uzluga.ru
добавить свой файл

Консультация педагога-психолога

Воспитываем правильно

Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных чувств и переживаний. Другая особенность родительского отношения - неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители приписывают им или обвиняют их в том, что практически присуще самим родителям, т.е. родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером.

Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родитель только говорит, не подкрепляя слова живым примером. Часто родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранены.

^ Основные параметры неправильного воспитания

  1. Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают ребенка упрямым, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства. Или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может.

  2. ^ Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Этот фактор может вызвать нервно-психическое перенапряжение у детей.

  3. ^ Негибкость родителей в отношении с детьми характеризуется:

- недостаточным учетом ситуации, момента;

- несвоевременным откликом;

- фиксацией проблем, застреванием на них;

- запрограммированностью требований;

- отсутствием альтернатив в решениях;

- навязыванием мнений.

У "негибких" родителей обычно слабо развито воображение, они излишне принципиальны.

  1. ^ Неравномерность отношения родителей - недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот.

  2. Непоследовательность в обращении с детьми - существенный фактор невротизации. Непоследовательность проявляется в меняющихся и противоречивых требованиях родителей: бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого до конца, непредсказуемая смена настроения, несоответствие между требованием и контролем, переходы от одной крайности к другой. Все это приводит ребенка сначала к возбуждению, затем к утомлению.

  3. Несогласованность отношений между родителями - конфликт.

  4. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха.

  5. Тревожность:

- беспокойство и паника по любому поводу;

- стремление чрезмерно опекать ребенка;

- не отпускать ребенка от себя;

- предохранение от воображаемых опасностей;

- стремление делать все для ребенка заранее;

- навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.

9. Доминантность:

- безоговорочное подчинение своей точки зрения;

- категоричность суждений, приказной тон;

- стремление подчинить ребенка;

- навязывание мнений и готовых решений;

- строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;

- физическое наказание;

- постоянный контроль над действиями ребенка.

10. Гиперсоциальность - особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный без учета индивидуальности ребенка характер:

- повышенная принципиальность;

- чрезмерная требовательность;

- навязывание детям большого числа правил;

- бесконечное число порицаний и замечаний;

- нетерпимость к слабостям и недостаткам;

- отношение к детям как к взрослым.

11. Недоверие к возможностям ребенка:

- настороженность и подозрительность в отношение перемен;

- недоверчивость к мнению ребенка;

- неверие в его самостоятельность;

- перепроверка его действий;

- предостережения и угрозы.

12. Недостаточная отзывчивость - несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение.