uzluga.ru
добавить свой файл
1

КАК СТАТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРОМ


В связи с вступлением в силу приказа ФТС России от 14.09.2011 № 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» с 5 января 2012 года ФТС России получила полномочия принимать и рассматривать заявления заинтересованных лиц о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Для включения в реестр юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечающие определенным условиям, должны представить в ФТС России заявление в письменной форме, а также документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении.

Факт включения в реестр уполномоченных экономических операторов подтверждается выдачей свидетельства, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня его выдачи и имеет неограниченный срок действия.

Приобретение статуса уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) позволяет участникам ВЭД воспользоваться рядом упрощений таможенных процедур, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС).

В соответствии со статьей 41 ТК ТС такие упрощения заключаются в возможности осуществлять:

1. Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (без приобретения УЭО статуса склада временного хранения).

2. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

3. Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (включая завершение таможенного транзита товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе). Причем право совершать таможенные операции на территории УЭО также распространяется на те товары, в отношении которых законом установлены особые места совершения операций с ними (часть 3 статьи 86 Закона о таможенном регулировании от 27.11.2010 № 311-ФЗ).

Кроме этого статья 86 Закона о таможенном регулировании от 27.11.2010 № 311-ФЗ также наделяет УЭО, действующего в качестве декларанта товаров, а также таможенного представителя, действующего от имени и по поручению УЭО, правом осуществлять предварительное таможенное декларирование товаров, подавать неполную таможенную декларацию, осуществлять периодическое таможенное декларирование (статьи 193, 194, 211 - 215 Закона о таможенном регулировании от 27.11.2010№ 311-ФЗ).

Предусмотренные упрощения при выпуске УЭО товаров выражаются также и в процедурном аспекте. Например, установлено, что по прошествии пяти часов после направления в таможенные органы документов, необходимых для выпуска товаров, и при отсутствии выданного запрета на снятие средств идентификации с товаров разрешение считается полученным; перевозчик также вправе передать товар УЭО без получения разрешения таможенных органов назначения. С момента принятия товаров от перевозчика они считаются выпущенными (часть 1, 2 статьи 87 Закона о таможенном регулировании от 27.11.2010 № 311-ФЗ).

Операции, связанные с таможенным контролем и таможенным декларированием товаров, за исключением отдельных товаров (пункт 3 статьи 41 ТК ТС), могут проводиться в более комфортном режиме и предполагают более эффективное прохождение таможенных процедур. Однако возможность их применения поставлена в зависимость от получения компанией статуса УЭО и требует выполнения определенных условий.

Условия.

Прежде всего, в соответствии со статьей 38 ТК ТС, статьей 85 Закона о таможенном регулировании от 27.11.2010 № 311-ФЗ, статус УЭО может получить только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федеоации.

Таким образом, с одной стороны УЭО может быть только юридическое лицо, которое внесено в реестр УЭО только одного государства - члена Таможенного союза (Белоруссии, Казахстана, России) и цель ввоза товаров должна быть сопряжена с их использованием в производственной и иной предпринимательской деятельности.

С технической стороны статус УЭО присваивается юридическому лицу таможенными органами путем внесения информации об обществе в реестр УЭО и выдачи соответствующего свидетельства. Для получения указанного свидетельства претендент подает в уполномоченные таможенные органы ряд документов, которые, в свою очередь, подтверждают исполнение всех требований, перечисленных в Законе о таможенном регулировании в РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ст. 90 Закона № 311-ФЗ), включая следующие.

Обеспечение.

УЭО обязаны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Пункт 1 ст. 39 ТК ТС устанавливает в отношении этого условия дифференцированный подход: в качестве общего правила устанавливается сумма, эквивалентная 1 млн. евро, однако лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на день предоставления такого обеспечения.

По выбору плательщика обеспечение предоставляется денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества (ст. 86 ТК ТС).

Документы, подтверждающие предоставление таможенному органу обеспечения, могут быть представлены заявителем после получения от таможенного органа уведомления о подтверждении соблюдения иных условий не позднее 30 дней со дня направления предварительного решения таможенного органа о соблюдении иных условий включения (ч. 6 ст. 90 Закона № 311- ФЗ).

^ Отсутствие правонарушений.

Компания также должна подтвердить отсутствие фактов неоднократного (два раза и более) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям в совокупности составила 500 тыс. руб. и более (п. 5 ст. 39 ТК ТС, ч. 2 ст. 88 Закона № 311- ФЗ).

