uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 7 8

Таблица 1

^
Сравнительные характеристики систем управления [11]



Параметры

Управление на основе контроля

Управление на основе экстраполяции

Управление на основе предвидения изменений

Стратегическое управление

Допущения

Прошлое повторяется

Тенденции сохраняются

Новые явления/тенденции предсказуемы

Частичная предсказуемость по слабым сигналам

Тип изменений

Медленнее реакции фирмы

Сравним с реакцией фирмы

Быстрее реакции фирмы

Процесс

Циклический

Реальное время

Основа управления

Конт-роль отклонений, комплексное управление

Целевое управление

Стратегический анализ

Учет развития рынка и внешней среды

Акцент в управлении

Стабильность / реактивность

Предвидение

Исследование

Творчество

Период

С 1900 г.

С 1950-х гг.

С 1960-х гг.

С 1980-х гг.



^ 1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА И ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ


Составляющие стратегического управления.

Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений (рис. 2).

  1. Видение — это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия.

  2. ^ Сфера бизнеса — вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.

  3. ^ Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.

  4. Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.







Рис. 2. Цепь перспективно-целевых решений в управлении развитием предприятия


5. Программы и планы — это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.

Этапы стратегического управления. Основные этапы стратегического управления:

  • анализ среды;

  • определение миссии и целей организации;

  • формирование и выбор стратегии;

  • реализация стратегии;

  • оценка и контроль выполнения стратегии.

Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT-анализ).

^ Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов:

  • формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;

  • определение долгосрочных целей;

• определение среднесрочных целей.

^ Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

^ Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

  • цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

  • руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

  • в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Последовательность взаимосвязанных работ по стратегическому анализу, выбору и реализации стратегии составляет процесс стратегического управления (рис. 3). Как видно из схемы, процесс разработки стратегии является итеративным (циклическим). Так, определение и отбор стратегии может происходить на этапе анализа внешней среды, а оценка стратегии потребует дополнительного внешнего анализа. Кроме того, изменение стратегии приводит к необходимости мониторинга и ежегодной корректировки стратегических решений и планов.






^ 1.4.1. ОБЪЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уров­ням предприятия:

  1. ^ Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).

  2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или не­скольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:

  • стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

  • бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;

  • деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основная задача стратегической единицы бизнеса — достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

3. ^ Функциональная сфера деятельности, или подразделение, — структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг финансы и др.).

^ Концепция стратегического управления Венсила- Лагранжа. Авторы этой концепции на основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме процесс, носителей и уровни стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:

  • структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);

  • определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;

  • распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);

  • наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.

Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения (А — корпоративный уровень, В — бизнес-уровень, С — функциональный уровень) приведено на рис. 4. Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии.





Рис. 4. Модель процесса стратегического управления

(Vencil R.T./P.Lagrange):

  1. Уяснение корпоративных целей и структуризация.

  2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями.

3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия.

4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей.

5, 6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях.

  1. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.

  2. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей.

9,10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии.

11,12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.


      1. ^ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И БИЗНЕСОМ.


ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ


Стили организационного поведения. Одна из первых концепций стратегического управления базировалась на представлении о том, что различные типы поведения организации требуют существенно различных организационных структур и управления. Все разнообразие поведенческих стилей является производным от двух типичных противоположных стилей — приростного и предпринимательского.

^ Приростный стиль поведения отличается постановкой «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. Активные действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное решение.

^ Предпринимательский стиль поведения отличается стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, разрабатываются многочисленные альтернативы, и из них выбирается оптимальная.

Взаимосвязь между стилями поведения и видами управления. Имеет место тесная взаимосвязь между стилями организационного поведения и видами управления. Стратегическое управление требует предпринимательского поведения. Конечным результатом стратегического управления является си­стемный потенциал для достижения целей организации и ее внутренняя структура, обеспечивающая чувствительность к переменам во внешней среде.

Задачи руководителя, занимающегося стратегическими проблемами, состоят в том, чтобы:

• выявить необходимость и провести стратегические изменения;

  • создать потенциал, способствующий стратегическим изменениям;

  • отобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения.

Оперативное управление, в отличие от стратегического, занимается использованием существующей позиции предприятия и основано на приростном стиле поведения. Руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. В числе его основных задач:

  • определение общих оперативных задач;

  • мотивация, координация и контроль в процессе выполнения текущих задач.

В первой половине XX в. стратегическое и оперативное управление, а также соответствующие им стили поведения выступали для организации как альтернативные. В настоящее время организации все больше нуждаются в одновременном исполь­зовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления. Отличие стратегического управления от оперативного, по существу, определяется различиями между рассмотренными типами организационного поведения.


^ 1.5. АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИНИМАЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

^ Проблемы стратегического управления. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование:

  • в силу своей сущности стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего;

  • оно не может быть сведено к набору стандартных процедур и схем, предписывающих однозначный способ решения проблем развития в определенных условиях;

  • организация работ по стратегическому управлению требует огромных усилий, больших затрат времени и средств; предполагает создание сильной организационной культуры, систем мотивации и организации труда, определенной гибкости.

