Имеется в виду, что подросток, привыкший применять агрессивные методы в отношении брата и сестры, с большей вероятностью будет использовать их и со сверстниками.

Меры воздействия.

Каковы должны быть реакции взрослых в отношении агрессивного поведения? Резкое поведение агрессивности, строгие наказания или попустительство приводят к закреплению агрессивного поведения. Нужно найти способы разумного подавления агрессивности. При этом обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом было появление у ребенка чувства вины, но не страха и враждебности к наказывающему человеку. Необходимо помнить, что наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка: акт наказания должен осуществления агрессивного поступка. Имеется в виду, что временной разрыв между проступком и наказанием должен быть минимален. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть неприемлемость данного поведения. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного поступка.

Конструктивные методы.

Следует также специально обучать подростков самоконтролю и рефлексии своего поведения. Эти подростки, как правило, обладают экстремальным локусом контроля, то есть, склонны причины трудностей, искать во внешних обстоятельствах, других людях, но не в себе. Следует содействовать постепенному переходу к принятию ответственности за свои действия.

Подростки не имеют привычки задумываться над последствиями своих поступков, они не извлекают пользы из своего негативного опыта, и у них неоднократно возникают одни и те же затруднения. Поэтому полезно обсуждать с ребенком причины, вызвавшие агрессивные действия, и их последствия.

Чаще всего также учащиеся имеют неустойчивый образ «Я», поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направлены на усиления «Я». Подросток должен, научиться верить, что у него хватит собственных сил для достижения успеха без применения агрессивного поведения.

Эти дети часто отличаются высоким честолюбием и стремлением к общественному признанию. Поэтому для контроля над своими побуждениями их можно ставить в условия соревновательности. А для направления активности в позитивное русло – давать по возможности ответственное поручения, позволяющие им продвигаться вперед.


.