Указанное требование подразумевает девять составов правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП):

- незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1 КоАП);

- недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП);

- несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП);

- представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП);

- недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них (ст. 16.9 КоАП);

- непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП);

- представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоАП);

- незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП);

- нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП).

^ Отсутствие судимости за совершение преступлений.

Для получения статуса УЭО для руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация совершения таможенных операций и (или) их совершение, а также для руководителя и сотрудников, совершающих таможенные операции, таможенного представителя, который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению юридического лица, обязательным является отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности (п. 3 ч. 4 ст. 88 Закона № 311-ФЗ).

^ Продолжительность ведения внешнеторговой деятельности.

Компании необходимо также подтвердить осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств - членов Таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган (п. 2 ст. 39 ТК ТС, п. 2 ч. 4 ст. 88 Закона № 311-ФЗ). Указанный срок ведения внешнеэкономической деятельности подтверждается копиями использованных таможенных документов (п. 7 ч. 3 ст. 90 Закона № 311-ФЗ).

^ Отсутствие задолженности по таможенным платежам и налогам.

ТК ТС в качестве условия предоставления статуса УЭО предполагает также отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней (п. 3 ст. 39 ТК ТС), а также отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах государств - членов ТС (п. 4 ст. 39 ТК ТС).

^ Наличие системы учета товаров.

Наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством государств - членов ТС (п. 6 ст. 39 ТК ТС), также является необходимым требованием.

Условие о наличии системы учета товаров считается выполненным, если заявитель соблюдает следующие требования (ч. 3 ст. 88 Закона № 311-ФЗ):

- ведет бухгалтерский и налоговый учет, а также учет для таможенных целей в соответствии со ст. 96 Закона № 311-ФЗ;

- предоставляет таможенным органам доступ в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем заявителя с учетом требований законодательства РФ о защите информации;

- применяемая им система учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением товаров, предусматривает раздельный учет совершения таких операций с иностранными товарами и товарами ТС;

- применяет автоматизированную информационную систему, содержащую меры защиты информации, обеспечивающие предотвращение несанкционированного доступа к информации, возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Требование о внедрении УЭО системы учета для таможенных целей предполагает прежде всего следующее :

- ведение раздельного учета ввозимых и вывозимых товаров в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства РФ по ведению бухгалтерского и налогового учета;

- представление ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в таможенный орган отчетности нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений, предусмотренных п. 1 ст. 41 ТК ТС.

Отчетность может представляться в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе.

УЭО несет ответственность за непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

^ Исключение применения упрощенной системы налогообложения.

Пункт 1 ч. 4 ст. 88 Закона № 311-ФЗ предусматривает данное требование.

Наличие помещений для хранения товаров.

В случае применения таможенной операции временного хранения УЭО должен обеспечить нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения иностранных товаров (п. 4 ч. 4 ст. 88 Закона № 311-ФЗ).

Помещения, открытые площадки УЭО имеют статус зоны таможенного контроля. Пределы указанной зоны таможенного контроля определяются таможенным органом и УЭО в соглашении и должны иметь специальные обозначения. Вывоз товаров, находящихся под таможенным контролем, за пределы указанной зоны осуществляется с разрешения таможенного органа (ч. 2 ст. 89 Закона № 311-ФЗ).

Помещения, открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения УЭО иностранных товаров, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками УЭО), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Допустимо также хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, и иных товаров, находящихся на хранении, в одном помещении при условии их раздельного размещения, которое обеспечивается любым приемлемым для УЭО способом, позволяющим визуально отличить товары, находящиеся под таможенным контролем, от других товаров (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями).

Допускается хранение насыпных, наливных товаров, находящихся под таможенным контролем, совместно с товарами того же вида и качества, находящимися на хранении.

Требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий УЭО, осуществляющего производственную деятельность, таможенными органами не устанавливаются (ст. 89 Закона № 311-ФЗ).

Права на указанные объекты подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации прав на помещения и (или) открытые площадки или договором аренды (субаренды) помещения или земельного участка, на котором расположена открытая площадка, зарегистрированного в установленном порядке. Прилагаются также план (чертеж) складского помещения с указанием планируемого места нахождения товаров, находящихся под таможенным контролем; план (чертеж) открытой площадки с указанием размеров и расположения этой площадки на производственной территории (п. 8 ч. 3 ст. 90 № 311-ФЗ).