^ Переход к стратегическому управлению. Реализация методологии стратегического управления возможна при наличии следующих условий:

• высокая культура рыночных отношений и внутрифирменная культура;

• широкая и надежная информация о требованиях рынка, ценах, ресурсах, партнерах и конкурентах, а также о затратах и потенциале самого предприятия;

• наличие кадров, владеющих инструментами стратегического управления и обладающих стратегическим мышлением.

Поэтому использование принципов стратегического управления на российских предприятиях предполагает проведение целого комплекса подготовительных работ. Главные направления этой работы:

  1. Создание системы стратегического информационного обеспечения предприятий.

  2. Разработка достаточно простых моделей стратегического анализа, позволяющих выяснить причины кризисного состояния, перспективы развития отрасли и выработать реальные стратегии выживания.

3. Подготовка и переподготовка кадров в области стратегического управления.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие характеристики, помогают понять, что для достижения успеха организацией нужно управлять?

А) ресурсы,

Б) зависимость от внешней среды,

В) горизонтальное разделение труда,

Г) подразделения,

Д) вертикальное разделение труда,

Е) необходимость управления,

Ж) общие факторы в работе руководителей,

З) управленческая деятельность,

И) роли руководителя.

Ответ: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж»

2. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации?

А) когда есть хотя бы миссия,

Б) когда есть два составляющих: миссия и цели,

В) когда есть хотя бы цель (и).

Ответ: «Б»

3. Что подразумевается под понятием «иерархия целей» в экономической организации и какую роль оно играет в менеджменте?

А) подчинение одной цели другой,

Б) дерево целей, посредством которого описывается их упорядоченная иерархия (осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели).

Ответ: «Б»

4. Каковы главные критерии качества целей организации?

А) квалифицированный персонал,

Б) конкретность и измеримость,

В) горизонт планирования,

Г) достижимость,

Д) непротиворечивость.

Ответ: «Б», «В», «Г», «Д»

5. В чем отличие стратегии предприятия от бизнес-стратегии? Могут ли они совпадать?

А) Создание ценности и ее превращение в прибыль,

Б) Стоимость бизнеса или прибыль акционера,

В) Предполагаемый уровень знания о бизнес среде,

Г) наличие капитала.

Ответ: «А», «Б», «В»

  1. Что такое миссия предприятия? Приведите примеры миссий.

А) Миссия – это цель предприятия,

Б) Миссия – это философия бизнеса,

В) Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель.

Ответ: «В»

7. Какая информация необходима для правильной формулировки стратегии?

А) устойчивость,

Б) отличительность,

В) предложение конкурентного преимущества,

Г) использование связей между организацией и окружающей средой,

Д) видение,

Е) знание стратегии конкурента,

Ж) высокий уровень подготовки менеджеров и руководителей.

Ответ: «А», «Б», «В», «Г», «Д»

8. Сформулируйте возможные целевые установки по различным функциональ-ным сферам деятельности предприятия.

А) маркетинг - ежегодно предлагать на рынок новый товар; расширить число потребителей на Х %;

Б) финансы - увеличить рентабельность с Х1 до Х2 % к концу года;

В) кадры - ввести систему участия в прибыли к концу второго года.

Г) маркетинг – изучение рынка и спроса.

Ответ: «А», «Б», «В»

9. Дайте определение корпоративной культуры. Почему возросло внимание к этой составляющей реализации стратегии?

А) культура корпорации,

Б) сложный ком­плекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми чле­нами конкретной организации и задающих общие рамки поведе­ния, принимаемые большей частью организации,

Ответ: «Б»

10. Покажите важность персонала в реализации стратегии предприятия.

А) диагностика причин возникновения проблем,

Б) оценка важности возникших проблем, а так же поиск пути их решения,

В) подбор кадров для реализации стратегии компании,

Г) весь процесс управления организацией.

Ответ: «А», «Б», «В»


Вопросы для контроля

1. Стратегический менеджмент – это:

А) процесс принятия решений;

Б) наука об управлении сложными объектами;

В) наука и технология стратегического управления;

Г) искусство.

Ответ: «В»

2. Стратегический менеджмент содержит следующие функции:

А) планирование, организацию, руководство и контроль;

Б) прогнозирование, планирование, организацию, координацию, учет, контроль, анализ и мотивацию;

В) социальное планирование, координацию, контроль и мотивацию.

Ответ: «Б»

3. Понятие стратегического менеджмента включает следующие внешние факторы:

А) организационные;

Б) социальные;

В) экономические;

Г) юридические;

Д) исследование и развитие;

Е) политические.

Ответ: «А», «Б», «В», «Г»

4. Основными элементами цикла стратегического менеджмента являются:

А) структура организации;

Б) выбор и обоснование миссии;

В) анализ результатов и выполнение решений.

Ответ: «Б», «В»

5. Цели организации должны:

А) задавать общие направления функционирования организации;

Б) четко и конкретно фиксировать конечное состояние;

В) иметь конкретные сроки выполнения;

Г) определять ответственных за достижение определенных целей.

Ответ: «Г»

6. Миссия организации – это:

А) основная характеристика продукции бизнеса;

Б) качественно выраженная совокупность основных целей и предприниматель-ских намерений;

В) концепция смысла существования организации.

Ответ: «Б»

7. Философия организации – это:

А) основные принципы и смысл предпринимательской деятельности организации;

Б) качественные цели организации;

В) то же, что и миссия.

Ответ: «А»

8. Стратегии организации нацелены в основном на:

А) поведение на рынке;

Б) внутреннее совершенствование;

В) организационно – функциональное развитие в сочетании с продуктово-рыночным.

Ответ: «В»

9. Стратегический менеджмент относится только к:

А) высшему руководству организации;

Б) уровням стратегических зон хозяйствования;

В) всем уровням руководства (менеджмента) организации.

Ответ: «В»

10. Целеполагание организации включает:

А) установление основных целей;

Б) определение бизнеса, основных целей и корпоративной философии;

В) процессы разработки миссии, целей и стратегий организации.

Ответ: «Б»


^ ТЕМА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ БИЗНЕСА И СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.


2.1 ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Управление на основе решения стратегических задач. Управление путем ранжирования стратегических задач ориентируется на тактическую выживаемость, в основе которой лежит сохранение позиций предприятия в базовых сферах деятельности.

Ни одна совершенная стратегия не может учесть всех ситуаций, которые возникают в результате изменений во внешней среде, а также развития самой организации. В ответ на их появление предприятие формирует и решает стратегические задачи, с помощью которых осуществляется необходимая корректировка его деятельности (проводимой политики, планов). Примером таких задач является достижение высоких темпов роста, улучшение внутреннего климата в коллективе, привлечение новых партнеров и клиентов и т.д.

Управление на основе решения стратегических задач используется в том случае, когда события, которые могут произойти, полностью или частично предсказуемы, но для реакции на них менять общую линию поведения предприятия невозможно или нецелесообразно. Решая стратегические задачи, организация имеет возможность своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия либо с максимальной выгодой для себя использовать открывающиеся возможности.

Алгоритм выявления стратегических задач представлен на рис 5.

Как видно из схемы, существует два источника, генерирующие возникновение стратегических задач:

  • тенденции изменений во внешней среде организации;

  • внутренние тенденции, характеризующие развитие организации.





Рис 5. Управление путем ранжирования стратегических задач


Внешние тенденции отражают политические (военные действия), экономические (состояние рыночной конъюнктуры), технологические (появление и распространение новых видов технологии) и социальные (усиление требований поддержания уровня занятости) аспекты среды функционирования предприятий.

Внутренние тенденции по своей природе аналогичны внешним. Они могут быть естественными (рост заболеваемости персонала, нарушающий нормальный ход работы), технологическими (устаревание оборудования, технологии), экономическими (диверсификация производства, рост капиталоемкости и финансовой нестабильности), социальными (развитие механизма мотивации трудовой деятельности).

Процесс управления путем решения вновь возникающих стратегических задач предусматривает:

Постоянное наблюдение за всеми тенденциями.

Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей.

Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации: а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного решения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла; в) важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие внимания.

  • Подготовку решений (ее осуществляют специально созданные оперативные группы).

  • Принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий (осуществляет руководство).

  • Обновление списка проблем и их приоритетности.

^ Управление по слабым сигналам. Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции.

По сильному сигналу предприятие может действовать решительно, например прекратить дальнейшее наращивание мощностей и переориентироваться на использование их по другому назначению. Ответная реакция на слабый сигнал может быть растянута во времени и усиливаться по мере нарастания сигнала.

Порядок действий предприятия при слабых сигналах о возникновении проблем показан на рис 6.

Из схемы видно, что при наличии неточных признаков опасности (уровень 1) необходимо постоянное наблюдение за внешней средой и определение относительной силы сигнала. Когда источники опасности или новой возможности становятся ясными (уровень 2), принимаются меры к снижению внешней стратегической уязвимости и повышению внутренней гибкости предприятия (например, в случае угрозы снижения спроса из-за создания товара-заменителя разрабатываются предварительные меры по уходу на другой рынок, расширению ассортимента и т.д.). Дальнейшее усиление сигнала (уровень 3) позволяет оценить масштабы опасности (например, спрос на продукцию в краткосрочном периоде будет быстро уменьшаться) или уровень новых возможностей. Такой сигнал свидетельствует о необходимости приступать к разработке подготовительных сигналов, технико-экономическому обоснованию проектов или программ, выполнение которых позволит сократить время реализации практических мероприятий. Наконец, когда сущность проблемы раскрыта и пути ее решения установлены (уровень 4), разрабатываются планы практических мероприятий и начинается их осуществление.


<< предыдущая страница   следующая страница >>